Методы физ развития ребенка

Приемы и методы физического развития детей дошкольного возраста.

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

        Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

        В связи с этим в обучении используются: 

        Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;

        Ссловесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; 

        Практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.

Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.

        Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

        В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),

        Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.

        Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования – соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

        При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.

        Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).

        В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

        Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность – восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом – слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей – самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

        Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

        Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

        В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

        В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой – сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

        При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

        В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.

        Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

        Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации – показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий – кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в Двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он копятся носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.

        Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем.

        Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний.

        Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

        Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное, настроение. Ритм в любой: деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать.

        Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ложке скачет дождик по дорожке…») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом.

        Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка.

        Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

        Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч – ставь!» Или для окончания движения: «На месте – стой’». «Paз, два, три – беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

        В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.

        Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность – восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом – слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей – самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

        Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

        Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,

        В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

        В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой – сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

        При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

        В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.

        Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.

Источник

Тема № 2. Здоровье и физическое развитие ребенка (2 ч.)

План занятия:

1.Определение понятия «здоровье»

2.Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

3.Группы здоровья

4.Профилактический контроль состояния здоровья детей

5.Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения

6.Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Определение понятия «здоровье».

По определению ВОЗ, здоровье– это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней.Факторы, влияющие на здоровье: физические, биологические, химические, механические. На рост и развитие детского организма, состояние его здоровьявлияют социаль­но-экономические и бытовые условия, отягощенная наследственность и т.д. При чрезмерных воздействиях их на организм – снижается его резистентность (сопротивляемость), что приводит к развитию патологических процессов, т.е. нарушению функции органа или его структуры.

Природные, социальные факторы среды затрагивают различ­ные уровни биологической системы (клеточный, тканевый, орган­ный, системный). Чем ниже уровень разрушения, тем сложнее, как правило, поставить диагноз. Под влиянием практически любых воздействий в большей или в меньшей степени происходят изме­нения внутренней среды, и все реакции организма (адаптацион­но-компенсаторные) направлены на сохранение или выравнивание ее параметров. Организм либо приспосабливается (адаптируется) к изменившимся условиям, либо компенсирует (восполняет) частич­но или полностью утраченную функцию.

Адаптационная и компен­саторная функции осуществляются благодаря пластичности струк­тур организма; отдельные клетки или органы берут на себя допол­нительные функции, утраченные или ослабленные в результате действия повреждающего фактора. Если агрессивность фактора чрезмерно велика или продолжительна, напряжение адаптацион­но-компенсаторных механизмов достигает предельного уровня и может произойти их срыв, сопровождающийся развитием патоло­гии. Следовательно, заболевание возникает в случае сильного повреждающего воздействия или ослабления адаптационно-компен­саторных механизмов организма. А в раннем детском и дошкольном возрасте эти механизмы еще недостаточно совершенны и во многом зависят от санитарно-гигиенического окружения ребенка, правильного ухода, питания и др. факторов.

Соматическое здоровье отражает состояние органов и систем организма. Основой его является генотип организма, реализуемый фенотипически в зависимости от возрастных потребностей и факто­ров среды.

Физическое здоровье характеризуется степенью совершенства саморегуляции функций, гармонией физиологических процессов, высоким уровнем роста, развития организма и его способностью адаптироваться в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга и выражается уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и адекватными поведенческими реакциями.

По данным ВОЗ уровень здоровья лишь на 20% зависит от наследственных факто­ров. Доля влияния средовых биологических и социальных факторов на здоровье человека составляет 18–22%. Незначительная часть (8–10%) показателей здоровья определяется деятельностью медицинских учреждений. В наибольшей степени качественное и количественное проявление здоровья обусловлено образом жизни человека. Следовательно, здоровье – это результат гармоническо­го единства врожденных и приобретенных биологических и соци­альных качеств, а болезнь – нарушение этой гармонии.

Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

Под физическим развитиемпонимают совокупность мор­фологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышеч­ная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит ус­тойчивость организма к неблагоприятным воздействиям сре­ды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропомет­рических исследований.

Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно ис­пользовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). Помощник фиксирует голову ре­бенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в од­ной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют лег­ким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Пос­ле трех лет используется вертикальный ростомер со скользя­щей планкой, который позволяет измерить рост стоя и сидя. Измерение окружностей, диаметров и поперечников у детей производится в положении лежа (за исключением окружнос­ти головы, которая измеряется у ребенка в вертикальном по­ложении с того момента, когда он хорошо держит голову).

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах.

Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений.

Рост. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4–5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.

Приблизительно рост ребенка можно вычислить по формулам:

100 см – 8 (4 – n) для детей младше четырех лет,

100 см + 6 (n – 4) – для детей старше четырех лет, где n – число лет ребенка, а 100 см – примерный рост четырехлетнего ребенка.

Исходя из этой формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см, пятилетнего – 106 см, шестилетнего – 112 см.

Вес (масса тела). Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0–1,3 кг в три года до 2,2–2,5 кг в шесть–семь лет.

Приблизительно массу тела ребенка можно вычислить по формуле:

10,5 кг + 2n, где n – возраст малыша, 10,5 кг – примерный вес годовалого ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре – 18,5 кг, в пять лет – 20,5 кг, в шесть лет – 22,5 кг.

Окружность головы. Этот показатель можно определить по формуле:

50 см – 1 (n) для ребенка младше пяти лет и 50 см + 0,6 (n) – для ребенка старше пяти лет, где n – возраст ребенка, а 50 см – окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три – лишь 49 см, а в шесть лет – уже 50,6 см.

Окружность грудной клетки. Нормативы грудной клетки отражает формула:

63 см – 1,5(10 – n), где n – возраст ребенка, а 63 см – средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего – уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть лет – 57 см.

