Методические рекомендации развитие ребенка до 1 года

Методические рекомендации развитие ребенка до 1 года thumbnail

Воспитание ребенка – ответственное мероприятие, которое начинается с самого рождения младенца. Первые привычки и личностные особенности формируются у крохи в период до года, хотя и на подсознательном уровне. Попробуем разобраться, что включает в себя воспитание ребенка от рождения до года, и как оно влияет на дальнейшее развитие малыша.

Воспитание ребенка до года

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период)Ключевые воспитательные моментыКраткое описание периода
0-3 месяцаЗакладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятияНоворожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке. Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцевПодготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миромВторой этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию). В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцевФизическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком)Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития. В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцевРазвитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему мируВ четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении. На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.

Популярные методики воспитания ребенка до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.

Как воспитывать детей до года

Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:

  • метод Монтессори;
  • воспитание по Глену Доману;
  • Вальдорфская методика.

Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.

Всестороннее воспитание – методика Монтессори

Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.

Подробнее о методике на видео:

Развитие по карточкам – методика Глена Домана

Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок. За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно. Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.

Воспитание через подражание – Вальдорфская школа

У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами. Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр. Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”. Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.

Интересный факт! Сторонники данной методики, как ни странно, против раннего интеллектуального развития детей. Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет.

Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

Полезные книги о воспитании детей

Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.

” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”. Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания. Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева

Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.

” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым. Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства. Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой. Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития. Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро. Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства. Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной. На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:

Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей

Подытожив статью, выделим моменты, которые в процессе воспитания имеют крайне большое значение:

  1. Систематичность – если вы решили придерживаться одну из методик воспитания, то её методы должны быть использованы в практике ежедневно. Один раз ничего не изменит, для кардинальных перемен важна последовательность и регулярность занятий.
  2. Заинтересованность обоих родителей – если в формировании правильного воспитания задействованы и мама, и папа, то результаты не заставят себя долго ждать. Настрой семьи и её идейные принципы лежат в основе любого воспитания.
  3. Незыблемость режима – режим приучает с младенчества кроху к систематичности, а также позволяет маме выделить несколько свободных часов для себя.
  4. Психологическое состояние мамы – воспитать спокойного, послушного ребенка с устойчивой психикой можно только на собственном примере.
  5. Самостоятельность – ребенку важно с самого рождения давать возможность побыть наедине с самим собой. Время, которое малыш провел один в игре, в рисовании или любом другом занятии по собственной инициативе, воспитывает в нём чувство личной ответственности и самодисциплину.

Какими бы рекомендациями не воспользовались родители, итог один – семья решает самостоятельно, что подходит для их ребенка. Никто не знает малыша лучше, чем его родные мама и папа. Воспитание крохи должно быть основано, прежде всего, на знаниях о нём самом.

Загрузка…

Источник

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум

имени А.К. Савина»

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Составила:

Студентка III курса группы № 32

специальности 050144

«Дошкольное образование»

Фролова Виктория Валерьевна

Оценка: ___________

2015

Психолого-педагогические рекомендации родителям о детях до года.

Воспитание ребенка до года: четыре основных периода

  1. От рождения до трех месяцев;
  2. От трех до шести месяцев;
  3. От шести до девяти месяцев;
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

В первый период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие.

Для этого необходимо по утрам умывать личико и ручки крохи, каждый вечер купать малыша в ванночке, регулярно менять подгузник и подмывать попку.

Советы:

Для нормального развития детской психики необходимо постоянно разговаривать с крохой, петь песенки, рассказывать потешки, включать для прослушивания музыку. Для первых игр с крохой стоит подобрать игрушки, способствующие развитию сенсорного восприятия.

По достижении малышом возраста полтора месяца для укрепления физического здоровья необходимо ежедневно выкладывать малыша на живот, делать зарядку и массаж.

Важным воспитательным моментом является необходимость приучать ребенка спать в собственной кроватке и проводить в ней самостоятельно некоторое время. Для того чтобы в будущем у малыша не закрепилась вредная привычка, не позволяйте ему сосать пальчики.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

В первом триместре педагоги-психологи рекомендуют для малышей игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука.

Яркие игрушки из разнообразных материалов, которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать.

Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в15-20 см), спустя неделю их рекомендуется заменить

Браслет с колокольчиком, который можно надевать поочередно на разные ручки.

Воздушный шарик, который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки.

Схематическое изображение человеческого лица. Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Второй период в воспитании ребенка, который охватывает возраст от 3 до 6 месяцев, характеризуется дальнейшим развитием и совершенствованием сенсорного, слухового и зрительного восприятия.

Для развития способностей крохи, задача родителей – насытить малыша новыми звуковыми, зрительными, тактильными ощущениями.

Для этого необходимо почаще включать ребенку для прослушивания классическую и современную мелодичную музыку, обращать внимание не только на музыкальные звуки, но и на звуки окружающего мира. К примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д.

На этом этапе малышу необходимо постоянное позитивное общение с взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке крохи обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к ползанью. Рекомендуем посмотреть рубрику массаж.

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев.

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек режутся первые зубки.

Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы.

Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки.

Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей. В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку.

Полугодовалые детки обожают рвать бумагу, отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство.

Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль. Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша.

Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужнопоказывать маленькому и называть части тела: глазки, ушки, носик, ножки, ручки.

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.

Малыш начинает ползать, вставать на ножки, поэтому важно правильно развивать ребенка физически.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в этой статье. Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

С z введением прикорма у мамы прибавится стирки.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

В этом возрасте необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя».

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите карапузу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься.

Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления.

Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их.

Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес.

Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки.

Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Четвертый период охватывает возраст от 9 месяцев до года. У крохи активно развивается речь, продолжается совершенствование физических навыков. Задача родителей в это время – всячески способствовать тому, чтобы малыш научился самостоятельно ходить.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Поощряйте вашего карапуза, когда он встает на ножки самостоятельно. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать вначале руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

Пирамидки. К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать.

Кубики. Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем разбурить ее.

Заводные игрушки.

Матрешки.

Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками.

Конь-качалка и машинка-каталка, в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию.

Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы.

Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Источник