Методики развития памяти ребенка
Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.
Определение, процессы
Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:
- Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
- Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
- Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.
Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.
Классификация
Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.
Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:
- Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
- Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.
По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:
- Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
- Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.
Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:
- Образная. Запоминание всего, что человек видел.
- Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
- Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
- Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.
Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.
Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.
Возрастные особенности
Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.
До 2 лет
Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.
От 2 до 6 лет
Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.
От 6 до 12 лет
Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.
От 12 лет
После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.
Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.
Методики
Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.
Методика Глена Домана
Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:
- Начинать заниматься в раннем возрасте;
- Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
- Проявлять уважение и показывать свое доверие;
- Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
- Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
- Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
- Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
- Никогда не заниматься «через силу».
Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.
Методика Монтессори
Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.
Главные принципы:
- Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
- Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.
Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.
Развитие с помощью упражнений
Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.
Наиболее эффективны следующие упражнения:
- Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
- Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
- Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
- Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
- Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
- Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
- Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.
Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.
Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.
Развитие в игровой форме
Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.
Самые эффективные игры:
- Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
- Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
- Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
- Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
- Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
- Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
- Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
- Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.
Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.
Заключение
Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий. Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей. Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.
Источник
В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.
Методы
Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.
Игры
Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.
Для развития зрительной памяти
- «Идём на выставку»
Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.
- «Аукцион»
Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.
Для развития слуховой памяти
- «Рассказываем сказку»
В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.
- «Магазин»
Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.
Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).
Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.
Упражнения
Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.
- «Запомни слова»
Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.
- «Море звуков»
Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.
- «Кот в мешке»
Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.
- «Юный художник»
Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.
Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.
Техники для различного возраста — в статье ранее.
Нейробика
Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.
- Устный счёт в уме, без калькулятора.
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
- Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
- Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
- Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Пример последнего задания.
Вопрос: какое это яблоко?
Возможные ответы:
- «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
- «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
- «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.
Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:
- Сорока-белобока;
- Зайка;
- Замок;
- Кораблик;
- Ягодки;
- Клён;
- Рыбки и многие другие.
Пример упражнения «Замок»:
Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.
Речевая зарядка
Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.
- Для дошкольников
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
- Для начальной школы
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Для подростков
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Авторские методики
Методика Домана
Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.
Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.
Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.
Основные принципы:
- начало занятий — с 6-месячного возраста;
- только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать;
- заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение;
- занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать;
- применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал;
- регулярный характер занятий;
- отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.
Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.
Методика Монтессори
Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.
Другие названия: методика раннего развития.
Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.
Основные принципы:
- чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться;
- опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий;
- поэтому основная деятельность — игровая;
- занятие заканчивается тогда, когда он устаёт;
- взрослые играют роль наблюдателя;
- мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.
В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.
Ещё целый ряд развивающих методик:
- Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
- Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
- Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
- Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
- Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
- Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
- Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.
Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.
Возрастные особенности
У дошкольников
Возраст: 4-5 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:
- чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи;
- работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка;
- произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.;
- основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная.
Самые выигрышные методики:
- игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка.
Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.
В начальной школе
Первый этап
Возраст: 6-7 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:
- всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие;
- постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений;
- для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости;
- от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе;
- основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная;
- причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.
Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- непроизвольная;
- образная, эмоциональная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- пальчиковая гимнастика;
- речевая зарядка;
- упражнения.
Второй этап
Возраст: 8-9 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:
- связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти;
- усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная;
- многократные повторения и заучивания наизусть обязательны;
- баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.
Ведущие типы:
- кратковременная;
- произвольная и непроизвольная — одинаково;
- образная, эмоциональная, двигательная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- речевая зарядка;
- упражнения;
- логические задачи.
Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.
В среднем звене
Возраст: 10-12 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:
- если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно;
- несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала;
- продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития;
- к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.
Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра;
- упражнения;
- нейробика;
- логические задачи.
Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.
У подростков
Первый этап
Возраст: 12-13 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:
- развитие разных психических процессов постепенно выравнивается;
- произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100;
- сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать;
- подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную;
- для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.
Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- нейробика;
- компьютерные и настольные игры;
- логические задачи.
Второй этап
Возраст: 14-17 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:
- для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку;
- произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются;
- для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней;
- по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная;
- развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека;
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.
Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная;
- произвольная;
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения;
- компьютерные игры;
- квесты;
- мнемотехника;
- нейробика;
- логические задачи.
Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.
Средства
Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.
Медикаментозные препараты:
- Аминалон;
- Билобил;
- Биотредин (для подростков);
- Глицин;
- Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа);
- Нобен;
- Пантогам (есть в сиропе);
- Пирацетам;
- Тенотен;
- Фезам;
- Фенибут.
Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.
Витамины:
- 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids;
- 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder;
- старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».
Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.
Народные средства:
- девясил;
- клевер;
- яичные желтки (2 в день);
- грецкие орехи;
- морковь;
- сосновые почки;
- кора рябины;
- бананы;
- черника.
Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.
Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.
Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.
Читайте также: Развитие памяти у взрослых