Методологические основы развития личности ребенка
Барышева Е.М.
Современные подходы в формировании личности дошкольника (консультация для родителей)
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» – в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем».
Особое место занимают сюжетно – ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако, они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события из жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре умственная активность всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Большинство игр отображает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, водителя. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре в уже определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику.
В игре формируются моральные качества: ответственность за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешить спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством детей – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Часто ставится вопрос: может ли и должен ли взрослый вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
По мнению же К.Д. Ушинского «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок.
Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке.
Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом – то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».
Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае следует не на саму игру – ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать, покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и сморим такие телепередачи и видеофильмы… Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять…
Сюжеты игр детей меняются постоянно – в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом – «в Верховный совет», потом – «в рабыню Изауру», «в Марианну»), и какие мультфильмы показывают для них самих (в играх появились черепашки с именами художников Возрождения, спасатели Чип и Дейл). Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в полярников и космонавтов…
Фраза «учить детей играть» напоминает ахмадуллинское ощущение от обучения музыке Марины Цветаевой: « …как если бы свече внушали правила свечения». Но ведь это, к сожалению, нередко происходит в практике.
Что же делать? По возможности обеспечить детей игрушками и материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что и как ребенок играет. Уделить внимание детям и стать партнером по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. На эту суверенную землю его мыслей и чувств мы должны ступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению. Этому внимательному отношению к миру ребенка, который отражается в его игре, нам следует учиться.
Личностные качества складываются в процессе общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Коммуникативные действия со сверстниками богаче, разнообразнее, ребенок в них более инициативен, оригинален, ярче выражает себя. Чем старше дошкольник, тем в большей мере этот вид общения влияет на самосознание и самооценку. Однако, ведущим фактором личностного развития остается взрослый, его поведение, требования, отношение к ребенку.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2010.
2.Богословский В.В. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2011.
3.Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. Значение игр в формировании личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1 – С. 37-40.
Источник
— [ 1 ] — 0-734450 13.00.01 – , 2003 :, :– , , , , , , , :12 2003. 10.00 .212.296.01 : 454021, . , . , 129, -. (454021, ., . , 129). 5 2003 . , .. , . . .0- . , . . , , , – (..). , , . -, , , , . -, , , . , , , , ( 12- ) . , . -, , , , , . , , , . -, , , , , , , . . , , , . : .., .., .., .., .., .., .., … , , , , . – . . : (.., .., ..); (.., ..); (.., .., .., .., ..); (.., .., .., .., .., ..); – (.., .., .., .., .., .., .. .). , : (.., .., .., .., .., .., ..), (.., .., .., .., .., ..), (.., .., .), (.., .., .., ., ..), (.., .., .., .., .., ..), (.., ., .., ., ., .). , , . , , , , . – , . , . , , . : ; “” ; “” ; () , . , : ? – , . – . – . . , : – -, , ; , “”; () () , ; , : , , ; : , , , , , .; , : ) , , – , , , .; ) ; ) , ; ) , ; ) . : , , , . 2. , . 3. , , , . 4. , . 5. , , . 6. , . 7. , . -, -, -, -, . , : , , , ., – -, . . – , , . , . , , (., ., .., .., .. .). – . : , (., ., .). , , ., ., .., .., .., .., . . , (., .., .., .., ., ., .), , (.., .. , .., .., ., .., .., .. .) , (.., ., ., . .). , , , (..-, .., .., .., .., .., .., .., ., ., ., . ). (.., .., ., .., .., ., .., .., ..). ..-, .., .., .., .., .., .., .., .., . , , . (.., .., .., .., .., .., .., .., .., . .). , , , (..). – , . – (.., .., .., .. .), (.. .., .., .., .. .), (.., .., .., .., .. .), (.., .., .., .. .), (., .., .., .., .., .., .., .., ..), (.., .., .., .., .., .., ..). , , , , . . : , – , , ; – , , . 14, 28, 44, 68, 4 .. ( , , , ). 480 , 192 . . 1991 . . (1991 – 1993 .) , , . – , , . , , . , , ; . : , ; ; . , . (1994 – 2001 .). , , , . . , , . (2000 – 2002 .) – , , , . – ; , , ; , ; . . , : ( -, , ) , , -, ; , – ; , ; , , , ; , , , – , , , ; , , ; , ; , , . : – ; – – , , , , , -, , ; , “” , -, , ; – , : ; ; ; ; ; ; ; ; ; – ; ; ; ; ; – , . : , ; ; ; – , : ; ; ; – , : , ; – ; , . : – ; – : , , , , , , , , , . : ; ; , , , ; , ; ; ; : . , – (1991-2002.), – (, 1996.), : (-, 2001.), – (, 1999.), . . (, 2002.), (1991 – 2000 .), (1999-2001.), (1999-2001.), , 3 ., – 44, 14, 28, 68, 4 .. , , . . , , ; 10 , 6 , 5 , , , . , , , , , , , , , ; . ” , , – . . : -, , ; – . , , , , , , , , . (, , ) , : ( ); ( ); ( ). , : , ( ) ( ) . – , 70- . XX . , , . ( , , ) , . (., ., .., .., .. .), , . , , , , . , , , . , (., ., .), . , – , ” ” (.). . , , – , , – . , , , , , , , , , , , , . “” – . , , , , (.., .., .., .., .., .. .). , (.., .., ..). , – , – , (..-, ., .., .., .., .., .. ., ., .. .). , – , . , , . – , . , , . . . . , ( , ) .. , .. , .., .. , .. . , , , -, , , , , , . () , . XIX – XX . , , , , , . , , . XX . , , , . .., , : , . , . , : , , . , – . , , . ” ” , . ( , , ), ( , , ), ( , , , , ), , , , , , , , . , (, , .). : , , , . , , , , . , . , , . : . () () . , , , , ; . – : -, ; -, ; -, , , , ; . () . , , , . , , () . . , , , : , , ; , (, , ) ; , ; , , ; -, ; , , . , -, -, . 1 , . . , . , , , . , , , . , , . , . , , , , . , , , . , . , , , , , . : ; ; ; . . , : ( – ) ( – , , .). , , , , . , , , , ” “, , . , : ; , ; ; . , , , . , , , . ” ” , . . : , . . . , ( ), – . – (.. ), , . , – . , . . , “”. , – , ” , ” ( , 1989 .). , (.., .. , .., .., .., .., .., .., .., .. .), . ” ” ” ” (.., .., .. .). , , , . , , , , . . , , . ( ) , .. , , : , . , , , . , , . , , . , , , – . , . “”, “” , . – – , (.., .., ..). – , , . , . , . (..), ( ), . , , , . – , (.., .., ..). , , . . , (.). , , , : , , , (..). .., .., .., , . , , , . , , . – , , , . (.., ., ..). , . , – – . 7 , . , . , . , . , , , , , . , , , , , . , . , , , . .., .., .., .., .., , : ) ( , , , ); ) (, , ); ) , (, ). , , , . , , ( , ) . , : , , (.., .., .., ..). : , , , , , . , , . , . , – . – , , – . , , , . – . , , , , , , . – , (..). ” – ” . , , . , , . , , , : , – , , ; , ; ; , , , , , ). .. , , , , , , , , . 480 14, 44, 28, 68 , : . , . ( 1, 1). (), () () . ( ) . : “”, “”, “”. , 14% , – 53 % , “” , – 33%. , , : , . , , . , , , , . , : ; (30 .), (15-20 .); , , . . ..: , . , – . , . , , , ; . . “” , , , – . , , , , , , , . : . , “” . , ( ) (, , , ). , . , . , . , . : , , , , . , , – , . , : , : ” – ” (.., .., .., .. .). , , . , , , . , , . , . , , . . 2 2. (), () () . ( ) , – . , . . , , , , , : , ; , , . : ( , , , , .); ( , , , ); , , , ; . , , (, , ), : , , . , , , , . “” . “” . , , 53% 41,6%. , . , : 1. , , , – , , , . , , – . 2. , . , , . 3. , : ; ; ; ; ; ; ; ; – ; ; ; ; ; . 4. , , : ; ; . 5. , : -, , . . , , . 6. , , , . , : ; , ; ; . 7. , . – , , . . 8. , . – , , . , – . . , , . , , (, ), . , . , . , . 48 70 .. : /. , , 1. P.P. : . – : – , 2002. – 209 . 2. P.P. : : . : – , 2000. – 206 . 3. P.P. : : . . – : – , 2001. . 4. P.P. – : . . – : – , 2001.-130 . 5. P.P. , : .-. . : – , 2001. – 96. 6. P.P. : .-. . , 1999. – 32 . //. 1. P.P. // . 2. . . . – : – , 2002. – . 12-15. 8. P.P. // . – 2002. 1. – . 162-166. 9. P.P. // . 3. . : – , 2002. – . 60-65. 10. P.P. //. . . . 27-28 2002 . . . – -: – , 2002. – . 183-190. 11. P.P. // . 20. : 2- . – : – , 2002. – . 2. – . 22 – 32. 12. P.P. – // : . . : – , 2002.- . 29-36. 13. P.P. .. //- : – : 3- . .. : , 2002. – . 349 – 355. 14. P.P. // 52- : 2- . 4.1 : – , 2002. – . 168 – 173. 15. .. // : : (26-27 2001 .). 3- . .. –, 2001. – . 111- 119. : 13.00.04 , , 2007 … 13.00.01 , – 2014 … – ( ) 13.00.08 – 2006 – … 13.00.01 , – 2014 … – 13.00.01. , 2014 … – – 13.00.04 – , , 2013 … – 13.00.01 , 2014 -… 13.00.01 , 2014 – . .. : ,… Ĩ 13.00.08 2014 , :… 13.00.02 () 2008 … – 13.00.02 (, ) 2009 , … – 13.00.02- () -2013 , … ( ) 13.00.01 , 2011 … 13.00.02 () 2008 . . . … 10-11 13.00.02 (, ) 2013 2 … – (56 ) 13.00.02 ( ) 2014 … 13.00.08 2007 , : … – 13.00.08 2007 … – 13.00.08 2014 2 … 13.00.08 2011 … |
Источник