Методы медицинского обследования ребенка с отклонениями в развитии

Методы медицинского обследования ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Глава 3 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дополнительная

Основная

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А.Стребелевой. — М., 1998.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психо-логический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: Методы и средства: Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998.

Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С.Выготский и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.

Ульенкава У. В., Лебедева О. С. Ораганизация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Один из основных принципов диагностики нарушенного развития — комплексный подход — означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка всеми необходимыми специалистами (врачами, дефектологами, психологами) и охватывает не только познавательную деятельность, но поведение, эмоции, волю, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, изучение ребенка включает как медицинское, так и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование проводится врачами (педиатром: или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом). Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляют педагог-дефектолог и психолог.

Медицинское обследование, как правило, начинается с изучения данных анамнеза.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

В семейном анамнезе анализируются сведения о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственных вредностей и длительность работы с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка учитывает, как протекала у матери беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме.

Читайте также:  Дальнейшего развития школ для вашего ребенка

Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер преди постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

При обследовании ребенка от рождения до 1 года врач-педиатр обращает внимание на следующие диагностические показатели, отмечая их в своих записях:

– характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций;

– особенности сна, аппетита, длительность вскармливания грудью;

– динамика эмоционального и интеллектуального развития;

– преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости;

– воспитывается ли ребенок дома или в яслях.

При обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет фиксируются особенности его развития, их соответствие возрастным показателям. Отмечается состояние вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании развития моторики характеризуется степень подвижности ребенка, наличие вялости или двигательной расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования ребенка устанавливается наличие врожденных и приобретенных пороков развития.

Исследуется состояние полости рта (миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, измеряется артериальное давление, устанавливается наличие или отсутствие аллергических явлений.

При неврологическом обследовании врач-невропатолог обращает внимание на особенности формы лица и черепа, размеры черепа, врожденные или приобретенные пороки и дисплазии, гидроцефальные стигмы. Затем исследуются черепно-мозговые нервы. Описывается тонус жевательной мускулатуры, состояние слюноотделительной функции, ширина и симметричность глазных щелей, оскал зубов, движения бровей и век, лба, сохранность актов глотания, движения языка, наличие его тремора и т.д.

Далее обследуется состояние двигательной сферы: объем движений, их точность, плавность, тонус мышц, их сила. Отмечается наличие атрофии, спастических явлений, дистонии, гипотонии, параличей, парезов, гиперкинезов. Определяется координация движений, фиксируются патологические особенности походки.

Исследуются различные виды чувствительности, описываются менингиальные симптомы. При исследовании состояния рефлекторной сферы определяется равномерность, живость и симметричность сухожильных рефлексов, описываются патологические рефлексы. Фиксируется наличие и характер энуреза.

В беседе выясняется состояние вегетативной сферы: переносимость жары, холода, изменение аппетита, ощущение сердцебиений, наличие немотивированного субфибрилитета или склонность к субнормальной температуре.

Итог осмотра ребенка врачом-невропатологом — неврологический диагноз. Необходимо отметить, что ценные дополнительные сведения могут быть получены при использовании краниографии и ЭЭГ, ЭхоЭГ.

С помощью краниографии устанавливаются врожденные дефекты костей черепа, раннее расхождение/заращение черепных швов. Метод помогает диагностировать органические поражения головного мозга, выявить указания на возможное повышение внутричерепного давления (усиление рисунка пальцевых вдавлений).

Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует биотоки мозга. Функционирование головного мозга сопровождается биоэлектрическими процессами. При возбуждении в нервных клетках тканей мозга возникает разность потенциалов, которая регистрируется и измеряется при помощи высокочувствительных аппаратов — электроэнцефалографов, усиливающих и записывающих биопотенциалы головного мозга.

Читайте также:  Двигательное развитие ребенка до года

При визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание на наличие волн, различающихся по частоте колебаний, амплитуде, форме, регулярности, выраженности реакции на внешние раздражения.

Формирование ЭЭГ, характерной для взрослого, происходит постепенно; в связи с этим правильная оценка ЭЭГ-показателей возможна с обязательным учетом возраста ребенка.

Специфических изменений ЭЭГ, характерных только для определенного патологического процесса, не существует. Тем не менее, ряд патологических паттернов чаще наблюдается при некоторых нервно-психических состояниях (эпилепсия, резидуально-органи-ческие поражения). ЭЭГ-данные должны сопоставляться с результатами клинического исследования, которое имеет решающее значение для установления диагноза.

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — ультразвуковой метод исследования. Используется, в частности, для получения сведений о степени расширения III желудочка мозга, что позволяет косвенным образом судить о возможном повышении внутричерепного давления.

При установлении влияния на развитие ребенка того или иного дефекта очень важны данные о состоянии анализаторов.

Офтальмологическое обследование включает определение остроты зрения, состояние глазного дна; исследуются поля зрения, цветовое зрение, глазодвигательные функции. Исследование глазного дна позволяет косвенно судить о состоянии сосудистой системы мозга, изменениях мозговой гемодинамики; отек соска зрительного нерва свидетельствует о повышении внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии). В условиях повышенного внутричерепного давления вены глазного дна расширяются, становятся извитыми; калибр вен превышает калибр артерий.

Отоларингологическое обследование — врач выясняет способность ребенка воспринимать на слух речь шепотную и разговорной громкости. Затем определяется максимальное расстояние, с которого ребенок может воспринять на слух и воспроизвести произносимые врачом слова и фразы. Если во время обследования возникает подозрение, что у ребенка имеют место нарушения слуха, необходимо направить его на консультацию к аудиологу, который определяет необходимость аудиологического исследования.

Психическое состояние оценивается детским психиатром (психоневрологом). Прежде всего отмечаются особенности внешнего вида и поведения ребенка: выразительность, адекватность мимики, особенности позы, движений, походки, гиподинамия либо двигательное беспокойство, расторможенность. Анализируются отношение к беседе, ориентировка в месте, во времени и собственной личности.

Особенности интеллектуального развития ребенка подробно исследуются в процессе психологического, педагогического и логопедического обследования. Тем не менее в беседе с ребенком врач фиксирует особенности его внимания, некоторые особенно-

39 сти памяти, мышления, речи. Описываются особенности эмоциональной сферы ребенка, его настроения: безразличие, холодность, эмоциональная вялость либо раздражительность, дурашливость и т. п. Фиксируется наличие эмоциональной лабильности, истощае-мости, склонности к аффектам, наличие тоски, страхов, навязчивых переживаний. В беседе выявляются особенности сферы инстинктов и влечений: наличие повышенной сексуальности, чрезмерное влечение к еде либо отказ от пищи, склонность к бродяжничеству и т. п. В процессе беседы иногда могут быть выявлены и психотические расстройства: нарушение сознания, галлюцинации, бред.

На основании клинического изучения ребенка врач-психиатр (психоневролог) формулирует психиатрический диагноз.

Как мы уже указывали, медицинское обследование ребенка и установление клинического диагноза выполняется врачами, но педагог и психолог должны знать полученные данные. Материалы врачебных заключений не только помогут специалистам образовательных учреждений выбрать правильную тактику психолого-педагогического изучения ребенка, но и определят содержание коррекционно-педагогического воздействия в условиях того учреждения, где ребенок будет находиться.

Читайте также:  Развитие восприятия цвета ребенка

Для того чтобы сделать образовательно-воспитательный процесс максимально эффективным, необходимы не только сведения о здоровье ребенка, его физическом развитии, но и знание таких индивидуальных особенностей, как задатки и способности, интересы и склонности и т.д., т.е. психологическое и педагогическое изучение детей. Только при этом условии можно добиться полноценного развития ребенка и своевременно оказывать ему необходимую помощь на каждом возрастном этапе. Безусловно, педагогическое и психологическое изучение тесно связаны и их трудно разделить — это единый процесс. И тем не менее, чтобы сориентировать специалистов в отдельных проблемах, от которых в большей мере зависит успешность обучения и формирование личности, мы кратко рассматриваем каждый из них в отдельности.

Источник

Методическая разработка
«Методы  обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в
Метод обследования
1. Изучения данных анамнеза
1) семейный анамнез
развитии»
 (в таблице).
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО Красно­Дубравского 
детского дома­интерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С. 
2016 г.
Описание метода





анализируются сведения о семье ребенка и 
наследственности;
описывается состав семьи, возраст и 
образовательный уровень каждого из ее членов, 
характерологические особенности родителей;
 фиксируются психические, неврологические, 
хронические соматические заболевания 
родственников, патологические особенности их 
физического облика:
описываются семейно­бытовые условия, в которых 
воспитывается ребенок, место и характер работы 
родителей, в частности наличие производственных 
вредностей и длительность работы с ними; 
дается оценка взаимоотношений в семье, отношения 
к ребенку;
 фиксируются случаи приверженности одного или 
2) личный анамнез 
ребенка
обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
учитывает, как протекала у матери беременность, не
было ли токсикоза, соматических заболеваний, 
резус­конфликта, длительного приема 
лекарственных препаратов и других вредностей;
описываются особенности родов, наличие признаков 
асфиксии плода, родовой травмы, патологического 
предлежания плода;
отмечается характер помощи во время родов и 
затраченное на оживление плода время;
указывается, не было ли у ребенка врожденных 
пороков развития, судорог, признаков желтухи;
отмечается вес при рождении и время начала 
кормления, срок пребывания в роддоме;
 перечисляются перенесенные ребенком 





 ­ характер роста, вес, особенности развития 
­ особенности сна, аппетита, длительность 
заболевания, указывается их острота, характер, 
длительность, лечение, наличие осложнений;
 фиксируются случаи судорожных и других 
пароксизмальных состояний; отмечается, в каком 
возрасте они возникли, описывается характер 
припадков и эпилептических эквивалентов, их 
распределение во времени, характер пред­ и пост 
припадочных состояний, отмечается 
противосудорожное лечение, его регулярность и 
эффективность.
­ динамика эмоционального и интеллектуального 
­ преобладающее настроение, наличие вялости или 
Примечание.
Обследование ребенка от рождения до 1 года врач­педиатр 
обращает внимание на следующие диагностические 
показатели, отмечая их в своих записях:

перцептивных и локомоторных функций;

вскармливания грудью;

развития;

возбудимости;

­ воспитывается ли ребенок дома или в яслях.
Обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет 
фиксируются особенности его развития, их соответствие 
возрастным показателям. Отмечается состояние 
вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, 
переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, 
его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании 
развития моторики характеризуется степень подвижности 
ребенка, наличие вялости или двигательной 
расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие 
навыков опрятности и самообслуживания.
В процессе медицинского обследования ребенка 
устанавливается наличие врожденных и приобретенных 
пороков развития.
Исследуется состояние полости рта (миндалин, 
носоглотки), желудочно­кишечного тракта, дыхательной, 
сердечно­сосудистой, мочеполовой систем, измеряется 
артериальное давление, устанавливается наличие или 
отсутствие аллергических явлений.



врач­невропатолог обращает внимание на 
особенности формы лица и черепа, размеры черепа, 
врожденные или приобретенные пороки и дисплазии,
гидроцефальные стигмы;
 исследуются черепно­мозговые нервы;
описывается тонус жевательной мускулатуры, 
состояние слюноотделительной функции, ширина и 
симметричность глазных щелей, оскал зубов, 
3. Неврологическое 
обследование 




движения бровей и век, лба, сохранность актов 
глотания, движения языка, наличие его тремора и 
т.д.;
обследуется состояние двигательной сферы: объем 
движений, их точность, плавность, тонус мышц, их 
сила;
отмечается наличие атрофии, спастических явлений,
дистонии, гипотонии, параличей, парезов, 
гиперкинезов;
определяется координация движений, фиксируются 
патологические особенности походки;
исследуются различные виды чувствительности, 
описываются менингиальные симптомы;
при исследовании состояния рефлекторной сферы 
определяется равномерность, живость и 
симметричность сухожильных рефлексов, 
описываются патологические рефлексы;
 фиксируется наличие и характер энуреза;

в беседе выясняется состояние вегетативной сферы: 
переносимость жары, холода, изменение аппетита, 
ощущение сердцебиений, наличие 
немотивированного субфибрилитета или склонность
к субнормальной температуре.
4. Краниография
(Метод помогает 
диагностировать 
органические поражения 
головного мозга, выявить 
указания на возможное 
повышение внутричерепного 
давления (усиление рисунка 
пальцевых вдав­лений).
5.Электроэнцефалография 
(ЭЭГ) регистрирует биотоки 
мозга.
6. Эхоэнцефалография 
(ЭхоЭГ) ­ ультразвуковой 
метод исследования.
Итог осмотра ребенка врачом­невропатологом ­ 
неврологический диагноз.


устанавливаются врожденные дефекты костей 
черепа, раннее расхождение/заращение черепных 
швов. 
при визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание на 
наличие волн, различающихся по частоте колебаний,
амплитуде, форме, регулярности, выраженности 
реакции на внешние раздражения.
ЭЭГ­данные должны сопоставляться с результатами 
клинического исследования, которое имеет решающее 
значение для установления диагноза.


используетсядля получения сведений о степени 
расширения III желудочка мозга, что позволяет 
косвенным образом судить о возможном повышении 
внутричерепного давления;
при установлении влияния на развитие ребенка того 7. Офтальмологическое 
обследование
8. Отоларингологическое 
обследование
9. Психическое состояние
или иного дефекта очень важны данные о состоянии 
анализаторов.




определение остроты зрения, состояние глазного 
дна; 
исследуются поля зрения, цветовое зрение, 
глазодвигательные функции;
исследование глазного дна позволяет косвенно 
судить о состоянии сосудистой системы мозга, 
изменениях мозговой гемодинамики; отек соска 
зрительного нерва свидетельствует о повышении 
внутричерепного давления (внутричерепной 
гипертензии);
в условиях повышенного внутричерепного давления 
вены глазного дна расширяются, становятся 
извитыми; калибр вен превышает калибр артерий.


врач выясняет способность ребенка воспринимать на
слух речь шепотную и разговорной громкости;
оопределяется максимальное расстояние, с 
которого ребенок может воспринять на слух и 
воспроизвести произносимые врачом слова и фразы. 
Если во время обследования возникает подозрение, что 
у ребенка имеют место нарушения слуха, необходимо 
направить его на консультацию к аудиологу, который 
определяет необходимость аудиологического 
исследования.





отмечаются особенности внешнего вида и поведения
ребенка: выразительность, адекватность мимики, 
особенности позы, движений, походки, гиподинамия 
либо двигательное беспокойство, 
расторможенность;
анализируются отношение к беседе, ориентировка в 
месте, во времени и собственной личности;
особенности интеллектуального развития ребенка 
подробно исследуются в процессе 
психологического, педагогического и 
логопедического обследования;
в беседе с ребенком врач фиксирует особенности 
его внимания, некоторые особенности памяти, 
мышления, речи;
описываются особенности эмоциональной сферы 
ребенка, его настроения: безразличие, холодность, 
эмоциональная вялость либо раздражительность, 
дурашливость и т.п.;
 фиксируется наличие эмоциональной лабильности, 
истощаемости, склонности к аффектам, наличие 
тоски, страхов, навязчивых переживаний; 
выявляются особенности сферы инстинктов и 
влечений: наличие повышенной сексуальности, 
чрезмерное влечение к еде либо отказ от пищи, 
склонность к бродяжничеству и т.п. 
На основании клинического изучения ребенка врач­
психиатр (психоневролог) формулирует психиатрический 
диагноз.
Как мы уже указывали, медицинское обследование ребенка 
и установление клинического диагноза выполняется 
врачами, но педагог и психолог должны знать полученные 
данные. Материалы врачебных заключений не только 
помогут специалистам образовательных учреждений 
выбрать правильную тактику психолого­педагогического 
изучения ребенка, но и определят содержание 
коррекционно­педагогического воздействия в условиях 
того учреждения, где ребенок будет находиться.

Источник