Методы изучения развития ребенка младенческого возраста

, . . . , . , .
. ,
, , , , .
https://allbest.ru
1.
2.
3. ()
4.
5. .
6.
, , .
. . . .
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5. ;
6.
. , , .
1.
, , , . (.. ), . (.. , .. , 1985)
, .. – , , , , , , .
: (). . () – , ( , , , , ). : , , , . .
, 1932-1934 .., : , , .
: 1) , 2) , , 3) .
. , ( ), , . .. .
.. : . , , . . , . – () . (.146). (.., 2009)
– 2 . . . .252. (.., 1984)
. – , , .
, . : , , , , , . () , , : , . , , . . – , , .
, , , . .
1): , – – .. .
2) .
3) . , .
4) (1-2 ), .
. , , . , , , ; , .. .
, , .
– (, , ) – . : , , , (, , ). . , . , .
. : , ( ), , , , . . . ۻ. .
. . (, , , ).
: , , . -, -, , .. . . .
. – , , , . . – . , .
. . (). . .
. 0, 002 0,03. 3-4 – . 4-5 – . ( ): 16 . .
6-7 – – , 11-12 – .
8 .
: , .
. . 8 . 8 11 , . .
. : , , , . , . 2 , 6- , .
. : , ( 7-9 ), ( 4 ), . , .
, , .. .
. , – , .
, , , , .
, , , . , . (.. , 2001)
2.
1.
(). . . , . , 3 : , , . 11- . (), – , , . . | : 1). , () . 2). . 3) . 4) . 5) . 6) , . : 1). . 2) . |
( -) . , . – , , . – , , , , . . . , – (). – . , – . . . , . | , – . |
. : . 0-1.5 – . . 2 1) – 0 6 ; 2) ( 6 . . . – , – – . | : 1). . : 1). ( , ) 2) |
. 1). . . – . 0 5 , – – . – . 2).. . – . 0 7 – , . , . 3) .. : . : . : . : 1 . – 1 . , . 4) .. . 8 – , 8 – . 5) . . – . . . . . – : , , , . | : 1) . 2) , 3) 1 , . 4) : 1) . 2) . |
– . . – . – (, ). . 0 1 – . | : . : , |
– . | |
.. . 2 : 1. – 2. – – : : : : , – – – – — , . .. .. 1. : 1 . : . | 1) 2) . 3) () – , 4) – ( ) . 5) 2 – , . . 6) – . (.., 2009) |
, , :
1. – .
2. , , .
3. .
4. ,
3. ()
. , , , , . . . 258 (.., 1984)
. – . ( ).
– . . , , , , , .
, ( ) .
, , , . (, ) .
. – , . . .
– . , , . .
: 1) ; 2) , ; 3) , , ; 4) , . 2.5 . , , .
: ( ), ( ), ( )
. – . : 1) – (); 2) – (); 3) (-).
. – , :
1) ;
2) , ;
3) ;
4) ;
5) . – . 6 2 – .
– . , , , , , .
, . – – , , , , , .
:
1) ( );
2) ().
. – . .
; , , , . , , – .
– : 1) . , , ;
2) . , . , ;
3) , . .
– . – .
, , , . .
, – , , – . :
1) , ;
2) – ;
3) .
, (.. ). – . .
– – : , . , , . , .
– : 1) , ;
2) . , . ( .., 2008)
4.
(), :
1) , , ;
2) , ;
3) , .
, .
. , , .
. , . , ( ).
. – . , . .
, . .
. , – . Ÿ , .
. : , .
5. .
. , , , , , . .248 (.., 1984).
, . – . , .
. , , , . (.. ).
– , – .
.. : – – , – – . , – – .
– . , – , .
, . , , ..253 (.., 1984)
. , , , . , , .
, . – , .
– . , ; . , , . : ( -); ( ); (, ). (.., 2009)
. : , , , . , , . , . – 12 . (.., 2006)
6.
. , , .
. , , . . :
1. , ;
2. ;
3. .
) , , ;
) (.. ).
: ( ), (, ), , .
, . , , , . , . , , .
: , , , , . , , .
. , . , , , . : , . .
.
, . – ( .. ), – ( .. ). , .
, , , . , , , ( , ). . , , . , . . . .
. : : .
. – : , .
1. . . , , , .
2. . ( , , ..). :
) ( );
) ( – , , );
) ( ; ).
3. . . , . . , , . , . .
. , . : , , , .
: , , , , . , , . , .
1. . : . , , .
. . , . , , , , – . 20 – 30 , , , , . . ( .)
( , .), , 30 , , .
. , – . , , ( ) – , . . – , , .
, 30 , . .
2. . : . , , . , .
. . , , , , , . . .
. , 15 , , . (: , ! , , ! , , , ! : , , ? , , ! , ! , , ! . .). , , , . – 16 – . .
: , . . 1 – 2 , . , . , 2 . , , .
3. . : . , , .
. . . , . , , : , , . 1 . , .
.
,
: , : , : : , | 1 2 3 |
: , : , , : , , , | 1 2 3 |
: , : , , : , , | 1 2 3 |
, | 1 2 3 |
: : (), : , : , | 1 2 3 | |
, 3 | : : , – : , : ; , ( ); | 1 2 3 |
: : 1 3 : 4 , 1 1 : 4 , 2 | 1 2 3 | |
: , . .
. 3 , 3 . , , . 3 , . 3 .
. . – 2,5 – 3 – . 1,5 , , , . .
…
– . . .
[60,4 K], 18.07.2017
. , .
[58,5 K], 09.07.2011
. – , . . , .
[131,1 K], 03.06.2014
, . .
[64,3 K], 16.04.2013
. . .
[205,9 K], 09.03.2013
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Методы психологопедагогического обследования детей младенческого, раннего возраста. лекция
Диагностика нарушенного развития • Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого педагогическая диагностика. • Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно педагогическую и психологическую помощь. • Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.
Актуализация темы • Анализ качественной характеристики состояния здоровья современных дошкольников, то можно отметить высокую распространенность морфофункциональных отклонений – 75, 5- 96, 5% (С. В. Конова). • Ведущими являются нарушения опорно двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. • Наблюдения специалистов показывают, что у 12- 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30- 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений.
• В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30- 45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. • Среди учащихся 20- 30% нуждаются в специальной психолого педагогической помощи, а свыше 60% относятся к так называемой группе риска. • Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ • Ведущими теоретико методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие. • • Каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, только ему свойственной. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичных нарушений, иерархией вторичных нарушений. • • Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений, особенно по степени и выраженности нарушений. • • Диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития. • • Диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
Этапы диагностика нарушенного развития • 1. Скрининг диагностика (медицинский показатель) • – метод быстрого выявления основных заболеваний • Помогает быстро обнаружить проблемы и правильно сделать назначение • Очень непросто определить заболевание и причины его возникновения. • От правильно поставленного диагноза зависит дальнейшие рекомендации и план лечения. • • Скрининг диагностика позволяет быстро и точно определить локализацию проблем на разных уровнях и прогнозировать течение болезни. В основе таких методов лежат современные исследования и открытия.
• 2. Дифференциальная диагностика • У детей с ЗПР в соматическом состоянии благодаря ей определяются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. • В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
3. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы • выявление индивидуальных психолого педагогических особенностей ребенка; • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; • определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений.
Наиболее популярные зарубежные методы оценки психического развития детей раннего возраста от 2 -х месяцев до 2, 5 лет • тесты Т. Бразельтона, • Денверский тест развития шкалы Н. Бейли, • оценочная шкала поведения младенца Neonatal Behavioral Assessment Scale (NBAS), • «Мюнхенской функциональной диагностики развития» КИД шкала, • скриниговый опросник M CHA.
Отечественные методы оценки психического развития детей первого года жизни • «Шкала нервно психического развития» , созданная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой (1981 г. ) и дополненная Э. Л. Фрухт. «Диагностика психического развития детей первого года жизни» (О. В. Баженова, 1986), • «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 х лет» (Е. О. Смирнова, Н. Л. Галигузова, И. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, 2002).
Диагностики детей раннего возраста «Ранняя диагностика умственного развития» , разработанная Е. А. Стребелевой (1994) диагностика разработана для выявления нарушений умственного развития детей раннего возраста и разработки методов коррекции).
В условиях Дома ребёнка рекомендуется использовать следующие методики, помогающие в проведении диагностики и осуществлении коррекционного сопровождения. • Методика Пантюхиной Г. В. , Печоры К. Л. , Фрухт Э. Л. «Диагностика нервнопсихического развития детей первых трёх лет жизни» . • Она применяется к детям в возрасте от 10 дней до З х лет. На каждом возрастном этапе, помимо ведущих линий раз вития (моторики, речи, енсорики с и др. ). проверяются другие умения ребёнка по показателям возраста. На первом году жизни 8 линий развития, на втором 6 линий, на третьем 7 линий. • Нервно психическое развитие ребёнка выявляется путём наблюдения и создания специальной провоцирующей ситуации во время обследования. Для этого подбирается специальный материал, аналогичный используемому детьми в самостоя тельной деятельности. Данные, полученные при проверке и наблюдении, отмечаются в Листе учёта развития, а затем зано сятся в Карту развития ребёнка. В заключении отражается: в чём и на сколько задерживается развитие ребёнка (выявляется группа развития), и каковы отклонения в поведении. Применение этой методики позволяет оценить психомоторное развитие ребёнка.
Методика Стребелевой Е. А. : «Ранняя диагностика умственного развития» . • Она предназначена для детей 2 3 летнего возраста, оп ределяет основные параметры умственного развития: приня тые задания, адекватность их решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату сво ей деятельности. Задания позволяют выявить возможности умственного развития ребёнка (восприятие, выделение отдельных призна ков предмета, узнавание), наглядно действенного мышления и продуктивных видов деятельности (рисование, конструирова ние). Разносторонность диагностирования умственного разви тия ребёнка 2 3 лет позволяет обнаружить отклонения и опре делить пути его коррекционного обучения. Предлагаемые задания относятся к числу так называе мых невербальных методик и могут применяться для испытуе мых с любым уровнем речевого развития. При анализе результатов обследования основное внима ние следует уделять оценке возможностей ребёнка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.
• Оценка проводится в баллах следующим образом: · 1 балл даётся в тех случаях, когда ребёнок не сотруд ничает со взрослым; · 2 балла, если принимает задания, сотрудничает, само стоятельно задания не выполняет; · 3 балла, если сотрудничает, самостоятельно задания не выполняет, но после обучения переходит к самостоя тельному способу выполнения задания; · 4 балла, если ребёнок стал сразу сотрудничать, прини мает задания и самостоятельно находит способ его вы полнения. Суммарное количество баллов, получаемых при выпол нении 10 заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 40).
Разработка комплексной индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития • индивидуальная программа разрабатывается группой специалистов – участников сопровождения ребёнка с ЗПР: врач психоневролог, учитель дефектолог, учитель логопед, педагог психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
• Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. 2000. № 5. С. 86 96. • В статье три индивидуальные программы развития и воспитания ребенка раннего возраста с синдромом Дауна; раскрываются коррекционно развивающие задачи обучения и воспитания такого ребенка. Дан примерный алгоритм построения индивидуальной программы.
• Программа составляется с ориентировкой на следующие документы: • временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения; • концептуальные основы коррекционно развивающего обучения и воспитания; • программа Т. Г. Неретина «Я расту, я учусь, я радуюсь: программно методическое пособие для работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» (Магнитогорск, 2003 г. ). • программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. , 2005. • методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. – М. , 2005. • Шевченко С. Г. Готовимся к школе. Программно методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста – М. , 1998. •
Индивидуальная программа направлена на решение следующих задач: • своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке психического развития ребёнка; • предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений в психическом развитии ребёнка; • создание условий для обеспечения комплексной коррекционно развивающей работы, основанной на результатах медико социальной психолого педагогической диагностики; • повышение уровня психолого педагогической компетентности родителей.
Алгоритм разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания • Программа состоит из трех основных частей. • Первая часть общие рекомендации к проведению занятий с ребенком • (уточняются педагогические условия для проведения занятий: организация режима занятий с ребенком, уточнение места проведения занятий и подбор игрового материала).
• Вторая часть – содержание коррекционной работы с ребенком. Прописываются направления, задачи коррекционно педагогической работы с ребенком, предлагаются игры и игровые упражнения. • Задачи выстраивается по направлениям, ориентированным на основные линии развития детей: социальную, физическую и познавательную. Наряду с этим, дается содержание коррекционной работы по формированию ведущей и продуктивных видов деятельности. • Третья часть – работа специалиста с родителями. В ней представлены рекомендации специалистов к воспитанию и обучению ребенка, адресованные его близким.
Источник
Безусловные рефлексы. Сосательный и глотательный рефлекс. Они относятся к основным физиологическим рефлексам новорожденных, которые обеспечивают физическое выживание ребенка в мире. Отсутствие сосательного рефлекса у новорожденного свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Хватательный рефлекс. Во время прикосновения к ладони ребенка этот безусловный рефлекс проявляется у новорожденного сгибанием пальцев и захватыванием предмета в кулак. При нормальном развитии ребенка рефлекс ярко выражен с первых дней жизни. Если он отсутствует, у младенца могут быть проблемы с шейным отделом спинного мозга. Защитный рефлекс. Суть рефлекса состоит в том, что ребенок, уложенный на животик, приподнимает голову, чтобы не задохнуться. При этом он старается повернуть голову на бок. Отсутствие защитного рефлекса у новорожденного является следствием тяжелых патологий головного мозга или поражения верхнего шейного отдела спинного мозга. Рефлекс ползания. Данный вид рефлекса проявляется у новорожденных после третьего дня жизни и существует до четырех месяцев. Проявлением его служит отталкивание ног малыша от ладони, которая прикладывается к его ступням. Сам малыш должен лежать на животе. Проблемы с возникновением данного рефлекса могут наблюдаться у малышей, которые родились в асфиксии. Нарушения могут быть вызваны и внутричерепным кровоизлиянием, и неполадками в работе спинного мозга. Хоботковый рефлекс – выпячивание губ малыша в виде своеобразного “хоботка” в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка – одного из важнейших “сосательных” мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает. Рефлекс опоры. Данный рефлекс является одной из ярко выраженных безусловных реакций ребенка. Проявляется он в поджатии ног малышом в коленях и тазу, если его взять под мышки. При этом, поставив ребенка из этого положения на опору, можно заметить, что он сразу выпрямляет ноги и всей стопой упирается в поверхность. Если этого не происходит или малыш скрещивает ноги, становится на носочки, у него могут быть проблемы нервно-мышечной сферы. В норме данный рефлекс угасает к 4 неделям. Поисковый рефлекс Куссмауля – еще один оральный рефлекс, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно “искать” материнскую грудь. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его заключается в следующем: умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Все безусловные рефлексы новорожденных и грудных детей, наблюдаемые значительно дольше положенного срока, свидетельствуют о нарушениях работы центральной нервной системы.
Условные рефлексы. По мере угасания безусловных рефлексов у новорожденных начинают формироваться условные рефлексы. Этот процесс длится всю оставшуюся жизнь. В первый месяц жизни у ребенка формируются условные рефлексы, связанные с питанием.
Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни. Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 – 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации (н-р, в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью).
Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некоторые другие. И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных реакций.
В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М.Мастюкова). Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений. Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7-10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму – гуканье, лепет, первые слоги.
Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам: – двигательная; – сенсорная; – эмоциональная; – голосовая активность; – практические действия; – способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось.
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста.
Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Необходимо установить доброжелательный контакт с ребенком, чтобы он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: – познавательные процессы; – эмоционально-волевую сферу; – предречевое и речевое развитие; – двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: – принятие задания; – способы выполнения задания; – обучаемость в процессе обследования; – отношение к результату своей деятельности.
Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются: – самостоятельное выполнение; – при помощи взрослого; – самостоятельное выполнение после обучения. Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.
Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: – Доска Сегенаサ (2 – 3 формы), – складывание пирамидки (из шариков, из колечек), – разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), – парные картинки (2 – 4), – разрезные картинки (из 2 – 3 частей).
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели: – общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; – контактность (желание сотрудничать со взрослым). – эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. – эмоциональное реагирование на замечания и требования. – реагирование на трудности и неуспех деятельности.
Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.
В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Источник