Методика работы с ребенком алалия 3 года

Методика работы с ребенком алалия 3 года thumbnail

Я работаю по языковой концепции, которая утверждает, что речевую работу нужно начинать не со звуков, не со слогов и распевок гласных, как считалось ранее (см.«Моторную концепцию»), а со слов. Именно слово является минимальной смысловой единицей речи. Именно слова имеют смысл для ребенка, а произношение звуков у детей с моторной алалией не является ведущим дефектом.

История. Мальчик, 6 лет, моторная алалия. На момент обращения не было ни одного слова. До этого занимался на протяжении двух лет с логопедом в больнице областного уровня. В результате работы имел один звук С и ни одного слова, некоторые предметы обозначал жестами. На тот момент я не верила, что возможно создать речь в столь позднем возрасте и пыталась от него отказываться. Но родители уговорили. Мы начали с вызывания слов. Боролись с речевым негативизмом. Работа была трудной, но результативной.

За 2 года работы со мной он дошел до полной речевой нормы. Это было достигнуто огромными усилиями со стороны родителей, которые каждую минуту жизни ребенка работали с ним по очереди, подключили всех родственников. Так же мне повезло, что один из них был врач, а второй педагог. Мальчик в 8 лет пошел в обычную школу, где получил первую двойку через месяц – за поведение, с записью в дневнике «болтал на уроке». Мама купила тортик.)))

Эта история наиболее яркая, потому что ребенку было уже 6 лет. Чаще приходят дети 4-5 лет, когда родители ходят к логопеду несколько месяцев, занимаются звуками, а результатов нет.

У ребенка с моторной алалией высокий уровень невербального интеллекта (он всё понимает), в зачаточном состоянии находится вербальный интеллект (он не говорит или говорит мало и плохо) и высокая эмоциональность (в последнее время некоторые ученые выделяют это в самостоятельный вид – эмоциональный интеллект). Такой ребенок, в большинстве случаев, с полутора до трёх лет очень добрый, ласковый, контактный, а после четырех, когда он осознал свое отличие от сверстников, становится замкнутым, стеснительным или агрессивным.

Я занимаюсь формированием вербального интеллекта (речи) через сохранные понимание, логику и эмоции. В коррекционной педагогике есть такой принцип – работа через сохранные анализаторы, например, при работе с сенсорной алалией сразу начинают обучать чтению, чтобы через сохранный зрительный анализатор сформировать понимание «звуковой», слышимой речи.

Эмоции: в комплексном подходе я указала несколько способов, затрагивающих эмоции, по повышению мотивации ребенка, которые более эффективны, чем у детей с ЗРР и сенсорной алалией.

Я начинаю работу с первых слов и лексических тем, эмоционально значимых для ребенка. Любой ребенок имеет свои любимые игрушки: кто-то играет в машинки, а кто-то со «зверюшками», девочки предпочитают кукол и пони. Поэтому стоит у родителей узнать о предпочтениях ребенка и на их основе строить первые занятия: во-первых, ребенок быстрее пойдет на контакт, во-вторых, возможно в его теме у него уже есть какие-то слова или звукоподражания, с помощью которых можно общаться, и в-третьих, набирая слова по этой теме, ребенок сможет их сразу включить в свою игру и жизнь, он их будет активнее использовать и закреплять.

История.Мальчик, 4,5 года, моторная алалия, в активном словаре – мама, баба, дай, несколько звукоподражаний. Его страстью были трамваи и поезда. Мы их рисовали, строили из кубиков, катали… Первым вызванным словом стало слово «сцепка» – соединение вагонов между собой. (Оказывается его интересовали не столько поезда, сколько сам способ соединения вагонов). Дальше пошел очень быстрый набор словаря: едет, гудит, вагон, поезд, дорога….

Логика: разница между пониманием речи и активной речью у моторных алаликов имеет свои особенности. Вначале таких детей путают с детьми с ЗРР или считают просто ленивыми («он не хочет говорить»). Вызов первых слов, через простое повторение не работает (как это работает при ЗРР и СА). Часто даже «разговорившись» ребенок с МА может повторить за логопедом слова или фразы, но самостоятельно он их в речи, в жизни не использует. Для того, чтобы сформировать самостоятельную речь, мы работаем:

– через вопросы (при СА мы 80% времени объясняем и повторяем и 20 % времени спрашиваем, а при МА – наоборот)

– большое количество повторений и при вызывании слов, и при формировании фразы, и при работе с падежами в дальнейшем происходит за счет использования большого количества ситуаций, где требуется использование этого слова, падежа и т.д., а не просто повторение одного и того же

Я работаю с родителями не так, как многие логопеды. Во-первых, я работаю только в присутствии родителей – маленький ребенок один не сможет самостоятельно усидеть перед монитором хоть сколько-то времени (он убежит), а взрослый ребенок с речевым негативизмом убежит тем более. Во-вторых, я не просто даю домашнее задание, а объясняю родителям, что и как делать, учу их быть логопедами (в нужном им объеме) для своего ребенка. Чтобы они могли заниматься коррекционной работой, пока меня нет. Так как моторная алалия – это повреждение коры ГМ, которое проявляется в торможении всех речевых процессов, коррекционная работа требует в десятки раз больше времени, чем 2 часа в неделю. Тогда ребенок успеет до школы усвоить весь русский язык.

В начале своей практики я еще пробовала работать с детьми с МА без участия родителей. Но со временем я увидела,что если с ребенком занимаются дома, мы делаем за месяц столько, сколько я без родителей делаю за год. Потому что между занятиями ребенок с алалией все забыл, если с ним дома никто не говорил, и он не использовал новые навыки (незачем и не с кем). Это связано с механизмом нарушения при МА – на занятии мы формируем нейронную связь между понятием и произносимым словом, после занятия – эту связь нужно укреплять многократным употреблением нового слова в различных ситуациях.

Читайте также:  Кашеобразный стул у ребенка 3 года без температуры

Так как при хорошей работе родителей процесс коррекции занимает 1-2 года, то замедлить его более чем в 10 раз – это значит потратить полжизни, не поступить в школу…. Поэтому я сейчас, если вижу что родители относятся к ситуации как «я вам плачу деньги – вы мне все сделайте», то я объясняю, что при других диагнозах это было бы возможно, но при МА с ребенком нужно заниматься целый день, всё время его бодрствования. Либо нужно приглашать в помощь бабушку или нанимать няню, с которой я буду работать.

Основная проблемы в МА заключается не в том, что ребенок не понимает речь, а в том, как ему найти в памяти слова, которые уже имеются в понимании. Поэтому, с самого начала, и до самого конца – основным приемом будет постановка правильных вопросов, вместо многократного повторения, как это работает при сенсорной алалии или других диагнозах. Поэтому на моих занятиях родителям запрещено подсказывать ответы. А для домашней работы я учу родителей, как правильно спросить и как правильно подсказать.

Многие знают про типовые вопросы на первых этапах, чтобы вызвать слово из памяти ребенка:

Пример.

Предъявляем картинку с изображением слона – новое для ребенка слово.

Логопед называет: Это слон (ребенок произносит «слон»).

Логопед спрашивает: Кто это? (ответа нет)

Логопед спрашивает: Это слон? (ребенок отвечает на вопрос, по сути, повторяет за логопедом «слон»).

Логопед спрашивает Кто это? (слон).

Если ребенок не дает ответа, логопед задает наводящий вопрос: Это крокодил или слон? (ребенок выбирает в качестве ответа последнее из названных слов: «слон»).

Логопед проверяет, осознанно ли ребенок выбрал слово из двух предложенных: так это слон или крокодил? (если ребенок повторяет последнее слово «крокодил» – возвращаемся к началу.Если отвечает «слон», слово усвоено).

Еще проверка: Может, все-таки крокодил?

Ребенок: нет, слон!

Но мало кто понимает, что вопросы также важны и на этапе фразы, и на последующих этапах по формированию всего русского языка. Наш умненький моторный алалик имеет большее количество вариантов ответов, чем любой другой ребенок, находящийся на данном этапе речевого развития, что дает большее количество ошибок. И поэтому на каждую лексическую или грамматическую тему нужно задавать свои вопросы, чтобы получить правильные, нужные логопеду ответы. При этом нельзя дать в вопросе явной подсказки, потому что «хитренький» моторный алалик быстро ею воспользуется, а в его активный словарь слово не попадет. Именно после таких занятий, где ребенок не отвечал на вопросы, а повторял за логопедом, родители говорят: «мы видели – на занятии он всё говорит, а дома молчит». Логопед сформировал отраженное проговаривание, но самостоятельную произвольную речь не сделал. И дальнейшая работа таких логопедов строится на создании «формализованной» речи, заучивании бытовых фраз (из олигофренопедагогики по социализации умственно отсталых детей). Это, естественно, приводит к остановке в развитии интеллекта ребенка и невозможности обучения в массовой школе.

Ученые доказали, что многократное повторение однообразных рутинных действий приводит к снижению интеллекта не только у детей, но даже у взрослых. А у ребенка с МА эти многократные однообразные повторы выключают его понимание, в отличие от вопросов, которые заставляют его думать. Именно так мы через сохранный интеллект формируем речь.

При коррекции дизартрии, дислалии и других речевых нарушений мы, логопеды используем артикуляционные, пальчиковые гимнастики (развитие мелкой моторики пальцев рук), логопедический и зондовый массаж, но при коррекции алалии это не имеет смысла, так как поражение находится в совершенно другом месте. Мы используем с родителями на занятиях (на начальных этапах работы) гимнастику на развитие межполушарных связей мозга (см. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

Источник

На первом этапе коррекционной работы ребенок осознает потребность в вербальной коммуникации, происходит отказ от жестовой речи, он пробует получить желаемое с помощью слов – у него не получается, потому что слов-то еще нет, жестов уже нет – а мама не может понять, чего хочет ребенок. Оба плачут. Иногда до истерик. Острее всего проходят этот этап послушные дети, но быстрее, потому что стараются активнее набирать слова для общения. Дети, которые уже научились манипулировать своими родителями, растягивают этот процесс на более долгий срок.

Этот первый кризис заканчивается с набором первых слов и фраз и занимает от 2-х недель до 2-х месяцев. Когда мы вступаем в этот кризис, для родителей это выглядит так: «Ирина Петровна, вы сломали моего ребенка». Тут я объясняю родителям, что отказавшись от невербальных способов коммуникации, ребенок пытается получить желаемое, как и младенец 2-3 месяцев – криком. А так как он уже взрослый и сильный, то и кричит он – будь здоров. Это особенности детейс алалией.моторная алалия у ребенка

Самое главное, что нужно здесь делать родителям – это перетерпеть и продолжать работать дальше. Нельзя ни наказывать, ни поощрять это поведение, потому что ребенок «зацепится» за любую эмоцию мамы или папы, и этап истерик может растянуться на полгода. Некоторые родители не выдерживают этого и уходят на поиски «более доброго» логопеда. Ребенок в этом случае осознает себя победителем и пробует эту схему со следующим специалистом. Именно так у меня появляются дети 4-х лет с МА, у которых я шестой или восьмой логопед. Со временем родители понимают, что дело не в ребенке, не в логопеде, а в том, что именно так проявляет себя моторная алалия. В этом случае все-таки придется вытерпеть полгода истерик, и тогда уже начнется плодотворная работа. За несколько месяцев мы должны перейти на 2-ой уровень ОНР.

Читайте также:  Как объяснить ребенку что родители разводятся 3 года

Повторюсь: самое главное на этом этапе – терпение. Тогда мы пройдем это быстро.

На этом этапе помощь родителей должна заключаться в том, чтобы поощрять любое вербальное проявление, неважно как оно звучит.

Несмотря на трудности, связанные с поведением ребенка, у него и у его родителей появляется много положительных эмоций, связанных с первыми словами: кто-то впервые слышит обращенное к себе слово «мама», кто-то понимает, что у его ребенка есть логика («Дай зонт. Дождь там»), многим становится легче решать повседневные вопросы («не хочу белый, хочу красный майку»), проще общаться («чини!», «мама, стой!»).

Родители, начавшие заниматься развитием общей моторики, получают много положительных эмоций от послушания ребенка. Именно на этом этапе дети радостно выполняют просьбы и поручения мамы и папы.

Новые радости и новые проблемы в поведении ребенка.

ОНР-2 можно назвать так: «ребенок разговорился», потому что ребенок с помощью окружающих детей и взрослых начинает набирать большое количество слов, строит фразы. Некоторым родителям кажется, что логопед больше не нужен, «ведь алалия прошла», и бросают занятия. Спустя 1-2 года они осознают, что слова набираются, а речь лучше не становится. В 5 лет речь остается, как у трехлетнего. И все угрозы снижения интеллекта и плохого поведения к 5-6-ти годам проявляются в полной мере.

Вернемся к тем, кто продолжает заниматься. Что происходит с ними?

Ребенок ощутил всю мощь и волшебство речи: он сказал слово (фразу) – и его желание исполнилось! И развиваться дальше не надо. Ребенок понимает, что заниматься с логопедом очень тяжело и трудно, и начинает использовать все возможные способы срыва занятий («хочу какать, спать, кушать, я устал…»). Любимые слова – «не знаю», «не могу», «не хочу», «не мучайте меня»… Снова включают эмпатию, ориентируются на настроение родителя для того, чтобы срывать занятия.

Это уже следующий способ поведения ребенка, которого не узнают собственные родители. Ребенок капризничает, жалуется, ругается, спорит, обманывает. У родителей появляется первое сожаление, что ребенок заговорил – когда он не умел говорить, то не умел врать.

Если в окружении ребенка есть хоть кто-то, кто поддастся на его жалобы, для ребенка это становится оправданием для того, чтобы не заниматься. (Поэтому родителям нужно очень внимательно следить за окружением). Их капризы настолько правдоподобны, что очень трудно отличить – он правда устал или притворяется. Поэтому мы частенько проверяем… Как выглядит по-настоящему усталый ребенок – он подходит к дивану и засыпает. В ином случае, отпустив ребенка, мы с мамой наблюдаем, как он сразу поскакал «бегать по потолку». Здесь от родителей требуется найти как можно больше способов воспитания и мотивации, наказания для того, чтобы скорректировать поведение ребенка.

Два метода воспитания, непригодных для детей с алалией.

1. Скандалы и физические наказания – по причине того, что на них это действует прямо противоположно: так как родители любят своих детей – за наказанием всегда идет прощение. То есть ребенок мало того, что сорвал занятие, он еще получил и «поглаживание» за это. В силу эмоциональной чувствительности моторного алалика – для него физическое воздействие менее значимо, чем следующее за ним моральное удовлетворение. Естественно, ему это нравится. Поэтому он обязательно будет повторять, если мы это допустим.

Приемлемым наказанием может быть: не дать то, что он хочет, лишить «поглаживания», поцелуев, «обнимашек» или даже просто пообещать лишить – чаще всего это срабатывает мгновенно. В таких случаях обязательно нужно словесное подкрепление и объяснение, почему его чего-то лишали. Иногда бывает достаточно нахмурить брови.

2. «Свободное развитие». В последние годы получила развитие теория, что если позволять ребенку все, то он будет развиваться самостоятельно лучше, чем другие. Без любых «наказаний». Часто в пример приводят практики воспитания детей, как в западных странах, в Японии, где детям позволяют все, а они потом становятся замечательными людьми. Я не знаю, откуда это появилось, но это неправда. В некоторых штатах США и странах Западной Европы в законах написано, что ребенка можно шлепнуть по попе. В большинстве стран родителей обучают методам и способам воспитания детей без насилия.

В Японии воспитание детей происходит совершенно на ином уровне – там дети даже представить не могут, как это «вести себя плохо», потому что маме или папе достаточно нахмурить брови, чтобы исправить поведение ребенка. Так создается иллюзия, что в Японии детям ничего не запрещают и не «наказывают».

Возможно, способ «свободного развития» детей (что ранее считалось «отсутствием воспитания») где-то и дает положительные результаты, но при моторной алалии нет. Ребенок не просто не умеет говорить, но и имеет тенденцию к патологическому развитию личности. И логопедия это не простая педагогика, а коррекционная педагогика, которая как раз и занимается не только обучением речи, но и коррекцией личности. Потому что в условиях «свободы» ребенок с моторной алалией выберет все, что угодно, кроме занятий с логопедом.

Чем быстрее родители сориентируются и найдут новые способы воспитания послушного ребенка, тем продуктивнее мы будем заниматься. А ведь на этом этапе мы осваиваем более сложные речевые конструкции. Речь – это не набор отдельных слов, набросанных в любом порядке, а сложно-выстроенная система.

Читайте также:  Вяжем ребенку 2 3 года манишку

Лучшие методы воспитания на этом этапе:

ü Поощрение хорошего поведения, моральное одобрение, похвала.

ü Договоренности, торговля (ты мне – я тебе).

ü Развитие общей моторики с мамой и папой – подвижные игры очень нравятся детям, и в это время они тренируются послушанию, так как команды там простые и примитивны.

ü Использование технологии «Зеленые носочки» Е. Мурашовой.

ü Формирование правильной иерархии в семье – ребенок не готов ни психологически, ни интеллектуально к тому, чтобы находиться наверху «семейной пирамиды» и принимать самостоятельные решения за всю семью. Не подвергайте ребенка стрессу.

Следует разделять развитие речи и повседневное поведение ребенка. В жизни родители должны требовать от ребенка всего, что положено по возрасту и физическому развитию: убирать игрушки, самостоятельно одеваться, умываться, помогать родителям, принести, отнести, сложить и т.д. А в речевом развитии на этом этапе нужно обязательно хвалить за каждое правильное слово или фразу. На большинство неправильных речевых высказываний эмоционально не реагировать, показывая правильный речевой образец. Не нужно ожидать от ребенка результатов сразу же. Все что вы делаете – накапливается.

В отличие от обычных детей, у которых проявление особенностей поведения оттянуто во времени, где многие родители не замечают плохого поведения ребенка (лень, капризы, ложь), поскольку это происходит постепенно, у детей с МА все происходит быстро и ярко. Поэтому отследить и исправить его поведение проще.

Переход с ОНР-2 на ОНР-3 занимает от года до трех лет в зависимости от воспитанности ребенка.

К этому времени у Вас снова изменился ребенок. Он говорит не просто много, а очень много. Намного больше, чем сверстники. Было 2 случая в моей практике, когда все дети в иностранном детском саду начинали говорить по-русски, потому что один наш разговорчивый алалик так много говорил, что остальные переходили на русский язык.

Те же родители, которые вначале ждали и радовались каждому слову, теперь ждут не дождутся, когда же он «замолчит». Ребенок, про которого раньше думали, что он просто не хотел говорить, сейчас выглядит как вырвавшийся на свободу и «сбросивший цепи» безречия, и никак не может наговориться. У него появляется собственное мнение, он спорит, объясняет, аргументирует, «торгуется».

На этом этапе ребенок уже может и должен посещать детский сад, всевозможные кружки и секции – все идет ему в плюс.

Родители уже не занимаются с ребенком по 4 часа ежедневно речевой работой, а занимаются по полчаса в день.

Ошибки в устной речи в основном грамматические. Появляются запинки и детские итерации (повторы слогов или слов) – мыслей у ребенка больше, чем он успевает подбирать слова.

Некоторые родители в это время начинают думать, что ребенок уже хорошо говорит, а «небольшие ошибки в окончаниях» исправят учителя в школе. И бросают занятия с логопедом.

Да, бросание логопедической работы на этом этапе уже не грозит ребенку умственной отсталостью, школой-интернатом для детей с ТНР. Таких детей уже не забирает ювенальная юстиция, органы опеки… Но уроки в школе по русскому языку и литературе не позволяют исправить эти речевые ошибки. Напротив – они проявляются еще и в других школьных предметах. Многие диагнозы, которые ставят детям в школе (дисграфия, дислексия, акалькулия) являются результатом недолеченности алалии. Особенностью является тот факт, что это приводит к большому количеству плохих оценок, к проблемам в поведении в школе. Но эти дети с «тройками» уже могут окончить 9 классов.

На этом этапе необходимо «количество речи» превратить в «качество речи». Именно на этом этапе мы изучаем словообразовательные, смысловые речевые модели, правильно использовать предлоги, окончания и т.д. Это позволяет ребенку в полной мере понимать и использовать родной язык.

В это время возникает следующая проблема: ребенок очень четко начинает понимать, что его настоящий враг = это логопед. Ребенок стал сильнее, умнее, настойчивее, а логопед продолжает его «мучить». Поэтому сопротивление возрастает. Здесь очень важно чтобы родители поддержали логопеда, повысив свои требования к речи ребенка до уровня требований логопеда. Именно на этом этапе необходимо исправлять ошибки в речи ребенка – это то, что родители хотели делать раньше, но раньше этого делать было нельзя.

Эмоциональная мотивация уже работает плохо (обнимашки, похвала), конфетки тоже не работают. Более значимы становятся материальные награды. К этому возрасту дети начинают увлекаться коллекционированием: кто-то собирает ЛЕГО, кто-то машинки, куклы (учтите это заранее – не начинайте вознаграждать ребенка дорогими подарками, ведь их должно быть несколько десятков!) Хорошо срабатывает «коллекционирование» денег – платите ребенку по 1 рублю: он занимается лучше и быстрей, а вы экономите на количестве занятий с логопедом. По моим приблизительным оценкам, когда вы платите рубль за хорошее занятие, скорость работы возрастает в 2 раза, как бы это смешно не было. Платите ребенку – вы получите самого «дешевого» логопеда.

В дальнейшем ребенок за несколько месяцев осознает, что заниматься все равно придется и начинает заниматься без капризов, иногда даже самостоятельно без присутствия родителей, которым логопед лишь в конце занятия дает домашнее задание. В этом случае мы за год доводим его до полной речевой нормы.

Плюсы от коррекционной работы на этом этапе – родители могут свободно выдохнуть, нагрузка на них намного меньше. Ребенок начинает получать плюсы от общения со сверстниками, он не только может посещать кружки, но и получать радость от общения и достижения результатов. Часто дети на этом этапе много спорят с родителями, что, как ни странно, помогает им отстаивать свою точку зрения перед сверстниками.

Источник