Методы индивидуальной оценки уровня развития ребенка

Методы оценки развития ребёнка
Результат
Наблюдение. Наблюдение использую как основной метод оценки развития ребёнка, который помогает мне в полной мере изучить особенностей развития детей по основным направлениям общеобразовательной программы группы. С целью достижения нужных показателей тщательно планирую и разрабатываю наблюдения. При проведении наблюдения продумываю условия и организацию деятельности детей, которую необходимо посмотреть и сделать диагностические выводы. Для фиксаций данных наблюдений использую тесты (короткие рассказы) и таблицы которые в дальнейшем анализируются. Для получения достоверных данных наблюдение провожу в системе, планируя повторные наблюдения
Результаты наблюдений помогает мне увидеть оценить развитие каждого воспитанника, сделать выводы и продумать индивидуальную работу. Благодаря повторным наблюдениям уточняю сведения, динамику развития с предыдущими данными. Систематическое наблюдение дает возможность фиксировать особенности поведения и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми; выборочное фиксировать отдельные показатели в речевой и познавательной деятельности. Скрытое наблюдение помогает мне наблюдать за детьми в свободной обстановке, где ребёнок раскрывается и дает результаты как положительные, так и отрицательные. Используемый мною метод наблюдения дает полную картину развития каждого ребенка, и планировать дальнейшую образовательную деятельность.
Беседа. С целью уточнения представлений о развитии детей включаю беседу, как более эффективный метод, раскрывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Беседу провожу как индивидуальную, так и групповую в разных направлениях образовательной деятельности. Исходя из необходимости диагностики, продумываю тему и цель беседы, структуру и фиксацию основных ответов детей
Хорошо подготовленная и продуманная мною беседа помогает детям раскрыть свои знания и личный опыт; рассуждать и приводить причинно-следственные связи; делать умозаключения и рассуждать. После проведенных бесед, составляю анализ с отражением динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, намечаю пути коррекции.
Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Для получения более точных данных по узким направлениям (речевого или познавательного развития) создаю проблемные ситуации. Диагностические проблемные ситуации основываются на противоречиях, которые мотивируют ребенка на их разрешение. Данный метод носит практический характер и используется индивидуально и в подгруппах.
Включение проблемных ситуаций в разные виды деятельности дает мне возможность за ребёнком понаблюдать и оценить его инициативность, речевую активность самостоятельность, логическое мышление и умение находить правильный выход из трудной ситуации. Полученные результаты заношу в таблицу, далее планирую конкретные формы развития и коррекции ребенка.
Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.
Анализ работы ребенка и сравнение с предыдущими его работами, позволяет мне сделать выводы: особенности моторики; умение выбрать материал для деятельности; увидеть технику исполнения; выявить динамику. Все продукты деятельности собираются в «индивидуальное портфолио» ребенка, данные которого используются при составлении маршрута развития
Дополнительные методы: Метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности), метод интервью (как разновидность беседы), для получения данных о наличном индивидуальном развитии, методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.) Анализирую полученные данные по каждому методу, а также в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №20 ». «Методы оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики» Консультация для воспитателей ДОУ Подготовила: Детистова В.В.
2 слайд
Описание слайда:
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
3 слайд
Описание слайда:
«Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ общеразвивающего вида»
4 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
5 слайд
Описание слайда:
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
6 слайд
Описание слайда:
С целью проведения оценки индивидуального развития детей система мониторинга приведена в соответствие со Стандартом. Сформирована педагогических диагностик видам детской деятельности: изобразительное искусство и художественная деятельность, развитие математических представлений, развитие экологических представлений, социально-нравственное развитие. Сформирована система педагогической диагностики, позволяющая проводить оценку индивидуального развития ребенка, НЕ используя целевые ориентиры в качестве ее результатов.
7 слайд
Описание слайда:
Цель диагностического обследования -получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка Диагностика – (греч.) – «познание, определение». Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.
8 слайд
Описание слайда:
Отличия педагогической и психологической диагностики Параметры Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Предмет Личность Личность Объект Индивидуальное развитие ребенка Индивидуальное развитие ребенка Цель изучения В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия и определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшегопланирования. Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для развития личности в соответствие с возрастной нормой. Методы и инструментарий Метод наблюдения, несложные диагностические задания, педагогические экспресс- методики. Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста Форма Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития). Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития).
9 слайд
Описание слайда:
– Наличие целей педагогического обследования. – Систематичность и повторяемость. – Использование методик специально разработанных к данным конкретным ситуациям и условиям. – Доступность процедур для их проведения . Признаки диагностического обследования
10 слайд
Описание слайда:
– принцип последовательности и преемственности диагностики – принцип доступности диагностических методик и процедур – принцип прогностичности – принцип объективности Принципы диагностического обследования
11 слайд
Описание слайда:
– наблюдение – изучения продуктов деятельности детей – несложные эксперименты – беседы Методы педагогической диагностики
12 слайд
Описание слайда:
– Первая половина дня – Спокойная, доброжелательная обстановка – Индивидуальный темп обследования – Желание и настроение ребёнка – Оптимальный срок обследования Правила проведения педагогической
13 слайд
Описание слайда:
Виды педагогической диагностики Виды Задачи Предварительная (вводная) выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы. Промежуточная оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. Итоговая выявление достигнутого уровня развития способностей детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.
14 слайд
Описание слайда:
Периодичность проведения диагностики Октябрь – вводное обследование вновь поступивших детей Апрель – промежуточное обследование всех воспитанников и сравнительный анализ полученных данных, итоговое обследование выпускников ДОУ
15 слайд
Описание слайда:
Список используемой литературы Детская практическая психология: Учебник/под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М. :Гардарики, 2000.-С. 64. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / перевод с немецкого. – М., 1991. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие:в3ч. Ч1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании- СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена-2008.-С. 54. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой – Ярославль: Академия развития, 2006 Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авт. -сост. Даниленко Н. Г., Баринкова Ю. С. -Иркутск: ИПКРО, 2010.-С. 105. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю.-М.: Просвещение, 1985 Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений -2-е изд. – М., Просвещене, 2003
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс профессиональной переподготовки
Учитель-логопед (логопед)
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-405894
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Применение методов оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Значимая роль в процессе проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов отводится логопедическому обследованию. Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:
изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
определить степень овладения компонентами языковой системы.
Принципы логопедического обследования
– принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую;
– онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе;
– логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагает учет системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении;
– еще одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.
Алгоритм мониторинговой логопедической работы предполагает реализацию трех этапов работы:
1 этап. Диагностико-организационный (входная диагностика в первые две недели сентября).
Содержание:
стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты ДОУ, а также медицинские работники;
обмен диагностической информацией всех специалистов ДОУ;
обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, составление индивидуальных маршрутов;
формирование информационной и мотивационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно-развивающей работы с детьми.
Результаты обследования фиксирую в речевой карте, оформляю в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей. Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.
Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование и составление карт индивидуального развития).
2 этап. Оперативно-прогностический (рубежная диагностика в январе).
Содержание:
решение задач, заложенных в реализуемых программах;
мониторинг динамики познавательно-речевого развития.
Назначение этого этапа мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные диагностики позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.
Результат 2-го этапа – определение позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей.
3 этап. Контрольно-диагностический (итоговая диагностика по результатам работы в учебном году – проводится в мае).
Содержание:
анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии;
оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).
Результатом 3-го этапа является решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе)
Преимущество данной системы мониторинга в том, что предполагается комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.Для диагностики и развития детей использую компьютерную программу Е.В.Куциной «Играем, развиваемся, растём!», которая предназначена для качественно-количественной оценки уровня познавательного и речевого развития ребёнка (от 1 года до 7 лет), а также для составления индивидуального плана развития ребёнка с указанием конкретных практических рекомендаций в печатной форме.
Программа представляет собой базу данных и состоит из нескольких блоков.
1 блок. Заполнение общих сведений о ребёнке (ФИО, дата рождения, сведения о родителях, анамнез, заключения специалистов, особенности артикуляционного аппарата и раннего развития).
2 блок. Диагностика уровня познавательного и речевого развития ребёнка по оценочной шкале. Обследование происходит в форме выполнения ребёнком определённых упражнений, по итогам которых педагог (в программе) отмечает качество выполнения задания (из трёх вариантов выбирает наиболее подходящий). Уровень развития рассчитывается в зависимости от возраста в процентах (при нажатии кнопки «Расчёт») (если 100% – предполагаемая возрастная норма). Результаты диагностики (уровень развития ребёнка) выводится в печатной форме при нажатии кнопки «Отчёт». Качественно-количественная оценка уровня развития ребёнка по оценочной шкале позволяет отследить динамику коррекционной работы.
3 блок. После обследования ребёнка по оценочной шкале составляется план коррекционной работы для специалиста (если предполагаются индивидуальные занятия) и для родителей (если работа проводится в режиме консультации) путём выбора упражнений.
Игры в программе предлагаются с кратким описанием проведения и изготовления. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте. Все игры в программе разработаны с учётом системно-комплексного подхода. Каждая игра (упражнение) имеет несколько уровней сложности и направлена на развитие всех психических процессов. Программа содержит описания более 150 игр для развития познавательной деятельности и речи детей раннего возраста. Затем составляется индивидуальный план коррекционной работы для специалиста, если предполагаются занятия, и для родителей, если работа проводится в режиме консультации, путём выбора упражнений. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте.
Источник