Методы коррекции эмоционального развития ребенка
Сания Арюкова
Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность проблемы:
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Возможные причины:
• гедонистическая мотивация;
• естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
• вторая зрелость родителей;
• разрушение принадлежности к полу;
• деструктивная динамика института семьи (разводы);
• комфортное одиночество;
• рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
• инстинкты второго порядка;
• напряжение социальных эмоций;
• СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
Поэтому главной целью работы в данном направлении считаю развитие эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций, распознаванию и произвольному их проявлению.
Задачи:
1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний, умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения воспитанников ДОУ.
Алгоритм применения технологии в
практической профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Мониторинг, фронтальная и индивидуальная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
2. Подбор адекватных психокоррекционных и развивающих программ и методик.
3. Проведение групповых игровых занятий-тренингов и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоциональной сферы.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».
Основная ее цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Основу программы составляют этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, среди них упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения и т. д.
Задачи программы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. В психокоррекционной работе с детьми использую программу «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой.
Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
Эта программа удобна тем, что средства диагностики и коррекции детских страхов, представленные в ней, просты и эффективны. В ходе работы у детей развивается эмоциональная сфера (эмпатия, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательная активность (память, внимание, мышление, мелкая моторика рук, творческое воображение, речь); корригируются негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность). Также. работа по программе «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И. Е. Кулинцовой является дополнительным методом при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей
3. «Психогимнастика в детском саду» Е. А Алябьевой – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
4. Игровые мини-тренинги, представленные в программе «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» А. Л. Сиротюк развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники, используемые в психокоррекционной работе с детьми по данной технологии:
• психогимнастика (этюды “Штанга”, “Шалтай-болтай”, “Это я! Это мое!”, психомышечные упражнения “Фея сна”); пальчиковая гимнастика с речитативом (“Очки”, “Стул”, “Стол”, “Пальчики играют”);
• игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки – упражнения на расслабление-напряжение (“Половинка”, “Тучка и солнышко”, “Медуза”);
• функциональные упражнения (“Послушать тишину”, “Костер”, “Колпак мой треугольный”, “Черепаха”);
• когнитивные упражнения (“Чаша доброты”, “Движение”);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика (“Лифт”, “Ладони”);
• релаксация (“Поза покоя”, “Кулачки”); аутотренинг (“Волшебный сон”) с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
• психогимнастика (этюды “Штанга”, “Шалтай-болтай”, “Это я! Это мое!”, психомышечные упражнения “Фея сна”);
• пальчиковая гимнастика с речитативом (“Очки”, “Стул”, “Стол”, “Пальчики играют”); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
• растяжки – упражнения на расслабление-напряжение (“Половинка”, “Тучка и солнышко”, “Медуза”);
• функциональные упражнения (“Послушать тишину”, “Костер”, “Колпак мой треугольный”, “Черепаха”);
• когнитивные упражнения (“Чаша доброты”, “Движение”);
• глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
• дыхательная гимнастика (“Лифт”, “Ладони”);
• релаксация (“Поза покоя”, “Кулачки”);
• аутотренинг (“Волшебный сон”) с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Источник
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
В занятиях используются следующие методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
• принятие своего имени;
• принятие своих качеств характера;
• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции
Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты – пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
• оздоровительно-профилактической гимнастики;
• физкультминуток;
• спортивных игр;
• подвижных игр (в том числе народных);
• игровых заданий и упражнений;
• досугов.
3. Игротерапия:
• сюжетно-ролевые игры;
• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
• коммуникативные игры;
• дидактические игры.
4. Арттерапия:
• рисование;
• ритмопластика;
• танец;
• музыкально-ритмические движения.
5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
6. Психогимнастика:
• этюды;
• мимика;
• пантомимика.
7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
8. Посещение комнаты психологической разгрузки.
9. Задания, направленные на:
• организацию совместной деятельности;
• составление рассказов;
• организацию театрализованных игр и т. п.
10. Использование наглядных пособий:
• фотографий;
• рисунков;
• схем;
• символов
Источник
Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути их коррекции и психокоррекционные технологии.
Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями
Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей
Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями
Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений в детском возрасте
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.
Группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.
Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя
генетические факторы.
Психологические причины возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
К социально-психологическим причинам относятся такие факторы как семья, воспитание, роль ранних эмоциональных контактов с матерью и т.д.
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий.
Направления психологической коррекции эмоциональных нарушений:
– смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
– повышение их активности и самостоятельности;
– устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;
– коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции
эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы:
основные и специальные.
1. Основным методам ПК : игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации,
аутогенные тренировки, поведенческий тренинг.
2. Специальные методы : тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.
При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо
учитывать следующие факторы:
1) психологические, включающие в себя личностные характеристики ребенка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;
2) педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка; 3) клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.
Внутриличностный конфликт: целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции.
Межличностные конфликты: используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального еблагополучия ребенка.
Эмоциональных нарушения с учетом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состояния.
Индивидуальные формы психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями
Индивидуальную психологическую коррекцию целесообразно использовать для детей с более глубокими эмоциональными нарушениями, а именно неврозами и
неврозоподобными состояниями.
В развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы. Наиболее распространенным этиологическим фактором детских неврозов является психическая травма.
Виды психических травм – ситуационная и пролонгированная.
Ситуационная- неожиданный испуг ребенка, острый межличностный конфликт
Пролонгированная (хронические)- имеет более патогенное влияние на личность ребенка.
Факторы детского невроза:
Особая форма личностного развития .
Преневротические патохарактерологические особенности ребенка(тревожность и беспокойство ребенка).
Дисгармония семейных отношений.
Неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.
Наличие внутриличностного конфликта у ребенка. (главный фактор)
Типы детских конфликтов, лежащих в основе невроза: (по Фрейду)
1. Внешние конфликты – разыгрываются между личностью ребенка и объективным миром и возникают при ограничении и запрещении побуждений ребенка окружающими. С этим конфликтом сопряжены страхи перед окружающим миром (страх утраты любви, страх критики, страх кастрации и пр.).
2. Глубоко осознанные конфликты – появляются у ребенка, когда возникают
противоречия между инстинктивными желаниями и требованиями Сверх-Я. Этим конфликтам сопутствует чувство вины.
4. Внутренние конфликты – их создает ОНО, содержащее инстинкты и аффекты противоположного рода, например, любовь и ненависть, активность-пассивность и пр., воспринимаемые Я как угроза и проявляющиеся у ребенка в многочисленных страхах.
Игра как метод психологической коррекции неврозов.
Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка. В процессе игры происходит активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Формы игровой терапии (Anna Freud и Melanie Klein):
Направленная (директивная) игро- терапия предполагает активное участие
психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Функции заключаются в организации игры, в анализе ее
символического значения. Различаются два вида директивной игровой коррекции: сюжетно-ролевые игры и психодрамы.
Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. (игры с песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка)
Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:
1. Способствует развитию самовыражения ребенка.
2. Коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт.
3. Формирует саморегулирующие процессы.
Основное коррекционное воздействие установление эмпатической связи психолога с ребенком.
Для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития, физической неполноценности и пр. целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Основной целью игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Успех игровой психологической коррекции зависит от следующих факторов:
– умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;
– правильно подобранный игровой сценарий, соответствующий психогенной
ситуации;
– учет психологом индивидуально-психологических характеристик ребенка,
участвующего в коррекции;
– позитивная установка родителей на процесс психологической коррекции;
– обстановка, в которой проходит психокоррекционный процесс, где ребенок
чувствует себя комфортно и безопасно.
Арт-терапия как метод коррекции невротических нарушений у детей.
Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве.
Цель арт-терапии: развитие самовыражения и самопознания ребенка.
Арт-терапия включает в себя: рисуночная терапия, лепка, аппликация, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.).
Формы арт-терапии: пассивная и активная.
Пассивной форма: ребенок рассматривает картины, поделки, т. е. потребляет художественные произведения.
Активная арт-терапия: ребенок сам создает продукты деятельности. Рисунки детей отражают не только уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.
Этапы коррекции страхов у детей методом рисования (Захаров):
1. За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их в
группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию.
2. На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети.
Психолог анализирует тему ребенка, которая имеет диагностическую значимость.
3. На третьем этапе занятий детям предлагаются тематические рисунки: «в детском
саду», «на улице», «я дома», «моя семья», «что мне снится страшного», «кого я боюсь», «мой самый страшный день».
4. Четвертый этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с
ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их.
Музыкотерапия в системе психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями
В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. В психологической литературе выделяется четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
3. Развитие навыков межличностного общения.
4. Повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия
музыкотерапии авторы указывают:
– катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
– усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
– повышение социальной активности и др. (Завьялов, 1995).
Варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность.
Различают три формы рецептивной психокоррекции:
1. Коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений,
направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.
2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.
3. Результативная, способная к снижению нервно-психического напряжения.
Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта и пр.
Дети с интрапсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, улучшению настроения, особенно на начальных этапах общения с ребенком. Положительное влияние музыкотерапии проявляется также в усилении активности ребенка, его эмоциональности. Активирующее влияние на ребенка с эмоциональными проблемами, особенно с проблемами в межличностном общении оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать в группе при выполнении детьми упражнений с мячом, кеглями и пр.
Источник