У детей от трех ло шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести–семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук– почти в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза и более. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.

Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения вели­чины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на осно­вании массовых обследований детей в определенных регио­нах, имеющих свои географические, социальные и экономи­ческие особенности. В нашей стране наряду с методом средних норм и сигмалъных (стандартных) отклонений (таблицы параметрического типа) широко используются таблицы непараметрического типа центилъные. Центильные таблицы в отличие от сигмальных не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обра­щении. С их помощью можно определить соответствие пока­зателей массы тела достигнутому росту и степень их отклоне­ния. В таблицах с использованием центильного метода оценки за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного воз­раста и пола – в интервале от 25-го до 75-го центиля. Каж­дый измерительный признак (длина, масса тела, окружность грудной клетки) должен быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен «ко­ридор», можно дать оценку и принять решение о необходи­мости дополнительных исследований:

· область «очень низких» величин (до 3-го центиля). Ребе­нок должен проходить специальное консультирование и, по по­казаниям, обследоваться у специалистов: эндокринолога, нев­ропатолога и др.;

· область «низких» величин (от 3-го до 10-го центиля). Пока­зано консультирование и обследование при наличии других от­клонений в состоянии здоровья или развития;

· область величин «ниже среднего» (от 10-го до 25-го центиля);

· область величин «выше среднего» (от 75-го до 90-го центиля);

· область «высоких» величин (от 90-го до 97-го центиля);

· область «очень высоких» величин (выше 97-го центиля). Вероятность болезненной природы таких изменений достаточ­но высока, поэтому требуется консультирование у врача и об­следование.

Наиболее оптимальный уровень физического развития ха­рактеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного коридора.

Используются следующие варианты оценки физического развития:

1. Нормальное физическое развитие – при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах длины, кроме низ­кого роста).

2.Дефицит массы тела I степени – от 3-го до 10-го центиля или II степени – до 3-го центиля (при любых вариантах длины).

3. Избыток массы тела I степени – от 90-го до 100 центиля или II степени – от 90-го до 97-го центиля (при любых вариан­тах длины).

4. Низкий рост (с указанием соответствия массы).

Стандарты физического развития могут использоваться как для индивидуальной оценки развития ребенка, так и для оцен­ки физического развития всего детского коллектива. Срав­нительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.

Существенным показателем развития является уровень биологической зрелости детского организма (биологический возраст). Каждому человеку присущ свой собственный темп развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, некоторых особенностях психо­физического развития. В раннем и дошкольном возрасте наи­более достоверным показателем биологического возраста является так называемый костный возраст – сроки появ­ления ядер окостенения. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста) и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отставание био­логического возраста от календарного приводит, как прави­ло, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требова­ниям, предъявляемым ему окружающей средой.

Другие показатели здоровья врач оценивает по опросу ро­дителей, осмотру ребенка, данным лабораторных исследова­ний (анализов). По показаниям могут быть проведены допол­нительные исследования (рентгенологическое, ультразвуковое и др.). Полученные данные соотносятся с данными осмотра врачами-специалистами.

Группы здоровья

По совокупности критериев (показа­телей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здо­ровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или на­личию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенны­ми ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.

Первая группаобъединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко бо­левших за период наблюдения (1–3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (анома­лии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.),не влияющие на состояние здоровья ребенка и не тре­бующие коррекции.

Вторую группусоставляют дети с небольшими отклоне­ниями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском воз­никновения у них хронической патологии.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нару­шения в здоровье:

• рахит, дефицит или избыток массы тела I и II степени;

• аллергическая предрасположенность;

• дефекты осанки, уплощение стоп;

• функциональные изменения сердечно-сосудистой сис­темы;

• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания брон­хитами или пневмонией;

• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);

• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедлен­ной коррекции;

• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, кос­ноязычие;

• дисфункция желудочно-кишечного тракта – периоди­ческие боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;

• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степе­ни;

• вираж туберкулиновой пробы.

Третья группа объединяет детей с хроническими болезня­ми или врожденной патологией в состоянии компенсации,т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического за­болевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными откло­нениями только в одной системе или органе.

Четвертая группавключает в себя детей с хронически­ми болезнями, врожденными пороками развития в состоя­нии субкомпенсации,которое определяется функциональны­ми отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основно­го заболевания, с нарушениями общего состояния и самочув­ствия после обострения, с затяжным восстановительным пе­риодом после острых заболеваний.

Пятая группа – дети с тяжелыми хроническими болезня­ми, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.

При включении детей в II–V группы не обязательно нали­чие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно – по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в про­цессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функ­циональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболева­ний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняет­ся, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специаль­ного оздоровления.

Распределение детей на группы по уровню здоровья слу­жит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения(назначение рекомендаций по режиму, питанию, физвоспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим при­вивкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, не­обходимой лекарственной терапии).

Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установ­ленные для каждого возраста; им назначают только профи­лактические и оздоровительно-воспитательные воздействия.

Для детей II группы здоровья сроки обследований устанав­ливаются чаще в зависимости от характера отклонений. Они нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных мероприятий, щадящем режиме дня, индивидуаль­ном питании, физическом воспитании и закаливании, а при необходимости – в лечении. Некоторые дети II группы нуж­даются в систематическом наблюдении у невропатолога, эн­докринолога и др. с целью своевременного выявления воз­можных отклонений в зависимости от фактора риска.

Дети III, IV и V групп наблюдаются врачом-педиатром и врачами-специалистами в сроки, установленные для диспан­серизации больных, находящихся на диспансерном учете. Они нуждаются в постоянном лечении, проведении специальных оздоровительных мероприятий, в изменении режима дня, пи­тания, физического воспитания, закаливания. Часто этим де­тям необходимо лечение в стационаре и санатории.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk