Методика развития ребенка жуковой
Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.
Из биографии
Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.
Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.
Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».
В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.
Особенности методики
В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.
В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.
Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.
Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.
Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).
В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.
Важные методические советы
Учите ребенка в игровой форме
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
Возраст начала обучения
Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.
Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.
Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.
Звуки или буквы?
Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.
Учим правильно гласные и согласные
Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.
Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)
В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
Закрепляем изученный материал
Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.
Чтение по слогам
Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
Начинаем с простых слогов
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).
Этап обучения чтению закрытых слогов
Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.
Чтение простых слов
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
Следите за произношением и расстановкой пауз
В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.
Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.
Популярные книги для детей Н. Жуковой
Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.
Сюда входят:
“Букварь” и “Прописи” для детей 6-7 лет в 3 частях
Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.
“Магнитная азбука”
Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.
“Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать”
Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.
“Уроки правильной речи и правильного мышления”
Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.
“Уроки чистописания и грамотности” (обучающие прописи)
Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.
“Уроки логопеда”
Для данного учебника характерна доступная для понимания не только педагогами и логопедами, но и родителями система занятий, с помощью которых можно достигнуть чистой речи детей. Предложенные упражнения акцентируют внимание на проработке только одного конкретного звука. Благодаря этому занятия проходят с большим эффектом. Уровень развития речи ребенка, с которым начинают заниматься, не столь важен. Для всех детей занятия будут иметь положительный результат. Прекрасно подходит для занятий с детьми любого возраста.
“Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю”
Выстроенные в определенном порядке занятия, которые предлагаются в этом пособии, подойдут для применения в деятельности педагогов, логопедов и родителей, занимающихся с детьми 1-3 лет.
“Логопедия”
С помощью этой книги вы сможете помочь малышу поэтапно усвоить родной язык и окажете грамотную помощь в формировании функций речи. В учебнике прослеживается четкая взаимосвязь между развитием речи малышей и их психики.
“Первая после Букваря книга для чтения”
Для ребят, закончивших изучение Букваря, рекомендуется в качестве первой книги – «Первая после Букваря книга для чтения». Она смягчит переход от Букваря к обычной литературе. Основной целью этого обучающего пособия является формирование у детей любознательности, желание познавать новое, развивать интеллект и усидчивость.
Все содержание книги объединено одной тематической линией: Родная природа в баснях, рассказах, поэзии и в жизни. Пособие содержит три вида текстов, различающихся по содержанию, стилю написания и шрифту.
1 часть – это басни и рассказы. Они продолжают тексты, которые даны в Букваре, только предложен более сложный вариант.
2 часть – сведения для юного натуралиста. В ней предложены данные из энциклопедий о главных героях рассказов или басен.
3 часть представляет собой фрагменты стихотворений великих поэтов. В каждом отрывке прослеживается взаимосвязь с каким-либо фрагментом 1 части книги. Это может быть стихотворение о временах года одного из рассказов, о животных одной из басен, погода и т.п.
Таким образом, с помощью методики обучения Надежды Жуковой, родители самостоятельно смогут прекрасно подготовить ребенка к школе. Пользуясь ее методическими и учебными пособиями можно не только научить ребенка хорошо и правильно читать, но и научить писать, познакомить с основами грамотной письменной речи, избежать многих логопедических проблем.
Обзор букваря Надежды Жуковой смотрите в следующем видео.
Источник
Обучение чтению, правильному звуковоспроизведению и складной разговорной речи — одни из важнейших условий успешности адаптации к школе и эффективности получения знаний. Подготовить ребенка к школе так, чтобы первые уроки в классе позволили ему укрепить мотивацию обучения, поддержать зарождающийся интерес и вселить уверенность в себе и своих силах — вот задача родителей, решение которой требует не только систематических занятий, но и — комплексного подхода.
Сегодня существует множество разнообразных авторских методик, которые обещают научить малыша всему необходимому для обучения в школе легко, быстро и продуктивно. Одна из таких методик по праву завоевала особое доверие и признание у российских родителей благодаря своей простоте, доступности методических пособий и высокой результативности. Речь идет о методике Надежды Сергеевны Жуковой — логопеда и педагога с огромным практическим опытом. Многолетняя работа с детьми по обучению письму, чтению, исправлению речевых дефектов позволила Надежде Сергеевне создать систему развития важных навыков, которая сегодня считается общепризнанной. Уникальность данной методики состоит в объединении традиционных научных подходов с эффективными логопедическими элементами и доказавшими свою действенность практическими приемами. Занимаясь по методике Жуковой, дети осваивают чтение и учатся правильно говорить с интересом – максимально естественно.
На сегодняшний день выпущено несколько методических пособий Жуковой, последовательно проходя каждое из которых, дети будут плавно осваивать речевые навыки, учиться бегло читать и правильно выражать свои мысли. Эти ярко-зеленые книги известны и любимы многими дошкольниками и их родителями.
Я говорю правильно Это пособие предназначено для тех малышей, которые находятся в процессе активного обучения разговорной речи. Здесь собраны упражнения и игры, которые помогут детям раннего возраста в развитии речевой деятельности. Занимаясь по данной книге, дети смогут пройти путь от подражания звукам до первых четких слов, фраз и грамотно выстроенных предложений под руководством опытного логопеда и педагога. Описанные в пособии упражнения и игры позволят также сформировать слуховое и зрительное восприятие, увеличить объем памяти, научить детей самостоятельно мыслить. После успешного прохождения первой части методики, рекомендуется переход к следующему уровню — освоению алфавита.
Букварь — наиболее востребованная и популярная часть методики Жуковой. Являясь симбиозом традиционной логопедической методики с оригинальными находками и собственными наработками автора, эта книга научит детей читать слогами. Многие дошкольники, выучив алфавит, с большим трудом переходят от чтения букв в их слоговому складыванию. Здесь эта проблема решена изначально, ведь Жукова учит детей воспринимать слог как отдельную целостную единицу на этапе знакомства с каждой буквой. Параллельно с обучением чтению, автор предлагает дошкольникам упражнения на отработку речевых навыков, которые помогут им говорить с безупречной четкостью даже тем детям, у которых имеют место быть определенные проблемы со звуковоспроизведением.
Мини-букварь То же самое красочное и эффективное пособие по обучению чтению в более удобной компактной форме. Такую книгу удобно взять в дорогу, на отдых или на природу, чтобы использовать каждую подходящую минуту для увлекательного игрового обучения.
Магнитная Азбука. Эта методическая разработка станет прекрасным способом закрепить полученные с помощью «Букваря» навыки. Благодаря «Магнитной Азбуке», ребята смогут не только попрактиковаться в сложении слов из магнитных букв, но и — получат возможность улучшить мелкую и крупную моторику, развить усидчивость, расширить представления об окружающем мире. Первая после букваря книга для чтения- это пособие, которое призвано сделать более простым переход ребенка к самостоятельному чтению. В нем собраны короткие истории-басни, читая которые, дети смогут закрепить имеющиеся навыки. Кроме того, в этой книге автор вовлекает детей в живой диалог, приглашает их поразмышлять и выразить свои мысли на тему прочитанного. Такие занятия позволят детям развить логическое и образное мышление, фантазию и умение воспринимать и подвергать внутреннему анализу литературные произведения. С помощью этого пособия родители смогут исправить дефекты речи своего ребенка, не прибегая к услугам логопеда — в более комфортных для ребенка домашних условиях и без переплаты за занятия со специалистом. Сделать это будет вовсе не сложно, ведь все упражнения даны в доступной форме и вместе с тем, они очень эффективны. Родители найдут здесь задания на исправление дефектов в произношении различных звуков и улучшение артикуляции. Стихотворения, потешки, скороговорки, советы и рекомендации — все это позволит родителям организовать эффективные коррекционные занятия по преодолению трудностей в развитии речевых навыков.
Книги с заданиями и упражнениями по методике Надежды Сергеевны Жуковой пригодятся для:
детей раннего возраста, которые только готовятся к началу освоения основ азбуки;
малышей, которые только начинают свое знакомство с буквами алфавита;
тех дошкольников, которые уже изучили буквы, но не могут перейти к чтению слогов или складыванию слов;
детей, которым сложно правильно строить предложения, грамотно излагать свои мысли и вести диалог;
дошкольников, которые имеют дефекты произношения звуков различной степени сложности;
всех дошкольников, которые готовятся к важнейшему периоду своей жизни — поступлению в первый класс.
Методика Надежды Сергеевны Жуковой доступна всем родителям, которые заботятся о полноценном речевом развитии ребенка и хотят дать ему прочную базу для дальнейшего гармоничного становления личности и успешного обучения.
Источник