Методики развития речи ребенка младшего возраста
Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Для этого воспитателю необходимо:
– внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка;
– много говорить самому;
– вовлекать детей в разговор на определенную тему;
– помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.) и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой подгруппой (что-то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет); путешествует по детскому саду или территории участка: рассказывает разные истории и т. д.
Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет? Клюет, У нее клюв. А у цыплят – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т. п.) Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» – «Клюет»).
Формированию словаря способствуют следующие игры и упражнения:
- «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)»,
- «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет; платье повесить в шкаф; яблоко положить в вазу или на блюдо).
- «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и т. п.).
- «Чей малыш? Чья мама?» (упражнения на группировку животных по принципу; взрослое животное – детеныши).
- «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка, совок ~ совочек, платок – платочек).
- «Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений).
На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.
Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных ([м], [п], [б], (в], [ф|). Правильное, отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как [с], [з] (свистящие).
Отработка произношения звука осуществляется поэтапно:
- проговаривание изолированного звука;
- произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягченности речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются) дефекты речи);
- отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);
- закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.
Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания).
Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например, на ватку, полоски папиросной бумаги (султанчик) и т. п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку»: «У-у-у-у».).
Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»).
С детьми 2-3 лет проводятся подгрупповые занятия.
– Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т. п.). Эти занятия наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей к совместной деятельности.
– Рассказы, развивающие способность слушать и понимать небольшой текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).
– Игры-инсценировки.
– С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т. п.);
– Рассматривание сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).
Взаимосвязь мелкой моторики и речи ребенка.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. В специальной литературе имеется описание приемов для развития моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот и др.).
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем причины задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, – это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Конечно, это важное условие, чтобы ребенок быстрее заговорил, но нужно учесть еще и другое.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Учитывая важность проблемы, возникла необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день.
Упражнения стремимся подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Чтение народной поэзии малышам.
В формировании духовно богатой, гармонически развитой личности огромную роль играет художественная литература. Первые художественные произведения, с которыми знакомятся дети, – народная поэзия: потешки («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенки («Киска», «Петушок, петушок…» и др.) Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат, выражаясь словами М. Горького, тонкостям родного языка, развивают речь.
Чтение народной поэзии требует от взрослого большого мастерства. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент.
По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в дому», «Наша Маша маленька…»), о забавах и играх («Ладушки», «Этот пальчик…»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок, золотой гребешок»).
Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, оладышек, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико). Часто они имеют диалогическую форму («Ладушки», «Мальчик-пальчик» и др.). Некоторые построены по типу обращения («Кисонька-мурысонька», «Петушок, петушок»), сообщения («Идет коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).
Цель рассказывания народной поэзии – развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.
В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания, потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи.
Чтение потешек и народных песенок проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым.
Выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста
Проверку рекомендуется проводить на специально подобранных словах, где встречаются согласные звуки в разных положениях (в начале, середине, конце слова).
Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, названия которых входят в этот перечень, показывает их ребенку в том порядке, как они стоят в перечне, и спрашивает, что это такое. Если ребенок не знает названия картинки, то воспитатель сообщает ему это название и предлагает повторить.
Ответы детей записываются в тетрадь. Если ребенок правильно говорит, то воспитатель отмечает это каким-либо знаком, если же ребенок произносит слово неправильно, то надо записать слово полностью с сохранением своеобразия детского произношения.
Проверку произношения у детей младшей группы можно провести на названиях частей лица и тела. Вот перечень этих слов: голова, волосы, лоб, брови, зубы, язык, глаза, нос, щеки, губы, лицо, ухо, уши, шея, плечо, рука, живот, пальцы. (Эту методику можно использовать во всех возрастных группах детского сада.)
Проверка звукопроизношения – должна проходить в форме живого разговора с ребенком, а с малышами даже в виде игры. «Как это называется?» – говорит воспитатель, показывая на ту или иную часть лица или тела.
