Методики обследования развития ребенка

НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА ПЕТРОВА
Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп

Первая задача данного обследования, которое может проводиться как психологом, так и самим воспитателем – определение умственного развития как показателя интеллектуального здоровья. Наиболее эффективные, по мнению психологов, являются следующие методики.

1. Методика «коробка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.

2. 2. Методики «пирамидка» (предметные действия) содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия).

3. 3. Методика «разрезные картинки» содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до б). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

4. 4. Методика «конструирование по образцу» включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

5. 5. Методика «рисунок человека». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.

6. 6. Методика «свободная игра». Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.

7. 7. Методика «дорисовывание фигур» включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития творческого воображения (способность создавать оригинальные образы) и абстрактного мышления.

8. 8. Методика «повторение слов и предложений» фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагается детям 3 лет 3-4 знакомых слова, детям 4 лет – 5-7 и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.

9. 9. Методика «вопросы но картинкам». Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки,и задают вопросы: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что он (она) делает?». Выясняется уровень развития активной речи ребенка.

10. 11. Методика «мисочки» (включение в ряд) проводится на том же материале, что и методика «мисочки», и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду величин, выложенном взрослым. Методика выявляет способность детей устанавливать простейшие логические взаимосвязи.

11. 12. Методика «рыбка» содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.

12. 13. Методика «классификация по заданному принципу». Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других – по нескольку. Задание состоит в том, чтобы разделить их на две группы по принципу количества, который в случае необходимости демонстрируется ребенку взрослым. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

13. 14. Методика «свободная классификация». Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

14. 15. Методика «самое непохожее». Перед ребенком в случайном порядке выкладывается в ряд 8 фигур,различающихся тремя признаками: круги и квадраты красного и синего цветов, большие и маленькие. Затем предъявляется одна из этих фигур, и ребенка просят выбрать из оставшихся самую непохожую на нее. Методика направлена на оценку развития логического мышления.

15. 16. Методика «рассказ по картинкам» содержит задачи на установление причинно-следственных отношений. Ребенку дается набор карточек (например, «зерно», «росток», «цветок», «бутон», которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положит их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.

16. 17. Методика «несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать «несуществующее животное», назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей творческого воображения и абстрактного мышления ребенка.

17. 18. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование» требует построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата (для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ – и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.

18. 19. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны» содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить в таблице изображения предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.

19. 20. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация» содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления.

20. 21. Методика «10 слов». Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3-5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при проверке подозрений на органическое поражение ЦНС.

21. 22. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация» содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое «умножение» классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине. Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.

Вторая задача обследования – выявление уровня развития мелкой и крупной моторики ребнка-дошкольника.

1. Методика «бирюльки». Ребенку предлагают уложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком.Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.

2. 2. Методики «повторяй за мной» и «игра в мяч» содержат задания на повторение простых движений (движения рук и ног, поз и действий с мячом по показу взрослого. Методики выявляют уровень развития крупной моторики.

3. 3. Методика «свободный рисунок». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.

Третья задача психологического обследования – изучение эмоционально-личностной сферы ребнка, особенностей его общения и взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми (с педагогами, родителями, эмоционально-личностных трудностях как показатели психического его здоровья.

1. Методика «КАТ» включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности и общения ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию событий. Методика используется как проективная для выявления эмоционально-личностной сферы ребенка и особенностей его общения (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).

2. 2. Методика «дополнение фраз» содержит задачи на дополнение предложений указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец.Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и.», «Мальчик весело смеялся, потому что.», «Если пойдет дождь, то.». Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка.

3. 3. Методика «рисунок семьи». Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям изображения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.

4. 4. Методика «два дома» специально предназначена для диагностики сферы общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается в первую очередь ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о системе интимных избирательных отношений в семье.

5. 5. Методика «пиктограмма» содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания ребенка. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.

6. 6. Методика «три желания» и «шапка-невидимка». Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

7. 7. Методика «игровая комната». Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любимые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть.При этом ребенку задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?» и др. По рассказу ребенка и ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.

8. 8. Методика «лестница» включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что на ее верхних ступеньках – самые хорошие дети, а внизу – самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками,например: «хороший – плохой», «умный – глупый» и др. Методика направлена на выявление уровня самоприятия и самооценки ребенка.

9. 9. Методика «выбор карточки». Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на оценку уровня притязания ребенка.

10. 10. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность» выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.

Источник

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Помоги рыбкам найти маму»

«Домики»

«Накорми домашних животных»

«Найди игрушки»

«Какой предмет лишний»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)

Средняя группа

  1. Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: помоги каждой маме-рыбке найти ее ребенка и соедини их линией, помни, что мама и ребенок должны быть похожими друг на друга.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: Посмотри на домики – у 1-го нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит, и соедини линией.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика сформированности мышления «Найди игрушки»

Инструкция: среди предметов найди только игрушки и обведи в кружочек.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Какой предмет лишний»

Инструкция: посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связаны, их что-то объединяет, но один здесь лишний – зачеркни его.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
  • Средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал именно эту фигуру;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа №_________________________    Дата обследования_____________________________

Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ребенка

Дата рождения

«Разложи геометрические фигуры»

«Соедини половинки предметов»

«Зрительная память»

«Найди фигуры, похожие на образец»

«Кто где живет»

Примечания

Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова

Результаты диагностики психоэмоционального развития (конец года)

Средняя группа

  1. Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: на картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: Соедини одной линией половинки изображенных предметов.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика уровня развития зрительной памяти «Зрительная память»

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своем листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моем рисунке.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры, похожие на образец»

Инструкция: Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка. Обведи только те предметы, которые похожи на фигурку.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
  1. Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребенка «Кто где живет»

Инструкция: Перед тобой домики и животные. Проведи черточками тропинки от животных туда, где они живут.

  • Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
  • Средний уровень – задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник