Методики диагностики речевого развития ребенка

Методики диагностики речевого развития ребенка thumbnail

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.

В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.

Методика для изучения словарного запаса у детей

Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.

Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.

Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.

После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.

Высокий уровень – 25-30 шт.

Средний уровень – 10-25 шт.

Низкий уровень – до 10 шт.

Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.

Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса

Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.

Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»

Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.

Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.

Низкий уровень – Называет 1-2 слова.

Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.

Высокий – правильно называет противоположные слова.

Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.

Низкий – не всегда или неправильно называет слова.

Методика проверки фонетического развития речи

Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.

Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.

Высокий – все звуки произносятся правильно.

Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.

Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.

Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.

Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.

Средний – отбирает только 2-3 карточки.

Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.

Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.

Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.

Высокий – правильное произношения предложения

Средний – правильно передают только 2 интонации.

Низкий – может прочитать только в повествовате

льной или 1-й из предложенных интонаций.

Методика проверки связной речи

Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.

Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.

Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.

Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.

Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.

Методика общей проверки развития речи

В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.

Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.

Высокий – правильно отгадывает все слова.

Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.

Низкий – не может отгадать слово.

Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.

Источник

Направление исследования

Наименование методик

Литература

Сенсомоторное развитие

Нейропсихологические методики исследования:

– методы исследования латеральных предпочтений;

– кинестетический праксис (праксис позы по зрительному, кинестетическому образцу, оральный праксис);

– кинестетический (динамический) праксис («кулак – ребро – ладонь», графические пробы, «проба Хэда»;

– тактильные и соматогностические функции (локализация прикосновения);

– зрительный гнозис (восприятие предметных, реалистических изображений, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения), незавершенные изображения, эмоциональный гнозис, цветовой гнозис);

– слуховой гнозис (восприятие ритмов, воспроизведение ритмов);

– пространственный гнозис (проба «Зеркальные буквы», проба «Слепые часы», проба Бентона, проба «Коврики», проба «Мандала», проба «Гомункулус, проба «Рисунок человека);

Фонематическое восприятие

– тесты, разработанные Р.И. Лалаевой

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТ:Транзиткнига, 2006
  2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2010
  3. Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Акажемия», 2002
  4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Фонетико-фонематические компоненты речи, слоговая структура слова

  1. Методика Г.Г. Голубевой «Исследование состояние фонетико-фонематических компонентов речи у детей дошкольного возраста».
  2. Исследование слоговой структуры слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.)
  3. Методика обследования речи детей со стертой дизартрией (Е.Ф. Архипова)
  1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Парадигма, 2010
  2. Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей

Лексика

  1. Методика диагностики лексического развития В.И. Яшиной;
  2. Методика Ю.С. Ляховской «Выявление особенностей понимания и употребления проверяемых слов.
  3. Методика Т.А. Фотековой
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999
  2. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Грамматика

  1. Методика изучения лексики у детей со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова)
  2. Методика исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева)
  3. Методика Т.А. Фотековой;
  1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999
  2. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб.: КАРО, 2009
  3. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000

Связная речь

  1. Исследование связной речи при проведении «педагогической мастерской» (Н.Н. Яковлева)
  2. Методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи»
  3. Методика исследования связной речи В.П. Глухова
  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Аркти, 2004
  2. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. – СПб, 2011
  3. Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями. – СПбАППО, 20010;
Читайте также:  Ребенку для развития памяти препараты

Источник

Методика для обследования речевого развития ребенка раннего возраста

Исследование уровня развития речи у детей раннего возраста строится на системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития детей охватывает все стороны речи.

В основе исследования положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:

· выявление уровня восприятия речи и понимания речи взрослого,

· выявление объема активного и пассивного словаря,

· обследование произносительной стороны речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура),

· обследование грамматического строя речи (сформированность фразовой речи; использование предлогов).

Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применяли методики, разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.

Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого.

1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка, кукла).

1 ситуация. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 ситуация. Взрослый просит ребенка указывать на называемый предмет.

3 ситуация. Взрослый предлагает ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 ситуация. Взрослый просит ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 ситуация. Взрослый просит ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Взрослый предлагает произвести с предметом определенные действия (положить чашку на стол). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Взрослый предлагает ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания взрослый повторяет несколько раз.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания),

более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

2. «Найди игрушку».

Цель: выявить уровень понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности взрослый наблюдает за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки; берет ли в руки; вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку; понимает ли обращенную к нему речь.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечаются все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определяет количество набранных ребенком баллов:

5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

3-4 балла – 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Средний уровень.

0-2 балла – 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Низкий уровень.

Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.

Обследование словарного запаса проводится у детей раннего возраста или у детей старшего возраста, когда логопед в предварительной беседе с ребенком, родителем или педагогом выявил недоразвитие лексико-грамматической стороны речи или жалобы на его проявление.

В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:

– определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

– выявить уровень владения значением лексических единиц;

– выявить характер лексических ошибок;

– наметить рациональные пути формирования и (или) совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Материал для обследования – конкретная повседневная лексика. Ребенку предъявляются предметные картинки. При обследовании активного словаря ставиться вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»

1. «Кто это?».

Цель: выявить объем пассивного и активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал условно разделяют на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Читайте также:  Развитие памяти и внимания ребенка 4 лет

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов:

1 балл – наличие правильного ответа,

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря:

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

7-9 баллов – средний уровень,

2-6 балла – низкий уровень,

0-1 балла – очень низкий уровень.

2. «Называние предмета по его описанию».

Цель: выявить объем пассивного и активного словаря

Инструкция: «Отгадай, что это (кто это)».

Ответы: кошка, птица, собака, корова, белка, чашка, зайка.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

3. «Понимание сходных по звучанию слов».

Цель: выявить понимание сходных по звучанию слов.

Материал: предметные картинки.

Взрослый показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток».

Инструкция: «Отгадай, что это: молоток или молоко?».

Список картинок: молоток, сабля, маска, деревья, дрова, ворона, врач, осы, крыша, туча, куст. Пары слов: «молоко – молоток», «крыша – крыса», «каска – маска», «деревня – деревья», «дрова – трава», «ворона – ворота», «врач – грач», «осы – усы», «крыша – крышка», «туча – куча», «куст – кость».

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 16-22 баллов, то это высокий уровень понимания сходных по звучанию слов. От 15 до 8 баллов – средний уровень, от 7 до 0 баллов – низкий уровень.

  1. «Лексическая сочетаемость слов».

Цель: подбор слов-синонимов.

Материал: игрушки.

Ребенку необходимо сравнить предметы (большой и маленький шар, высокая и низкая кукла, толстый и худой мишка, твердый-мягкий, холодный-горячий).

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 5 до 10 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 4 до 2 – средний уровень, от 1 до 0 – низкий уровень.

Источник

Тема: Диагностика речевого развития детей

I. Изучение уровня речевой коммуникации

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

№ п/п

Критерии оценки

коммуникативных умений детей

Оценка

в баллах

Уровень речевой

коммуникации

1

Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли умеет пользоваться формами речевого этикета.

3

Высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета.

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

1

Низкий

II. Методика изучения детского словаря.

Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ему демонстрируют предмет, картинки с изображением предметов, признаков, действий и предлагают ответить на вопросы »Что (кто) это?», « Какой?», «Что делает?». Для проверки обобщающих слов соответственно предъявляются группы предметов. В случае отсутствия слова в активном словаре дается инструкция: » Покажи то – то». Речевые и двигательные реакции детей (называние объектов или только их показ) фиксируются и затем анализируются.

При оценке словаря детей можно условно выделить несколько уровней освоения слова: нулевой – когда слово отсутствует в активном и в пассивном словаре; первый- когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания; второй- когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определенных ситуациях; третий – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщенное значение.

Данные занести в таблицы.

Анализ словаря детей (понимание значения слов)

№ п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Предметы

Называет

Как узнал, выделяет признаки

правильные

неправильные

отказ

существенные и несущественные

несущественные

существенные

отказ

Всего:

III. Обследование состояния грамматических навыков детей

Методические указания:

Необходимо выявить уровень овладения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: Уложи маленького ребенка спать; Кошка поймана мальчиком; Утка убежала, прежде чем ее схватила овца; Собака кусает медведя, который схватил зайца; Собака позволяет мальчику погладить ее и др. Всего предлагается 10 предложений. Степень трудности заданий различная – в зависимости от того, предполагают ли они использование правил применения глубинных грамматических структур в разработке стратегий, поверхностных грамматических структур и от степени обобщения этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из положенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность называния понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка составляет 10 баллов.

Читайте также:  Ребенок 2 года отстает развитии

Задание 2. Образование формы имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задание предъявляется в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие картинки и образоватьформы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; у лисы много лисят и др.) (Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990.). Высшая оценка – 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительные отклонения от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.

Задание 3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др. Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 – в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.

IV. Обследование состояния звуковой речи детей

Методические указания:

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику (См. следующие работы: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981; Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980; Рождественская В.И., Родина Е.И. Воспитание правильной речи. М., 1968).

Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.

Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука (ш и с, ж и з, б и п, д и т, г и к, л и р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак).

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену, но и четкость, ясность произношения звуков, их дифференциацию, особенности темпа речи и речевого дыхания.

Результаты обследования заносятся в таблицу, где знаком + отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звук, отсутствие их дифференциации; нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Результаты обследования звуковой стороны речи детей можно записывать по такой форме:

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Возраст

Звуко-произ-ношение

Особенности темпа речи, речевого

дыхания

Дифференциация

Оценка речи

(в баллах)

с

ш

з

ж

ц

ч

с

щ

п

б

п

с

к

г

л

р

1

Архипов Дима

6 лет

2 мес.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

2

Иванов Саша

6 лет

2 мес.

ш, ж, щ нечетко

Быстрый темп. Говорит на вдохе

1

3

Моисеева Наташа

6 лет

3 мес.

р заменя-ет на л

+

+

+

+

+

+

2

Примечание. В таблице приведены записи речи детей для примера.

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл – 3 – соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 2 – среднему; 1 – низкому.

Оценка звуковой культуры речи детей

№ п/п

Критерии оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития

звуковой стороны

речи

1

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

Высокий

2

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков.

2

Средний

3

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.

1

Низкий

V. Методика изучения уровня связной речи детей

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика пересказа текста. Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильная формулировка основной мысли.
  2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).
  3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
  4. Грамматика – правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.
  5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему, меньше 6 баллов – низкому.

VI. Методика изучения практического осознания с детьми элементов языка и речи

Задания:

  1. Скажи одно слово.
  2. Произнеси один звук.
  3. Сколько звуков в слове «дом».
  4. Назови звуки в этом слове.
  5. Скажи одно предложение.
  6. Сколько слов в предложении: Дети любят играть.
  7. Назови первое слово, второе, третье.

Оценка:

Ответы оцениваются как верные – 1 балл и неверные – 0. Результаты обследования заносятся в таблицу.

Фамилия,

имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая

оценка

Выделение

слова

Фонемный

анализ

Анализ

предложений

Оценка 7 баллов соответствует высокому уровню осознания языковых элементов. 3-4 – среднему, меньше 3 – низкому.

Обработка и интерпретация результатов:

Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет – уровень выше среднего.

Таким образом, при итоговой оценке речевой готовности к школе ребенок может обладать одним из пяти уровней речевой готовности к школе: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего или низким.

Результаты обследования могут быть оформлены в виде итоговой таблицы.

Фамилия и возраст

ребенка

Оценка уровня речевого развития

Уровень развития речи

Речевая коммуникация

Связная речь

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Практическое осознание элементов языка

Источник