Методика комплексной оценки физического развития ребенка

Методика комплексной оценки физического развития ребенка thumbnail

Метод позволяет определить уровень биологического развития и морфофункциональное состояние организма, а также учесть ге­те­ро­морф­ность и ге­те­ро­хрон­ность раз­ви­тия, свое­вре­мен­ность фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия, про­из­во­дить взаи­мо­свя­зан­ную оцен­ку дли­ны и мас­сы те­ла

Оценка комплексным методом состоит из3 этапов:

1этап – оценка по шкалам регрессии.

При оценке данным методом необходимо ответить на два вопроса:

1. Какое физическое развитие? Оценивается по таблице и по показателю роста.

2. Гармонично ли оно? Ели показатели ВСО лежит в пределах еденицы – гармоничные, если 1, 1- 2 –дисгорманичные, 2,1- >3- резко дисгармоничные

2 этап – оценка физиологических показателей

– индивидуальные данные (частота, пульс, АД)

– табличные данные

– резюме

3 этап – оценка биологического возраста

· индивидуальные данные (рост, годовая прибавка, вторичные половые признаки, число постоянных зубов)

· табличные данные

· резюме

Вывод: – резюме 1,2,3 этап

. Оценка физического развития комплексным методом

Однако методы оценки физического развития детей, учитывающие лишь морфологические показатели без оценки уровня достигнутого разви­тия, являются неполными для характеристики растущего организма. В связи с этим появилась необходимость выделить морфофункциональные показатели, имеющие отчетливые, генетически детермннированые изме­нения в процессе роста и развития, при сравнительно небольшой вариа­бельности у отдельных индивидуумов, мало зависящие от уровня трени­рованности и определяемые быстрыми, малотрудоемкими методами, что позволило бы характеризовать уровень достигнутого ребенком развития при массовых медицинских обследованиях.

С этой целью был разработан метод оценки физического развития по комплексной схеме, позволяющий определить уровень биологического развития (биологический возраст) и морфофункциональное состояние организма.

Оценку физического развития осуществляют в 2 этапа.

I этап. Определяют возраст обследуемого в годах, месяцах и днях на день обследования. Затем устанавливают уровень биологического разви­тия по показателям длины тела (стоя), прибавки длины тела за последний гол. количеству постоянных зубов, изменению пропорций тела, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой мен­струации у девочек. В таблицах приложения 3.2.4. представлены средние показатели биологического развития детей 4-15 лет .

Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному, опережение или отставание от него. При этом следует учитывать изменение информативности показателей в зависимос­ти от возраста обследуемого. В дошкольном возрасте ведущими показате­лями будут длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, изменение пропорций телосложения (филиппинский тест, отношение окружности головы к длине тела); в среднем школьном возрасте – длина тела, прибавки длины тела, число постоянных зубов, степень развития вторичных половых признаков; в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела, степень выраженности вторичных половых признаков.

II этап. Определяют морфофункциональное состояние организма по показателям массы тела, окружности грудной клетки (в паузе), мышечной силе правой и левой рук, жизненной емкости легких. В качестве дополни­тельного критерия для дифференциации превышения массы тела и окруж­ности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры, используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окруж­ности грудной клетки (приложение.) и центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук (приложение ) и таблицы толщи­ны кожно-жировых складок (приложение )

Вначале учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окруж­ности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Сте­пень повышения или снижения фактического показателя выражают в ве­личине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оценивают­ся сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы (Приложение.). Средними считаются показатели,

находящиеся в диапазоне от Р25 до Р75, ниже средних – показатели, чье значение ниже Р23, выше среднего – выше Р75.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармо­ничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное.

106.Понятие об акселерации, децелерации, стагнации. Социально – гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущим поколением.

Причины:

1. Физико- химические

· Гелеогенная (влияние солнечного света)

· Радиоволновая (магнитная)

· Влияние космической радиации

· Увеличение содержания углекислого газа

2. Влияние отдельных факторов и событий жизни.

· Алиментарного потребление большого количества белков, жиров животного происхождения

· Внутритипная

· Высокая информация

3. Венетическая теория

· Циклических, биологических изменений

· Гетерозиса

4. Теория комплекса факторов условий жизни

· Урбаническая – факторы урбанизации воздействуют на ЦНС; активируют её соматотропную функцию

· Комплекс социально – биологических факторов

Децелерация – прекращение акселерации роста и развития подрастающего поколения – замедление генетического развития и физиологического созревания детей и подростков

Стагнация – отставание в развитии (делаю неподвижным)

Социально – гигиеническое значение изменения темпов.

Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития:

Подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Состояние здоровья детей хуже при ускоренном и замедленном темпах развития и лучше при среднем. При ускоренном темпе развития наблюдается сниженная физическая работоспособность, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин. Во многом это обусловлено понижением глюкокортикоидной функции надпочечников, обеспечивающих адаптацию организма к факторам окружающей среды.

Установлено, что нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

1. Детям необходимо в школу с 7 лет!

2. Изменение детской заболеваемости

3. Пересмотр норм питания, мебели

4. Усиление половой активности

Источник

Перечисленные
методы оценки физического развития не
учитывают
уровня биологического развития растущего
организма.

В
практике оценки физического развития
детей с начала 1980-х гг. используется
комплексный
метод,
учитывающий
следующие критерии:

1)
морфофункциональное состояние организм;

2)
соответствие
паспортно­го возраста ребенка уровню
биологического развития.

Метод
по­зволяет выделить детей, имеющих
соответствующее возрасту гармоничное
физическое развитие, а также детей с
разными от­клонениями в физическом
развитии (табл. 7).

Таблица
7

Биологический
уровень

Схема

Морфофункциональное
состояние

Масса тела,
окружность грудной клетки

Функциональный
показатель

Соответствует
возрасту

Гармоничное

М±

R
и более (за счет развития мускулатуры)

М+

и выше

Опережает
возраст

Дисгармоничное

От
М -1
R

До
М-2
R ;

От
М+1,1
R

До
М+2
R за
счет повышенного жироотложения

От
М-1,1
до М-2

Отстает от
возраста

Резко

дисгармонич­ное

От
М-2,1 
R

и ниже;

от
М+2,1 
R

и выше за счет
избыточного жироотложения

От
М-2,1
и ниже

Морфофункциональное
состояние

оценивается как гармоничное, дисгармоничное
или резко дисгармоничное
(табл. 7).

Гармоничным
следует
считать состояние физического развития,
при котором
масса тела и окружность грудной клетки
соответствует длине тела или
отличается на 15 и более за счет развития
мускулатуры.

Дисгармоничным
нужно
считать состояние, при котором масса
тела и окружность
грудной клетки менее должных на 1,1 – 2,
а также более должных
на ту же величину за счет повышенного
жироотложения. Резко
дисгармоничным
следует признать состояние, при котором
масса тела и окружность
грудной клетки отстают от должных на
2,1 
и более или превышают
должные на ту же величину за счет
избыточного жироотложения. При
дисгармоничном и резко дисгармоничном
развитии функциональные показатели,
как
правило,
ниже
возрастной
нормы.

Неравномерность
темпа роста и развития организма на
этапе созревания является общей
закономерностью. Однако в этот период
проявляются и некоторые индивидуальные
особенности. Встречаются индивидуумы,
темп развития которых ускорен и по
уровню зрелости они опережают свой
хронологический (календарный) возраст,
может наблюдаться обратное соотношение.

Поэтому
важно знать, что хронологический
возраст

это период, прослеживаемый от рождения
до момента обследования, биологический
возраст

определяется совокупностью
морфофункциональных особенностей
организма и зависит от индивидуальных
темпов роста и развития. Разница между
хронологическим и биологическим
возрастом может достигать пяти лет.

Дети с замедленным
темпом развития называются «отстающими»,
число их относительно невелико (10-20%).
Дети с замедленным темпом биологического
развития менее активны, у них повышена
отвлекаемость, выраженное напряжение
зрения, двигательной системы анализаторов
и ССС.

Причинами отставания
могут быть недоношенность, родовые
травмы, заболевания в раннем возрасте
(рахит, хроническая пневмония, специфические
кишечные болезни, частые ОРЗ, хронические
интоксикации или болезни). Известно
также неблагоприятное влияние социальных
условий микросреды (безнадзорность,
неполная семья, пьянство родителей).
Отставание биологического развития
сочетается со сниженными показателями
антропометрических признаков и более
частыми отклонениями со стороны
опорно-двигательного аппарата, нервной
и сердечно-сосудистой системы, наиболее
выраженными изменениями работоспособности
и состояния здоровья.

Ускоренный
темп индивидуального развития ребенка
приводит к опережению биологического
развития по сравнению с хронологическим.
Данные дети встречаются реже. Чаще эти
дети имеют избыточную массу тела за
счет жироотложения. Среди них больше
страдающих гипертонией, хроническим
тонзиллитом, у них выше показатели
заболеваемости, чаще и резче проявляются
функциональные изменения. Детей с
несоответствием биологического возраста
хронологическому необходимо своевременно
выявлять, т. к. они нуждаются в
медико-социальной охране здоровья на
протяжении всего этапа созревания
организма.

Для
определения биологического возраста

можно использовать разные показатели
(морфологические, нейрофизиологические,
гематологические, гормональные и др.),
которые отражают зре­лость систем
организма.

При
комплексной оценке физического
развития детей и подростков учитывают
морфофункциональные
показатели, которые наиболее информативны,
постоянны и отражают
возрастное развитие организма. К ним
относятся: длина тела, характер годового
прироста, развитие зубной системы,
степень полового созревания.

В
разные возрастные периоды одни показатели
биологического уровня
развития являются ведущими, другие
играют второстепенную роль.

Так,
в
старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте (5 – 10 лет) ведущими показателями
биологического возраста являются
рост,
годовая
прибавка длины тела, число постоянных
зубов.

В
среднем школьном возрасте, начиная
с 10 – 11 лет у мальчиков и 9 – 10 лет у девочек,
наибольшее
информативное значение приобретаютстепень
полового
созревания и
показатели
годовой прибавки длины тела
,зато
теряют свою
информативность длина тела и развитие
зубной системы.

В
15 лет и позднее ведущим признаком
становится
развитие вторичных половых признаков
,
а длина тела утрачивает свою информативность.

Оценка
уровня биологической зрелости по срокам
прорезывания постоянных зубов

Общее
количество постоянных зубов подсчи­тывают
на верхней и нижней челюстях. Суммарно
учитывают зубы всех стадий прорезывания:
от четкого выступания режущего края
зуба над десной до полностью
сформировавшегося зуба. Возраст­ные
нормативы дают представление о диапазоне
наличия посто­янных зубов (М±σ) детей,
развитие которых соответствует
ка­лендарному возрасту (табл. 8). Детей
с замедленным и ускорен­ным темпом
прорезывания постоянных зубов направляют
на кон­сультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее
количество зубов (менее М – lσ) свидетельствует
о замедленном развитии, большее (более
М + 1σ) – об ускоренном.

Оценка
уровня биологической зрелости по
вторичным половым признакам

(табл. 8)

По возрастным
нормативам устанавливают следующие
вари­анты возрастного развития
биологической зрелости:

1)
развитие соответствует календарному
возрасту (выражен­ность вторичных
половых признаков соответствует
возрастному нормативу);

2)
развитие ускоренное (опережение по
выраженности вто­ричных половых
признаков составляет 1 год и более);

3)
развитие замедленное (отставание по
выраженности вто­ричных половых
признаков составляет 1 год и более).

Детей с замедленным
и ускоренным развитием направляют на
консультацию к эндокринологу.

С помощью таблицы
можно определить, соответствует ли
развитие индивидуума календарному
возрасту, опережает или отстает от него.

Лишь
при отставании или опережении большинства
показателей на 1 или 2 года следует
констатировать большую задержку или
ускорение темпов возрастного развития
на соответствующий срок.

Таблица
8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Будучи реализованной в процессе углубленных медицинских осмотров, данная методика устраняет недостатки изолирован­ной оценки физического развития детского населения только по морфофункциональному состоянию.

С помощью этой методики оценка физического развития осуществляется в несколько этапов.

На первом устанавливают уро­вень биологического развития (его соответствие календарному возрасту) по показателям роста стоя, погодовой прибавки длины тела, количеству постоянных зубов, степени развития вторичных половых признаков (приложение №1).

На втором этапе оценивают морфофункциональное состояние организма (по шкалам рег­рессии, приложение №3).

Третий этап комплексной оценки заключается в оценке функциональных показателей (приложение №7).

На четвертом этапе делается общее заключение о соответствии физического развития возрасту и степени его гармоничности.

Схема оценки физического развития приводится ниже (таблица 4).

Таблица 4 – Схема комплексной оценки физического развития

Уровень
биологического развития
(ДТ и погодовая прибавка, кол-во постоянных зубов, степень полового развития)

Морфофункциональное состояние

Масса тела,
окружность грудной клетки

ЖЕЛ, ДМ

Гармоничное

 
Соответствует возрасту M­±sR и более (за счет развития мускулатуры) Выше Р25 

Дисгармоничное

 
Опережает возраст От M­–1,1sR до M­–2,0sR
От M­+1,1sR до M­+2,0sR
(за счет повышенного жироотложения)
Ниже Р25 

Резко дисгармоничное

 
Отстает от возраста От M­–2,1sR и ниже
От M­+2,1sR и выше (за счет повышенного жироотложения)
Ниже Р25 

Таким образом, при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному и о гармоничности морфо-функционального состояния. В случае нормального физического развития, дефицита I и II степени, избытка массы тела и ожирения также указывается оценка длины тела – “средняя”, “ниже средней”, “выше средней”.

Варианты возможных заключений:

Гармоничное физическое развитие – биологический возраст соответствует паспортному возрасту или опережает его, масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных величин не более чем на одну сигму регрессии (σR), функциональные показатели соответствуют возрастной норме или превышают её.

Дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (меньше или больше должных величин на 1,1–2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).

Резко дисгармоничное физическое развитие – биологический возраст отстает от паспортного, масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют длине тела (выше или ниже должных величин более чем на 2,0 σR), функциональные показатели ниже возрастной нормы (меньше Р25).

Пример оценки. Мальчик 6 лет 11 месяцев, длина тела 125 см, масса тела 27,0 кг, окружность грудной клетки 61,0 см, число постоянных зубов 9, за последний год длина тела увеличилась на 5 см; функциональные показатели: ЖЕЛ – 1400 мл, мышечная сила правой кисти 12,5 кг, мышечная сила левой кисти 11,5 кг. Оценить физическое развитие с помощью комплексной методики.

1 этап: Пользуясь приложением №1, определяем биологический возраст ребенка: длина тела – 125,0 см (123,0±5,5 см) – соответствует; погодовая прибавка длины тела – 5 см (4,0-6,0 см) – соответствует; число постоянных зубов – 9 (5‑10) – соответствует.

Заключение: биологический возраст обследуемого ребенка соответствует паспортному возрасту.

2 этап: оценка морфологического статуса ребенка по шкалам регрессии (приложение №3): рост ребенка (125,0 см) –  физическое развитие среднее.

Масса тела мальчика больше должной на 1,7 кг (27,0 – 25,3 = +1,7 кг). Разницу делим на сигму регрессии массы тела (3,6) и получаем сигмальное отклонение: 1,7 : 3,6 = 0,47σR. Масса тела находится в пределах М±1σ.

Окружность грудной клетки мальчика меньше должной на 0,7 см (61,0 – 61,7 = –0,7 см), далее разницу делим на сигму регрессии окружности грудной клетки: –0,7 : 3,3 = –0,21σR. Окружность грудной клетки также находится в пределах М±1σ.

Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка среднее гармоничное.

3 этап: оценка функциональных показателей по возрастным стандартам: по приложению №7 определяем, что функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила правой и левой кистей) находятся в пределах средних центильных величин P25–P75.

Заключение: функциональные показатели организма соответствуют возрастным нормативам.

4 этап: Общее заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.

Источник