Методы исследования физического развития ребенка

Методы исследования физического развития ребенка thumbnail

Методика исследования физического развития детей

Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности врача учреждения. Исследование физического развития детей проводится по единой унифицированной методике, в первую половину дня и на обнаженных детях. Это неотъемлемая часть медицинского осмотра. Периодичность и рекомендуемые единые сроки проведения антропометрических исследований зависят от возраста обследуемых:

• от 1 года до 3 лет – ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня, сентября и декабря;

• от 3 до 7 лет – 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября.

Как правило, оценка физического развития обследованных детей ограничивается сопоставлением их размеров тела со стандартами физического развития (соматометрия). В этом случае ведущими антропометрическими признаками являются рост, вес и окружность грудной клетки в паузе (т. е. при свободном дыхании). У детей до 3 лет в программу антропометрического обследования включается исследование окружности головы, но оно несет лишь терапевтическую информацию и к оценке физического развития отношения не имеет.

Одним из основных требований при проведении антропометрических исследований является их строгая унификация. Лишь единообразие приемов, использование точного, предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов. Все обследования производят на обнаженном ребенке, в светлом, теплом помещении, в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвонковых хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увеличивается в среднем на 1 кг. Температура воздуха в смотровых помещениях ДОУ должна быть не менее 20 °C[1], а число освидетельствованных должно составлять не более 60-80 человек в сутки.

Измерение длины тела производят с помощью вертикального деревянного ростомера. Ребенок устанавливается спиной к его вертикальной стойке, касаясь последней пятками, ягодицами и межлопаточной областью (но не затылком!); голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и козелок уха расположены в одной горизонтальной плоскости, перпендикулярной стойке ростомера. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой головы (без надавливания) и затем снимаются показания с точность до 1 см.

Определение массы тела проводится натощак или не ранее 1,5 ч после приема пищи на рычажных медицинских или электронных бытовых весах с точностью до 100 г.

Окружность грудной клетки измеряется прорезиненной сантиметровой лентой, которая должна время от времени заменяться новой, так как быстро изнашивается и вытягивается (рекомендуется заменять ее через 450-500 исследований). Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток (они хорошо выявляются при поднятии рук вверх), спереди прикрывает нижние сегменты околососковых кружков. При измерении необходимо натянуть ленту, слегка прижав мягкие ткани. Конец ленты с началом отсчета должен находиться справа. При измерении грудного периметра паузы исследуемому предлагают громко считать или разговаривать. Точность измерения 0,5 см.

Возрастная группировка проводится на основании периодичности антропометрических обследований детей в различном возрасте.

От 1 года до 3 лет (поквартально)

– за / год 3 мес. считать от 1 г. 1 мес. 15 дней до 1 г. 4 мес. 14 дней;

– за / год 6 мес. считать от 1 г. 4 мес. 15 дней до 1 г. 7 мес. 14 дней и т. д.

От 3 до 7 лет (по полугодиям)

– за 3 года 6 мес. считать от 3 лет 3 мес. до 3 лет 8 мес. 29 дней;

– за 4 года считать от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дней и т. д.

Определение возрастной группы значительно облегчается при пользовании графиками (рис. 1, 2), предложенными И.А. Соколовой.

Рис. 1. График для возрастной группировки детей от 1 года до 3 лет

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста список литературы

Рис. 2. График для возрастной группировки детей от 3 до 7 лет

Каждый из графиков представляет собой координатную сетку, связывающую дату рождения с датой обследования. На вертикальной оси слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной оси сверху – месяцы обследования, с подекадной разбивкой тех и других. Возраст отмечают в месте пересечения горизонтальной линии, проходящей через точку, обозначающую на вертикальной шкале дату рождения, и вертикальной линии, проходящей через точку, обозначающую на горизонтальной линии дату обследования. Если точка пересечения этих проводимых линий лежит в белом (незаштрихованном) поле графика, то возрастная группа равна разности между годом обследования и годом рождения. Если же точка пересечения оказывается на заштрихованных полях, то к разности между годом обследования и годом рождения надо прибавить или отнять указанное на штриховке количество месяцев.

Например: возраст ребенка, родившегося 17 ноября 1998 г. и обследованного 25 июня 2000 г., равен 2000 – 1998 = 2 г. – 6 мес. = 1 г. 6 мес, а при обследовании 20 ноября 2000 г. – 2000 – 1998 = 2 г., поскольку точка пересечения лежит в незаштрихованном поле графика.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

18. Методы изучения физического развития

18. Методы изучения физического развития Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с

19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов

19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.)

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

49. Показатели физического развития

49. Показатели физического развития Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма.Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.Для детей от 1

50. Методы оценки физического развития детей и подростков

50. Методы оценки физического развития детей и подростков Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение) На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Показатели физического развития

Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое

Методы оценки физического развития детей и подростков

Методы оценки физического развития детей и подростков При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования

1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с

Читайте также:  Ребенок рожденный в 35 недель развитие

II. Особенности физического развития

II. Особенности физического развития 1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Методика оценки физического развития детей

Методика оценки физического развития детей В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их

Приложение 2 Показатели физического и нервно-психического развития детей. Календарь профилактических прививок

Приложение 2 Показатели физического и нервно-психического развития детей. Календарь профилактических прививок 1. Календарь профилактических прививок (из приказа Минздрава России от 18.12.1997 г. № 375) 2. Физическое развитие детей Центильные шкалы распределения детей по

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46-55 см; вес 2600-4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.

Приложений 1 Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска

Приложений 1 Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров

Источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ

Чита – 2013

Цель

Научить студентов использовать методы исследования и оценки физического развития детей и подростков, как показателя состояния здоровья детского населения (ПК-11, ПК-12, ПК-26).

Вопросы для самоподготовки

1. Физическое развитие, понятие, цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием детей и подростков.

2. Основные закономерности роста и развития ребенка и их характеристика.

3. Характеристика факторов, оказывающих воздействие на физическое развитие.

4. Методы исследования физического развития детей и подростков.

5. Методы оценки физического развития.

После освоения темы студент должен

  • знать:

– показатели физического развития, как критерия состояния здоровья детского населения;

– основные закономерности роста и развития ребенка;

– факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм ребенка;

– инструментарий, необходимый для антропометрических измерений.

  • уметь:

– произвести измерение длины и веса тела, окружности грудной клетки;

– оценить физическое развитие различными методами, проанализировать полученные результаты;

– провести оценку физического развития по комплексной программе.

  • владеть

– методикой исследования физического развития (антропометрические и физиометрические исследования, соматоскопия);

– методикой оценки физического развития детей и подростков (центильные шкалы, метод сигмальных отклонений, по шкалам регрессии).

Содержание

К основным закономерностям роста и развития организма детей и подростков относятся: 1) неравномерность темпа роста и развития; 2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; 3) половые различия; 4) генетическая обусловленность роста и развития; 5) акселерация; 6) обеспечение биологической избыточности. Неравномерность роста и развития характеризуется тем, что данные процессы протекают непрерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития, причем они имеют скачкообразный характер. Выделяют три периода ускоренного роста: 1) первый год жизни ребенка (за данный период масса тела новорожденного увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2) возраст 5-7 лет; 3) период полового созревания. Проблема физического развития детей и подростков тесно связана с явлением акселерации. Необходимо дать определение акселерации и разобрать возможные причины этого явления (генетические, физико-химические и т.д.). Следует подчеркнуть роль медицинского контроля за состоянием здоровья детских коллективов с учетом процесса акселерации, а также обратить внимание на практические мероприятия, связанные с ускоренным ростом и развитием детей и подростков (контроль за физическим воспитанием, нормирование физических нагрузок, пересмотр стандартов школьной и детской мебели).

Читайте также:  Развитие любви у ребенка

Физическое развитие детей и подростков- это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения, и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов.

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы: 1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития); 3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.). Необходимо рассмотреть критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). В разные возрастные периоды одни показатели биологического развития являются ведущими, а другие играют второстепенную роль. Так, в младшем школьном возрасте ведущими показателями являются рост, годовая прибавка длины тела и число постоянных зубов. В период полового созревания особое значение приобретают степень выраженности половых признаков и характер ростовых процессов, а длина тела и развитие зубочелюстной системы теряют свою информативность.

К методам оценки физического развития детей и подростков относятся: 1) метод индексов; 2) метод сигмальных отклонений; 3) регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии); 4) центильный метод. Сущность метода сигмальных отклонений заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднеквадратичное отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Таким образом, устанавливают, на какую долю сигмы (σ) или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела и окружности груди. Далее строится профиль физического развития – это графическое изображение сигмальных отклонений от средних для данного возраста и пола величин роста, веса, окружности грудной клетки. По сигмальным отклонениям показателей устанавливается степень гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное и резкодисгармоничное). Недостатком данного метода является то, что не учитывается взаимообусловленная связь между ростом, весом и окружностью груди, то есть оценка проводится изолированно по каждому признаку, только с учетом его сигмы и вне корреляционной связи с другими показателями. Это может привести к ошибочной характеристике физического развития.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 30-98.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 428-436.

4. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 438-451.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 310-360.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник