Методика творческого развития личности ребенка

Методика творческого развития личности ребенка thumbnail

Дзержинская станция юных техников

12

Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Подготовила руководитель кружка Быкова Н.П.

Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально. Определяет своё отношение к жизни и своё место в ней. Приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество помогает решать одну из главных задач воспитания и образования – развить творческий потенциал ребенка. Детское творчество даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. В результате творческой деятельности, на основе знаний, ребенок может создавать новые принципы действия и способы воплощения этих принципов.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

– применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

– изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).

Современные социально – экономические условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Развитие творческого подхода к обучению в кружке-один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти руководителя, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учиться, добывая эти знании, и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Но на занятиях кружка часто случаются ситуации, когда задания по той или иной теме выполнены как будто под копирку: одинаковые элементы, одинаковые мотивы, одинаковый сюжет. Одной из причин данного явления является то, что система обучения строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка. Занятия строятся по одному типу: наставник предлагает готовую модель действия, дети выполняют работу по предложенной схеме. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при выполнении того или иного задания, и поисковая деятельность свертывается. Мы, взрослые, часто требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения. А при появлении новых типов заданий творческий поиск расширяется.

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый).

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность наставника) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности наставников и учащихся приводит к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности, развитие творческой личности ребенка.

Традиционные дидактические методы обучения, используемые на занятиях кружка, часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем. Необходимо выступить против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Детское творчество тесно связано с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие “живых” впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать. Н.П. Сакулинаговорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии кружка разные виды техники работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Использование различных методик способствует активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами:

  • Дети свободно адаптируются в социуме;

  • Они начинают замечать мир в другом ракурсе;

  • Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

  • Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

  • Трепетное отношение к природе, к окружающему их миру.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Отличительным показателем творческого мышления детей является оригинальность мышления. Воплотить оригинальные решения в какой-либо продукт деятельности часто представляется невозможным. Наше мышление настолько привычно к штампам, что любое задание, рассчитанное на нестандартное решение или просто неожиданная просьба, ставит нас в тупик и требует больших затрат времени.

В качестве примера можно привести тест: предложите детям карандаш и пусть они нарисуют первое, что придет в голову при словах домик, дерево, цветок, птица. Сравнительный анализ выполнения таких тестов показывает, что 99% рисунков выглядит примерно так: домик – деревенская избушка или детское изображение; дерево – елка, редко береза; цветок – схематичное изображение ромашки; птица – привычная большинству галочка. Вы не встретите исключения в рисунках детей младшего школьного возраста (на слове цветок – кактус; на слово птица – куриная кормушка), хотя при устной беседе после теста дети говорят, что представляли совсем другое, но то, что нарисовано “рисовать проще”, “я знаю, как это рисовать”, “я думал, что так надо” и др.

Из вышесказанного ясно, что поиск методов развития творчества необходим как на занятиях в детском саду, в школе, так и на занятиях кружка. С другой стороны, недостаточное внимание к отработке навыков также не принесет пользы в дальнейшем обучении. Как найти середину, которая позволит при развитии определенных навыков не свернуть поисковую деятельность, а расширит ее? Что позволит в дальнейшем самостоятельно осваивать новые навыки, умения и приобретать новые знания?

Одной из возможных форм развития творческого подхода представляется работа по оформлению изделия, модели, макета. В этом случае можно использовать разные виды и методы техники работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Непременное условие занятия-это отсутствие указаний: что надо приклеить или добавить, отсутствие критики или замечаний со стороны руководителя, допустимо только высказывание со стороны участников группы: “что бы я добавил, чтобы изделие стало более интересным, привлекательным”. На таких занятиях дети самостоятельно выбирают материал, инструмент, технику оформления. По окончанию работы появляются очень интересные экземпляры. Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, руководитель лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детская работа приобретает нарядный, праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.

Разнообразие методик преподаваемого материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей и личности в целом.

Различные виды художественной обработки материалов, применяемые на занятиях кружка, заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий, ненавязчиво, но весьма продуктивно детям прививается любовь к различным профессиям.

Каждый руководитель кружка создает свою предметно-развивающую среду в кружке в силу своих материальных возможностей, в зависимости от склонностей и интересов детей. Эстетическая среда должна создавать у детей радостное настроение и способствовать их художественно-творческому развитию. В такой среде дети становятся более раскованными, не боятся высказывать свое мнение. Появляются новые интересные решения, потому что дети перестают панически бояться ошибок. Дети, успешно участвующие в творческом процессе, на занятиях кружка свободнее общаются с окружающими, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.

Подводя итоги, можно сказать, что правильно подобранная методика преподавания, душевная среда на занятиях кружка играют огромную роль в становлении личности ребенка. Очень важно руководителю кружка правильно подойти к этому нелегкому процессу.

Источник

Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.

Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них развивается логическое мышление, они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.

deti_na_gorhke igraut v tvorcheskuyu igru

Методы и приемы творческого развития ребенка

Метод аналогий и альтернатив

Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.

Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:

– придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.

Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.

– придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.

Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.

Что дает метод:

  • Развивает способность мыслить масштабно
  • Начальный опыт по выстраиванию логических связей
  • Нестандартность мышления
  • Развитие памяти и причинно-следственных связей
  • Гибкость ума

Иными словами, вы в игровой форме приучаете ребенка думать, размышлять, быстро находить целый комплекс решений

3-5 вариантов решений ребенок придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.

malchik i devochkapridumali igru

Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.

Как и когда заниматься? Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.

Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».

Метод образно-понятийного мышления

Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.

Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время спрашиваете, какой это предмет.

Пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.

Child reading book with his imagination coming to

Что дает метод:

  • Развитие ассоциативной памяти
  • Вырабатывается системное мышление
  • Глубокое запоминание на подсознательном уровне
  • Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
  • Развивается воображение

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Так как в процессе занятия задействованы все органы чувств, то результат работы образно-понятийного метода вы получаете сразу

Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома. ????

Из личного опыта: прием очень увлекательный. Вам самим скучно не будет точно.

devochka doshlolnogo vozrasta igrayet

Какие еще есть технологии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Метод угадывания

Ставится задача, с которой ребенок раньше не сталкивался.

Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности.

Цель приема – активизировать внутренние резервы дошкольника, его интуицию

Что дает?

  • Включаются глубинные механизмы психики
  • Развивается природная интуиция
  • Вырабатывается стрессоустойчивость

Например, рисунок с тремя дорогами. Одна темная, с летучими мышами. Вторая зеленая, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребенку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.

doshkolnik dumaet

Как быстро будет результат? Зависит от психики ребенка и вашей способности найти к нему подход.

Как и когда заниматься? Как только появляется дело, с которым ваш малыш еще не сталкивался.

Метод заметок

Прием довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребенка записываете.

При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно.

Если ребенок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.

Цель – сформировать особый тип творческого поведения

Что дает:

  • Превращение импульсивного потока мыслей в четкий поток образов
  • Вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность
  • Создается четкая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией
  • Происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей

doshkolnica fantaziruet

Как быстро будет результат? Через 5-7 регулярных занятий.

Из личного опыта: ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. Но этот метод скорее подойдет детям чуть постарше.

Метод мозгового штурма

Самый «модный» современный прием творческого развития ребенка. Прием хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные.

Цель – полностью раскрепостить мышление от рамок

Что дает?

  • Высокую умственную активность
  • Активизацию творческого мышления, ассоциативной памяти, логики и фантазии

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Как и когда заниматься? Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление.

mozgovoy shturm u doshkolnikov

Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» – своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.

После мозгового штурма обязательно нужно подвести итоги, выбрать лучшие идеи и похвалить своего ребенка

Из личного опыта: дети обычно испытывают восторг от свободного полета своих идей и потом еще долго переживают повышенные эмоции.

Итогом регулярных занятий станет развитое воображение дошкольника, находчивость и способность находить решения даже там, где их, казалось бы, не могло быть

Итак, мы с вами рассмотрели основные методы развития творческого мышления детей. Каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться вашим дошколятам.

Главное:

  • заниматься регулярно
  • чередовать виды занятий
  • получать удовольствие

Это очень важно регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.

Получите в Подарок – книжку «Развиваем мышление. Игры с детьми 5-7 лет»

Полезные статьи по теме:

Творческие дети. Как и когда начинать уроки творческого развития детей?

ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Сочиняем сказку сами. 5 простых шагов для мамы с папой

Развиваем словесно – логическое мышление. Готовимся к школе

Источник

Методика выявления творческих способностей младших школьников основана на учебной деятельности. Она не только выявляет знания и умения, необходимые для жизни в социуме. Основная цель методики – развитие личности и ее самореализация, создание собственных идей и их воплощение в жизнь.

Под способностями к творчеству понимается изменение реальности с помощью неординарных, новых, неповторимых идей. Оценивая уровень таких способностей, следует учитывать разную степень развития детей. Большую роль играют: восприятие, воображение, находчивость, оригинальность.

Диагностика на выявление творческих способностей у младших школьников

Диагностировать творческие и умственные способности необходимо с раннего возраста. Это выявляет показатели развития ребенка.

Диапазон способностей зависит от физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния:

  • минимальное проявление (отставание);
  • соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие);
  • проявление высокого уровня (опережение).

Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.

К распространенным методам диагностики относится тестирование:

  • графическое;
  • устное;
  • ситуативное.

Для достижения максимально эффективного результата методики комбинируют.

Методы и методики изучения

Применение эффективных методик изучения креативных способностей выстраивается следующим образом.

  • Первичная диагностика.

Проводится письменное анкетирование родителей и детей. Организовывается наблюдение за детьми в школе и дома.

  • Проведение специальной диагностики.

На втором этапе проводятся тесты, заполняются анкеты, выполняются творческие задания.

Для определения способностей ребенка к творчеству предлагают ответить на перечень вопросов взрослым: родителям и педагогам. Для этого хорошо использовать «Карту одаренности». Этот тест разработан по методике Хаана и Каффа. Опросный лист может включать до 80 вопросов. Время на ответы: 15 минут. После обработки результатов выявляется степень одаренности ребенка. Удобная систематизация итогов показывает, какой вид способностей в настоящее время у ребенка развит. Десять полученных оценок составляют «индивидуальный портрет» способностей. На основе полученного результата можно составить программу развития личности.

Вторая по популярности методика – анкетирование «Палитра интересов». Вопросы в анкетах составлены с учетом отражения интересов ребенка в нескольких сферах:

  • математика и техническое направление;
  • гуманитарная область;
  • деятельность в области искусства;
  • развитие;
  • спортивное направление;
  • коммуникация;
  • естествознание;
  • домашние обязанности.

Используя методику, можно изучить наличие/отсутствие определенных способностей у ребенка. Затем провести более точную диагностику по более или менее развитым направлениям.

Диагностирование способностей родителей

Для выявления предполагаемого уровня креативности ребенка проводят тестирование его родителей. Для этого используют специальную анкету «Степень развития креативности».

В ней собраны утверждения об отношении к различным процессам. С помощью знаков «+»/«-» участники отмечают своё согласие (несогласие) рядом с пунктом.

  1. Мне не импонирует работа с четко выработанным алгоритмом.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я ее понимаю.
  3. Я не люблю делать работу, регламентированную инструкциями.
  4. Я не люблю посещать музеи. В них все скучно и однообразно.
  5. Я люблю фантазировать.
  6. Увлечения вносят в жизнь человека дополнительный интерес.
  7. Я могу с удовольствием смотреть несколько раз один и тот же спектакль. Актеры играют по-разному, а новая интерпретация делают просмотр увлекательным.
  8. По моему мнению – лучше быть закройщиком. Это проще, чем быть портным.
  9. Мне нравится процесс работы. Меня мало интересует, какой получится результат.
  10. Любое дело требует творческого подхода.
  11. Я часто сомневаюсь в том, что другие признают правильным.
  12. Мне не хочется выстраивать свою жизнь по определенным правилам.
  13. Мне нравится работа художников.
  14. Мне нравится ходить разными дорогами.

Результат определяется подсчетом знаков «+»:

  • от 0 до 5 баллов: низкий уровень,
  • от 6 до 9 баллов: средний уровень,
  • от 10 до 14 баллов: высокий уровень.

Для младших школьников применяются специальные методы определения.

Методы развития и диагностики творческих способностей младших школьников

Самым распространенным методом выявления способностей признан тест «Дорисовка фигур» (авторы: О.М. Дьяченко, А.И. Кирилова). Диагностика позволяет оценить продуктивность и оригинальность подхода к выполнению.

Детям раздаются карточки, на которых изображены фигуры. Сложность теста определяется возрастом и развитием ребенка. Например, на карточке могут быть изображены только круги. Дорисовывая каждый круг, дети по своему представлению доводят их до высшей степени сходства с различными предметами. На карточке также могут быть изображены несколько фигур, образуя некоторую заготовку для рисунка, который нужно закончить по фантазии.

Возможные результаты диагностики:

  • «Нулевой» тип.

Ученик не дорисовывает фигуру. Возможно, он изобразит какой-либо свой рисунок рядом с фигурой. Причина: неправильное восприятие задачи, игнорирование просьбы, проявление собственной фантазии.

  • «Первый» тип.

Школьник дорабатывает фигуру так, что она становится одной из элементов изображения. Получается схематическое изображение какого-либо предмета без мелких и подробных деталей.

  • «Второй» тип.

Фигура дорисовывается с мелкими деталями и подробностями так, что получается сложное изображение.

Вторым по популярности тестом на выявление способностей признается методика, разработанная Е.А. Панько «Придумай игру». Цель: придумать новую игру, ее название, определить количество участников, правила игры, инвентарь и пр. При этом определяются способности ребенка к прогнозированию, организации деятельности, быстрому решению проблем.

Ученику дают задание – придумать игру, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Затем ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.

  1. Какое название у игры?
  2. Что она собой представляет? Для чего в нее играют?
  3. Сколько игроков требуется?
  4. Какие роли у участников?
  5. Какое место выбирают для игры?
  6. В чем заключаются правила?
  7. Как (чем?) должна заканчиваться игра?
  8. Какие бонусы (штрафные очки) получают игроки?

При ответах внимание педагогов обращается не на речь, а на полноту и содержание придуманной игры. При затруднениях рекомендуется задавать школьнику наводящие вопросы, однако избегать подсказок.

Использование ситуативной методики

Для выявления творческих способностей также хорошо подходит методика «Вербальная фантазия», разработанная Р.С.Немовым.

Школьник за 1 минуту должен придумать рассказ/историю/сказку о каком-либо одушевленном герое: животном, вымышленном существе, либо о неодушевленном предмете, на усмотрение ребенка. Придуманную историю нужно рассказать в течение 5 минут.

Креативность школьника оценивается по следующим признакам:

  1. Быстрота создания сюжета;
  2. Оригинальность содержания;
  3. Степень применения реальных и не реальных персонажей;
  4. Характеристика образов.

Результат оценивается по 2-хбальной шкале по каждому пункту:

  • О баллов – попытка не удалась;
  • 1 балл – средняя степень развития;
  • 2 балла – высокая степень.

Часто используется ситуативная методика, например, «Как спасти зайку?» (Автор: В. Кудрявцев).

Предметы: игрушка – заяц, тарелка, ведерко, деревянная палочка, ненадутый воздушный шарик, чистый лист бумаги.

Список предметов можно дополнять, менять в зависимости от ситуации. Описание применения методики:

  1. знакомство с игрушкой – главным героем истории;
  2. моделирование ситуации;
  3. постановка задачи.

Пример: зайка (котик, мишка и пр.) попал в бурю на корабле и теперь тонет вовремя шторма. У нас есть предметы, которые мы можем применить для спасения зайки. Что мы выберем? И как будем спасать?

Ребенок выбирает предметы, предлагает решение задачи. Его просят обосновать выбор.

Оценка происходит по 3-хбальной системе.

  • Использование готовых предметов – 1 балл: блюдце, ведерко, палочка.
  • Палочка превращается в бревно: 2 балла.
  • Третий уровень – доработка: 3 балла.

Последний уровень предполагает использование предметов в качестве, непредставленном на первый взгляд. Например: надуть шарик, сделать из бумаги кораблик. Высший балл выставляется при преобразовании предметов, доработки материала.

Ключи к развитию креативности

Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.

  1. Знания.
  2. Способность контролировать ситуацию.
  3. Опыт.

Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление. Важно делиться этим опытом с другими школьниками.

  • Поддержка лидеров.

Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных. Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха.

  • Награды и поощрения.
  • Сила эмоций.

Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».

  • Широкий кругозор.

Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.

  • Независимость, отсутствие «якоря».

Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость.

  1. Способность к игре.
  2. Настойчивость.
  3. Способность к сопереживанию.

Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.

  1. Развитие уважения к себе.
  2. Изобретательность, открытость мышления.
  3. Способность выходить за рамки.

Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.

  1. Самоанализ.

Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате.

  1. Баланс между чувствами и мышлением.
  2. Смелость, уверенность в себе.
  3. Способность рисковать.

Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи.

  • Понимание и приоритет креативности.

Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.

  • Ответственность.

Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.

  • Дисциплина.

Для создания креативных моментов с серьезным результатом ребенку придется приложить усилия.

  • Здоровье.

Временные трудности объясняются ухудшением самочувствия ребенка. Необходимо уделять внимание отдыху.

  • Самообучение.

Усиливать факторы (ключи) означает способствовать развитию условий для творчества.

Диагностика: научные подходы, принципы и критерии

Диагностировать креативность невозможно без изучения и применения научности, на которой основаны способы, принципы и критерии.

Научные подходы к исследованию

В процессе изучения расположенности к творчеству выделяют два подхода.

  • Изучение креативности, как процесса творческой познавательной деятельности. В основе взаимодействие интеллекта, умозрительных способностей, проявление их на практике.

Над подходом работали: Д. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, Э. Торренс, С. Тейлор. Принципы основаны на исследовании, которое показывает: как влияет интеллект на процесс создания оригинальных новых идей. Наблюдаться при этом могут разные люди.

  • Изучение самой творческой личности.

Здесь речь идет о комплексе творческих способностей одного человека. В основе подхода создание «портрета» творческой личности. Это направление развивали: А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Принципы методики диагностики творческих способностей

При выборе способов исследования креативных способностей необходимо учитывать возраст ребенка и условия проведения тестирования.

Диагностические методики нацелены на выявление стереотипного мышления. Основной индикатор креативности – отдалённость от штампов, полный отказ от стереотипов.

Неординарность определяют по частоте выдачи необычных ответов. Уникальность оценивается соотношением количества новых идей и общего количества ответов.

Итог исследования не всегда может отразить степень способности человека к креативному мышлению. Творчество может проявиться у каждого человека спонтанно и быть нерегулируемым.

Несовершенство всех разработанных тестовых методик основано на общем подходе. Они не учитывают «эффект неожиданности» проявления индивидуальных особенностей в конкретной ситуации.

Критерии оценки

Показатели, по которым определяют уровень:

  • быстрота и непринужденность проявления креативности (подсчитывается количество предложенных вариантов за время выполнения задания);
  • «гибкость» ответов (умение переключаться);
  • оригинальность (частота повторений одного и того же ответа).

Удобным и простым способом проверки способностей к творчеству признается тест, разработанный Элисом Полом Торренсом. Он состоит из трех частей, которые характеризуют вид творчества:

  • вербальное,
  • изобразительное,
  • звуковое.

Время выполнения теста жестко не ограниченно, на усмотрение педагога. Для оценки рассматривают следующие критерии:

  1. Беглость/скорость – количество выданных ответов за период времени.
  2. Вариативность ответов (гибкость).
  3. Необычность (эксклюзивность, оригинальность).
  4. Подробности.

Проведенные исследования определили критерии оценки для ориентира.

  • Внимательность (сосредоточенность на задаче).
  • Разносторонность (множество подходов).
  • Гибкость (легкость переключения с одного утверждения на другое).
  • Оригинальность (отказ от штампов и стереотипов).
  • Вариативность (многообразие вариантов).
  • Конкретность (определенность и четкость подхода).
  • Абстрактность (умение отойти от реальности мира).
  • Гармония (логичность и последовательность предложений).
  • Независимость (отсутствие страха перед выбором решения).
  • Открытость восприятия (восприятие новизны и проявление интереса).

Использовать приведенные в статье методики можно в школе, центрах дополнительного образования, дома. Способы диагностирования адаптируются под каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

О развитии творческих способностей дошкольников и младших школьников в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник