Методики для развития мышления ребенка 5 лет

Методики для развития мышления ребенка 5 лет thumbnail

Методы диагностики мышления детей 3-5 летМетоды диагностики мышления детей 3-5 лет

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.

Скачать конспект

Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей [5].

Методики для оценки образно-логического мышления

Методика «Времена года» [5].

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать) [5].

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

Методика «Раздели на группы» [5].

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную на рис. 21, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп [5].

8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методики для оценки наглядно-действенного мышления

Методика «Воспроизведи рисунки» [5].

Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис. 25, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребёнку дается фломастер темного цвета и рис. в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нари-совал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.

8-9 баллов — ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов [5].

5-7 баллов — ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.

Читайте также:  Развитие ребенка по к бюлеру

4-6 баллов — ребенок за 5 мин смог заштриховать 4-5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

2-3 балла — ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2-3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.

0-1 балл — ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.

Методика «Вырежи фигуры» [5].

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рис. в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) [5].

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла — все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл — ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Список литературы

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва: Просвещение, 1987. – 144 с. 1.
  2. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / М. Доналдсон; Науч. ред., предисл. и коммент. В. И. Лубовского. – Москва: Педагогика, 1985. – 189 с. 6.
  3. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 410 с. 7.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2003. – 456 с. 10.
  5. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: введение в науч. психол. исслед. с элементами мат. статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
  6. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2005. – 288 с. 15.
  7. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2012. – 367 с.

Источник

Методики обследования мышления

(старшие группы)

Почтовый ящик.

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгарт (1972).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка  с  прорезями  и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания:  ребенку предъявляются объемные вставки так,  чтобы их  основание  оказалось вверху. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: – демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

– подача вставки ребенку в ракурсе,  не требующем пространственной переориентации;

– разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку,  потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес.  адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес.,  как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет – к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше  6-ти  лет  должны  пользоваться зрительным соотнесением,  а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Доска Сегена.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления,  уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами,  в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная (“Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно”).

Ход выполнения задания:  ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором

Разрезные картинки.

Цель: исследование наглядно-действенного и образного мышления,  возможности  перцептивного  моделирования,  способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Читайте также:  Развитие организма ребенка в изучаемый период онтогенеза

Материал: фигуры, разрезанные по фону (картинки).

Инструкция: жестовая и словесная (“Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка”).

Ход выполнения  задания: ребенку  последовательно  предлагаются  для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур.  Части выкладываются перед ребенком в таком порядке,  чтобы их  нужно  было  не просто  сдвинуть,  а предварительно придать им нужное положение.  Во всех случаях фигуры,  которые должен сложить ребенок, не называются.

Виды помощи: – демонстрация конечного результата с целью актуализации зрительного образа;

– применение трафарета,  позволяющего зафиксировать процесс складывания фигур;

– предъявление частей разрезных фигур в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.

Диапазон применения: по возрастающей сложности для детей, начиная с 3-х лет. Детям 3-х-5-ти лет даются разрезные картинки сначала из 2-х частей, затем из З-х, а затем из 5-ти частей.

Норма выполнения :  большинство детей старше 4-х лет действуют  соотнесением  взором.  Нормой  при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.

Кубики Кооса.

Цель: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Материал: 1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 – красная, 1 – синяя, 1 – красно-белая (по диагонали), 1 – желтая,  1 – белы, 1 – сине-желтая (по диагонали); 2) набор чертежей; 3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи,  которая расчленяет целостный чертеж на части,  соответствующие количеству кубиков.

Инструкция: “Посмотри,  на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй”.

Ход выполнения задания:  ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Виды помощи: – применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер

  • деталей изображения;
  • обведение контура и частей фигуры указкой, что позволяет наметить детали изображения;
  • разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;
    использование действий наложения деталей на

а) о6разец или

б)  трафарет  с  последующим вкладыванием фигур без  опоры  на образец (выкладка рядом с изображением);

  • анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;
  • рисование фигур,  предложенных для конструирования;
  • выкладка экспериментатором 1-2-х частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.

Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения,  но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет – действуют на основе представлений.

Классификация невербальная.

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации;  выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: набор  из  24  карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов,  квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).

Инструкция: речевая  инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной (“Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими”).

Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда  фигур,  различающихся по цвету).

Виды помощи: – выкладывание начальной карточки третьего  ряда;

– объяснение принципа раскладки: (“Они одинакового цвета: красные, синие, желтые);

– дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.

Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.

Классафикация невербальная по двум признакам. Соотнесение цвета и формы. 

Методика является модификацией лото В.М.Когана.

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал: 1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном – бесформенные цветовые мазки 7 цветов радуги;  2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и  цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.

Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором:  “Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик”.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: – объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки  (посмотри:  здесь на рисована фигурка, у нее много домиков, (показ), и каждый – нового цвета);

– объяснение принципа поиска (в действиях):

  1. наложение фишки на образец формы;
  2. поиск цвета;
  3. совмещение движения фишки от формы к цвету.

Диапозон применения:  от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с  использованием  проб  и  при зрительном  соотнесении  при  уменьшении  поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов.  Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на  основе  зрительного  соотнесения.  Дети  7-летнего  возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.

Классафикация невербальная по 2-м признакам.

Соотнесение формы и величины

(модификация задания, предложенного А.А.Венгер).

Цель: выявление возможности классификации на  основе  вычленения  наглядно  представленных признаков,  заданных выделенных материалом.

Материал: таблица,  расчерченная  на квадраты,  в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы,  а в верхнем ряду – постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром  от 9 до 5 см);  2) набор геометрических фигур,  каждая из которых представлена в 5-ти последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.

Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи: – объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;

– объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;

– объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения:  дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в примеривание с помощью наложения. Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.

Сравнение и различение понятий.

Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Читайте также:  Упражнения для развития речи годовалого ребенка

Материал: пары слов.

Инструкция: “Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются”.

Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.

Классификация предметов.

Методика является одной из основных в психологическом обследовании  (Л.С.Выготский, 1934; Гольдштейн и Ширер, 1941; Б.В.Зейгарник, 1970 и др.).

Цель: исследование процессов обобщения и  абстрагирования, развитие понятийной структуры мышления. На материале эксперимента можно также изучить возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, особенностей логической памяти, объема и устойчивости внимания, личностных реакций. Наличие качественных нарушений мышления: разноплановость суждений

Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, растения, посуда, мебель, инструменты, транспорт и т.д.).

Инструкция: разложите  эти карточки на столе — что к чему подходит (название групп и их количество не указывается).

Ход выполнения  задания: 1 этап – “глухой” предлагается раскладывать карточки группировать их как получится. После того, как выложено 16-20 карточек, начинается II этап работы. Сначала оценивается, что было сделано ребенком. Отмечаются правильно отобранные группы (“Правильно, ты положил вместе игрушки, так и надо все объединять:  посуду с посудой,  одежду с одеждой” и т.д.  ). Затем оцениваются и корректируются ошибочные решения.  На протяжении II этапа ребенку задаются вопросы по поводу места раскладки карточек и оценивается работа.  Важно выяснить название каждой из выделенных групп и определить принцип обобщения. Для  этого  необходимы словесные объяснения ребенка.  III этап – предлагается соединить выделенные группы между собой так,  чтобы предметам укрупненной группы можно было дать общее название с одним (!)  общим существенным признаком.

Диапазон применения:  от 5-ти до 7-ми лет — I,  II этапы; с 7-ми лет — III этап работы.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, определяя принцип обобщения на функциональном уровне.  Начиная с 6-ти лет нормой является использование  отвлеченных категорий.

Исключение предметов.

Цель: исследование категориального мышления;  выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек, на  каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию,  не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:  

  1. каждый раз изменяется позиция “лишней картинки”;
  2. используются “провокации”: по цвету, форме, величине, стилю изображения.

Инструкция: “На каждой карточке изображены 4 предмета.  Три из них между собой сходны,  их можно назвать одним названием,  а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета”.

Ход выполнения задания:  ребенку последовательно предъявляются карточки,  на которых он  показывает “лишний” предмет, а затем обосновывает принцип выделения.

Диапазон применения: детям от 5-ти лет и выше в порядке возрастающей сложности. Норма выполнения:

дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя “лишний” предмет способом противопоставления (например:  это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.

Пирамидка

Виды помощи: – подача колец с целью стимуляции  деятельности;

-демонстрация способа  примеривания  колец  друг  к другу с целью складывания пирамидки с учетом величины.

Нормы выполнения: дети  2-3-х  лет  могут складывать пирамидку без учета величины. Неадекватным для них будет складывание пирамидки с  попыткой надеть  кольцо  на закрытый колпачок. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины,  но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Методика Россолимо

Цель: – исследуется понимание  смысла  ситуации,  наличие  элементарных представлений, возможность использования    прошлого    опыта. (Рекомендована для обследования детей с речевыми нарушениями.)

Методика  ребенка просят назвать или показать предмет,  которого недостает.

Помощь  показать   картинку   с   предметами   среди  которых  и недостающий.

Анализ выполнения:

 – дети  с олигофренией в степени дебильности с заданием справляются;  некоторым требуется организующая помощь или наводящие вопросы;

 – дети   с  ЗПР  легко  понимают  инструкцию  и  без  затруднений выполняют задание.

” Четвертый лишний”

    Цель: – уровень  обобщения,  логическая   обоснованность   и   четкость формулировки, возможность   формирования  и  использования  обобщенных представлений. Последовательность усложнения задания дает  возможность

анализировать обобщения разного уровня.

     1 вар. – 3 цветка и кошка.

     2 вар. – посуда и стол.

     3 вар. – механические транспортные средства и лошадь.

     4 вар. – сумка, рюкзак, чемодан и зонт.

     5 вар. – курица, цыпленок, яйцо и утка (2 варианта).

     6 вар. – швейная машина. нитки, иголка и очки.

     7 вар. – кошка, собака, коза и волк.

     Инструкция: “На этой карточке нарисованы 4 предмета,  три  из  них имеют что-то общее, а один не подходит. Какой предмет лишний?”

Выделение сходства и различий.

 Цель: – выявляется способность выделять существенные признаки предмета, находить общее и различное в предметах и понятиях.

     Рекомендуется предъявлять детям, у которых широкий объем понятий.

     Пары для сравнения:                   мяч – арбуз;

                         волк – собака;

                         береза – ромашка;

                         зима – лето;

                         вода – лед;

                         день – ночь.

Источник