Методика обследования познавательного развития ребенка 6 7 лет

Обследование этой возрастной группы проводится с учетом вышесформулированных принципов, при этом ребенку предлагают более сложные варианты заданий. Прежде чем начинать беседу с ребенком, надо дать ему осмотреться в новой для него ситуации. Лучше, чтобы родители находились рядом с ребенком, но были вне поля его зрения. Разговаривать с ребенком надо доверительно, неофициально. В случае затруднений в выполнении задания и в ответе ребенка нужно подбодрить, не проявлять недовольство ответом. Первое задание должно носить невербальный характер.
1. СЛОЖИ(разрезная картинка «Клоун»). Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.
Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: взрослый показывает ребенку целую картинку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает накладывать на целую картинку части разрезной — голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец.
Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ(беседа). Задание направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.
Рекомендуемые вопросы и задания: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свои домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о своей семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В какой класс ты сразу поступишь?» При затруднении можно задавать уточняющие вопросы.
Оценка действий ребенка: умение отвечать на заданные вопросы; знания и представления о себе и своей семье; наличие представлений о школе; уровень сформированности положительного отношения к школе.
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности.
Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.
Проведение обследования: взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изображением времен года и просит: «Найди картинку, где изображена зима (весна, лето, осень). А после нее какое время года наступит? А какое время года потом наступит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое время года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?» В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: взрослый помогает ребенку соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы: «Когда зима закончится, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на деревьях. Найди это время года на картинке. А потом какое время года наступит? Найди его на картинке. Сколько всего времен года?»
Оценка действий ребенка: уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изображением на картинках.
4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).
Оборудование: счетные палочки, экран.
Проведение обследования. Первый вариант:ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится. Второй вариант:ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибавила или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибавила или сколько отняла». Сначала предлагают взять шесть палочек из пятнадцати и, раскладывая их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кладут на место и закрывают экраном, предварительно попросив ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я прибавила?» И т. д.
Обучение: если ребенок затрудняется в определении операции и количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затруднении — в пределах четырех. Если ребенок не решает задачи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счетные операции в пределах трех с открытым результатом.
Третий вариант(решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»; «На лужайке стоял пенек, а из-за пенька торчали 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палочками и решать задачи с опорой на них. Затем предлагают решить аналогичные задачи устно: «На лужайке сидели 6 зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?»; «За забором стояли гуси. Были видны только лапки. Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей за забором?».
Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость — умение переносить способы решения задач на аналогичные; результат.
5. РАССКАЖИ(серия сюжетных картинок «Зимой»). Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, объединять последовательные действия в единый сюжет.
Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке — идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ловят снежинки; на второй — дети катают снежный ком; на третьей — мальчик катает маленький ком для головы, а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой — дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро
Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и говорят: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание». После выполнения задания (независимо от того, соблюдена липравильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.
Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последовательности; способность передавать сюжет и последовательность событий, в своем рассказе.
6. ДОРИСУЙ.Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков.
Оборудование: лист бумаги с изображением шести полукругов, фломастеры (цветные карандаши).
Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов.
Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие задачи и понимание ее условий; умение самостоятельно выполнить задание; анализ рисунков.
7. РАССКАЖИ(сюжетная картинка «В лесу»). Задание направлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.
Оборудование: сюжетная картинка.
Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рассмотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следственную зависимость.
Оценка результатов: принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависимости; умение использовать помощь взрослого, результат.
8. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Задание направлено на выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте.
Оборудование: счетные палочки.
Проведение обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты должен определить, сколько в нем звуков». Далее называет слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит: «Назови первый звук, третий, второй». Таким же образом предлагают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д.
Обучение: если ребенок не может проанализировать слово дом, взрослый сам называет звуки по очереди и выкладывает соответствующее количество палочек. Затем вместе с ребенком проводится анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения — самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию.
9. ПРОДОЛЖИ РЯД(письмо). Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.
Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей —треугольники.
Проведение обследования: ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь».
Оценка действий: принятие и понимание задания; анализ образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.
10. УЗНАВАНИЕ ФИГУР(тест Бернштейна). Задание направлено на проверку уровня развития памяти.
Оборудование: 2 таблицы с геометрическими фигурами.
Проведение обследования: ребенку предлагают таблицу с геометрическими фигурами, время показа 10 секунд. Ему говорят: «Запомни эти фигуры». После показа первой таблицы ребенку предъявляют другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны среди множества разных фигур. Его просят найти среди них те геометрические фигуры, которые он видел в первой таблице.
Оценка действий ребенка: очень высокий результат — девять фигур узнаны верно, норма — семь-восемь фигур, низкий результат — шесть фигур, очень низкий — меньше шести фигур.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Обследование
этой возрастной группы проводится с
учетом
вышесформулированных принципов, при
этом ребенку
предлагают более сложные варианты
заданий (см. табл.
10).
Таблица
10 Задания
для обследования детей 6—7 лет
№ п/п | Наименование |
1 | Сложи |
2 | Представления |
3 | Представления |
4 | Количественные |
5 | Расскажи |
6 | Дорисуй |
7 | Расскажи |
8 | Звуковой |
9 | Продолжи |
10 | Узнавание |
Прежде
чем начинать беседу с ребенком, надо
дать ему осмотреться
в новой для него ситуации. Лучше, чтобы
родители
находились рядом с ребенком, но были
вне поля его
зрения.
Разговаривать
с ребенком надо доверительно, неофициально.
В случае затруднений в выполнении
задания и в ответе
ребенка нужно подбодрить, не проявлять
недовольство
ответом. Первое задание должно носить
невербальный характер.
1.СЛОЖИ
(разрезная
картинка «Клоун»). Задание на
правлено
на выявление уровня развития
интереса к
познавательным
задачам, установление сотрудничества
с
незнакомым взрослым в новой обстановке,
выявление
уровня
развития целостного восприятия
предметного изо
бражения.
Оборудование:
две
картинки с изображением клоуна, одна
из них разрезана на пять частей.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 69, 70.
Проведение
обследования: взрослый
показывает ребенку
части разрезной картинки, просит их
рассмотреть и говорит:
«Сложи картинку». В случае затруднений
проводится
обучение.
Обучение:
взрослый
показывает ребенку целую картинку
и просит сделать такую же. Если ребенок
снова не справляется
с заданием, то взрослый начинает
накладывать
на целую картинку части разрезной —
голову, затем руки.
Далее ребенку предлагают завершить
складывание клоуна.
Только после этого его просят самостоятельно
выполнить
задание, ориентируясь на образец.
Оценка
действий ребенка: принятие
задания; способы выполнения;
обучаемость; отношение к результату
своей деятельности.
2.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ (беседа).
Зада
ние
направлено на выявление уровня
ориентировки в
окружающем
мире, запаса знаний о себе и своей семье.
Рекомендуемые
вопросы и задания: «Как
тебя зовут? Сколько
тебе лет? Когда твой день рождения?
Назови свой домашний
адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в
нем этажей?
На каком этаже ваша квартира? Расскажи
о своей
семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих
родителей? Кто
еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в
школу? Как
ты думаешь, что интересного будет в
школе? В какой
класс ты сразу поступишь?»
При
затруднении можно задавать уточняющие
вопросы.
Оценка
действий ребенка: умение
отвечать на заданные
вопросы; знания и представления о себе
и своей семье;
наличие представлений о школе; уровень
сформированное™
положительного отношения к школе.
3.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ВРЕМЕНАХ ГОДА. Задание
направлено
на выявление уровня сформированности
представлений
о временах года, их последовательности.
Оборудование:
четыре
сюжетные картинки с изображением
специфических явлений природы для
каждого времени
года.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 59—62.
Проведение
обследования: взрослый
спрашивает ребенка: «Как ты думаешь,
какое сейчас время года?» Затем
раскладывает
перед ним сразу четыре картинки с
изображением времен года и просит:
«Найди картинку, где изображена
зима (весна, лето, осень). А после нее
какое время
года наступит? А какое время года потом
наступит? Найди
картинку. Сколько всего времен года?
Какое время
года наступает после осени? Какое время
года будет после
весны? В какое время года ты пойдешь в
школу? Как
называется первый осенний месяц?» В
случае затруднений
проводится обучение.
Обучение:
взрослый
помогает ребенку соотнести настоящее
время года с изображением на картинке,
а потом задает
ему уточняющие вопросы: «Когда зима
закончится,
какое время года наступит? В это время
ярко светит солнце,
снег тает, появляется зеленая трава,
почки на деревьях.
Найди это время года на картинке. А потом
какое
время года наступит? Найди его на
картинке. Сколько
всего времен года?»
Оценка
действий ребенка: уровень
сформированности представлений
о временах года; умение самостоятельно
определять
и объяснять последовательность времен
года; обучаемость;
соотнесение описаний времен года с их
изображением
на картинках.
4.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. Задание
направлено
на выявление уровня сформированности
представлений
о количестве, умения выполнять счетные
операции
в уме (развитие наглядно-образного и
элементов логического
мышления).
Оборудование:
счетные
палочки, экран.
Проведение
обследования. Первый
вариант: ребенку
предлагают
посчитать до десяти и обратно. Затем
задают вопросы:
«Какое число больше: 5 или 6? Какое число
меньше:
6 или 7? Какое число стоит после пяти?
Какое число стоит
между тремя и пятью?» Если ребенок
испытывает затруднения
в этих заданиях, то обучение не проводится.
Второй
вариант: ребенку
говорят: «Сейчас поиграем. Ты
возьмешь 6 палочек, а я буду к ним
прибавлять или
от
них отнимать. А ты скажешь, что я сделала:
прибавила
или отняла. А потом посчитаешь, сколько
я прибавила
или сколько отняла». Сначала предлагают
взять шесть палочек
из пятнадцати и, раскладывая их в ряд,
просят ребенка пересчитать и запомнить
их количество. Затем закрывают их экраном
и отнимают две палочки. Затем открывают
экран и спрашивают: «Что я сделала:
прибавила
или отняла? Сколько отняла?» Далее
палочки кладут
на место и закрывают экраном, предварительно
попросив
ребенка запомнить их количество. За
экраном прибавляют
две палочки, открывают его и спрашивают:
«Что
я сделала: прибавила или отняла? Сколько
я прибавила?»
И т. д.
Обучение:
если
ребенок затрудняется в определении
операции
и количества палочек, то ему предлагают
решить такого
же рода задачу в пределах пяти, при
затруднении
— в пределах четырех. Если ребенок не
решает задачи
в пределах четырех, то ему предлагают
выполнить счетные
операции в пределах трех с открытым
результатом.
Третий
вариант (решение
устных задач) предлагается, если
ребенок отвечает верно в первых двух
вариантах. Условия
задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них
2 мальчика,
а остальные девочки. Сколько девочек
гуляло во дворе?»;
«На лужайке стоял пенек, а из-за пенька
торчали
6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько
зайчиков сидело
за пеньком?». В случае затруднений
проводится обучение.
Обучение:
ребенку
предлагают воспользоваться палочками
и решать задачи с опорой на них. Затем
предлагают
решить аналогичные задачи устно: «На
лужайке сидели
б зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько
зайчиков осталось?»;
«За забором стояли гуси. Были видны
только лапки.
Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей
за забором?».
Оценка
действий ребенка: принятие
задачи и понимание
ее условий; умение выполнять счетные
операции по представлению;
умение решать устные задачи в пределах
шести;
обучаемость — умение переносить способы
решения
задач на аналогичные; результат.
5.
РАССКАЖИ
(серия
сюжетных картинок «Зимой»). Задание
направлено на выявление умений определять
временную
последовательность событий, объединять
последовательные
действия в единый сюжет.
Оборудование:
четыре
сюжетные картинки с изображением
знакомой детям жизненной ситуации. На
первой картинке — идет снег, дети одеты
в зимнюю одежду, ловят
снежинки; на второй — дети катают снежный
ком; на
третьей — мальчик катает маленький ком
для головы,
а
двое ребят ставят один ком на другой;
на четвертой — дети
слепили снеговика, вместо шапки надевают
на него ведро.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 71 — 74.
Проведение
обследования: ребенку
предлагают рассмотреть
картинки и говорят: «Подумай, как
составить рассказ
по этим картинкам». Если ребенок
затрудняется, то взрослый
уточняет: «Разложи картинки так, чтобы
получился
рассказ, в котором есть начало, продолжение
и окончание».
После
выполнения задания (независимо от того,
соблюдена ли правильная последовательность
событий или нет) оценку
действиям ребенка не дают, ему предлагают
составить
рассказ по серии сюжетных картинок. В
процессе рассказывания
ребенок может менять картинки местами.
Оценка
результатов: понимание
единого сюжета в этой серии
картинок; учет временной и логической
последовательности;
способность передавать сюжет и
последовательность
событий^ в своем рассказе.
6.
ДОРИСУЙ.
Задание
направлено на выявление уровня развития
продуктивного воображения и графических
навыков.
Оборудование:
лист
бумаги с изображением шести полукругов,
фломастеры (цветные карандаши).
Проведение
обследования: ребенку
предлагают рассмотреть
полукруги и дорисовать их так, чтобы
получилось шесть
разных предметов.
Обучение
не
проводится.
Оценка
действий ребенка: принятие
задачи и понимание ее условий; умение
самостоятельно выполнить задание;
анализ рисунков.
7.
РАССКАЖИ
(сюжетная
картинка «В лесу»). Задание направлено
на выявление уровня развития элементов
логического
мышления, умений воспринять целостную
ситуацию,
изображенную на картинке, устанавливать
причинно-следственные
связи между изображенными объектами и
явлениями.
Оборудование:
сюжетная
картинка.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 75.
Проведение
обследования: ребенку
предлагают рассмотреть
сюжетную картинку, а затем составить
по ней рассказ.
В случае затруднений ему предлагают
ответить на ряд
последовательных вопросов: «Какое время
года изображено
на картинке? Куда пришли дети? Зачем
дети пришли
в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что
здесь произошло?»
Уточняющие вопросы позволяют ребенку
рассмотреть
объекты и ситуацию, понять
причинно-следственную
зависимость.
Оценка
результатов: принятие
и понимание задания; умение
самостоятельно понять сюжет и составить
рассказ; способность
устанавливать причинно-следственные
зависимости;
умение использовать помощь взрослого,
результат.
8.ЗВУКОВОЙ
АНАЛИЗ СЛОВА. Задание
направлено на
выявление
умения анализировать звуковой состав
слова,
определение
уровня развития предпосылок к
обучению
грамоте.
Оборудование:
счетные
палочки.
Проведение
обследования: взрослый
говорит: «Я сейчас назову
слово, а ты должен определить, сколько
в нем звуков». Далее называет слово
дом,
выясняет
у ребенка количество
звуков и просит: «Назови первый звук,
третий, кторой». Таким же образом
предлагают проанализировать следующие
слова: кот,
стол, мост, хвост и
т. д.
Обучение:
если
ребенок не может проанализировать
слепо
дом,
взрослый
сам называет звуки по очереди и
выкладывает
соответствующее количество палочек.
Затем имеете
с ребенком проводится анализ слова кот.
В
тех случаях,
когда ребенок понял, как анализируется
слово, ему
можно предложить анализ других слов.
Оценка
действий ребенка: принятие
и понимание задания;
способы выполнения — самостоятельно
или после обучения;
наличие интереса к заданию.
9.ПРОДОЛЖИ
РЯД (письмо).
Задание направлено на проверку
уровня развития готовности ребенка к
письму, умения
принять задание, связанное с учебной
деятельностью, способности
анализировать образец и работать по
нему.
Оборудование:
ручка,
лист бумаги, на котором представлены
три образца письменных заданий: на
первой строчке
палочки, на второй — палочки и крючочки,
а на третьей
— треугольники.
Проведение
обследования: ребенка
просят: «Продолжи строчку,
как здесь».
Оценка
действий: принятие
и понимание задания; анализ
образца; умение писать по образцу,
соблюдая строчку и
принцип чередования элементов букв;
результат.
10.
УЗНАВАНИЕ
ФИГУР (тест Бернштейна). Задание
направлено
на проверку уровня развития памяти.
Оборудование:
2 таблицы
с геометрическими фигурами.
Наглядный
материал: набор № 1, рис. 76, 77.
Проведение
обследования: ребенку
предлагают таблицу с
геометрическими фигурами, время показа
10 секунд. Ему
говорят: «Запомни эти фигуры». После
показа первой
таблицы ребенку предъявляют другую, на
которой фигуры-эталоны
разбросаны среди множества разных
фигур.
Его просят найти среди них те геометрические
фигуры,
которые он видел в первой таблице.
Оценка
действий ребенка: очень
высокий результат — девять фигур узнаны
верно, норма — семь-восемь фигур, низкий
результат — шесть фигур, очень низкий
— меньше
шести фигур.
Результаты
проведенного обследования оцениваются
в баллах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник