Метод управления и развитие ребенка

Метод управления и развитие ребенка thumbnail

Технология – это модели, методы и приемы, дающие нужный результат. У разных родителей свое видение, как можно и нужно добиваться от ребенка того, что нужно, от этого видения во многом зависят используемые методы и приемы. В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы “здесь и сейчас”.

Любая технология основывается на некотором видении природы ребенка и задачах родителя. В случае негативного мировосприятия этого видение воплощается в модели “Огород с сорняками”, в случае позитивного – “Садовник и роза”.

Огород с сорняками

Метод управления и развитие ребенка

Модель “Огород с сорняками” основана на вере, что с ребенком нужно обходиться как с запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе. Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье. Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет “по ложному пути”. “Пороки, – писал он, – искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств”. Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве, см.→.

Садовник и роза

Метод управления и развитие ребенка

В этой модели ребенок видится как красивый цветок, о котором должен позаботиться воспитатель-садовник. Хороший садовник должен понять природу цветка, куста или плодового дерева, чтобы выращивать в нем то, что заложено в нем его природой↑. Здесь в ребенке родители стараются разглядеть, каковы склонности ребенка, и поддерживают его в его стремлениях и начинаниях. При таком подходе воспитательные результаты лучше, чем в модели “Огород с сорняками”, однако сама метафора семечка, из которого разворачивается личность ребенка, представляется спорной.

Мишень воздействия

Кто-то из родителей считает правильным чаще обращаться к чувствам, кто-то – к разуму, кто-то решает вопросы дрессировкой, работающей на уровне тела.

Дрессировка, или модель “Кнут и пряник”

Метод управления и развитие ребенка

Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой – наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, “кнут” разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а “пряник” приучает ребенка без награды доброго не делать…

Варианты: Подкуп. “Если будешь хорошо себя вести, куплю тебе мороженое”. В умелых руках переходит в модель «Вознаграждение за успехи». Чаще заканчивается педагогической ситуацией Маленький тиран: «Если не купишь мне мороженое, буду вести себя плохо!»

Другой вариант: короткий поводок – позитивная дрессировка, отрабатывающая безусловное послушание. Много интересных заданий, простых инструкций и сразу же – положительное подкрепление.

Модель “Кнут и пряник” спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дело воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы самой лучшей дрессировки↑.

Обращение к чувствам

Обращение к чувствам – чаще женская стратегия. Стандартные варианты – это обращение к сопереживанию (“Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!” или “Пожалуйста, не серди маму”), отвлечение от нежелательных вещей (“Посмотри какая птичка!) и привлечение к желательным, а также принятие решений на основании чувств, которые демонстрирует родителям ребенок (модель “Светофор”).

Посмотри, из-тебя плачет сестренка!

Метод управления и развитие ребенка

К большому удивлению взрослых, и особенно мам, на маленьких детей это обращение обычно не действует вовсе. Однако если на детей долго сердиться в подобных ситуациях, они рано или поздно понимают, что взрослые от них хотят, и начинают изображать раскаяние. Впрочем, дети любят копировать взрослых, и если мама расстраивается часто, за нею это начинают повторять и дети. Трудно назвать это подлинным сопереживанием, но дорога к этому прокладывается. Настоящая эмпатия возникает у детей не раньше семилетнего возраста, причем тут все очень индивидуально. Если дети к этому очень расположенные, а есть не расположенные к этому никак.

Пожалуйста, не серди маму!

Метод управления и развитие ребенка

Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Модель эта очень распространена, и практикуется обычно среди женщин. Ее результаты? В маленьких детях, особенно в девочках, успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети, и особенно мальчики, на это ведутся хуже, у них возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.

Читайте также:  Маршрут развития ребенка в доу по фгос образец

Посмотри какая птичка!

Метод управления и развитие ребенка

Ребенку подыскивают все новые и новые привлекательные вещи вокруг него, отвлекающие от не нужного. Не ест кашу – предложим яблоко. Не хочет делать утром зарядку, предложим с друзьями идти на плавание. Не пошло плавание – попробуем заинтересовать красивой игрой теннис. Хорошо работает с маленькими детьми. Чем дети старше, тем чаще возникают сбои. Как правило, этот путь заканчивается моделью «Подкуп».

Метод управления и развитие ребенка

В этой модели родители в своих действиях ориентируются на чувства и реакции ребенка. Чувства и реакции ребенка – это цвета светофора для родителя. Когда ребенок позитивно откликается на действия родителей, радуется действиям родителями, это для них зеленый свет, сигнал родителям: “Вперед! Все правильно делаешь”. Если ребенок выполняет просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается – это желтый цвет для родителей, цвет-предупреждение: “Внимание, осторожно, кажется что-то не так! Подумай, прежде чем сказать или сделать!”. Если же ребенок в протесте, это красный цвет для родителей, сигнал:” Стоп!!! Замри! В этом направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и экологично исправляй!”

Модель спорная. Достоинства этой модели – чуткость к обратной связи, недостатки – легко подпасть под влияние ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или иные свои реакции…

Обращение к разуму

Правила движения.

Метод управления и развитие ребенка

В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать… И родитель все объясняет, учит, рассказывает. Детям слушать это бывает тоскливо, но – приходится… Знания, как себя вести, конечно необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения – мертвы. Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: “Драться нехорошо”, “Врать плохо”, “Вещи нужно класть на место”, но в столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно если смысл правила ребенок не понимает: “Зачем нужно вещи класть на какое-то место, если они и так хорошо лежат?”. К правилам детей нужно приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать возрасту ребенка↑… Итого, если модель “Правила движения” оказывается не вспомогательной, а основной, то это модель спорная.

Методы и приемы управления ребенком

Способы и приемы управления ребенком сильно зависят от управляемости ребенка, взглядов и мотивации родителей, требований конкретной ситуации. В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном – инструкции и система подкреплений. См.→

Источник

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Воспитатель: Павлова Н.В.

Применение методов, форм, средств и приёмов в работе с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям, является одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы согласно ФГОС ДО.

С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии: квест -игра;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Кейс-технологии;
  • Технологии ИКТ;
  • Технологии предметно-развивающей среды.

Здоровьесберегающие технологии (Н. К. Смирнов)  – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Применяю такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, самомассаж, игровой массаж и др.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Личностно-ориентированные технологии. (И.С. Якиманская)

Основа данной технологии – понимание и взаимопонимание. В общении с детьми придерживаюсь принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Тактика общения -сотрудничество. Сотрудничество строится исходя из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнёром, другом для детей во всех видах деятельности.    

Читайте также:  Центр развития ребенка на ленинском проспекте

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития. Считаю применение данной технологии позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

Игровые технологии. (Н.А.Аникеева, Н.Н.Богомолова, В.Д.Пономарёв, С.А.Смирнов, С.А.Шмаков и др.)

В своей педагогической деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

В педагогической практике применяю народные игры, что помогает мне реализовать не только обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и воспитательные: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности даёт возможность обогащать детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей.

Активно применяю на практике квест-игру. «Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Технологии проектной деятельности (Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса). 

Проектная технология направлена:

-на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;

-формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;

-применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путём самообразования).

Используя технологии проектной деятельности в воспитании и обучении дошкольников, отмечаю, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

Кейс-технологии. В основе технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. научиться работать с информацией.

На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.

Технологии предметно-развивающей среды. Для достижения определённых результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует разнообразную деятельность ребёнка: центр книги, центр искусств, центр строительства, центр игры. Организация таких центров позволяет включится ребёнку в активную деятельность. Каждому ребёнку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования.

В свою педагогическую деятельность внедряю технологии ИКТ, т.к. считаю, что

 ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.

Читайте также:  Педагогическое обследование ребенка с отклонениями в развитии

Вывод: Современные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы наряду с наглядными, словесными, практическими, использую следующие методы:

• методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (создание ситуации успеха, образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);

• информационно-рецептивный метод – предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);

• репродуктивный метод – создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

• метод проблемного изложения – постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

• эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

• исследовательский метод – составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование);

  • метод проектов – один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Способствует повышению самооценки ребёнка. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
  • интегрированный метод – позволяет развивать личность ребёнка, его познавательные творческие способности.

В организации деятельности детей использую следующие формы: 

Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная    форма организации обучения. Работа со всей группой – это чёткое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Форма организации: НОД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), образовательные ситуации, чтение, мастерская, коллекционирование (разных видов театра, кукол), экскурсии, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность. Нестандартные формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятия-викторины, конкурсы, игры.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.  

         Средства реализации образовательной программы – это совокупность материальных и идеальных объектов:

• демонстрационные и раздаточные;

• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

• естественные и искусственные;

• реальные и виртуальные;

• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

• игровой (игры, игрушки);

• коммуникативной (дидактический материал);

• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

Заключение. Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов, форм, средств организации деятельности детей. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.

Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.

Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру. Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

В дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребёнка.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах  социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Источник