Методы коррекции эмоционального развития ребенка

Методы коррекции эмоционального развития ребенка thumbnail

Сания Арюкова

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность проблемы:

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Возможные причины:

• гедонистическая мотивация;

• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);

• вторая зрелость родителей;

• разрушение принадлежности к полу;

• деструктивная динамика института семьи (разводы);

• комфортное одиночество;

• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);

• инстинкты второго порядка;

• напряжение социальных эмоций;

• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.

Задачи:

1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.

Алгоритм применения технологии в

практической профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.

2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.

3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.

Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.

Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей

3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).

Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:

• психогимнастика (этюды “Штанга”, “Шалтай-болтай”, “Это я! Это мое!”, психомышечные упражнения “Фея сна”); пальчиковая гимнастика с речитативом (“Очки”, “Стул”, “Стол”, “Пальчики играют”);

• игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки – упражнения на расслабление-напряжение (“Половинка”, “Тучка и солнышко”, “Медуза”);

• функциональные упражнения (“Послушать тишину”, “Костер”, “Колпак мой треугольный”, “Черепаха”);

• когнитивные упражнения (“Чаша доброты”, “Движение”);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика (“Лифт”, “Ладони”);

• релаксация (“Поза покоя”, “Кулачки”); аутотренинг (“Волшебный сон”) с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

• психогимнастика (этюды “Штанга”, “Шалтай-болтай”, “Это я! Это мое!”, психомышечные упражнения “Фея сна”);

• пальчиковая гимнастика с речитативом (“Очки”, “Стул”, “Стол”, “Пальчики играют”); игры с бумагой, крупами, водой и песком);

• растяжки – упражнения на расслабление-напряжение (“Половинка”, “Тучка и солнышко”, “Медуза”);

• функциональные упражнения (“Послушать тишину”, “Костер”, “Колпак мой треугольный”, “Черепаха”);

Читайте также:  Развитие личности ребенка с зпр

• когнитивные упражнения (“Чаша доброты”, “Движение”);

• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);

• дыхательная гимнастика (“Лифт”, “Ладони”);

• релаксация (“Поза покоя”, “Кулачки”);

• аутотренинг (“Волшебный сон”) с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.

Источник

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:

• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);

• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

В занятиях используются следующие методические средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3. Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

Читайте также:  Речевой анамнез развития ребенка

Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции

Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты – пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• оздоровительно-профилактической гимнастики;

• физкультминуток;

• спортивных игр;

• подвижных игр (в том числе народных);

• игровых заданий и упражнений;

• досугов.

3. Игротерапия:

• сюжетно-ролевые игры;

• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

• коммуникативные игры;

• дидактические игры.

4. Арттерапия:

• рисование;

• ритмопластика;

• танец;

• музыкально-ритмические движения.

5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

• этюды;

• мимика;

• пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на:

• организацию совместной деятельности;

• составление рассказов;

• организацию театрализованных игр и т. п.

10. Использование наглядных пособий:

• фотографий;

• рисунков;

• схем;

• символов

Источник

Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути их коррекции и психокоррекционные технологии.

  1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте

  2. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

  3. Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

  4. Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей

  5. Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

  1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

  1. Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя

генетические факторы.

  1. Психологические причины возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

  2. К социально-психологическим причинам относятся такие факторы как семья, воспитание, роль ранних эмоциональных контактов с матерью и т.д.

  1. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.

Направления психологической коррекции эмоциональных нарушений:

– смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

– повышение их активности и самостоятельности;

– устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;

– коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции

эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы:

основные и специальные.

1. Основным методам ПК : игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации,

аутогенные тренировки, поведенческий тренинг.

2. Специальные методы : тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо

учитывать следующие факторы:

1) психологические, включающие в себя личностные характеристики ребенка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;

2) педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка; 3) клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Внутриличностный конфликт: целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции.

Межличностные конфликты: используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального еблагополучия ребенка.

Эмоциональных нарушения с учетом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состояния.

  1. Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нарушениями, а именно неврозами и

неврозоподобными состояниями.

В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Наиболее распространенным этиологическим фактором детских неврозов является психическая травма.

Виды психических травм – ситуационная и пролонгированная.

Ситуационная- неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт

Пролонгированная (хронические)- имеет более патогенное влияние на личность ребенка.

Факторы детского невроза:

  1. Особая форма личностного развития .

  2. Преневротические патохарактерологические особенности ребенка(тревожность и беспокойство ребенка).

  3. Дисгармония семейных отношений.

  4. Неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.

  5. Наличие внутриличностного конфликта у ребенка. (главный фактор)

Типы детских конфликтов, лежащих в основе невроза: (по Фрейду)

Читайте также:  Центр развития ребенка ташкент

1. Внешние конфликты – разыгрываются между личностью ребенка и объективным миром и возникают при ограничении и запрещении побуждений ребенка окружающими. С этим конфликтом сопряжены страхи перед окружающим миром (страх утраты любви, страх критики, страх кастрации и пр.).

2. Глубоко осознанные конфликты – появляются у ребенка, когда возникают

противоречия между инстинктивными желаниями и требованиями Сверх-Я. Этим конфликтам сопутствует чувство вины.

4. Внутренние конфликты – их создает ОНО, содержащее инстинкты и аффекты противоположного рода, например, любовь и ненависть, активность-пассивность и пр., воспринимаемые Я как угроза и проявляющиеся у ребенка в многочисленных страхах.

Игра как метод психологической коррекции неврозов.

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры происходит активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Формы игровой терапии (Anna Freud и Melanie Klein):

Направленная (директивная) игро- терапия предполагает активное участие

психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Функции заключаются в организации игры, в анализе ее

символического значения. Различаются два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодрамы.

Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. (игры с песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка)

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1. Способствует развитию самовыражения ребенка.

2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт.

3. Формирует саморегулирующие процессы.

Основное коррекционное воздействие установление эмпатической связи психолога с ребенком.

Для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития, физической неполноценности и пр. целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Основной целью игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Успех игровой психологической коррекции зависит от следующих факторов:

– умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;

– правильно подобранный игровой сценарий, соответствующий психогенной

ситуации;

– учет психологом индивидуально-психологических характеристик ребенка,

участвующего в коррекции;

– позитивная установка родителей на процесс психологической коррекции;

– обстановка, в которой проходит психокоррекционный процесс, где ребенок

чувствует себя комфортно и безопасно.

  1. Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей.

Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве.

Цель арт-терапии: развитие самовыражения и самопознания ребенка.

Арт-терапия включает в себя: рисуночная терапия, лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.).

Формы арт-терапии: пассивная и активная.

Пассивной форма: ребенок рассматривает картины, поделки, т. е. потребляет художественные произведения.

Активная арт-терапия: ребенок сам создает продукты деятельности. Рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Этапы коррекции страхов у детей методом рисования (Захаров):

1. За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их в

группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию.

2. На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети.

Психолог анализирует тему ребенка, которая имеет диагностическую значимость.

3. На третьем этапе занятий детям предлагаются тематические рисунки: «в детском

саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь», «мой самый страшный день».

4. Четвертый этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с

ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их.

  1. Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями

В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. В психологической литературе выделяется четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

3. Развитие навыков межличностного общения.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия

музыкотерапии авторы указывают:

– катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

– усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

– повышение социальной активности и др. (Завьялов, 1995).

Варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность.

Различают три формы рецептивной психокоррекции:

1. Коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений,

направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.

2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.

3. Результативная, способная к снижению нервно-психического напряжения.

Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта и пр.

Дети с интрапсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в усилении активности ребенка, его эмоциональности. Активирующее влияние на ребенка с эмоциональными проблемами, особенно с проблемами в межличностном общении оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.

Источник