Методические рекомендации развитие ребенка с 3 до 4 лет

Елена Цыганцева
Методические рекомендации по дидактическим играм детей от 3 до 4 лет

Методические рекомендации по дидактическим играм у детей от 3 до 4 лет

При выборе дидактических игр для детейот 3 до 4 лет воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности: ребенок в этом возрасте становится активнее, действия его сложнее т многообразнее, возрастает стремление утвердиться «Я сам!». Но внимание ребенка еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение задачи в дидактических играх требует от него больших, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушки, которая привлекает внимание яркостью и интересным содержанием.

Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например, катать цветные шарики в воротца такого же цвета или имитировать движение животного (в словесной игре «Заинька») и др.

Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривает ее с детьми,а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке».

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержании вносится что – то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

При проведении дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям,говорит: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (показывает). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку. (Дети выполняют.) А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку».

Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень. Игра повторяется до тех пор,пока ее участники не усвоют основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо. Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками.

Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз,мимику на лице воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя лицо – и у всех детей мгновенно на лицах появляется грусть.

При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Воспитатель, закрепляя правила, может спросить у детей «Что ты, Саша будешь делать, когда пойдешь к «чудесному мешочку»? А ты, Света, после того как опустишь руку в мешочек, что сделаешь?»

Для того, чтобы игра проходила успешнее, педагог должен подготовить детей к игре: обязательно до игры познакомить их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображением на картинках.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель, как правило,отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились (указав конкретно) делать, убрали на место игрушки.

Источник

Анна Молчанова
Методические рекомендации «Речевое развития детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла

Методические рекомендации

«Речевое развития детей 3 – 4 лет»

(взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя)

Составил: учитель – логопед

Молчанова Анна Владимировна

г. Вуктыл.,

2017 -2018гг.

Введение

Наиболее тесно учитель – логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимнаяинтеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий,если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателяв рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

• Формирование и развитие словарного запаса;

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

• Формирование познавательного интереса, любознательности;

Развитие связной речи;

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя– логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

• Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений.

Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателей.

развитие связной речи на материале занятий;

Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя – логопеда и воспитателя перекликаются наиболее полно.

Нормы речевого развития детей младшего возраста (3 – 4 лет)

Речевое развитие 3-4 летних детей в пределах нормы понимает безпроблемное понимание родителям своего ребенка, при этом посторонние люди могут не разбирать его речь. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте молчит, только когда спит. Все остальное время суток он говорит без умолку.

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение:

Ребенок 3-4 года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша, «нозык» (ножик, «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа, «лека» (река, «лямпа» (лампа, «каяндас» (карандаш, «устай» (устал).

Слоговая структура слова:

В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т. д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас:

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи:

Еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением —тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь:

Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко,говорил: «Дай яблоко»,то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей младшего возраста

Развивающая речевая среда

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу (Скажите: «Проходите, пожалуйста»;Предложите: «Хотите посмотреть.»;Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).

В самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире»;Скажи: «Стыдно драться! Ты уже большой»).

Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т. п., наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т. п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересной прогулке.

Формирование словаря

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).

Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у и, о, э)и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п — б — т — д — к—г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята)] форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов.Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на костюме; кто купил книжку, обновку). Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе, упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости. Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.

К концу года дети могут

По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

С интересом рассматривать сюжетные картинки.

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок.

Картотека игр по развитию речи

Формирование активного словаря:

1)Игра в слова: (фрукты, овощи, деревья, мебель и т. д.)

2) «Признак»: (железо – железный; бумага – …; стекло -)

3) Подбор антонимов (мокрый – сухой; ходить -)

4) Подбор синонимов (дом – терем – дворец; большой -)

5) Подбор прилагательных (собака (какая) большая, лохматая, веселая)

«Что бывает?» (зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий – …; добрый -)

«Узнавание» (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)«Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями) – (учитель … (учит); кузнец -)

7) «Сравни»

по вкусу – лимон и мед

по цвету – грушу и сливу

по высоте – куст и дерево

8) «Угадайка» (загадки). Как догадались, о чем идет речь?

9) «Уменьшение» (трава – травка; стул – …; тигр-)

10) Объясни значение, поменяв одну букву (бочка – точка)

11) Наблюдение над многозначностью слов (коса; ключ; кисть)

Формирование грамматических навыков правильной речи:

предупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи;

правильное употребление слов в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже;

осознанное построение предложений.

Приемы работы:

1)Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках:

Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей)

Тишина царит в дремучем …

2) «Найди ошибку»:

Зимой в саду расцвели яблони.

В полу лежит красивый ковер.

3)Составление предложений по разным моделям:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)

4) Распространение предложения

Ярко светит солнце.

На небе ярко светит солнце.

На небе ярко светит весеннее солнце.

На небе ярко светит и играет весеннее солнце.

5) Изменение порядка слов.

На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.

6) Восстановление деформированного предложения

лесу, роет, в, лиса, нору

7)Составление предложения по аналогии:

Песок сыплют, а воду…

8)Составление ответа на вопрос:

Кто летает? Кто пишет стихи?

9)Добавление придаточных предложений:

Мы завтра пойдем в лес, если…

10) «Объясни»:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна. (Почему недовольна кошка)

11)Согласование существительных и местоимений:

«Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга)

Согласование глаголов и существительных:

Река … (шумела)

Море … (шумело)

Листья (шумели)

Лес… (шумел)

Игровые упражнения по развитию речи детей младшего возраста

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы,отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка «Репка», «Теремок», и т. д.

Кто: дедушка, бабушка….

Что: репка, теремок….

Игровое упражнение «Кто больше?»

Назовет слов на звук (букву) М

Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т. д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»

Рыба, листья, самолет, бабочка и т. д.

Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима — …

Друг — …

Добро — …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить — …

Смеяться — …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка… и т. д.

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1)для прикрепления бумаги к доске;

2)можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3)сдать в металлолом;

4)провести маленький круг

5) положить на стол и т. д.

Гвоздь — …, ботинок -, шнурок —

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга — …

Птица – яйцо, растение — …

Хорошо – лучше, медленно — …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака — …

Пальто – пуговица, ботинок — …

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;

У мальчика длинные ноги — длинноногий

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда…

Мише стало грустно (отчего…

Миша обрадовался (когда…

Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано?

Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Литература

1. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Н. Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 1 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 2004

3. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

4. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Источник