Методы изучения физического развития ребенка

Методы изучения физического развития ребенка thumbnail

Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с использованием унифицированной методики и техники измерений.

1. Антропометрия проводится с помощью специального инструментария: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, циркулей, циркулей-калиперов и т. д.

2. Физиометрию проводят на специальных приборах. Кроме того, для оценки физического развития может использоваться фотография (так называемый метод стереофотограммометрии).

Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения. По определению ВОЗ, массой при рождении считается результат первого взвешивания плода или новорожденного, зарегистрированный после рождения. Эта масса должна быть установлена предпочтительно в течение первого часа жизни, до того, как в постнатальном периоде произойдет значительная потеря массы. Измерение длины тела новорожденного или плода должно обязательно производиться при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере.

Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г, считаются плодами с низкой массой тела при рождении, до 1500 г – с очень низкой, до 1000 г – с экстремально низкой.

В дальнейшем регулярная оценка физического развития детей продолжается в детской поликлинике, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного» (ф. 097/у), «Историю развития ребенка» (ф. 112/у), «Медицинскую карту ребенка» (ф. 025/у).

3. Метод наблюдения. Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются два основных метода наблюдения:

1) генерализирующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном измерении детей различных возрастов, т. е. каждый ребенок измеряется 1 раз в каком-либо возрасте. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Этот метод очень распространен. Он отражает уровень физического развития детей в определенный момент и основан на большом числе наблюдений. Является наиболее репрезентативным для определения уровня физического развития широких масс населения;

2) индивидуализирующий метод (продольный срез) – основан на измерении одних и тех же детей в течение периода их роста и развития. Одна и та же группа детей наблюдается на протяжении определенного периода (например, года жизни), давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности. Этот метод приобретает особое значение в связи с процессом акселерации, а также для стандартизации школьного и дошкольного оборудования, построения типо-ростовых шкал, для швейной и обувной промышленности.

Этот метод не противоречит генерализирующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать следующим требованиям:

1) быть региональными;

2) разрабатываться на достаточно большой группе (не менее 100 детей);

3) из группы наблюдения должны быть исключены все случаи неоднородности (больные дети из разных совокупностей с «выскакивающими» данными, страдающие рахитом, эндокринными заболеваниями, с отклонениями в осанке);

4) должна применяться общепринятая единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

Индивидуальная оценка физического развития осуществляется путем сравнения антропометрических данных со стандартами, разработанными с использованием различных статистических методик, и определения степени их отклонения от средних величин.

В возрастной физиологии широко применяют физиологические и биохимические методы исследования.

Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физические проявления (например, электрические потенциалы, вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования).

Современная физиология использует широкий арсенал физических приборов, позволяющих изучать происходящие в организме процессы, недоступные непосредственному наблюдению. Например, запись дыхательных движений (спирограмма) и исследование скоростей воздушных потоков на разных этапах дыхательного цикла (пневмотахометрия) – важнейшие приемы исследования функции дыхания. Одновременно с помощью специальных газоанализаторов измеряют содержание газов в выдыхаемом воздухе и на этом основании точно рассчитывают скорость потребления организмом кислорода и выделения углекислого газа. Работу сердца изучают с помощью электрокардиографии, эхокардиографии или механокардиографии. Для измерения кровяного давления используют специальные манометры, а скорость протекания крови по сосудам тела измеряют с помощью механических или электрических плетизмографов. Огромный прогресс в исследованиях функции мозга достигнут благодаря изучению электроэнцефалограммы – электрических потенциалов, вырабатываемых клетками мозга в процессе их жизнедеятельности. В исследовательских целях иногда применяют рентгеновские, ультразвуковые, магниторезонансные и другие методы. Современные физиологические приборы обычно оборудованы специализированными компьютерами и программным обеспечением, которые значительно облегчают работу исследователя и повышают точность и надежность получаемых результатов.

Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. В экспериментах на животных с помощью биохимических и гистохимических методов удается выяснить возрастные изменения содержания и активности многих ферментов непосредственно в тканях организма. Биохимические исследования – важнейшая составная часть изучения эндокринной системы, пищеварения, кроветворения, деятельности почек, иммунитета, а также целого ряда других систем и функций организма.

Функциональные пробы. Важнейшей методологической концепцией в физиологии XX века следует признать осознание необходимости исследовать любую физиологическую систему в процессе ее функциональной активности. Этот подход весьма актуален и для исследований в области физиологии развития. С этой целью применяются различного рода функциональные пробы. Например, дозированные нагрузки (умственные – для выяснения механизмов умственной работоспособности, физические – для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических механизмов); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания – при исследовании дыхательной функции; водные и солевые нагрузки – при оценке функциональных возможностей выделительной системы; температурные воздействия – при изучении механизмов терморегуляции и т.п. Важнейшее значение функциональные пробы имеют при изучении системной организации деятельности головного мозга, поскольку именно в процессе решения тех или иных задач как раз и проявляются возрастные особенности организации взаимодействия мозговых структур.

