Методы и методики изучения познавательного развития ребенка

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы  в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила

                                                                                                                      Воспитатель

                                                                                                                      Ревтова Н.В.

    Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия,  изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников

   Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические  навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

      Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

    Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);

   Лэпбук – тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

   Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским  садом и родителями (законными представителями).

Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников

   Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

   В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

   Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

   Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

– эвристические беседы;

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– наблюдения;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– опыты;

– фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

– трудовые поручения, действия.

   Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка  логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

   Руководство деятельностью детей в ходе  совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

   Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид – наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

    Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

   Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

• вербальные,

• невербальные,

• ситуативные,

• игровые,

• аудиовизуальные.

К вербальным приемам можно отнести:

• вопросы,

• словесные игры,

• обсуждения,

• рассказы,

• чтения художественной литературы,

• стихи,

• малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

разыграть сценку,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

• пантомимика,

• мимические упражнения,

• пальчиковая гимнастика,

• артикуляционная гимнастика,

• гимнастики для глаз,

• динамические паузы,

• физкультминутки.

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

• проблемные ситуации,

• ситуации занимательности,

• ситуации успеха,

• нетрадиционные формы занятий,

• проектно-исследовательская деятельность,

• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

• дидактические игры,

• развивающие игры,

• сюжетные игры,

Читайте также:  Развитие ребенка каждый день с первого дня

• экспериментирование,

• конструирование.

-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний

-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы  и приемы  должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Источник

Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста

Методика исследования мышления детей 5 – 6 лет. “Времена года”

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

 10 баллов

– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов

– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов

– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов

– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла

– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. 
8-9 баллов – высокий. 
6-7 баллов – средний. 
4-5 баллов – низкий. 
0-3 балла – очень низкий 

          Диагностика внимания

  1. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Эту методику применяют при обследовании детей,  которые хорошо знают цифры. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.

Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.  Время выполнения заданий регистрируется.

Для детей  8-9  лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4

9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

3

21

7

16

1

18

12

6

24

4

8

15

10

2

22

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

1

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8

5

 14

 12

 23

 2

16

 25

 7

 24

 13

11

  3

20

 4

 18

8

 10

 19

 22

 1

21

 15

 9

 17

 6

  1. Корректурная проба

С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем  переключение  и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

 ж   ф   с   я   а   б   ц   у   и   к   е   н   г   ш   щ  з   х   ф   м   о

 ы   в   а   и   р   о   о   л   д   ж   з   я   ч    м   и   т   ь   с   т   в

 о   б   ю   е   а   в   ы   р   е   н   о   л   б   ж   д   л   о   р   у   к

 ц   у   к   е   н   г   ш   щ   з   х   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж

 я   ч   с   м   и   т   ь   б   ю   э   ж   д    л   о   р   п   а   в   в   ы

 е   а   е   ы   ф   я   ч   с   м   и   т  б   ю   ф   ы   в   а   к   й    ц

 э   л   д   ж   э   ц   у   к   е   н   г   ш   щ   н   е   к   ц   ф   у   к

 и   м   с   ч   я   а   х   о    х   р   з   х   о   щ   н   е   к   у   ы   в

 ц   к   э   д   ж   л   о   н   с   а   в   и   ф   ю   в   м   б   ю   и  м

Читайте также:  Ветлугина муз развитие ребенка

 е   к   у   ц   з  щ   ш   г   н   е   к   у   ц   и   м   с   ч   ю   т   и

 ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж   з   щ   ш   г   н   е   к   у   н   г

 ж   д   л   о   р   п   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж  ю  б   и   м

 ф   ы   в   к   у   ц   е   н   г   ш   щ   л   о   р   п   и   т   м   с   ч

 р   п   а   о   л   д   и   м   с   ч   и   т   б   л   о   д   ш   е   н   г

 а   п   р   о   н   е   г   к   у   в   а   п   л   д   ж   и   т   б   м   с

 п   а   е   к   н   г   о   л   п   д   ж   ш   н   г   к   у   в   м   с   и

 э   л   д   ш   г   н   щ   у   к   е   н   д   о   р   г   с   и   т   п   р

 к   у   е   н   г   ш   л   о   р   д   ж   в   а   п   р   н   д   и   т   в

 в   а   п   р   н   г   о   л   д   и   т   ж   з   х   к   у   п   р   н   е

 с   и   т   р   н   г   ц   е   ы   в   с   и   м   п   р   о   н   е   г   б  

 Инструкция:   По сигналу  «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.

   Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация  – по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).  

    Работоспособность учащихся можно определить по формуле:

                                                                          2

           Работоспособность =  (количество строк)

                                                   количество ошибок

        Чем больше работоспособность и чем меньше число  ошибок, тем  более устойчивым является внимание.

       Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».

      ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных

                                  Общее количество просмотренных строк

Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета.

Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов) ; интервал между сериями один день.

Представим описание данной методики.

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) .

Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.

Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.

Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.

Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.

Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.

Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.

Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Критерии оценки:

– выбор и размещение цвета по наглядному образцу;

– выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка в доу

Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:

I уровень (высокий) : размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.

II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.

III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.

Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.

Методика . «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).

Цель: использование методики Д.Векслера позволяет исследовать зрительную память детей дошкольного возраста.

Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30.(Приложения 2; 3)

Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.

Инструкция ребенку:  «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать»

Анализ результатов:

Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.[20]

Фигура А:

  • две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;
  • правильно расположенные флажки — 1 балл;
  • правильный угол пересечения линий — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Фигура Б:

  • большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;
  • четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;
  • две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;
  • четыре точки в квадратах — 1 балл;
  • точность в пропорциях — 1 балл;

Максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

Фигура В:

  • большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;
  • все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;
  • маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

 Максимальная оценка — 3 балла.

Фигура Г:

  • открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;
  • центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;
  • фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Вывод: максимальный результат — 14 баллов.

Результаты:

10 – 14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти;

9 – 6 баллов – средний уровень развития зрительной памяти;

5 – 0 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.

Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

 Методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью  творческого акта» 
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств 
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
 2. Порядок исследования.
 Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
 Приложение 1(табл.1,2) 
 
 Анализ результатов.
Все работы детей  можно поделить на 4 группы.
1 группа –  оригинальные изображения во  всех 3х случаях.
2 группа –  оригинальные изображения в 2х  случаях.
3 группа –  оригинальные изображения в одном  случае.
4 группа –  нет оригинальных изображений.
   Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
  Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек. 

     Второй  этап – формирующий.
   Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку  взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить  ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. 

   Приложение 2(табл. 3)
Анализ результатов:
1 человек –  4 названия 7%
3 человека –  по 3 названия 20%
5 человек –  по 2 названия 33%
6 человек –  по 1 названию 40% 

Модифицированный  тест Роршаха.
 Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
 Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
  Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. 
В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
    Приложение 2(табл.4,)
    Вывод: Два ребенка нашли сходство с тремя объектами, Остальные дети хуже справились с заданием. 

Источник