Методика зайцева занятие с ребенком 1 года

Кубики Зайцева
Вы наверняка слышали о методике Н. Зайцева по обучению чтению. Эта методика наделала много шума среди родителей и педагогов. Одни хвалят её. Утверждают, что с помощью данной методики легко можно научить читать 2-ух летнего ребёнка.
Другие, наоборот, говорят о том, что дети не воспринимают обучение по методике Н. Зайцева. Более того, те, кто обучался читать по данной методике, в школе испытывают серьёзные проблемы.
Я знакома с этой методикой давно и уже несколько лет учу дошкольников читать именно с помощью методики Н. Зайцева. Даже написала книгу об этой методике и разработала на её основе пособия для родителей и педагогов с конкретными упражнениями и готовыми материалами к ним.
В этой статье я расскажу вам всю правду о методике Н. Зайцева. И вы сами сможете сделать вывод, на сколько она хороша или плоха.
По методике Н. Зайцева можно учить читать 2-х летнего ребёнка
Учить читать ребёнка-дошкольника вообще нецелесообразно. Для качественного овладения навыка чтения необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать – это миф.
Мы учим детей читать противоестественным способом
Обучение дошкольников чтению имеет место быть только по той причине, что школа с этой задачей не справляется. А не справляется потому, что метод, с помощью которого обучают детей читать в школе, противоестественен природе ребёнка, а значит, непонятен ребёнку и труден. Поясню.
Когда ребёнок начинает говорить, то произносит не отдельные звуки, а НЕДЕЛИМЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ. Вспомните: вместо “мама” – “ма”, вместо “дай” – “да”. В школе же ребёнка сначала учат членить слово на отдельные звуки, затем записывать звуки буквами и уже потом складывать эти буквы в слоги. То есть МА мы должны сначала разделить на М и А, а потом обратно это всё сложить и прочитать. Зачем такие сложности? Непонятно.
Обучение чтению по букварю
Да и слоги в русском языке тоже разные. Есть слоги маленькие, как неделимые речевые единицы – по, зы, ва и т.д. А есть слоги большие, из четырёх и даже из восьми букв. Такие слова прочесть даже пятикласснику бывает непросто. Говоря о дошкольниках, прочтение, например, слова “тетрадь” для большинства из них вызовет серьёзные трудности. ТЕТ-РАДЬ. Каждый слог состоит больше, чем из двух букв. Пока ребёнок дочитает слово до конца, он уже забудет, какие буквы были вначале. А ещё эти чёрточки, которые мешают целостному восприятию слова!
У Зайцева слово ТЕТРАДЬ состоит из 4-х кубиков, каждый из которых представляет ту самую понятную ребёнку неделимую речевую единицу: ТЕ Т РА ДЬ. И никаких чёрточек! Вот почему обучение чтению по данной методике даётся детям намного легче.
Гениальное решение
Взяв за единицу обучения чтению не слог, а склад, Н. Зайцев уже заслужил почёт и уважение. Но он пошёл дальше. Николай Александрович отказался от букварей и тетрадей. Он записал склады на КУБИКАХ! И это было вторым его гениальным решением.
Кубики для ребёнка – это игровой материал. Играя с кубиками, ребёнок сам того не замечая, учится читать. Всё происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.
Понятно, что чем раньше мы дадим ребёнку поиграть с такими кубиками, тем быстрее он научится читать. Играть с кубиками можно начинать с 2-х летнего возраста, а вот целенаправленно учить читать надо не раньше, чем с 4-х лет. И только с помощью кубиков Зайцева.
Кубики Зайцева – одновременно игровой и учебный материал
Это какой согласный: мягкий или твёрдый?
Некоторые педагоги утверждают и уверяют родителей, что дети, которые учатся читать по методике Н. Зайцева, испытывают трудности в составлении звуковых схем. “В схемах, – говорят они, – каждый звук обозначается своим цветом: гласный – красным, мягкий согласный – зелёным, твёрдый согласный – синим. А у Зайцева кубики жёлтые, коричневые и серые. Ребёнок точно запутается”.
Открою вам “секрет”, что цвет кубиков НИКАК не связан с мягкостью и твёрдостью согласных. У Зайцева кубики с мягкими согласными маленькие, а с твёрдыми – большие. И в школе составлять звуковые схемы все дети учатся на равных условиях.
МА или МЯ?
Различать, где мягкий согласный, а где твёрдый, учат в школе для того, чтобы ребёнок мог правильно подобрать гласную букву. Например, в слове МАМА первый звук – твёрдый согласный, значит, после М запишем А. В слове МЯСО первый звук – мягкий согласный, значит, после М запишем Я. Также ребёнок должен рассуждать, когда встаёт вопрос: нужно писать мягкий знак на конце слова ЛОСЬ или нет.
Вот пишу, а у самой от этих рассуждений голова идёт кругом. Ну разве под силу маленькому ребёнку делать такие умозаключения?! Конечно, нет. И большинство детей в школе, поверьте, выбирают букву наугад. Отсюда катастрофическое количество ошибок в тетрадях учеников.
По методике Н. Зайцева такие рассуждения строить не надо. Для ребёнка очевидно, что МА и МЯ – это РАЗНЫЕ склады. Перепутать никак нельзя. Моя ученица-дошкольница долго смеялась над фразой, которую написала её подруга-сверстница: МАМА, Я ТИБА ЛУБЛУ. Она искренне удивлялась, как так можно было написать.
У детей, которые учились читать по методике Н. Зайцева, не только не возникает трудностей в написании слов с мягкими и твёрдыми согласными. Эти дети вообще ОЧЕНЬ ГРАМОТНО пишут. В чём секрет? Да в том, что обучение построено на запоминании зрительного образа слова, а не слухового. Ребёнок с самого начала запоминает, что вода – это не “ВАДА”, а “ВОДА”.
А есть ли минусы?
В каждой методике есть плюсы и минусы. Методика Н. Зайцева не исключение.
Одним из “минусов” можно назвать высокую цену основного пособия. На официальном сайте “Методики Н. Зайцева” кубики можно купить за 4 200 руб. (без доставки). Но это на официальном сайте.
Кубики довольно прочные, поэтому подержанные кубики тоже подойдут. Их можно купить на сайтах типа Авито. Много случаев, когда одни родители отдают кубики другим родителям абсолютно бесплатно.
Основное пособие по обучению чтению Н.Зайцева
Помимо кубиков в основное пособие входят ещё серия настенных таблиц, диск с попевками и “Учебник для родителей, воспитателей и учителей”.
Так что этот “минус” так себе.
Есть ещё один “минус”. Создавая свою методику, Н. Зайцев сознательно не стал составлять никаких методических пособий с конспектами занятий, с планированием. Он решил, что каждый педагог должен сам спланировать занятия, опираясь на свой опыт и профессионализм.
Ну хорошо, педагог, допустим, сможет это сделать (хотя это не так просто!). А как же быть с родителями? А никак. Отсутствие таких пособий – действительно большая проблема для родителей, да и для многих педагогов тоже.
Так что же: пора переходить в обучении чтению на методику Н. Зайцева или нет?
Начав обучать детей по методике Н. Зайцева, я быстро поняла, что для эффективного обучения чтению даже такой замечательной методики маловато. Поэтому в настоящее время в своей работе я использую и другие методики – “школьную”и методику Г. Домана. А также свои авторские пособия по развитию речи, навыка чтения и мелкой моторики.
Какую бы методику вы не выбрали, главное – соблюдать три условия:
1. Дети не должны испытывать серьёзные трудности.
2. Детям должно быть интересно.
3. Должны в обязательном порядке учитываться индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. (Особенности дошкольников: ведущая деятельность – игра, преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, огромная потребность в движении).
Источник
Родители, интересующиеся развитием своего дитя с раннего возраста, не раз слышали о методике Зайцева, которая обещает научить малыша бегло читать уже в дошкольном возрасте. Педагог с большим опытом разработал собственную систему подачи материала для самых маленьких, которые в процессе игры с кубиками познают азы чтения, письма и даже счета. С годами методика усовершенствовалась автором и теперь практикуется в детских садах и начальной школе, но быстро научить читать своего ребенка можно и в домашних условиях.
Методика Зайцева: основная суть и особенности
Педагог выступает против поэтапного знакомства с буквами в процессе обучения малышей, а напротив, утверждает, что ребенок должен видеть весь объем информации сразу и понимать, чем отличаются разные слоги, сколько их может быть в целом и какие действия с ними можно совершать. Для этого различные вариации слогов и отдельные буквы нанесены на стороны кубиков, с которыми можно играя учиться читать.
Методика Зайцева для детей раннего возраста помогает быстрее начать читать
Зайцев предлагает начать обучение именно со складов, а не со слогов, например, в слове «КРОТ» – один слог, но три склада – К-РО-Т. Так малышам будет проще составлять самостоятельно слова из складов, нанесенных на стороны куба.
Одна из важнейших особенностей подобной методики – это то, что ребенок запоминает не отдельные буквы, а сразу склады, поэтому во время чтения ему не нужно будет вспоминать, что за слог составляют две буквы Б и Ю, он не будет его читать как БЭ-Ю, а сразу вспомнит склад БЮ и назовет его, не вдаваясь в подробности, из каких букв он состоит.
Обучение чтению по методу Зайцева
Талантливый российский педагог настаивает на том, что для успешного раннего развития малыша нужно весь материал давать сразу и только в форме игры: дитя дошкольного возраста быстро утомляется от монотонной подачи информации и теряет интерес к обучающему процессу. Поэтому важно подобрать индивидуальную игровую форму изучения материала, которая увлечет именно вашего малыша.
Обучение чтению по методике Зайцева позволяет еще до школы научиться бегло читать
Зайцев предлагает соблюдать простые правила, которые превратят обучающие уроки в интересный и познавательный процесс:
- дать малышу сразу все кубики и позволить с ними играть, рассматривать, определять их различие по цветам, весу, цвету;
- не нужно ничего объяснять и долго рассказывать, что к чему: сразу покажите весь набор и называйте изображенные на них склады;
- сразу начинайте составлять из складов простейшие слова – МАМА, ДЯДЯ;
- весь процесс обучения вести только в игровой форме;
- склады нужно пропевать, затем научиться петь цепочки из слогов. Настаивать на том, чтобы ребенок пропевал вместе с вами, не нужно. Когда он будет готов, малыш сам начнет подпевать;
- добиться хороших результатов можно только при регулярных уроках.
Методика Зайцева больше похожа на игровой процесс и отличается тем, что ее можно адаптировать под запросы каждого ребенка: если малыш – любитель сказок, можно придумывать различные сюжеты о том, как один склад ходил к другому в гости или они вместе играли на лесной поляне. Если ребенок – прирожденный строитель, соорудите вместе с ним башни МА-ГА-ЗИ-Н, ДО-М, ГА-РА-Ж. Если дитя больше любит играть с машинками, составляйте паровозик или играйте со складами в гонки. В игровом процессе можно фантазировать безгранично, дети должны двигаться, танцевать, петь, прыгать, им это будет интересно. В результате они научатся быстро воспринимать на слух сразу склады, а затем и целые слова.
Технология обучения
Пошаговый процесс обучения чтению по Зайцеву базируется на определении и запоминании различных складов, поэтому ребенок должен научиться различать их. Для этого разработчик методики наглядно продемонстрировал на примере кубиков, как отличаются звонкие, глухие, приглушенные, мягкие, твердые склады.
Такое пособие для детей представляет собой следующий набор демонстративного материала:
- 52 кубика и 7 дополнительных, на которых содержатся повторяющиеся склады для создания простейших слов – МАМА, ПАПА;
- всего изображено 200 складов, из которых можно собрать любое слово;
- все кубические элементы различны по размеру, материалу изготовления, цвету, весу;
- на больших изделиях изображены склады с твердым звучанием, на маленьких – с мягким;
- звонкие склады написаны на металлических кубиках, глухие – на деревянных;
- золотые – гласные буквы, на железно-деревянных элементах – склады с твердым знаком, на железно-золотых – с мягким;
- белые служат для изображения знаков препинания;
- есть и цветовой подбор букв, который кардинально отличается от школьной формы подачи материала: гласные обозначаются голубым цветом, согласные – синим, твердый и мягкий знаки нарисованы зеленым цветом.
Для повышения эффективности уроков можно использовать дополнительные пособия – таблицы со складами, картинки, организовать игровое поле, когда демонстративный материал располагается на стене.
Для придания занятиям игровой формы используются кубики со складами, предназначенные для раннего развития ребенка
Аналогичным образом малышу преподается математика. Для этого используют четырехцветную картонную ленту, на которой сгруппированы числа от 0 до 99. Обучение счету состоит из дополнительных пособий в виде таблиц и кубических элементов, которые визуально представляют процесс сложения и вычитания чисел, образно поясняют состав числа и знакомят с многозначными числами.
Как организовать процесс обучения
Чтобы родителям и детям процесс обучения давался легко и понятно, Зайцев дает примеры проведения уроков и подсказки, как завлечь дитя в игру:
- начинать знакомство с пособием нужно в виде непринужденной игры, когда малыш сначала сам потрогает кубические элементы, построит башню, определит их разницу. Только потом можно начинать проговаривать и пропевать склады, изображенные на них;
- важно познакомить ребенка со звучанием железных, золотых и деревянных изделий, если с первого раза малышу будет понятна разница, можно переходить к формированию одинаковых по звучанию групп из кубиков;
- можно раскладывать все изделия по размеру и рассказывать, что большие и крепкие – это твердые склады, а малютки – это мягкие по звучанию малыши;
- пропевая склады, ребенку проще их воспринимать и запоминать, поэтому полезны в процессе обучения попевки, которые есть в методическом материале от разработчика;
- можно просить ребенка найти свою любимую букву, когда знакомство со складами уже состоялось, можно переходить к поиску любимых или заданных складов или составлению простейших слов. Эффективно для улучшения восприятия просить выбирать золотые, деревянные, железные кубики: малыш должен понимать, чем одни отличаются от других;
- желательно соблюдать алгоритм занятия: сначала пропевать склады на кубах, затем в таблицах, после переходить к составлению слов;
- средняя продолжительность урока – 20 минут, не стоит заставлять ребенка заниматься через силу.
Методика дает результаты только при соблюдении указанных автором рекомендаций и регулярности занятий.
С какого возраста можно начинать обучение
Методика интересна тем, что практиковать ее можно начиная с рождения, но в этом возрасте малыш будет только рассматривать кубики, после сможет трогать их, знакомиться с формой, цветом, разницей в материале изготовления. После года малыш может строить из них сооружения и узнавать буквы. Ближе к двухгодовалому возрасту можно переходить к изучению складов, когда ребенку уже знакомы изделия, а родители предлагают с ними новые игры. Чем старше дитя становится, тем сложнее будут задания.
Каких результатов можно достичь
На основе отзывов практикующих методику преподавателей была составлена статистика, в которой отображено достаточное количество занятий для того, чтобы малыш определенного возраста начал читать:
- в 3-летнем возрасте потребуется примерно полгода, чтобы малыш начал читать свои первые слова;
- после 4 лет для этого нужно 16 уроков;
- в 5 лет процесс пойдет быстрее – 5–10 занятий;
- в 6 лет для получения навыков чтения будет достаточно 4–6 раз.
Уроки по методике российского педагога помогают сформировать у малыша навыки моментального восприятия складов и составления их в слова, что позволяет в игровой форме научить его бегло читать еще в детском саду. Используя дополнительные обучающие материалы, можно научить дитя и математике, при этом его знакомят сразу не с десятью числами, а с сотней или тысячей. Такой способ раннего развития требует не только усердия, регулярности и индивидуального подхода, но и специальные изделия, а также методические материалы.
Читайте также: методика домана
Источник
Чтение — один из самых основных навыков, который необходим для обучения в школе. Современные школьные программы рассчитаны в большинстве своем на детей, уже умеющих читать. Поэтому стоит начать еще до школы.
Существует множество методик обучения чтению для детей с самого маленького возраста. Одна из самых известных и впечатляющих своими результатами — кубики Зайцева. Она принципиально отличается от традиционной схемы обучения детей сначала буквам, потом соединению их в слоги, а слогов — в слова. Подробно о методике Зайцева мы и расскажем в этом материале.
Суть методики Зайцева
Зайцев Николай Александрович — петербургский педагог, родом из семьи школьных учителей. Он учился на филологическом факультете Педагогического университета имени Герцена, занимался английской филологией. В его последующей трудовой деятельности — опыт работы в школах учителем русской словесности, преподавание русского иностранным студентам.
На основе своей деятельности он разработал собственную, оригинальную методику для обучения чтению детей дошкольного возраста. Также его работа базируется на исследованиях классиков отечественной науки о человеке — Сеченова, Павлова, Бехтерева и пр.
Принято считать элементом системы языка букву. Но Зайцев предлагает использовать не буквы, а склады (не слоги!). Ведь естественно то, что ребенок, начинающий говорить, пытаясь сказать слова, не произносит отдельно буквы, а всегда только склады. Их можно услышать даже в период лепета младенца.
Учеными было доказано, что при традиционном способе обучения чтению звукоречевой код делится неорганично, на искусственные составные элементы. Это создает у детей напряженность, что приводит не только к трудностям обучению чтению, но даже к эмоциональным проблемам. Зайцев сравнивал свой метод обучения чтению с помощью кубиков с музыкальными упражнениями, когда ребенок в интуитивном поиске звуков сам себя ведет, слышит и исправляет.
Зайцев утверждает, чтение по складам не его изобретение — его использовали еще в 19 веке. Например, у Льва Толстого в «Азбуке для малых детей» был приведен полный набор складов. Зайцев несколько доработал складовую азбуку, и теперь она находится не на страничках скучной книги, а на красочных «звучащих» кубиках и в таблицах.
Что представляет собой набор с кубиками Зайцева
Кубики Зайцева выполнены из картона. На их гранях — все склады русского языка. Они могут быть разными — согласная плюс гласная, согласная плюс твердый либо мягкий знак, просто одна буква. Например: П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ. Кубики очень разные и отличаются по:
- цвету: золотые — обозначают гласные склады, металлические — звонкие склады, деревянные — глухие склады, бело-зеленые — знаки препинания;
- звучанию, весу: с деревянным наполнителем внутри (глухие звуки), с металлическим наполнителем внутри (звонкие звуки), с бубенцами внутри (с гласными звуками);
- размеру: большие и большие сдвоенные (для твердых складов), маленькие и маленькие сдвоенные (для мягких складов).
Входят в набор также таблицы со складами, аудиодиск с «попевками» и методичка.
Материалы Зайцева базируются на включении одновременно трех сенсорных областей восприятия ребенка — слуховой, зрительной, тактильной. Нейрофизиологами доказано, что разделение сенсорного потока на элементы, а затем связывание их в группы хорошо воспринимается мозгом.
Такое трехуровневое восприятие, перекрывает неразвитое пока логико-аналитическое мышление и обеспечивает ненавязчивое и надежное запечатление складов. Ребенок в процессе учится выделять звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие, глухие, шипящие.
Еще один важный принцип методики Зайцева заключается в том, что перед детьми предстает сразу весь материал, который нужно освоить. Многие это критикуют, но в окружающем мире ребенок тоже видит все и сразу.
Таблицы со складами располагаются на стенах. Но это не запутывает детей и не сбивает их с толку. Они естественно полностью погружаются в среду. На занятиях перед детьми находятся сразу все кубики со складами, они сразу учатся читать слова целиком. И дети, как показывает практика, прекрасно с этим объемом справляются.
Николай Александрович Зайцев считает, что ребенку сначала легче научиться писать, а уже затем — читать. Ведь письмо — это перешифровка звуков в знаки, а чтение — перешифровка знаков в звуки. Ребенку намного проще учиться читать через письмо, а не сначала читать, а затем писать. Конечно, письмо в этом случае не нужно понимать буквально. Это не письмо ручкой в тетрадке, а движение указкой по складам в таблице или по кубикам.
Еще важно то, что Зайцев не поддерживает идею строгой дисциплины в классе. Он считает, что сидеть и не вертеться — противоестественно для ребенка. Без движения его мозг перестает работать, замирает. В таких условиях впитывать знания невозможно. На занятиях по методике Зайцева можно бегать, прыгать, петь, вести себя непринужденно и естественно. У детей не портится осанка от долгого сидения, зрение также не страдает. Так, естественно и между делом, они учатся читать.
Оптимальный возраст, чтобы начать заниматься по методике
Система обучения чтению Зайцева не ориентирована на какой-то определенный возраст. Начать можно даже с полугода. Вначале это будет просто демонстрация кубиков ребенку. Конечно, методика для годовалого малыша и шестилетнего дошкольника будет разная. Статистика преподавателей показала, что при занятиях с регулярностью 2 раза в неделю длительностью полчаса-час:
- дети 2-3 лет начинают читать спустя 6-9 месяцев;
- дети 4 лет — через 16 занятий;
- дети 5 лет — через 5-10 уроков;
- дети 6 лет — уже через 5-6 занятий.
Подходят кубики и для взрослых иностранцев, начинающих изучать русский язык. Даже после первого занятия они смогут составить из кубиков услышанные слова. А еще через пару занятия — начнут читать.
Как заниматься по методике Зайцева в домашних условиях?
Таблицы, входящие в комплект, размещают на стене. Нижний край их должен находиться на высоте примерно 170 см от пола. Это не слишком высоко, а оптимально для того, чтобы развивать зрение детей. Буквы в таблицах изображены достаточно крупно и четко, их хорошо видно даже с расстояния 10 метров. Весь материал в таблицах полностью систематизирован и представлен перед глазами.
Зайцев предлагает с помощью своих материалов в процесс обучения включать:
- зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, видит разные цвета;
- осязание и тактильную память: ребенок трогает, крутит, играет, бросает кубик;
- слуховое восприятие: озвучиваем слова — проговариваем или, что еще лучше, поем склады, и помним, что каждый кубик по-разному звучит.
Указки должны быть длиной примерно 1,5 метра или больше, чтобы дети, не подходя близко к таблицам, могли окидывать взглядом все табличное поле. Под таблицами должны располагаться полки для кубиков.
Ритмическое проговаривание и особенно пропевание являются сильными средствами воздействия на память ребенка. С первого занятия следует пропевать от начала до конца всю таблицу, показывая нужные склады на ней. Дети повторяют за взрослым. Блоки складов похожи между собой и дети скоро начинают их узнавать и воспроизводить по памяти.
Попевки помогают быстрому запечатлению складов. Следя за указкой взрослого, дети учатся быть внимательными, глаза их тренируются скользить по строчке, переходить на следующую, замечать знаки препинания.
Преимущества и недостатки методики
Сначала перечислим преимущества, которых очень много:
- Методика Зайцева проста. В отличие от методики Монтессори и Глена Домана, достаточно трудоемких и требующих специальной среды, кубики Зайцева легко использовать и в домашних условиях.
- Обучение чтению превращается в увлекательную игру. Ребенок получает новую информацию совершенно ненавязчиво, но хорошо усваивает ее.
- Сначала ребенок делает упражнения со взрослыми, а потом сам. Это важный момент «зоны ближайшего развития». Так ребенок проявляет самостоятельность и учится работать сам, преодолевает посильные трудности.
- Занятия способствуют развитию когнитивных способностей — внимания, памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук у детей.
- Устраняются некоторые логопедические проблемы путем проговаривания ребенком слов за взрослым. Речь становится чище и четче.
- В таблице и на кубиках нет таких неестественных для русского языка складов, как ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку сразу запоминать правильность написания и не делать в словах подобные ошибки.
- Читать дети по кубикам Зайцева обычно начинают через очень короткий промежуток времени. Для детей 4-5 лет, как уже было сказано, достаточно 15-20 часовых занятий.
- Особенно полезны занятия по методике Зайцева для детей с ведущим правым полушарием. Это объясняется тем, что для них образное мышление — основной способ усвоения знаний.
- Раннее чтение положительно влияет на грамотность.
- Сформированный в дошкольном возрасте навык чтения облегчит вхождение ребенка в школьную систему, положительно влияет он и на общее развитие личности ребёнка.
- Отсутствие перегрузок, физических и психических, характерных для большинства современных методик.
Теперь выделим объективные недостатки:
- Ребенок, который научился читать по кубикам, видит в словах склады, а не слоги. Ведь именно из них он составлял слова в процессе игры. Например, слова «д-во-р» и «до-м» делятся на склады так. Но в них по одному слогу. В школе у ребенка может быть путаница, возможны проблемы с делением слов на слоги, переносом на другую строку. Объективно это так, но существует и много способов быстро научить детей делить слова на слоги. Просто нужно иметь этот момент в виду. Та же самая причина возможных трудностей с фонетикой и морфологией в школе. Детям, которые привыкли к складам, трудно разделить слова на буквы, выделить корень и т. д.
- Частая ошибка у детей, занимавшихся с кубиками Зайцева — проглатывание окончаний в словах и неправильное произношение. Это также связано с отсутствием опыта проработки буквенного состава слов.
- Методика заявляется, как сберегающая здоровье — у детей не портится осанка, поскольку им не надо долго сидеть на месте. Но, если детей не приучить сидеть хотя бы 20 минут, проблем в школе не избежать. Поэтому для 5-6 леток стоит все же требовать соблюдение дисциплины.
- Чтобы дома заниматься с кубиками, родителям придется приобрести недешевые материалы, потратить время, чтобы собрать кубики, внимательно изучить методичку и вникнуть в суть. И далеко не все родители это могут себе позволить.
Игры и упражнения с кубиками Зайцева
У ребенка дома должен быть доступ сразу ко всем кубикам. Он может свободно в них играть, спросить, что на них написано, и получить ответ. Кубики активно включаются в повседневную жизнь ребенка. Демонстрируя какую-то игрушку или вещь, можно сразу набрать его кубиками и показать. Постепенно ребенок начнет делать это сам.
Существует множество полезных и интересных игр с кубиками Зайцева. Малышей до 2 лет пока просто знакомят с кубиками, называют склады на них, пропевают их. Все только в игре и только при наличии интереса у ребенка.
Игры с кубиками Зайцева для детей 2-4 лет
Пишем слова
Идти нужно от простого к сложному. Нужно найти два одинаковых кубика со складами МА и предложить ребенку поставить их рядом. Озвучить — МАМА и похвалить малыша за то, что он написал слово. Далее можно составить такие слова, как ПАПА, БАБА, КАША и т. д.
Когда ребенок их усвоит хорошо, можно усложнить задачу. Произнесите слог КА из слова КАША, а кубик пусть он найдет сам. Если он затрудняется, то можно подсказать, что КА нужно искать на кубике КУ—КО—КА—КЭ—КЫ—К. Постепенно подсказки уменьшают, побуждая ребенка к самостоятельной работе.
Озвучиваем кубик
Ребенок выбирает любой кубик и показывает его взрослому. Тот озвучивает или пропевает все склады, расположенные на его гранях. Детей очень увлекает эта игра. Важно действовать в быстром темпе, чтоб поддерживать интерес у малыша. Очень скоро он сам будет подпевать взрослому.
Паровоз
На полку ставится игрушка — локомотив паровоза. К нему будут присоединяться вагоны, например, с буквой А. Покажите ребенку один большой кубик с буквой А и поставьте его рядом с игрушкой. Объясните, что нужно найти все кубики с буквой А (они будут большими). Ребенок в состоянии с этим справиться без помощи.
Когда все вагончики будут выстроены (МА, ТА, СА, ФА и т. д.), нужно их прочитать. Ведь иначе поезд не поедет! Взрослый пальцем показывает на первый кубик и озвучивает его, а ребенок за ним повторяет. Вскоре он сможет это делать сам.
Братья и сестры
Взрослый объясняет ребенку, что у всех кубиков есть братья и сестры, старшие и младшие, маленькие и большие. Например, у кубика СЮ—СЁ—СЯ—СЕ—СИ—СЬ есть старший брат СУ—СО—СА—СЭ—СЫ—С. Поставим их сторонами СА—СЯ. Дальше ребенку предлагается самостоятельно найти еще 5-6 пар.
Упражнения с кубиками Зайцева для детей 4-7
Какие слова начинаются на этот кубик?
Взрослый составляет из кубиков любое слово, например, КОШКА. Детям предлагается вспомнить, какие еще слова начинаются на склад, изображенный на первом кубике. Это КОРОВА, КОЛОБОК, КОНФЕТА, КОЗА и т. д. Правильно названные слова собираются из кубиков или «пишутся» указкой в таблице.
Цепочки из слов
Собрав из кубиков одно слово, можно цепочкой присоединять к нему другие. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего кубика предыдущего. Например: ШАПКА—КАНАВА—ВАРЕЖКА—КАРМАН и т. д. Игра может продолжаться до бесконечности.
Угадай
Рядом с ребенком кладутся несколько простых предметов, названия которых он хорошо знает. Взрослый составляет из кубиков слово, обозначающее название одного из предметов. Ребенок должен его прочесть и взять себе соответствующий предмет. Начинать следует с 3-4 предметов, постепенно увеличивая их количество.
Перевертыши
Взрослый собирает из кубиков какое-то простое слово, например, МАША. Затем, заменив склад МА на склад КА получает новое слово — КАША. Нужно пояснить ребенку этот фокус, что изменив буквы можно получать совершенно другие слова. Например: ВИЛКА—ГАЛКА—БУЛКА—БЕЛКА.
Смешные слова
Объединив несколько любых кубиков можно получить очень смешные слова, которые позабавят и ребенка, и взрослого. Задача стоит только прочесть их правильно. А поскольку слова необычные, то и сделать это будет нелегко.
Заключение
Не стоит бояться недостатков методики Зайцева. Все они легко преодолимы при правильном подходе. Если родители чувствуют в себе силы заниматься с малышом и им самим это интересно, то пробовать однозначно стоит. Методика дает отличные результаты в работе с детьми с задержками психического и речевого развития, слабовидящими, глухими. Иногда кубики Зайцева являются единственным способом научить ребенка с подобными нарушениями читать.
Источник