Естественный эксперимент. Физиология развития имеет дело с постоянно изменяющимся организмом ребенка, подвергающимся целому ряду воздействий, изоляция от которых невозможна. Научная этика запрещает многие экспериментальные процедуры при исследованиях ребенка. В частности, с детьми невозможно производить любые манипуляции, которые могут привести к их заболеванию или травме.

В то же время различные социальные катаклизмы (войны, катастрофы), экстремальные условия, в которых оказываются люди, представляют собой естественный эксперимент, порой весьма сильно влияющий на состояние здоровья и темпы развития детей, волею судьбы попавших в эти условия. В частности, многие факты, составляющие ныне базу данных для теоретических и прикладных концепций возрастной физиологии, были получены при исследовании детских популяций в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, где дети не получают достаточного питания и по этой причине страдают от различных пороков развития.

Весьма существенные различия могут быть выявлены у детей, растущих в разных социально-экономических условиях, которые исследователь не в силах изменить, но может оценить их воздействие на ребенка. Например, сравнение детей из бедных и состоятельных семей, жителей крупных городов и жителей сельской местности с неразвитой инфраструктурой и т.п. Самые разнообразные педагогические и оздоровительные технологии также могут по-разному влиять на детский организм. Поэтому сопоставление физиологических показателей детей, посещающих разные детские сады или школы, – одна из форм проведения естественного эксперимента.

Моделирование экспериментальное и математическое.Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных. Применение такой методологии возможно благодаря тому, что во многих отношениях развитие человека подчиняется тем же физиологическим законам, что и развитие других многоклеточных живых организмов.

В тех случаях, когда теоретическая схема протекания того или иного процесса позволяет описать его на языке математических алгоритмов, используют математические модели (особенно часто – со второй половины XX в. в связи с распространением компьютеров). Такое моделирование позволяет прогнозировать результаты воздействий, которые невозможно или крайне сложно осуществить в реальной жизни. Математические модели, как правило, не позволяют добыть новые научные факты, но дают возможность исследователю убедиться, насколько верна логика, которую он выстроил для объяснения наблюдаемых эффектов. Кроме того, математические модели позволяют вычислять предельно допустимые параметры тех или иных воздействий, а также параметры максимальных ответных реакций организма на разного рода экстремальные воздействия. Таким образом, математические модели не могут заменить физиологический эксперимент, но позволяют сделать его безопасным, не несущим риска для здоровья испытуемого.

Статистические методы и системный анализ. Все количественные показатели и все научные выводы в физиологии развития носят статистический характер, т. е. отражают наиболее вероятное протекание событий или наиболее вероятный уровень измеряемого показателя. Для работы с подобными вероятностными величинами разработаны специальные математические приемы, которые основаны на теории вероятности и называются статистическими методами. Современные компьютерные средства, оснащенные специальными программами, существенно облегчают задачу статистической обработки результатов, позволяя вскрывать наиболее существенные закономерности, функциональные связи и строить математические модели происходящих процессов. Особое значение в физиологии развития имеют методы системного анализа, позволяющего рассматривать организм не как набор отдельных органов и физиологических систем, а как единую систему, саморегулирующуюся и способную приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Не случайно системный подход к анализу явлений жизни зародился и в недрах физиологии.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 3057 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ

Чита
– 2013

Цель

Научить
студентов использовать методы исследования
и оценки физического развития детей и
подростков, как показателя состояния
здоровья детского населения (ПК-11,
ПК-12, ПК-26).

Вопросы для
самоподготовки

1.
Физическое развитие, понятие, цели и
задачи динамического наблюдения за
физическим развитием детей и подростков.

2. Основные
закономерности роста и развития ребенка
и их характеристика.

3.
Характеристика факторов, оказывающих
воздействие на физическое развитие.

4. Методы исследования
физического развития детей и подростков.

5. Методы оценки
физического развития.

После
освоения темы студент
должен

  • знать:


показатели
физического развития, как критерия
состояния здоровья детского населения;

– основные
закономерности роста и развития ребенка;

– факторы, оказывающие
неблагоприятное воздействие на организм
ребенка;

– инструментарий,
необходимый для антропометрических
измерений.

  • уметь:


произвести
измерение длины и веса тела, окружности
грудной клетки;


оценить
физическое развитие различными методами,
проанализировать полученные результаты;


провести
оценку физического развития по комплексной
программе.

  • владеть


методикой исследования
физического развития (антропометрические
и физиометрические исследования,
соматоскопия);

методикой
оценки физического развития детей и
подростков (центильные шкалы, метод
сигмальных отклонений, по
шкалам регрессии).

Содержание

К
основным закономерностям роста и
развития организма детей и подростков
относятся: 1) неравномерность темпа
роста и развития; 2) неодновременность
роста и развития отдельных органов и
систем; 3) половые различия; 4) генетическая
обусловленность роста и развития; 5)
акселерация; 6) обеспечение биологической
избыточности. Неравномерность роста и
развития характеризуется тем, что данные
процессы протекают непрерывно, но их
темп имеет нелинейную зависимость от
возраста. Чем моложе организм, тем
интенсивнее процессы роста и развития,
причем они имеют скачкообразный характер.
Выделяют три периода ускоренного роста:
1) первый год жизни ребенка (за данный
период масса тела новорожденного
увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2)
возраст 5-7 лет; 3) период полового
созревания.Проблема
физического развития детей и подростков
тесно связана с явлением акселерации.
Необходимо дать определение акселерации
и разобрать возможные причины этого
явления (генетические, физико-химические
и т.д.). Следует подчеркнуть роль
медицинского контроля за состоянием
здоровья детских коллективов с учетом
процесса акселерации, а также обратить
внимание на практические мероприятия,
связанные с ускоренным ростом и развитием
детей и подростков (контроль за физическим
воспитанием, нормирование физических
нагрузок, пересмотр стандартов школьной
и детской мебели).

Физическое
развитие детей и подростков–
это совокупность морфологических,
анатомических, физиологических,
гистологических признаков, обусловливающих
процессы роста и развития. Физическое
развитие является одним из ведущих
показателей состояния здоровья детского
населения, и оно зависит от экзогенных
(особенностей питания, климата, соблюдения
режима, социальных условий и т.д.) и
эндогенных (наследственности, состояния
здоровья и т.д.) факторов.

Для
исследования физического развития
детей и подростков используются следующие
методы: 1) соматометрия (измерение длины
и массы тела, окружности грудной клетки
и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожных
покровов и видимых слизистых оболочек,
степень развития подкожно-жирового
слоя, состояние опорно-двигательного
аппарата, степень полового развития);
3) физиометрия (исследование дыхательной,
сердечно-сосудистой систем, мышечной
силы и т.д.). Необходимо рассмотреть
критерии биологического развития:
уровень оссификации скелета, сроки
прорезывания и смены зубов, появление
вторичных половых признаков, морфологические
показатели физического развития (длина
тела и ее погодовые прибавки). В разные
возрастные периоды одни показатели
биологического развития являются
ведущими, а другие играют второстепенную
роль. Так, в младшем школьном возрасте
ведущими показателями являются рост,
годовая прибавка длины тела и число
постоянных зубов. В период полового
созревания особое значение приобретают
степень выраженности половых признаков
и характер ростовых процессов, а длина
тела и развитие зубочелюстной системы
теряют свою информативность.

К
методам оценки физического развития
детей и подростков относятся: 1) метод
индексов; 2) метод сигмальных отклонений;
3) регрессионный метод (оценка по шкалам
регрессии); 4) центильный метод. Сущность
метода сигмальных отклонений заключается
в том, что показатели физического
развития индивидуума (рост, масса тела,
окружность грудной клетки) сравнивают
со средними арифметическими взвешенными
этих признаков для соответствующей
возрастно-половой группы, взятыми из
таблицы стандартов. Данные обследуемого
в той или иной мере отличаются от средних
показателей в сторону либо увеличения,
либо уменьшения признака. Для суждения
о степени их отличия эту разницу с
соответствующим знаком (+ или -) делят
на среднеквадратичное отклонение (σ),
получая так называемое сигмальное
отклонение. Таким образом, устанавливают,
на какую долю сигмы (σ) или на сколько
сигм показатель индивидуума отличается
от взвешенной средней арифметической
этого признака данной возрастной группы.
Последовательно определяют сигмальное
отклонение для роста, массы тела и
окружности груди. Далее строится профиль
физического развития – это графическое
изображение сигмальных отклонений от
средних для данного возраста и пола
величин роста, веса, окружности грудной
клетки. По сигмальным отклонениям
показателей устанавливается степень
гармоничности развития (гармоничное,
дисгармоничное и резкодисгармоничное).
Недостатком данного метода является
то, что не учитывается взаимообусловленная
связь между ростом, весом и окружностью
груди, то есть оценка проводится
изолированно по каждому признаку, только
с учетом его сигмы и вне корреляционной
связи с другими показателями. Это может
привести к ошибочной характеристике
физического развития.

Рекомендуемая
литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена
детей и подростков. – М. : Медицина, 2003.
– С. 30-98.

2.
Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии
человека. – М. : изд. центр Академия, 2004.
– С. 428-436.

4.
Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН
Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп.
– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С.
438-451.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П.
Руководство к лабораторным занятиям
по гигиене и основам экологии человека
/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд.
центр Академия, 2004. – С. 310-360.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник