Методика чтения с ребенком 4 года

Методика чтения с ребенком 4 года thumbnail

Многие мамы хотят научить детей читать в 4 года, а то и раньше. Информации на эту тему и всевозможных чудо-методик масса: как выбрать, как не навредить? Можно ли научить детей 4 лет читать самостоятельно и с чего начинать?

citat-v-4-goda-3i.u-mama.ru

Мы уже рассматривали различные методики раннего обучения чтению, говорили и о готовности ребенка к обучению, подробно останавливаясь на физиологических и психологических особенностях того или иного возраста. Если вы приняли решение учить ребенка читать в 4 года и видите, что он к этому готов, проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать, наши подсказки вам в помощь.

Обучение ребенка 4 лет чтению: распространенные ошибки

Если вы решили самостоятельно научить ребенка читать, следует знать, какие подводные камни ждут вас на этом пути.

  • Называйте не буквы, а звуки!

Пожалуй, это самая распространенная ошибка. Грубейшая!

Да, буквы русского алфавита нужно называть правильно: «эль», «эм», «пэ», «эр» и т.п. НО! Оставьте эти знания школьникам. При обучении чтению они могут сыграть с вашим ребенком злую шутку. Абстрактное мышление дошкольника развито плохо, ему трудно запомнить, что буква «эм» читается и произносится как «м» или «мь». а «эм-а-эм-а» – это «мама».

citat-v-4-goda-4

knigi.tomsk.ru

Будьте бдительны при выборе детских «говорящих» пособий и книг, часто это важное правило не соблюдается!

  • Учим гласные.

Совсем не обязательно учить сразу весь алфавит. Учиться читать можно, и не зная всех 32 букв. Для начала выучите несколько гласных (А, У, О). Объясните ребенку, что гласные можно петь, произносятся они протяжно.

Сделайте на каждую букву карточку в виде капельки. Каждая капелька поет свою песенку. Вот вам и веселая игра! Можно даже петь гласные звуки под музыку. Ребенку 4 лет такой подход наверняка понравится, он с легкостью запомнит гласные и захочет учиться читать дальше.

Хорошие результаты дает и такой способ запоминания букв. Развесьте в разных местах карточки с буквами. Хорошо, чтобы они все время попадались на глаза. В течение дня просите ребенка напомнить вам, какую песенку поет каждая капелька, просите придумать слово, которое начинается с этой буквы или произнести слово, где эта буква в конце.

citat-v-4-goda

лучики-томск.рф

  • Учите буквы в контексте.

Не учите с ребенком буквы ради букв. Показали новую букву, подобрали слова на эту букву, нашли ее в книжке (пусть другие буквы еще неизвестны ребенку, цель – найти именно ЭТУ.

  • Повторение – мать ученья.

Не торопитесь «грузить» ребенка большим количеством информации. Переходить к изучению новой буквы можно лишь тогда, когда освоена предыдущая. Обязательно повторять те буквы, с которыми вы уже познакомились и придумывать все новые и новые задания, чтобы ребенок учился их узнавать, слышать в словах.

  • Учим согласные.

Согласные нельзя пропеть, они могут звучать глухо или звонко. Ребенку, который только учится читать, можно не сообщать «лишнюю» информацию. Достаточно просто сказать, что «согласный звук нельзя пропеть». Учить ребенка определять на слух гласные и согласные звуки, просить из названых вами 2-х звуков выбрать гласный/согласный вы можете чуть позже, когда весь алфавит останется позади.

Методика чтения с ребенком 4 года

marypop.ru

Когда ребенок уже хорошо запомнил несколько гласных, добавьте 2-3 согласных звука, чтобы можно было уже составлять короткие слова. Начните с чтения слогов с уже известными ребенку буквами и самых простых коротких слов: мама, папа, дед, да, нет, кот и т.п.

  • Используйте разные шрифты (размер, начертание, цвет).

Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, он может «не узнать» букву в другом начертании.

  • Используйте картинки с умом.

Если вы покажете ребенку карточку со словом «кот» и соответствующей картинкой, как вы думаете, он прочитает слово или угадает его по изображению? Правильно! Легче – угадать, и это совсем не значит, что встретив это же слово в книге ребенок его «узнает». На картинке же может быть изображен вовсе и не кот, а кошка… Поэтому, если хотите научить ребенка 4 лет читать, используйте картинки лишь на начальном этапе, затем обязательно подключайте карточки без изображений.

  • Следите за собственной речью!

Родителям следует следить за тем, что и как они говорят ребенку. Правильно ставить ударение в словах, не «сюсюкать», четко произносить все звуки, объяснять непонятные слова. Важно! Если ребенок говорит предложениями из 2-3 слов, родители должны использовать в разговоре с ним короткие предложения, состоящие из 4-5 слов, т.е. чуть на опережение.

  • Учите ребенка рассказывать.

На самом деле, чтобы научить ребенка читать, недостаточно выучить буквы. Важно пополнить и обогатить словарный запас, уделить внимание произношению (в случае необходимости обратиться к логопеду), научить ребенка строить предложения, отвечать на вопросы и пересказывать короткие тексты. Ребенок, который хорошо и правильно говорит, будет иметь преимущества и освоит чтение гораздо быстрее.

Психологи заметили, что умение рассказывать – это мостик, который помогает перейти от устной речи к чтению.

Учимся читать в 4 года: важные моменты

kak-nauchit-detej-4-let-chitat

detki.guru

  • Не настаивайте на занятиях, если ребенок плохо себя чувствует, устал, болеет.
  • Занятие=игра.
  • Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Без игры вы не сможете научить ребенка читать в 4 года. Учиться читать можно лежа, бегая по квартире, играя в мяч, стоя в очереди и даже купаясь в ванной. Совсем не обязательно смирно сидеть за партой отведенные 20 минут.

  • Занятия должны быть регулярными.

Минимум 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Лучше заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Одно занятие – наработка, изучение нового, второе – закрепление.

Ребенок должен читать столько, сколько ему позволяет усидчивость: лучше каждый день по 10 минут, чем 1 раз в неделю 40.

  • Не нужно заставлять через силу и против воли!

Некоторые родители думают, что нужно заставлять ребенка читать «от сих до сих», определенное количество страниц и т.п. Нет и еще раз нет! Нельзя допустить, чтобы обучение чтению ассоциировалось у ребенка с какими-то неприятными моментами, это вызовет отторжение и нежелание читать в будущем.

  • Хвалите ребенка.

Учиться читать – это тяжело, ребенку нужно проявить колоссальные интеллектуальные усилия. Хвалите почаще, не бойтесь разбаловать. Пусть малыш чувствует, что он все делает правильно, мама рада его успехам.

Как научить читать в 4 года: игры и упражнения

«Магический квадрат»

Начертите квадрат любого размера, например, 6 на 6 клеток. В клеточки впишите буквы или слоги, которые ребенок уже знает.

mac-urban.ru

Задания:

  • прочитать слоги в строчке или в столбике;
  • назвать и показать букву (слог), которая стоит справа/слева от заданной буквы, сверху/снизу;
  • назвать и показать только гласные буквы;
  • прочитать все слоги на букву Ш и т.п.
  • прочитать на одном дыхании пол столбика. В будущем это поможет отрабатывать интонацию и плавность чтения.

Эти и другие аналогичные задания с таблицами помогают запомнить буквы, расширяют угол зрения. Такие таблицы помогают ребенку 4-5 лет научиться читать слоги разной степени сложности. Ребенок учиться видеть фрагмент текста, он читает и параллельно распознает то, что еще не прочитано. Именно этот навык помогает увеличить скорость чтения.

Таблицы можно придумывать самим или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

«Жук»

Как разговаривал бы Жук, понимай он наш язык. Пусть ребенок прожжжжжужжит что-то вроде: «Жжжжжжизнь прекрасна! Жжжжжесть, как круто!».

Придумайте других животных и их звуки.

«Кто больше»

Можно играть в парах или в группе. Цель: придумать как можно больше слов, которые начинаются с заданной буквы.

«Цепочка»

Играть как в «Города», но слова называть любые. Главное, чтобы первая буква следующего слова соответствовала последней букве предыдущего: папА – АпельсиН – Норка…)

Читайте также:  Ребенок 4 года не слушается вообще и дерется комаровский

Чтение коротких слов

Читать слова, когда рядом соответствующая картинка, несомненно, легче, чем просто слова в таблице. Но картинки отвлекают, ребенок не читает, а догадывается. Поэтому полезно пользоваться заранее приготовленными карточками, где напечатаны короткие слова из 3-х букв.

kak-nauchit-rebenka-4-let-chitat

ot2do6.ru

Придумай слово

Напишите на доске мелом или на листочке слова из 2-3 букв, вместо последней поставьте многоточие. Предложите ребенку домыслить, какие буквы потерялись. Например: ко… (кот, кол); ра… (рак, раб) и т.п.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы учили своего ребенка читать? В 4 года он уже умел это делать?

Источник

На чтение 8 мин.

Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующемся в море различной информации.

Раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в настоящие дни. Все детишки учились по букварю, осваивая общеизвестные тексты. Но сегодня появилось множество новых методик. Это и кубики Зайцева, и карточки американского ученого Домана, и метод Тюленева. И все они призваны обучить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу.

Раннее чтение развивает интеллект малыша

Когда можно начинать обучение

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв.

Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до 4 лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.

Кубики Зайцева помогают быстро освоить чтение

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием, назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков. Но сегодня родители, напуганные тем, что после трех лет учить ребенка будет слишком поздно, стараются приобщить малыша к чтению чуть ли не с пеленок.

Психологами выделено несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

  1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева, опасно. Вместо того, чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.
  2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте 4 лет должен четко слышать и разделять звуки.
  3. Отсутствие серьезных проблем с произношением.
  4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

4 года – оптимальный возраст для начала обучения

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех лет.

Учиться и играть одновременно

Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, все дошкольное время должно проходить в играх. Без игры малыша невозможно научить не только чтению, но и ничему другому. Хороший учитель придумает множество игр, чтобы превратить занятие в веселую забаву. Иначе малыш не просидит и пяти минут. Можно строить из букв паровозик, или устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.

Обучение чтению должно быть удовольствием для ребенка

В процессе игры одновременно происходит и обучение, и развитие ребенка.

Простой способ научить малыша читать

Решив самостоятельно обучить своего ребенка читать, нужно в первую очередь обратить внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Буква – то, что пишется, звук – то, что слышится. Абстрактное мышление ребенка 4 лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква Л», а не «ЭЛЬ», буква «С», а не «ЭС». Все правильные названия букв можно отложить до школьной поры, а на этом этапе следует произносить и учить звуки.

Дальше будет рассмотрено, как научить читать ребенка в 4 года. Это достаточно легкий способ, который можно условно разделить на три этапа.

Читайте: Как привить любовь к чтению и нужно ли читать современному ребенку

Выучить гласные звуки

Чтобы научиться читать, совсем необязательно изучать сразу все буквы. На первом этапе обучения следует выучить только гласные звуки. Из картона вырезаются кружочки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся гласные буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например, «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.

Учим буквы по кубикам

Кружочки с буквами можно расклеить по всему дому в разных местах, и время от времени просить ребенка, напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока все гласные звуки не будут запомнены. Так как гласных лишь 10 штук, малыш выучит их быстро и легко.

Когда ребенок уже запомнил буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу, конечно, надо подобрать заранее.

Слова в ней должны быть прописаны крупным шрифтом и разбавлены интересными картинками.

Находясь на прогулке, укреплять полученные знания можно, разыскивая знакомые буквы на рекламных щитах или вывесках на магазинах.

Научиться читать слоги

После того как выучены все гласные буквы, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов, состоящих из трех, максимум четырех, букв. Можно в качестве дополнительного пособия взять Букварь или Азбуку.

Знакомясь с какой-то новой буквой, например, «П», не нужно вдаваться в подробности и объяснять малышу, что это буква согласная, и бывает она мягкая и твердая. Он этой информации не поймет и не запомнит. Лучше попросить ребенка подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит самое известное слово на «П», например, «папа».

Учим слоги с сказочными героями

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и попросить ребенка показать тот слог, который изображен. Главное, помнить, что играть в слова надо не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия.

Когда освоено уже несколько согласных букв, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.

Чтение слов

Теперь надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, количество букв в которых не превышает шести. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано.

Совместные чтения развивают интерес ребенка

Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Способов добиться запоминания слова много. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Такой способ позволит быстро научить ребенка 4 лет читать слоги, и даже целые слова. Ведь всегда можно найти 10 минут в день для обучения своего любимого чада.

Тест

Этот небольшой тест поможет родителям определить, готов ребенок начать обучаться чтению или с этим следует подождать. Он включает в себя 18 вопросов. Если ответ положительный, ставится одно очко.

Читайте также:  4 года ребенок не пересказывает сказку

Любит ли ваш ребенок книги?

  1. Малыш просит рассказать сказку?
  2. Он сам может их пересказывать?
  3. Часто ли ребенок сам рассматривает книги?
  4. Что вызывает в книге больший интерес у малыша – картинки или содержание?
  5. Просит ребенок научить его читать?
  6. Имитирует он иногда, что «читает» книгу?
  7. Пытается ребенок сам «писать» книгу?
  8. Внимательно он слушает чтение других?
  9. Бережет малыш свои книги?
  10. Богатый ли у него словарный запас?
  11. Читать книги нравится больше, чем смотреть телевизор?
  12. Сможет ли ребенок подобрать слово, начинающееся на последнюю букву слова «стол»?
  13. Пытается соединять знакомые буквы?
  14. У малыша нет серьезных проблем с произношением?
  15. Различает ли он похожие звуки, например, Ж и Ш?
  16. Говорит предложениями или отдельными словами?
  17. Ребенок учится читать с удовольствием?
  18. Он знает много песен и стихов?

Подведение итогов

0-5 очков

Если ребенку меньше 4 лет, то с чтением торопиться не стоит. А вот будущего первоклассника, которому уже исполнилось 6 лет, надо заинтересовывать процессом чтения. Для этого следует предлагать ему больше интересных книг с крупным шрифтом и картинками.

6-12 очков

Этот результат говорит о средних способностях малыша 4 лет к чтению на данном этапе. Надо обратить внимание на книги, окружающие малыша. Иногда толстые книги пугают детей своим объемом.

У вашего ребенка есть свои книги?

13-18 очков

Ребенок полностью готов к обучению и хочет, научившись читать, самостоятельно узнавать из книг много занимательного.

Оставить комментарий

Источник

Как научить ребенка читать

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» – по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, играет со словами и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Методика обучения чтению

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» – должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Азбука с картинками

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Надежда Жукова Букварь

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» – должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Читайте также:  Ребенок не может срисовывать 4 года

Карточки Домана со словами

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Чтение по методике Зайцева

Чтение по методике Зайцева

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой, и в тех же кубиках Чаплыгина. Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады). В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики. Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. Множество игр можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход. Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева, Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать здесь.

Как правильно учить ребенка читать

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Учимся читать. Игры для обучения чтению

ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Читайте также:

Тематическое занятие на тему Пустыня

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАГАДКИ, ПОДЕЛКИ

Я учу дни недели Оксва

УЧИМ ДНИ НЕДЕЛИ С РЕБЕНКОМ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник