Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

Методика для развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст выступает очень ответственным периодом у каждого ребенка. Он в это время испытывает неимоверный стресс, так как ему нужно быть ответственным и серьезным.

Это своего рода переломный период, когда нужно совместить и черты дошкольного возраста, и черты школьника. Но этот период также имеет свои преимущества, так как происходит стремительное развитие памяти, внимания, речи, нужно только вовремя поддержать и направить ребенка в правильное русло. Для этого и существует методика развития младших школьников.

Происходят не только психологические изменения, но и другие виды развития. Что касается физиологического состояния младшего школьника, то происходят весомые изменения во всех тканях и органах тела. К примеру, формируются различные изгибы позвоночника, скелет окостенел не полностью, поэтому ребенок такой активный.

Главное – родители должны обеспечить в этот момент правильное физическое воспитание. Мышцы первоклассников становятся все крепче, вместе со связками, мышечная сила также во многом растет.

Познавательные процессы с походом в школу кардинально перестраиваются, поэтому ребенок стремится приобретать такие же качества, как и взрослый. Поэтому родители должны постараться сделать так, чтобы их чадо смогло длительно сосредотачивать внимание, быть довольно усидчивым.

Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

В младшем возрасте становится намного крепче сердечно-сосудистая система, ребенку намного легче переносить умственное напряжение. Что касается психологического развития, то в это время еще главным видом деятельности выступает игровая, даже несмотря на то, что в детских садах дети также трудятся, хотя этот труд сопровождается ролевыми играми. Ведь известно, именно в игре ребенок приобретает уверенности, развивает свое воображение, он стремиться быть не последним в обществе.

Первоклассники обладают неимоверной остротой и свежестью восприятия информации. Но это запоминание проходит с радостью, ребенок радуется тому, что познает что-то нового, раскроет для себя неизведанное.

Но стоит отметить, что различные виды деятельности нужно развивать, иначе положительного результата в учении не будет. Родители должны добиться того, чтобы процесс обучения приносил ребенку только радость и удовольствие, стал не только увлекательным для него, но и значительным.

Развитие младших школьников нужно начинать с внимания, ведь именно внимание ребенок не может регулировать самостоятельно, ему тяжело сконцентрироваться и. Ученик должен научиться сохранять внимание не только на привлекательных ему предметах, но и на нужных.

Отмечено, что первоклассникам довольно сложно сосредоточится на работе, они с легкостью отвлекаются, и задания в срок им тоже нелегко выполнить, потеряв темп и ритм. Согласно исследованиям, ученики первых классов могут сидеть смирно и сохранять внимание в течение 30-35 минут.

Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

Но используя современные методики развития, у ребенка будет тренироваться главные свойства внимания – объем, распределение, переключение и устойчивость. Благодаря специальным упражнениям, у ребенка будет формироваться чувство личности. Главной их задачей является сосредоточивание на элементах слов, деталях.

Упражнение 1. Данное упражнение направлено на тренировку основных свойств внимания. В нем игрок должен следить за тем, что он говорит. Ведущий задает игроку простые вопросы, на которые нужно говорить быстро, не обдумывая и не говоря запрещенных слов, о которых говорилось в начале игры.

Именно благодаря запрещенным словам будет развиваться мышление ребенка, он будет развивать не только внимание, но и логическое мышление. Запрещенными могут быть как части речи, так и определенные слова. Вопросы могут быть следующего плана: «Ты сегодня умывался? », «Какой цвет тебе больше всего нравится? » и так далее.

Упражнение 2. «Запрещенная буква». Суть данной методики в том, что игрок должен не проговориться. Ему будут задаваться такие же легкие вопросы, как и в первом упражнении. Но ответ не должен включать в себя запрещенную букву, которая была выбрана в начале игры. Для усложнения задания можно замещать одну букву другой. Мышление в этом случае нужно развивать намного быстрее.

Упражнение 3. «Что изменилось? » Данная игра заставит ребенка сосредотачивать внимание на мелких предметах. Для этого различные мелкие предметы, к примеру, блокнот, карандаш, ластик, спички, и так далее, раскладывают на столе и накрывают.

Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

Когда игрок подходит к столу, ему на 30 секунд открывают газету, чтобы он ознакомился с предметами. Затем он должен стать спиной, а ведущий в это время меняет несколько предметов местами. Игрок поворачивается и ему опять открывают газету на 30 секунд. После этого он должен описать, какие предметы были поменяны местами.

Так как в младшем школьном возрасте преобладает первая сигнальная система, то активно развивается наглядно-образная память. Семилетний ребенок запоминает лучше яркие и эмоциональные события и рассказы. Развитие памяти младших школьников должно проходить с помощью современных методик. Вот наиболее популярные:

Упражнение «Все помню» поможет значительно улучшить память младшего школьника. Для его проведения потребуется участие двух или больше игроков. Правила довольно просты: игроки должны суметь запомнить слова в строго определенном порядке.

Выбирается категория слов, к примеру, города или названия фруктов, и первый игрок, говорит: «Киев», второй участник должен придумать название города и сказать название предыдущего, например: Киев, Харьков, и так далее, кто сбивается, тот выходит из игры. Данное занятие, безусловно, понравится маленьким непоседам, укрепит их память и мышление.

Кроме того, родители должны постоянно развивать память младших школьников в обычной домашней обстановке. Можно называть слова на определенную тематику, а ребенок должен повторять их или в любом порядке, или в определенном. Таким образом, задействуется и мышление, и внимание, и память. Стоит отметить, что применение вышеуказанных методик будет не только всеобще развивать ребенка, но и сплотит отношения между собой.

Читайте также:  Игры на развитие моторики для ребенка одного года

Методика для развития ребенка младшего школьного возраста

Помогают развитию детей картинки «Найди отличие». Она встречаются практически у всех детских журналах. Все дети их очень любят и хотят справляться с данным заданием. Можно подбирать картинки нелепого содержания, пусть ребенок попытается найти несоответствия.

В развитии младшего школьника, кроме памяти и внимания нужно уделить особое внимание речевой деятельности. С самого рождения с ребенком нужно разговаривать четко, не искажать звуки, иначе переучить говорить правильно будет довольно сложно. После родителей большую роль в школе отводиться речи учителя, именно благодаря ней достигаются все поставленные педагогом функции.

Развивать речевой аппарат младших школьников можно с использованием современных методов и приемов. К ним относится и дыхательная гимнастика, и гимнастика артикуляционного аппарата, и развитие мелкой моторики. Кроме того, можно с ребенком разучивать пословицы и скороговорки.

Можно дать родителям несколько советов: во время речевого дыхания вдох должен быть быстрым и энергичным, а выдох должен быть длинным и ровным. Очень важно проводить упражнения для развития мелкой моторики, ее можно проводить в обычных условиях, дав ребенку пуговицы для сортирования по цвету и по форме.

На сегодняшний день имеются в продаже вкладыши в виде различных животных и фигурок. Ребенок будет не только развивать речь таким способом, но и будет запоминать цвета и формы геометрических фигур. Можно приобрести шнуровку, на которую ребенок будет нанизывать бусы из цифр и других фигурок.

В домашних условиях можно также предложить ребенку нанизывать на шнурок макароны, а затем разукрасить их яркими цветами. Если же сделать это занятие всей семьей, ребенок без сомнений будет просто в восторге. разные виды круп можно перебирать и перелаживать в другие емкости, при этом считая их. Из этих круп можно сделать аппликации на картоне.

В итоге родители должны знать, что развивая все виды деятельности младшего школьника, он будет чувствовать себя уверенной личностью, с развитой памятью, речью и вниманием. Нужно приложить лишь немного терпения и усилий.

Источник

Обучение детей мыслить — задача не из легких, но очень необходимая. Развитие критического мышления у вашего ребенка даст ему некоторую свободу в рассуждениях, развитии аргументов и открытии новых знаний для себя. Способность мыслить отличает человека от животных, поэтому крайне важно научить ребенка думать и размышлять. В материалах этой статьи мы приведем несколько практических методик, по которым можно определить уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. Ведь своевременная диагностика дает возможность вовремя выявить проблему и начать борьбу с ней.

Методики для детей 6-7 лет

Методики на мышление для детей младшего школьного возраста могут существенно отличаться друг от друга, т.к. мышление шестилетних малышей отличимо от мышления, например, десятилетних. Поэтому и методики, позволяющие определить уровень школьников 1-2 классов, сильно отличаются от методик для учеников 3-4 классов. Например, для первоклассников они могут быть схожи с методиками, подходящими и для дошкольников-выпускников. В то время как разработки для детей 4-х классов можно предлагать ученикам среднего звена.

Методика диагностики мышления «Сложение пирамиды»

Такая методика применяется при установлении состояния наглядно-действенного мышления. Чтобы провести данный эксперимент, требуется несколко различных по конфигурации пирамидок, слагающихся из определенного числа звеньев и колпачков. Задача ребенка запомнить нужную последовательность всех элементов пирамиды и сложить ее за отведенное время.

В процессе эксперимента пирамидку показывают детям для того, чтобы они разложили ее самостоятельно. Указанное руководство выполняется при целесообразных жестах инструктора. В случае, когда они неправильно собирают заданную пирамидку, инструктор их не поправляет до завершения. Лишь по исполнении требуемого задания, он указывает детям на их погрешности, и далее требует повторного выполнения.

Методика Сложение пирамиды для младших школьников.jpg

Методика Сложение пирамиды для младших школьников

В протоколе исследования указывается, насколько быстро ребята смогли освоить новый способ, и какими были их начальные действия. Вместе с тем учитывается состав пирамидки, вдобавок указания и действия инструктора, и даже словесные высказывания детей.

В ходе проверки протокола проведенного исследования, создается вывод о том, насколько дети способны подготавливаться по указанным действиям. Правильно и быстро с данным упражнением справляются дети с хорошими мыслительными способностями. В том случае, когда у ребенка достаточно снижено развитие интеллекта, он может допускать неточные и ошибочные шаги при исполнении упражнения.

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»

Настоящая методика требуется для определения состояния наглядно-образного мышления. Для того чтобы провести диагностику, нужны будут только разрезные картинки, разделенные на нужное число фрагментов. Количество частей, из которых будет состоять такая картинка, зависит от возраста присутствующих детей. Для первоклассников количество фрагментов может колебаться от 15 до 20, для школьников постарше их число увеличивается на 5-10 частей с каждым следующим классом.

Для того чтобы упростить упражнение, изображение располагается на прямоугольнике, где на его фоне обозначены границы. Для усложнения задания применяются количества частей, формы сечений, и проекцией с обеих областей прямоугольника. Назначением у данных разрезных картинок является цветовая гамма их фона.

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок».jpg

Методика диагностики «Складывание разрезных картинок»

В ходе эксперимента детям задают составить изображение на прямоугольном фоне, состоящее из тройки фрагментов. Детали изображения раскладывают на столике перед детьми, и просят составить общую картинку. Когда у детей не получается начать упражнение самостоятельно, тогда сам инструктор собирает одну из главных частей. В акте о проведенном эксперименте указываются совершенные действия детей, и даже то, как проводил свою работу инструктор.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка младшего дошкольного возраста

В действительности же только при четком рассмотрении алгоритма действий, можно обнаружить главные факторы, которые использовали дети. Действия могут быть выполнены в наглядно-образном плане, а могут быть хаотичными в наглядно-действенном плане. Если действия детей при совершении упражнения бесцельны и сумбурны, то их поступки будут считаться ненормальными. О проблемах в интеллектуальном плане говорит и тот факт, когда ребенок продолжительное время не может должным образом собрать изображение картинки как самостоятельно, так и с участием инструктора.

Методика диагностики «Доски Сегена»

Указанная методика используется для проверки наглядно-действенного мышления. В целях осуществления данной методики необходимы доски с отверстиями в виде разнообразных геометрических фигурок, а также пропорциональные им вкладки (такие доски уже имеются в готовом виде соответствующего формата). Задача ребенка успеть сложить все составляющие досок за отведенное на работу время. Удобнее всего использовать для этой диагностики секундомер.

Такое исследование проводят не только для школьников младших классов, но и для дошколят. Разнится методика для разных возрастов только лишь сложностью задания. Например, дошкольникам предлагаются доски из четырех — десяти вкладок. Для детей постарше предлагаются доски Сегена из десяти и более вкладок. Замысловатость методики содержится в том, что определенные отверстия досок могут быть заняты только небольшим числом вкладок.

Методика диагностики «Доски Сегена».jpg

Методика диагностики «Доски Сегена»

Методика «Сюжетные вкладки»

Текущая методика аналогична вышеописанной «Доски Сегена». При осуществлении такой методики применяются большие доски с 10 вариантами, в которых не хватает некоторых деталей на месте отверстий. А также с наличием вкладок, которые изображают рисунки подходящих и непригодных деталей. Из огромного обилия вкладок детям необходимо выбрать те, которые больше всего подходят.

При рассмотрении последствий заданного упражнения, вся сосредоточенность направлена на то, чтобы выяснить, насколько крепок интерес детей при выполнении такого упражнения. Особая заинтересованность направлена на конкретные шаги ребенка. И здесь существует два способа выполнения упражнения ребенком. Первостепенный способ является бессмысленным и запутанным, так как здесь, дети берут какую угодно вкладку, и непоследовательно отыскивают ей место.

Методика «Сюжетные вкладки».jpg

Методика «Сюжетные вкладки»

Методика больше подходит детям в возрасте 6-7 лет, которые уже имеют навык правильного понятия разных ситуаций, и уже точно способны подобрать необходимую вкладку самостоятельно. При данном методе, дети способны целенаправленно найти именно ту вкладку, которую необходимо подобрать. Более старшим детям такая методика может оказаться скучной и малоэффективной.

При помощи методики «Сюжетные вкладки» можно определить целенаправленность действий в общем. Во многих случаях дети с ограниченной памятью, даже при отличной подготовке имеют проблемы с этой методикой. Они затрудняются в подборке вкладок из-за огромного разнообразия. Сделав анализ данной ситуации можно сделать вывод о том, что неблагоприятным моментом в такой ситуации является суживание объема восприятия. Именно данный фактор препятствует правильному выполнению задания.

Методика диагностики «Почтовый ящик»

Эта методика способствует обнаружению у детей предрасположенности к осознанию других методов, относительно действия. Посредством такой методики можно проверить наглядно-действенное мышление у детей различных возрастов.

Для проведения данного эксперимента необходим «Почтовый ящик», который состоит из коробки и съемной крышки. В покрышке от ящика сделаны отверстия различных форм. Парные многоцветные фигурки повторяют отверстия в крышке ящика. Правила выполнения задания могут быть нескольких вариаций, а именно в словесной или в наглядной формулировке.

Для детей в возрасте шести лет или старше с нормальными умственными способностями такое задание является несложным, и проводится лишь при зрительном сопоставлении формы отверстия в крышке с формой фигурки. Иногда дети сопоставляют фигурки с отверстиями, обычно это бывает в случаях, когда фигурки разного соотношения, или же при необходимости их разворачивания.Методики на мышление.jpg

В данной ситуации подбор фигурок осуществляется по определенному алгоритму. Если у детей имеются умственные нарушения в возрасте семи или восьми лет, в таком случае они выполняют задание не зрительным соотнесением, а методом проб и ошибок.

Методики для детей 8-10 лет

Если методики на определения уровня развития мышления предыдущего раздела можно предлагать первоклассникам, то начиная со второго класса уже наверняка лучше пользоваться другими методиками, которые включают в себя изученный школьный материал.

Методика «Простые аналогии»

Целью этой методики является диагностика и выявление гибкости мышления ребенка и ее логичности. Ребенку выдают карточки с заданиями, где прописаны несколько слов и заданы два ключевых слова.

Например.
Ключевые слова: Петь, Танцевать
Заданные слова: стоять, двигаться, молчать, шуметь, паркет, микрофон

Задача ребенка распределить заданные слова по ключевым так, чтобы соблюдалась определенная логическая цепочка. Т.е. если ключевое слово «Петь», то к нему логически подойдут слова «стоять», «шуметь», «микрофон» как аналогичные по принципу действия, в то время как «двигаться», «молчать» и «паркет» к пению никакого отношения не имеют.

Методики на мышление для начальной школы.jpg

Методики на мышление для начальной школы

Подобных карточек для проведения одного исследования может быть и должно быть несколько, оптимально 10 карточек. Если первая карточка вызывает у ребенка неясность, на ее примере можно объяснить, что он исследуемого требуется.

Читайте также:  Развитие ребенка нижний тагил

При обработке результатов нужно оценить количество правильных ответов. Судить о высоком уровне логического мышления можно, если у ребенка получилось 8-10 правильных ответов. Хороший уровень можно диагностировать при наличии 6-7 правильных ответов, достаточный – 4-5 правильных ответов. Менее 4-х ответов говорит о низком уровне логического мышления у школьника.

Методика «Исключение лишнего»

Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое исследование, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел.

Например, приведем нескольких из таких рядов.
Заданные слова 1 ряда: стол, стул, кровать, пол
Заданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, уши
Заданные слова 3 ряда: сладкий, горький, горячий, соленый
и т.д.Методика диагностики «Исключение лишнего».jpg

Задачами ребенка являются следующие:

  • исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет лишним. Так, в первом ряду это будет слово «пол», во втором – «очки», в третьем – «горячий» и т.д.
  • определить, по какому признаку обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать – это предметы мебели, а пол в эту категорию не входит.)
  • определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных рядах)
  • найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.

Обработка результатов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший уровень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный – 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов говорит о низком уровне мышления у ребенка.

Методика «Изучение скорости мышления»

«Ну, ты и тормоз!» — такое выражение нередко можно услышать от подростков по отношению к кому-либо, если тот медленно соображает. Определить скорость мышления можно благодаря следующей методике. Суть ее проста. Ребенку предлагается определенный набор слов, в каждом из которых пропущено по несколько букв. Чтобы исследовать требуемый показатель, ребенку нужно на время (с помощью секундомера засекается 3 минуты) прочитать слова, на ходу вставляя пропущенные буквы.

Методика диагностики «Скорость мышления».jpg

Оценку результатов проводят по количеству прочитанных ребенком за отведенное время в зависимости от возраста. Высокой скорости мышления детей от 8 до 10 лет соответствует: 25-30 слов за 3 минуты, хорошей – 20-24, средней – 15-19. Если ребенок успел прочитать от 10 до 14 слов, то скорость его мышления ниже средней. Более низкие показатели характеры инертному мышлению.

Для первоклассников существует другая шкала результатов:

  • Высокий уровень – 16-19 слов
  • Хороший уровень – 10-15 слов
  • Средний уровень – 5-9 слов
  • Низкий уровень – меньше 5

Методика «Изучение саморегуляции»

Целью проведения данной методики является формирование саморегуляции в интеллектуальной деятельности младших школьников. Для проведения исследования ребенку предлагают в течение 15 минут чертить на листе в линию палочки и черточки в определенной последовательности. При этом нельзя выходить за линию полей, правильно соблюдать переносы черточек и писать не в каждой строчке, а пропуская одну.

Мышление у детей начальной школы.jpg

Мышление у детей начальной школы

Во время исследования за поведением ребенка внимательно наблюдают специалисты: его реакция на допущенные ошибки, поведение при самопроверке работы и другие критерии. Оценка результатов осуществляется по результатам наблюдений за ребенком во время работы и по характерным особенностям начертанных символов.

1 уровень саморегуляции – высокий. Работа выполнена аккуратно в полном объеме, ребенок работает сосредоточенно, ошибки практически отсутствуют (или отсутствуют вообще) и они исправлены ребенком. Перед сдачей работа перепроверена ребенком.

2 уровень саморегуляции – хороший. Работа выполнена более менее аккуратно, практически в полном объеме, ошибок немного, но ребенком они не исправлены по причине того, что он их не заметил. Проверку работы он осуществляет бегло. Качество оформления для него не особенно важно, хотя получение хорошего результата ребенка очень интересует.

3 уровень саморегуляции – средний. Работа выполнена, что называется «на троечку», объем работы не полный, присутствуют ошибки, возможно неаккуратные исправления. Ошибки допущены не только по невнимательности, но и потому, что мог не запомнить нужную последовательность. В конце исследования работу сам не проверяет, желания что-либо исправить и дополнить, чтобы улучшить качество работы, ребенок не проявляет. В результатам исследования равнодушен.

4 уровень саморегуляции – низкий. Цель работы потеряна исследуемым еще в ее процессе. Много ошибок, на проверку работы времени либо не остается, либо он не хочет этим заниматься. Как к качеству работы, так и к ее результатам ребенок равнодушен.

5 уровень саморегуляции – очень низкий. Ребенок не понимает задания.

Вместо заключения

В настоящее время школьная демотивация заставила учащихся перейти от активного мышления к пассивному. То есть каждый день они тратят меньше времени на размышления и больше времени проводят в социальных сетях, за компьютерными играми, в мобильных приложениях, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах в целом. Поэтому, учить думать, развивать критическое мышление детей с раннего возраста стало очень важной проблемой родительства. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обрел независимость, стал успешным, а также выстроил свое собственное критическое мышление, вы должны развивать в нем такие способности: мыслить и рассуждать. Если он научится думать, вы дадите ему крылья, чтобы он чувствовал себя свободнее и увереннее по жизни.

Источник