Методика диагностики развития ребенка по готовности его к школе

Определение готовности ребенка к школе
I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.
Инструкция. “Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.”
Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:
A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) “кривая” в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.
II. Методика Джекобсона по определению объема памяти
Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. “Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.”
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной
строке повторяется из другого столбца.
При воспроизведении:
III. Методика по определению концентрации и распределения внимания
Подготовьте лист бумаги 10×10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую – нолик.
Инструкция. “Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь”.
При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.
IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.
Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.
В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой – наименьшие).
Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.
Инструкция. “Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.
А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? “
Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.
V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.
Инструкция. “Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом”. Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.
VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):
1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.
Инструкция. “Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.”
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.
Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.
VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений
Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.
А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. “Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее.”
Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.
Инструкция. “Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее”.
В) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. “Сложи рисунок как можно быстрее” (Название объекта не дается).
Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.
VIII. Название цвета по показу
Приготовьте 10 карточек разного цвета:
красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.
Показывая ребенку карточку, спросите: “Какого цвета карточка? “
За 10 правильно названных карточек – 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.
IX. Исследование качества звукопроизношения
Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:
А) свистящих: [с] – твердое и мягкое, [з] – твердое и мягкое
Самолет – бусы – колос Заяц – коза – воз
Сито – гуси – лось Зима – газета – витязь
Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]Цапля – яйцо – нож Чашка – бабочка – ключ
Жук – лыжи – нож Щетка – ящерица – нож
Шишка – кошка – мышь
В) небных: [к], [г], [х], [й]
Крот – шкаф – замок Халва – уха – мох
Гусь – угол – друг Йод – зайка – май
Г) Сонорных: [р] – твердое и мягкое, [л] – твердое и мягкое
Рак – ведро – топор Лопатка – белка – стул
Река – гриб – фонарь Лейка – олень – соль
При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.
Оценка 10 баллов – за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.
X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)
Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой – цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).
Инструкция. “Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть
нельзя.” (Последнее слово интонационно подчеркивается.)
Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.
XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна – Йерасека)
Образец графического диктанта
Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.
Инструкция. “Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем.”
Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.
“Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки.” (Ставится точка в начале строки.)
Первое графическое изображение
Инструкция. “Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:
одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.”
Оценка: за все задание – 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Второй графический диктант
Инструкция. “Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:
одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.”
Оценка: за все задания – 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Третий графический диктант
Инструкция. “Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:
одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.”
Оценка: за все задание – 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.
XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)
Инструкция. “Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где).”
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл. Максимально – 10.
XIII. Методика Керна – Йерасека
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
А. Копирование фразы “Ей дан чай”
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу “Ей дан чай”, написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же.”
10 баллов – срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
8-9 баллов – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
7-6 баллов – буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
5-4 балла – на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла – каракули.
Б. Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек – 2 мм.
Инструкция. “Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь” (показать где).
10-9 баллов – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
8-7 баллов – число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
6-5 баллов – рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4-3 балла – контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
1-2 балла – каракули.
В. Рисунок человека
Инструкция: “Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю).” Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: “Рисуй так, как ты умеешь”. Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: “Можно ли рисовать тетю?” – необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
При оценке рисунка человека учитывается:
– наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
– наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
– способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
10-9 баллов – есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией (“синтетический”, когда руки и ноги как бы “вытекают” из туловища.
8-7 баллов – по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не “синтетическим способом”. Нарисована отдельно голова и туловище. К ним “прилеплены” руки и ноги.
6-5 баллов – есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4-3 балла – примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу “палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
1-2 балла – отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
XIV. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы
Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.
10 баллов – сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов – активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла – очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла – замкнутый, не реагирует на игры сверстников.
XV. Методика по определению состояния долговременной памяти
Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. “Вспомни те слова, которые я тебе читал”.
Оценка 10 баллов – если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.
Оценка результатов
Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов – слабую, до 7 баллов – среднюю, до 9 баллов – хорошую и до 10 баллов – очень хорошую готовность.
Статья подготовлена по методической разработке А.И. Фукина и Т.Б. Курбатской
Источник
Диагностики готовности ребенка к обучению в школе
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Выполнила:
студентка группы Ш-22
Кучина Ирина
Оглавление:.
Исследование речевой сферы……………………………………1
Наблюдение за ребенком.………………………………………..2
Беседа о школе…………………………………………………….2
Тест-опросник…………………………………………………….3
………………………….3
…………………………………………………3
………………………………………….4
……………………………………………………4
……………………………………….5
…………………………………………………5
……………………………………………….5
Список литературы…………………………………………6
Брошюра рекомендуется для родителей, педагогов, психологов.
В данной брошюре предложены диагностики, с помощью которых можно определить готовность ребенка к школьному обучению.
Диагностики разбиты на компоненты психологической готовности к школе:
Личностная готовность к школьному обучению;
Развитие произвольной сферы;
Интеллектуальная готовность;
Социально-психологическая готовность к школе;
Физиологическая готовность.
Диагностики личностной готовность к школьному обучению:
Исследование речевой сферы
в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» – шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Диагностика личностной готовности к школе.
Используется метод наблюдения за поведением ребенка, если нужно задаются дополнительные вопросы, отмечаются индивидуальные особенности.
1. Интерес к испытаниям:
а. живой, с широким кругозором, любознателен.
б. вялый, пассивный, нетерпеливый, быстро теряет интерес к заданиям
2 . Общение со взрослым:
а. смелый, разговорчивый, активный.
б. робкий, немногословный, плохо контактирует.
3 Работоспособность:
а- быстр в принятии решений, не устает, к выполнению приступает сразу же.
б. медлительный, быстро устает, нуждается в неоднократном объяснении.
Речь:
а. произношение четкое, предложения формулирует правильно.
б. дефекты в произношении звуков, неспособность правильно построить предложения
Итог: высокий уровень – 50%; средний – 40%; низкий – 10%.
Методика “Беседа о школе” (Т.А. Нежновой) для определения
Варианты ответов и их оценка
А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов
1. Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу Б – так себе, не знаю В – не хочу
2 1 0
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала
2 1 0
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?
А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей В – занятия, не относящиеся к школе
2 1 0
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В – уроки художественно – физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе
2 1 0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными
2 1 0
Интерпретация результатов
Высокий уровень – 10-9 баллов – говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
Средний уровень – 8-5 баллов – свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
Низкий уровень – 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе
Диагностики социально-психологической готовности к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
Мне интересно, какие у меня будут уроки.
Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу
Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов: Высокий уровень – если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во вопросов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень – от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)
Особенности проведения методики.
В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Интерпретация методики.
0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
3 – 4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.
Средний уровень – от 3 до 7 баллов.
Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень – если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень – от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень – от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Диагностика интеллектуальной готовности к школе
Тест на выявление интеллектуальной готовности к школе «Кругозор».
Назови свое имя, фамилию, отчество.
Назови фамилию, отчество родителей.
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
У тебя есть брат, сестра, кто старше?
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
Сейчас утро, вечер (день или утро?)
Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
Кем работают твои родители?
Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
Почему снег бывает зимой, а не летом?
Что делает почтальон (врач, учитель?)
Зачем в школе нужен звонок, парта?
Ты сам хочешь пойти в школу?
Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
Каких животных ты знаешь?
Каких птиц ты знаешь?
Кто больше, корова или коза?
Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
Интерпретация:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
* 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла * 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
* 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
* 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
* 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
* 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Тест готовности к школе — «Чего не хватает?» ( Р. С. Немов).
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд. 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26- 30 секунд. 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд. 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд. 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд
Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе
1. Тест для исследования произвольного внимания “Да и нет” Н.И. Гуткиной
Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.
Ход выполнения задания.
Преподаватель обращается к детям со словами: “Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова “да” и “нет”. Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить”. (Ребенок их повторяет.) “Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова “да” и “нет”. Понятно?”. (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)
Вопросы:
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?
Ты любишь гулять?
Ты хочешь учиться?
Ты любишь болеть?
Ты любишь играть?
Ты сейчас спишь?
Ночью солнышко светит?
Ты любишь ходить к врачу?
Доктор стрижет детей?
Коровы умеют летать?
Тебя зовут… (неверное имя)?
Зимой бывает жарко?
Ты ходишь на работу?
Конфеты бывают горькими?
Трава белого цвета?
Парикмахер лечит детей?
Твой папа играет в куклы?
Обработка результатов.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова “да” и “нет”. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова “ага”, “неа” и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.
Диагностики физиологической готовности к школе
Тест на выявление уровня развития школьно-значимых психических и физиологических функций.
Краткое исследование развития речевого слуха.
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
Высокий уровень– ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень– ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на проверку фонематического слуха. “Найди звук” Н.И. Гуткиной
Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В качестве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в “прятки” со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскиваемый звук в слове или нет (см. табл.).
Таблица 1
Слова произносятся очень четко, гласные звуки растягиваются. Искомый гласный звук должен стоять под ударением. Испытуемому предлагают повторить слово и послушать его. В протоколе фиксируются ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше развит фонематический слух.
Крупные движения.
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты.
Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень: Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обра