Методологические основы развития личности ребенка

Барышева Е.М.

Современные подходы в формировании личности дошкольника (консультация для родителей)

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» – в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) – терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем».

Особое место занимают сюжетно – ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако, они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Читайте также:  Для ребенка с особенностями развития нижний новгород

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события из жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре умственная активность всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отображает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, водителя. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре в уже определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику.

В игре формируются моральные качества: ответственность за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешить спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством детей – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Часто ставится вопрос: может ли и должен ли взрослый вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

По мнению же К.Д. Ушинского «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок.

Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке.

Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом – то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае следует не на саму игру – ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать, покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и сморим такие телепередачи и видеофильмы… Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять…

Читайте также:  Анкета умственное развитие ребенка

Сюжеты игр детей меняются постоянно – в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом – «в Верховный совет», потом – «в рабыню Изауру», «в Марианну»), и какие мультфильмы показывают для них самих (в играх появились черепашки с именами художников Возрождения, спасатели Чип и Дейл). Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в полярников и космонавтов…

Фраза «учить детей играть» напоминает ахмадуллинское ощущение от обучения музыке Марины Цветаевой: « …как если бы свече внушали правила свечения». Но ведь это, к сожалению, нередко происходит в практике.

Что же делать? По возможности обеспечить детей игрушками и материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что и как ребенок играет. Уделить внимание детям и стать партнером по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. На эту суверенную землю его мыслей и чувств мы должны ступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению. Этому внимательному отношению к миру ребенка, который отражается в его игре, нам следует учиться.

Личностные качества складываются в процессе общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Коммуникативные действия со сверстниками богаче, разнообразнее, ребенок в них более инициативен, оригинален, ярче выражает себя. Чем старше дошкольник, тем в большей мере этот вид общения влияет на самосознание и самооценку. Однако, ведущим фактором личностного развития остается взрослый, его поведение, требования, отношение к ребенку.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2010.

2.Богословский В.В. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2011.

3.Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. Значение игр в формировании личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1 – С. 37-40.

Источник

— [ 1 ] —

0-734450

13.00.01 – ,

2003

:

,

:

– , , , , , , ,

:

12 2003. 10.00 .212.296.01 : 454021, . , . , 129, -.

(454021, ., . , 129).

5 2003 .

, .. ,

. .

.

0- . , . .

, , , – (..).

, , .

-, , , , .

-, , , . , , , , ( 12- ) . , .

-, , , , , . , , , .

-, , , , , , , . .

, , , .

: .., .., .., .., .., .., .., …

, , , , . – .

. :

(.., .., ..); (.., ..); (.., .., .., .., ..);

(.., .., .., .., .., ..); – (.., .., .., .., .., .., .. .).

, :

(.., .., .., .., .., .., ..), (.., .., .., .., .., ..), (.., .., .), (.., .., .., ., ..), (.., .., .., .., .., ..), (.., ., .., ., ., .). , , . , , , , . – , .

, . , , .

:

;

“” ;

“” ;

() , .

, : ?

– , .

– .

– .

. , :

– -, , ;

, “”;

() () , ;

, : , , ;

: , , , , , .;

, :

) , , – , , , .;

) ;

) , ;

) , ;

) .

:

, , , .

2. , .

3. , , , .

4. , .

5. , , .

6. , .

7. , .

-, -, -, -, . , : , , , ., – -, . .

– , , .

, . , , (., ., .., .., .. .). – .

: , (., ., .).

, , ., ., .., .., .., .., . .

, (., .., .., .., ., ., .), , (.., .. , .., .., ., .., .., .. .) , (.., ., ., . .). , , , (..-, .., .., .., .., .., .., .., ., ., ., . ).

(.., .., ., .., .., ., .., .., ..).

..-, .., .., .., .., .., .., .., .., . , , .

(.., .., .., .., .., .., .., .., .., . .). , , , (..).

– , . – (.., .., .., .. .), (.. .., .., .., .. .), (.., .., .., .., .. .), (.., .., .., .. .), (., .., .., .., .., .., .., .., ..), (.., .., .., .., .., .., ..).

, , , , . .

: , – , , ; – , , .

14, 28, 44, 68, 4 .. ( , , , ).

480 , 192 .

. 1991 . .

(1991 – 1993 .) , , . – , , . , , . , , ; .

: , ; ; . , .

(1994 – 2001 .). , , , .

. , , .

(2000 – 2002 .) – , , , .

– ; , , ; , ; . .

, :

( -, , ) , , -, ;

, – ;

, ;

, , , ;

, , , – , , , ;

, , ;

, ; , , .

:

– ;

– – , , , , , -, , ;

, “” , -, , ;

– , : ; ; ; ; ;

; ; ; ; – ; ; ;

; ;

– , . : , ;

;

;

– , : ; ; ;

– , :

, ;

– ; , .

:

– ;

– : , , , , , , , , , .

:

;

;

, , , ;

, ;

;

;

:

.

, – (1991-2002.), – (, 1996.), : (-, 2001.), – (, 1999.), . . (, 2002.), (1991 – 2000 .), (1999-2001.), (1999-2001.), , 3 ., – 44, 14, 28, 68, 4 ..

, , .

. , , ; 10 , 6 , 5 , , , .

, , , , , , , , , ; .

” , , – .

. : -, , ; – .

, , , , , , , , .

(, , ) , : ( ); ( ); ( ).

, : , ( ) ( ) .

– , 70- . XX . , , . ( , , ) , . (., ., .., .., .. .), , .

, , , , . , , , .

, (., ., .), . , – , ” ” (.). . , , – , , – .

, , , , , , , , , , , , .

“” – . , , , , (.., .., .., .., .., .. .).

, (.., .., ..). , – , – , (..-, ., .., .., .., .., .. ., ., .. .). , – , . , , .

– , .

, , . .

. .

, ( , ) .. , .. , .., .. , .. . , , , -, , , , , , . () , .

XIX – XX . , , , , , . , , . XX .

, , , .

.., , : , . , .

, : , , . , – . , , .

” ” , . ( , , ), ( , , ), ( , , , , ), , , , , , , , .

, (, , .). : , , , .

, , , , . , . , , . :

. () () .

, , , , ;

. – : -, ; -, ; -, , , , ;

. () . , , , . , , () .

. , , , :

, , ;

, (, , ) ;

, ;

, , ;

-, ;

, , .

, -, -, . 1 , .

. , .

, , , . , , , . , , .

, . , , , , . , , , . , .

, , , , , .

: ; ; ; .

. , : ( – ) ( – , , .).

, , , , . , , , , ” “, , . , : ;

, ; ; .

, , , . , , , .

” ” , .

. : , .

. . , ( ), – .

– (.. ), , .

, – . , .

. , “”. , – , ” , ” ( , 1989 .). , (.., .. , .., .., .., .., .., .., .., .. .), . ” ” ” ” (.., .., .. .).

, , , . , , , , . . , , .

( ) , .. , , : , . , , , . , , . , , .

, , , – . , . “”, “” , .

– – , (.., .., ..). – , , . , ߻

. , . (..), ( ߻), .

, , , . – , (.., .., ..). , , . . , (.).

, , , : , , ,

(..).

.., .., .., , . , , , . , , . – , , , .

(.., ., ..).

, . , – – . 7 , . , . , .

, . , , , , , .

, , , , , .

, . , , , . .., .., .., .., .., , : ) ( , , , ); ) (, , ); ) , (, ).

, , , . , , ( , ) .

, : , , (.., .., .., ..). : , , , , , .

, , . , . , – . – , , – . , , , . – .

, , , , , , . – , (..).

” – ” . , , .

, , .

, , , :

, – , , ;

, ;

;

, , , , , ).

.. , , , , , , , , .

480 14, 44, 28, 68 , : . , . ( 1, 1).

(), () () . ( ) . : “”, “”, “”. , 14% , – 53 % , “” , – 33%.

, , : , . , , .

, , , , .

, : ; (30 .), (15-20 .); , , . . ..: , .

, – . , .

, , , ; .

.

“” , , , – .

, , , , , , , . : . , “” . , ( ) (, , , ). , . , . , .

, . : , , , , . , , – , .

, : , : ” – ” (.., .., .., .. .).

, , . , , , .

, , . , . , , .

. 2 2.

(), () () . ( ) , – . , . . , , , , , : , ; , , .

: ( , , , , .); ( , , , ); , , , ; . , , (, , ), : , , . , , , , .

“” . “” .

, , 53% 41,6%. , .

, :

1. , , , – , , , .

, , – .

2. , . , , .

3. , : ; ;

; ; ; ; ; ; – ; ; ; ; ; .

4. , , : ; ;

.

5. , : -, , . . , , .

6. , , , . , : ; , ; ; .

7. , . – , , . .

8. , . – , , .

, – . . , , . , , (, ), . , . , .

, .

48 70 ..

:

/. , , 1. P.P. : . – : – , 2002. – 209 .

2. P.P. : : . : – , 2000. – 206 .

3. P.P. : : . . – : – , 2001. .

4. P.P. – : . . – : – , 2001.-130 .

5. P.P. , : .-. . : – , 2001. – 96.

6. P.P. : .-. . , 1999. – 32 .

//. 1. P.P. // . 2.

. . . – : – , 2002. – . 12-15.

8. P.P. // . – 2002. 1. – . 162-166.

9. P.P. // . 3. . : – , 2002. – . 60-65.

10. P.P. //. .

. . 27-28 2002 .

. . – -: – , 2002. – .

183-190.

11. P.P. // . 20. : 2- . – : – , 2002. – . 2. – . 22 – 32.

12. P.P. – // : . . : – , 2002.- . 29-36.

13. P.P. .. //- : – : 3- . .. : , 2002.

– . 349 – 355.

14. P.P.

// 52- : 2- . 4.1 : – , 2002. – . 168 – 173.

15. .. // :

: (26-27 2001 .). 3- . .. –, 2001. – . 111- 119.

:

13.00.04 , , 2007 …

13.00.01 , – 2014 …

– ( ) 13.00.08 – 2006 – …

13.00.01 , – 2014 …

– 13.00.01. , 2014 …

– – 13.00.04 – , , 2013 …

– 13.00.01 , 2014 -…

13.00.01 , 2014 – . .. : ,…

Ĩ 13.00.08 2014 , :…

13.00.02 () 2008 …

– 13.00.02 (, ) 2009 , …

– 13.00.02- () -2013 , …

( ) 13.00.01 , 2011 …

13.00.02 () 2008 . . . …

10-11 13.00.02 (, ) 2013 2 …

– (56 ) 13.00.02 ( ) 2014 …

13.00.08 2007 , : …

– 13.00.08 2007 …

– 13.00.08 2014 2 …

13.00.08 2011 …

Читайте также:  Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка

Источник