Методы коррекции эмоционального развития ребенка и его нарушений

Методы коррекции эмоционального развития ребенка и его нарушений thumbnail

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

Коррекционная работа может проводиться 1-2 раза в неделю. На каждого ребёнка заводится дневник наблюдений, который позволяет проследить за его поведением.

Человеческая натура обладает замечательной гибкостью, готовностью адаптироваться к окружающей среде, и наша задача – сделать эту среду наиболее благоприятной для ребёнка.

– приблизить условия детского сада к домашним;

– разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению;

– обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы;

– давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми.

С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное творчество детей и игры, содержание, организация и методика проведения которых будет направлена:

– на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;

– на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

В нашей работе мы кратко рассмотрим некоторые психологические методы коррекции.

1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности

Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл – уроки. Сказкатерапия – суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

Художественные сказки – их древняя основа – единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства: 1) окружающий нас мир – живой. 2) все имеют право на собственную жизнь. 3) разделение добра и зла и победа добра. 4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется. 5) вокруг много помощников.

Дидактические сказки – они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев – цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.

Психологические сказки – создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.

Психотерапевтические – это сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.

Медитативные – они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия – индивидуальная, – коллективная, – директивная – взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, – не директивная – спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3-4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5-6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.

б) Психодрама. – это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов. Пальчиковая драмматизация – разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.

2 Игры направленные на развитие произвольности – умение управлятьсобой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль – догонялки, соревнования – эстафета.

3 Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.

4 Игры на развитие воображения и творческого мышления.

3 Музыкатерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден – хорошее чувства и др.

Возможности музыкатерапии.

а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.

б) Улучшения эмоционального настроения.

в) Мышечная релаксация.

г) Успокоение.

д) Обогащение эмоционального мира.

Формы использования музыкотерапии.

а) На занятии в качестве фона.

б) При засыпании.

в) Для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами – выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.

4 Телесно-ориентированная терапия

Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь.

Цели этой терапии:

1 Снятие психологического напряжения

2 Снятие заторможенности, скованности.

3 Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.

Форма – релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.

Форма работы с детьми:

1 Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

2 Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.

3 Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.

4 Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли

5 Йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация.

6 Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.

Формы, виды Упражнений.

1 Сочинить свой танец.

2 Танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки».

3 Свободный танец с закрытыми глазами и др.

5 Библиотерапия

Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение

1 форма. Создать чьё-либо в жизни описание.

2 форма. Письмо некоторым частям своего тела. Письмо от части тела к тебе

3 форма. Описать сильное переживание своей жизни в 5 строках, в рифме.

4 форма. Придумать сказку на любую тему.

6 Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. 1) Восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. 2) Самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

1 Дать социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств.

2 Получить богатый материал для диагностики.

3 Проработать мысли и чувства, которые находятся под запретом или подавлены. Сконцентрировать внимание на своих чувствах, ощущениях.

Существуют определённые формы работы.

1 Спонтанноерисование. Выдаются бумага и средства рисования. Специального задания не даётся. Можно включить спокойную музыку. Глаза слегка прикрыты и рука сама водит по бумаги так, как ей хочется. Это учит вслушиваться в себя, выражать свои чувства, посмотреть на свой мир со стороны. Умение понимать мир другого через рисунки.

2 Ассоциативноерисование – это рисунки на тему: «Моя болезнь», «Мой дом» и т.д. Берутся темы из области чувств и взаимоотношений.

3 Рисованиечувства. Берётся секундомер или песочные часы, в течении минуты смотрим на цветок, а потом рисуем не цветок, а свои эмоции и ощущения, которые вы испытывали глядя на него.

4 Рисование пальцами рукиног. Такое рисование даёт чувство наслаждения, понятия настроения, снятия скованности

5 Рисованиемузыки.

Основные условия занятий по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие цели как например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

Более подробно в нашей работе мы рассмотрим изобразительное творчество – Арт-терапия.

Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Ещё в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребёнка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка.

В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребёнка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребёнка. Это бесформенные и хаотичные каракули, схемы, пиктограммы и собственно-художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.

В схематичных изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации.

В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых и неврозов у детей.

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже сама преобладание серых тонов и доминирование чёрного цвета в рисунках подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчётливых, но пересекающихся линий. При заторможенности, замкнутости и тем более беспокойстве дети рисуют мало предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочерёдно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице», «Во дворе», «Дома», «Семья» «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детям принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нём каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых занятиях в группе выбираются самими детьми. Это может быть домик, машина, дерево, затем мишка, собака, птичка, человечек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть за столиками, и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

После предварительных занятий, можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчёркивать успехи других.

Например, в рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними, то же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающем на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов в чрезмерную опеку в семье. На рисунке «Дома» изображается какая-либо семейная сценка, вроде «папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находятся в дальнем углу, а бабушка стоит».

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего, даётся инструкция нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. При анализе рисунка следует учитывать возможность не только объективного отражения семейной ситуации, но и установку на её изменение в благоприятную для ребёнка сторону. Всё же имеет значение порядок и близость расположения фигур и особое место, где находится сам ребёнок: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребёнка. Наконец, общая цветовая гамма с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Тема «Самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходящих с детьми. Большинство из них предпочитает отображать в рисунке хорошее, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

В данном параграфе мы описали основные методы коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Подробно остановились на одной из ведущих и эффективных методиках арт-терапии признанной многими психологами мира. Для подтверждения данной версии эмоциональных нарушений у старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников.

Источник

По данным медицинской статистики последних лет увеличилось число детей с нарушениями эмоциональной сферы. В 50% случаев у детей, окончивших младшую школу, это выражается уже в развитии нервных заболеваний. Своевременное решение эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста имеет большое значение и может помочь решить ряд проблем в дальнейшей жизни. Среди них можно отметить некоторые проблемы кризиса 7 лет, трудности адаптации к школе, страх отвечать у доски.

Исходя из этого положения, отслеживать и корректировать эмоциональное состояние ребенка важно на дошкольном этапе.

Существует множество диагностических методик, нацеленных на выявление эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Большинство  из них – проективные, имеющие как ряд преимуществ, так и недостатков. Главным преимуществом, делающим данные методики незаменимыми в работе с детьми, является возможность выразить свои чувства и свой внутренний мир через рисунок, сказку или игру даже тогда, когда словами это выразить невозможно. В частности, тогда, когда рисунок дошкольника еще не стал стереотипным, как у взрослого, дети действительно рисуют чувства, рисуют свое состояние «здесь и сейчас». 

Но, тем не менее, отсутствие единых стандартов и, главным образом, субъективность интерпретации проективных методик, являются большим недостатком использования их в диагностике.

И здесь большим подспорьем могут стать обязательные беседы, проводимые после каждой методики, а также  анкеты, заполняемые родителями и воспитателями, тесты. Кроме того, эмпатийное слушание, безоценочность, наблюдательность и интуиция психолога являются инструментами, помогающими проводить диагностику.

Исходя из актуальности темы коррекции эмоционального состояния детей, мы провели исследование, цель, которого заключалась в разработке и апробации программы коррекции эмоционального состояния для детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель была конкретизирована в следующихзадачах:

1. Провести диагностику эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста.

2.         Разработать и апробировать программу коррекции эмоционального состояния для детей старшего дошкольного возраста.

3.  Провести диагностику эффективности разработанной коррекционной программы.

Гипотезой исследования послужило предположение, что разработанная коррекционная программа положительно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой проведенной работы явились положения о природе и характеристике эмоций, описанные в теории дифференциальных эмоций К. Изарда, а также положения о значении эмоционального состояния, как функционального фона, на котором происходят все процессы личностно-средового взаимодействия, предложенные В.Н. Мясищевым.

Методологической основой исследования выступили положения А.И. Захарова, А.М. Прихожан,  И.И.Мамайчук, А.В. Микляевой и других российских и зарубежных психологов, занимавшихся разработкой методов диагностики и коррекции эмоционального состояния.

Исследование проводилось на базе комбинированного детского сада Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в 2 логопедических группах, общее количество детей – 30 человек, возраст – 5-6 лет.

Какие же методики использовались для проведения диагностики.

В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич под руководством И.И. Мамайчук был разработан и апробирован опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Опросник заполняется педагогами или родителями. Данный опросник был использован в диагностической работе исследования.

Далее, была проведены методики «Дом – Дерево – Человек», «Тест тревожности», Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Для выявления детских страхов была проведена методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, модификация М.А.Панфиловой).

По результатам диагностики группа детей охарактеризовалась высоким уровнем тревожности; средним уровнем агрессии. Страхи выявлены у всех детей, 12 испытуемых показали высокий уровень страхов, что составляет 43% всей выборки, но у большинства девочек страхи находятся на уровне нормы, у мальчиков отмечается высокий уровень страхов. Высокие показатели по шкале тревожности свидетельствуют о  склонности данных детей переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий, в разлуке с матерью, неприятии со стороны сверстников.

Интересны  тенденции и закономерности, выявленные при помощи корреляционного анализа, выполненного с помощью непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена. Далее приведены лишь некоторые из них:

1) уровень тревожности, уровень страхов и степень эмоционального неблагополучия (r=0,615, p=0,000), (r=0,452, p=0,012): чем более выражен показатель уровня тревожности и показатель уровня страхов обследованных детей старших дошкольных групп, тем выше степень эмоционального неблагополучия; следовательно, снижая один показатель, будет снижаться другой;

2) уровень страхов и уровень агрессии (r=0,468, p=0,007): выявлена взаимосвязь между уровнем агрессии и страхов у детей старшего дошкольного возраста. Чем больше страхов испытывают дети, тем больше агрессии они проявляют, и наоборот;

3) уровень страхов и враждебность (r=0,371, p=0,043): чем выше уровень страхов у детей старшего дошкольного возраста, тем большая враждебность у них выявлена, и наоборот.

По показателям эмоционального неблагополучия, тревожности, агрессии и страхам, была сгруппирована экспериментальная группа. В нее вошли 13 детей – 8 мальчиков, 5 девочек.

По итогам диагностики была разработана и апробирована на экспериментальной группе коррекционная программа, целью которой стало создание условий для преодоления страхов, агрессии и тревожности у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  • Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  • Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  • Содействовать развитию коммуникативных навыков.

В программе использовались следующие методы и техники:

1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности.

2. Игротерапия. Снижение напряженности, мышечных зажимов. Коррекция агрессии, тревожности, страхов. Повышение уверенности в себе.

3. Психогимнастика. Снижение мышечных зажимов, напряжения.

4. Арт-терапия (изотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия). Актуализация негативных эмоциональных состояний, их коррекция.

В структуре занятий присутствуют игры на релаксацию, на развитие эмоциональной сферы, на выражение и коррекцию негативных эмоциональных состояний.

В процессе работы использовались упражнения О.Н. Истратовой (2013), И.Е. Кулинцовой (2011), И.И. Мамайчук (2010), Р. Пентина (2012), О.В. Хухлаевой (2013), а также авторские игры и упражнения.

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста состоит из цикла занятий длительностью 5 часов, т.е. 10 занятий. Продолжительность занятия – 30 мин.

Основное содержание коррекционной программы:

Занятие 1 «Знакомство и сплочение»

Цель: установка положительных эмоций в группе, снятие скованности, развитие умения работать в команде, повышение самооценки.

Занятие 2 «Коррекция тревоги»

Цель: коррекция тревожности, избавление от зажимов. Развитие умения проявить свои чувства, проработка тревоги с помощью арт-терапии.

Занятие 3 «Коррекция агрессии – что меня обижает»

Цель: тренировка саморегуляции, коррекция агрессии. Отреагирование гнева вербальными способами. Замена обидного на смешное. Отреагирование обид. Расширение способов снятия агрессии.

Занятие 4 «Коррекция агрессии – когда я злюсь»

Цель: обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. Отреагирование гнева через движение. Тренировка коммуникативного навыка.

Занятие 5 «Коррекция страхов»

Цель: снятие мышечных зажимов, повышение уверенности ребенка, проработка детских страхов. Развитие произвольного поведения.

Занятие 6 «Страх темноты»

Цель: устранение, либо частичное обесценивание страха темноты посредством сказкотерапии и арт-терапии, снятие мышечных зажимов.

Занятие 7 «Страх вымышленных героев»

Цель: обесценивание страшного путем трансформации его в доброе или смешное.

Занятие 8 «Страх боли»

Цель: тренировка терпения, обесценивание страха уколов, врачей путем проигрывания ситуаций.

Занятие 9 «Я уверен в себе»

Цель: закрепление полученного материала, развитие произвольного поведения, повышение уверенности в себе.

Занятие 10. «Заключительное»

Цель: закрепление полученного опыта.

В процессе занятий сохранялся положительный эмоциональный фон, дети проявляли интерес к упражнениям, охотно включались в процесс занятия. Особый интерес вызвали упражнения, связанные с проработкой страхов.

В процессе беседы выявилось, что самыми часто встречающимися страхами в данной группе был страх темноты, вымышленных героев и страх боли. Следовательно, нами было решено провести занятия по коррекции данных страхов.

По итогам проведения коррекционной программы для выявления ее эффективности была проведена повторная диагностика.

Достоверность статистической значимости различий до и после завершения работы доказана по T-критерию Вилкоксона для связанных  выборок; достоверность статистической значимости различий между экспериментальной и контрольной группами на завершающем этапе работы доказана по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.

Поскольку наиболее влиятельными факторами в исследовании являлись тревожность, страхи и агрессия, то анализ эффективности проведен по этим показателям.

Для повторной диагностики была использована методика «Несуществующее животное», результаты по шкале тревожности сравнивались с результатами методики «Дом Дерево Человек», проведенной в начале исследования.

Достоверность различий, установленная с помощью T-критерия Вилкоксона для зависимых выборок, свидетельствует о том, что на начало и завершение работы с дошкольниками значимо различается показатель тревожности (р=0,002).

Полученные в ходе статистической обработки данные свидетельствуют о том, что на начальном этапе исследуемый показатель был более выражен, чем на завершающем этапе. Установленные различия являются статистически значимыми.

Полученный результат свидетельствует об эффективности групповой работы со старшими дошкольниками по коррекции тревожности.

Для анализа динамики показателя «Страхи» была проведена методика «Незаконченные предложения».

Важным наблюдением стало то, что представители экспериментальной группы в числе своих страхов меньше называли страх темноты, в отличие от контрольной группы. Именно данный страх был проработан успешно. Это может свидетельствовать о положительной динамике разработанной программы, в частности, Занятия 6 «Страх темноты».

Достоверность различий, установленная с помощью T-критерия Вилкоксона для зависимых выборок, свидетельствует о том, что на начало и завершение работы с дошкольниками значимо различается показатель страхов (р=0,002). Полученные в ходе статистической обработки данные свидетельствуют о том, что на начальном этапе исследуемый нами показатель был более выражен, чем на завершающем этапе. Установленные различия являются статистически значимыми.

Результаты сравнительного анализа показывают статистически значимые различия в контрольной и экспериментальной группе по показателю тревожности.

Различия в достижениях экспериментальной и контрольной группы по показателю агрессии статистически незначимы, но есть явные различия в их динамике: за период экспериментальной работы эти показатели несколько выросли в контрольной группе и снизились в экспериментальной группе.

Хотя показатель страхов между экспериментальной и контрольной группой различается статистически незначительно, тем не менее, есть различия в его динамике: в контрольной и экспериментальной группе за период работы страхов стало проявляться меньше.

Анализ эффективности показал, что разработанная и апробированная программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста обуславливает улучшение эмоционального состояния, коррекцию тревожности, уменьшение количества страхов. Хотя показатель агрессии изменился статистически незначительно, тем не менее, произошла его коррекция.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста произошли положительные изменения в их эмоциональном состоянии, а именно снизился уровень тревожности, агрессии и страхов. Выраженность данных изменений позволяет утверждать, что проведенная коррекционная программа положительно влияет на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста.

Главным выводом данной работы стало то, что разработанная и апробированная программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста обуславливает улучшение эмоционального состояния, коррекцию тревожности, уменьшение количества страхов. Главная гипотеза исследования подтвердилась.

Именно интеграция разных методов – игротерапии, изотерапии, сказкотерапии, музыкальной терапии, психогимнастики и др.- может играть решающую роль в  коррекции эмоционального состояния детей. Положительный эмоциональный настрой, групповая работа, поддержка сверстников и взрослого, релаксация, чередование подвижных и неподвижных игр, поддержка постоянного интереса участников к занятиям – является неотъемлемыми и важнейшими инструментами для достижения цели. Создание безопасной атмосферы, доверительных отношений также являются важной частью коррекционной работы. Исключительно важную роль играет личность психолога.

Дети охотно раскрываются на групповых занятиях, делятся переживаниями. Важно выслушивать каждого ребенка, обращать внимание на поведенческие проявления. Отказ от выполнения задания может быть важным диагностическим моментом, требует индивидуальной проработки по завершению группового занятия.

Данная коррекционная программа может быть основой для более длительных тренингов, она лишь задает направление для работы молодым специалистам, представляя собой пример интеграции разных методов работы с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Данные исследования могут быть применены в различных областях педагогической практики, как воспитателями, так и в практике психологического консультирования при рассматривании вопросов, связанных с проблемами эмоционального развития детей.

Источник