Методики диагностики речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Методики диагностики речевого развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

 Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика «Обследование речи старших дошкольников» (Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И.)

    Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.

    1 серия заданий (словарь и грамматика)

    Задание 1.Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)

    1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).

    2) Называет отдельно признаки, действия.

    3) Называет 1-2 слова.

    Задание 2.Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

    1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).

    2) Называет два вида посуды.

    3) Называет один вид.

    Задание 3.Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

    1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.

    2) Называет слова с частицей «не».

    3) Неточно подбирает слова.

    Задание 4.Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?

    1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).

    2) Подбирает слова к двум прилагательным.

    3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

    Задание 5.Каких животных ты знаешь?

    Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)

    1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

    2) Называет правильно только одну форму.

    3) Не выполняет задание.

    Задание 6.Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

    1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).

    2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).

    3) Называет одно действие.

    Вторая серия заданий (звуковая культура речи)

    Задание 1. Ты все звуки произносишь правильно?

    1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.

    2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.

    3) Не произносит шипящие и сонорные.

    Задание 2 .Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

    1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.

    2) Отбирает 2-3 картинки.

    3) Указывает на одну картинку.

    Задание 3.Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).

    1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.

    2) Называет более двух слов

    3) Называет слово без предлагаемых звуков.

    Задание 4.Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

    1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

    2) Недостаточно четко произносит.

    3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.

    Задание 5.Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

    1) Ребенок передает заданные интонации.

    2) передает только вопросительную интонацию.

    3) Повторяет повествовательную интонацию.

    Задание 6.Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?

    1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.

    2) Называет не все звуки и слоги

    3) Нарушает последовательность в названии звуков.

    Третья серия заданий (связная речь)

    Задание 1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).

    1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».

    2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).

    3) Перечисляет отдельные качества.

    Задание 2. Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

    1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

    2) рассказывает с помощью взрослого.

    3) Перечисляет изображенное на картинках.

    Задание 3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

    1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.

    2) Составляет рассказ с помощью взрослого.

    3) Рассказывает по вопросам взрослого.

    Источник

    Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

    В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

    Методика для изучения словарного запаса у детей

    Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

    Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

    Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

    После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

    Высокий уровень – 25-30 шт.

    Средний уровень – 10-25 шт.

    Низкий уровень – до 10 шт.

    Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

    Читайте также:  Что помогает развитию ребенка

    Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

    Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

    Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

    Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

    Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

    Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

    Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

    Высокий – правильно называет противоположные слова.

    Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

    Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

    Методика проверки фонетического развития речи

    Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

    Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

    Высокий – все звуки произносятся правильно.

    Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

    Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

    Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

    Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

    Средний – отбирает только 2-3 карточки.

    Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

    Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

    Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

    Высокий – правильное произношения предложения

    Средний – правильно передают только 2 интонации.

    Низкий – может прочитать только в повествовате

    льной или 1-й из предложенных интонаций.

    Методика проверки связной речи

    Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

    Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

    Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

    Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

    Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

    Методика общей проверки развития речи

    В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

    Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

    Высокий – правильно отгадывает все слова.

    Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

    Низкий – не может отгадать слово.

    Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

    Источник

    На чтение 11 мин.

    Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.

    [dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:

    Развитие речи это
    Формирование словаряГрамматический стройЗвуковая культураСвязная речь

    Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

    Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

    Формирование словаря.

    Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

    Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

    Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии к какому врачу обращаться

    Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

    • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
    • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
    • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

    Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

    Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

    Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

    Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

    • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
    • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
    • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

    Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

    Грамматический строй речи

    Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет)  на другой? (несколько предметов).

    Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.

    Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

    Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

    Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

    Звуковая культура речи

    Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.

    Связная речь

    Дошкольники должны уметь:

    • внятно выражать свою мысль;
    • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
    • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

    В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

    2-3 года

    3-4 года

    • Рассказывает самостоятельно
    • Называет всех героев сказки
    • Знает последовательность действий
    • Рассказывает самостоятельно
    • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
    • Знает последовательность событий
    • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

    Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

    Формирование словаря

    Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

    • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
    • «Кто у кого?» –  в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
    • «Назови ласково»  – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
    • «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
    • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

    Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

    • Чем рисует художник?
    • С помощью чего пришивают пуговицу?
    • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
    • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

    Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

    Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

    Звуковая культура речи

    В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

    Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

    Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

    Читайте также:  Книги для развития 3 летнего ребенка

    С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та;  зо-со; жа-ша.

    Связная речь

    Для этого возраста важно уметь:

    • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
    • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
    • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
    • выразительно читать стихи.

    Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

    Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

    Формирование словаря

    Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

    Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

    • Осенью часто идёт моросящий…
    • Весной с юга возвращаются перелётные…
    • Символ России – белоствольная…

    Грамматический строй речи

    Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

    Звуковая культура речи

    Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

    Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.

    Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

    Определять количество звуков и букв в слове.

    Связная речь

    Дошкольники этого возраста должны уметь:

    • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
    • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
    • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
    • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
    • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
    • выразительно читать стихи, загадки.

    Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

    Формирование словаря

    Лексические темы те же.  Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

    «Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

    «Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

    «Профессии»:

    • Кто водит автомобиль?
    • Кто разносит почту?
    • Кто тушит пожар?
    • Кто лечит людей? И т.д.

    Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

    Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

    Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

    Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

    Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

    «Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

    Грамматический строй речи

    Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

    «Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

    Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

    Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

    Результаты в таблице

    Существительные мн. числа

    Существительные мн. числа родительного падежа

    Уменьшительно-ласкательные формы

    Согласование существительных и прилагательных

    Согласование существительных с числительными

    Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития:  + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний –  большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

    Звуковая культура речи

    Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

    Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

    • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
    • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
    • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
    • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
    • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

    Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

    Связная речь

    Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

    Источник