Источник
Дошкольный период – это время усвоения ребенком разговорного языка, развития грамотной фонетической речи, которая необходима для выражения желаний, общения, познания окружающего мира. Первостепенная задача взрослых – обучение речевым навыкам, которые осуществляются разными приемами. Методики развития речи дошкольников применяются исходя из возрастных групп и личных особенностей ребенка.
Цели и задачи методик
Обучение родному языку – это важная часть умственного воспитания и мышления. Владение языком является одним из важных критерий готовности к школьной программе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольная методика развития речи должна быть направлена на выполнение следующих задач:
- Формирование свободного общения между сверстниками;
- Пополнение словарного запаса;
- Приобщение к чтению литературы;
- Развитие слуха;
- Приучение к правильной интонации.
Методика обучения развитию речи дошкольников преследует главную цель – научить малышей свободно выражать свои мысли, легко поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, развивать творческие способности.
Этапы развития речи
С рождения малыш начинает познавать мир. Двухмесячные дети кричат, привлекая к себе внимание матери. С четырех месяцев начинается активное «гуление», после полугода – лепет.
В год малыш произносит первые осознанные слова, начинает накапливать их запас, постепенно улучшается произношение. В этом возрасте многие дети сокращают слова, меняют местами буквы и окончания, переставляют слоги.
К трем годам ребенок произносит простые предложения, может вести диалог, рассказывать об увиденных предметах, оценить ситуацию. В четыре года речевой запас расширен и дитя торопливо делится своими впечатлениями.
К пяти годам ребенок владеет достаточным словарным запасом. Он может пересказывать сказки, читать стихи, петь песни.
Примечание. Теория и методика развития речи дошкольников основываются на ФГОС и разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно.
Методы развития речи
Существует много различных приемов обучения детей. Популярной является методика развития речи дошкольников Яшиной В.И. и Алексеевой М.М., которая строится поэтапно.
Она включает в себя:
- Наполнение словарного запаса.
- Воспроизведение правильных звуков.
- Формирование грамматического построения предложений.
- Обучение связанного повествования с ведением диалогов и монологов.
Методика развития речи Яшиной использует следующие приемы:
Название приемов | Способы осуществления |
Наглядные | Наблюдение, обследование предметов, ознакомление с фотографиями и рисунками. |
Словесные | Чтение, описание, рассказ, беседа. |
Практические | Театральные игры, хороводы, конструирование, рисование. |
Методика развития речи дошкольников Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. широко использует словесные приемы: образец речевого общения, проговаривание и повторение, объяснение, указание, вопрос.
Продуманная речь преподавателя, используется для подражания детьми как речевой образец. В младших группах обычно проводят игровые занятия. В старших – методику применяют для сравнения и коррекции речевых отклонений.
Многократное повторение словесного элемента позволяет детям запомнить звуки и научиться правильно говорить. Главное, чтобы проговаривание не вызывало негативных эмоций у детей.
Объяснение различных явлений позволяет понять их значение и сущность. Для исполнения необходимых действий используют словесное указание. Оценка детской речи должна мотивировать ребенка к активности в разговоре, для это подчеркивают положительные качества, а словарные недочеты исправляют другими приемами.
Развитие речи в младших группах
Методика развития речи в 2 года предполагает освоение слов, понимание их значения и ассоциацию. Запоминание происходит при знакомстве с миром, разглядывании предметов, игрушек, рисунков. В это время взрослые произносят звуки, которые ассоциируются у малыша с объектом, меняют интонацию, сочетают слова.
Кроме потешек, прибауток слуховые занятия чередуют с артикуляционными упражнениями. Воспитатели просят детей улыбнуться, вытащить язычок, провести им по верхним зубкам, надуть щечки и т.д.
Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О.С. уделяет особое внимание интонации в разговоре с малышом. Меняя тембр голоса, взрослый развивает ощущение силы звука, ритма, это в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Грамотное использование интонации необходимо будет для рассуждения, описания ситуаций, выражения чувств.
Методика развития речи в 3 года направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребенок учится слышать и распознавать гласные и согласные буквы. Дети часто путают глухие и шипящие звуки или пропускают их.
Широко используются игры на дедукцию, например «Угадай что спрятали», «Завариваем чай», «Режем салат» и т.д. Ребенок учится не только речи, но и на практике осуществляет действия с реальными предметами.
В этот период взрослые начинают формировать грамматическое развитие общения. Ребенок повторяет слова осмысленно, старается произносить их во множественном числе. Задача преподавателя создавать ассоциации для грамотного формирования речи. Примером могут служить игры с количеством объектов или предметов: стул – стулья, ложка – ложки, кукла – куклы.
Обучение в средних и старших группах ДОУ
Методика развития речи детей дошкольников 4-5 лет включает закрепление освоенных навыков и формирования разговорного языка. Малыши ведут связанный диалог, слушают и поддерживают беседу. Умения формируются на простых знаниях структуры и взаимосвязи предложений.
Важным фактором в построении морфологической речи является чтение детской литературы, театральные инсценировки, разучивание стихов. Методика развития речи дошкольников Стародубовой Н.А. включает в себя специальные обучающие занятия, которые начинают проводить в возрасте 4 лет. Обучение должно проходить коллективно, с взаимным уважением детей и педагогов. Занятия позволяют воспитать усидчивость, развить творческие качества, оценить речевой уровень.
В средней и старшей группах дети активно общаются со сверстниками и смело используют речевые навыки и обороты. Участие более взрослых детей в играх содействует быстрому развитию речи малышей. Однако положительное влияние такого объединения должно проходить под руководством педагога. Как показывает практика, старшие ребята иногда становятся активными и весело передразнивают малышей, подражая их еще не поставленной речи.
В старших и подготовительных группах проводят различные тематические занятия. Дети обучаются объединять предметы по определенным характеристикам. Воспитатель в игровой форме может предложить разобрать фрукты и овощи по отдельным столикам, отделить посуду от кухонной утвари.
Запас лексикона увеличивают за счет рассказа-описания. Методика позволяет развить память и воображение.
Занятия по описанию включают:
- Рассматривание предмета;
- Выделение его характерных особенностей;
- Определение частей предмета относительно друг друга (голова выше туловища, ноги ниже пояса и т.д.);
- Выделение мелких частей (глазки, носик, пуговки на одежде);
- Повторное восприятие.
Дети 6-7 лет должны воссоздавать образы по памяти, отвечая на вопросы педагога. Они могут рифмовать слова и заниматься сочинением элементарных стишков, составлением логически осмысленных рассказов.
Речевые упражнения
На формирование речевой культуры влияют творческие занятия, рисование, лепка, выполнение поделок, прослушивание музыки. Игра и совместный труд взрослых и детей позволяет расширить словарный запас и их сочетание.
Простые игры упражнения для проведения дома и в образовательных учреждениях:
- Поиск предмета. Для малышей выкладывают 2-3 игрушки, дают детям отвернуться и одну прячут. Взрослый просит назвать какого предмета не хватает. В средней группе количество объектов увеличивают.
- Упражнение на сравнение картинок, например жираф большой, а мышка маленькая.
- Имитация голосов животных.
- Название объектов в единственном и множественном числе.
- Добавление к существительному глаголов (пароход плывет, машина едет).
- Запоминание чистоговорок и скороговорок.
- Игра на правильное использование предлогов (мышка в норке, птичка на ветке, мячик под столом).
- Описание сказки по картинке.
- Придумывание окончание рассказа.
- Игра со звуками – нахождение слов на заданную букву.
- Подбор рифмы к словам.
- Самостоятельное составление рассказа.
Уникальная методика развития речи дошкольника должна сочетать различные методы, быть ориентирована на возрастную группу и учитывать особенности каждого ребенка. Систематические занятия помогут вовремя освоить грамотную речь и приобрести навыки для общения в социуме.
Видео
020
Источник