Метод шичиды для ребенка 1 года
Проведя два совместных занятия по методике М.Шичида, из отзывов и комментариев я поняла, что во-первых методика очень известна, популярна и востребована среди мам, а во-вторых, многие и хотели бы заниматься по ней, да не знают как подступиться к странным и непонятным заданиям и где взять материалы.
Информации на просторах интернета достаточно, но не вся она понятна новичку. Чуть меньше года назад я точно так же пыталась из обрывков информации то там, то здесь сложить картинку и понять КАК ЖЕ НАМ ЗАНИМАТЬСЯ? Поэтому сегодня хочу поделиться своим планом занятий по методике М.Шичида.
План подробный, с описанием выполнения базовых элементов методики. Надеюсь, он пригодится новичкам и тем, кто только хочет заниматься по этой методике. Сразу предупрежу – я не претендую на эталонность или аутентичность своего описания выполнения тех или иных заданий. Просто я их понимаю так, и так пытаюсь объяснить ребенку, чего я от него хочу. План подойдет для занятий с детками от 1 до 2-х лет. Может быть и старше, но на этот счет я не уверена, т.к. не знаю в принципе что умеют дети в этом возрасте и как с ними заниматься.
План проведения занятия по методике М.Шичида
1. Гармонизирующая музыка – любая спокойная музыка альфа-музыка, музыка для йоги или для медитаций, пение птиц, шум водопада или другие звуки природы, классика, инструментальная, желательно без слов. Включаем негромко, чтобы музыка не отвлекала. Музыка может играть как всё занятие, так и только во время настройки. Если ребенок боится музыкального сопровождения, нервничает – можно обойтись и без него.
2. Объятия, внушение, настройка – берете на руки и обнимаете ребенка (либо просто обнимаете). Говорите, что он особенный, самый замечательный, умный, способный и т.д., что он всё может, обязательно говорите, как сильно Вы его любите.
Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься и играть с мамой в разные интересные игры, рассказываю подробности, например, сегодня – что мы обязательно будем рисовать красками и лепить пластилином. Все это на руках и в обнимку.
3. Шар энергии – ребенок собирает энергию в большой шар и «выливает» на себя. Можно посадить ребенка себе на колени и водить его ручками. Посмотреть, как это делается можно по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=tDuwI6kcApU или https://www.youtube.com/watch?v=zpt2M1oXFFA
Шар энергии мы делаем примерно так: я сажу дочку на руки спиной к себе, беру ее ручки в свои, начинаю сначала тереть, а потом делать круговые движения, как-бы формируя шар, постепенно увеличивая его диаметр. Сопровождаю я это действие примерно таким текстом. Сейчас мы потрем с тобой ручки, ручки становятся теплыми. А теперь мы будем собирать лучики солнышка. (Садимся при этом лицом к окну, чтобы было видно, что там светит солнце) Лучики у солнышка горячие и светятся, они сами прилипают к нашим теплым ручкам. А мы их ловим и собираем в горячий светящийся Шар Энергии. Мы их собираем много-много, и шар становится всё больше и больше, он горячий и светится. А потом он становится таким большим, что мы даже не можем его удержать. И мы поднимаем наш Шар и кладем на головку. Лучи солнышка очень полезные, они дают нам Энергию. И эта Энергия растекается по головке, и по ручкам, и по ножкам, и по животику (при этом гладим руками голову, ножки, животик и т.д.). И наши ручки, ножки, животик тоже становятся теплыми от этой Энергии.
4. Упражнения для дыхания – ребенок дует в свистульку, дудочку, на лежащие или висящие на ниточке шарики ваты (пытаясь сдуть их с места), игрушку «Ветерок», можно на горящую свечку, выдувает мыльные пузыри. Если ребенок еще не умеет дуть – можно попросить его посопеть носиком или «пропеть» за Вами любой слог или даже просто гласную букву.
5. Воспоминания и воображение – вспомните вместе с ребенком как были где-либо (на природе, пляже, в музее, в гостях) что и кого там видели, чем занимались. Воспоминания можно подкрепить фото. Либо наоборот – расскажите о том, как поедете куда-либо (в зоопарк, к морю, на выставку, на прогулку) кого там встретите, чем займетесь.
6. Подготовка глаз к показу карточек – любым ярким или новым предметом (игрушкой) описываем восьмерки или звездочки так, чтобы ребенок следил за этими движениями глазами. Либо просите ребенка посмотреть на предмет (точку), находящийся близко, а потом находящийся далеко.
7. Показ флеш-карт – Показывайте карточки, перелистывая их как можно быстрее, 0,5-1 секунда на 1 карточку. Желательно заранее потренироваться прочитывать названия. Показывать можно как на компьютере (планшете), так и распечатанными в любом удобном для Вас формате. Можно использовать любые имеющиеся у вас карточки (презентации) на любые темы.
8. ESP интуиция Угадай где – под любыми одинаковыми стаканчиками, баночками и т.д. прячете любой предмет (орех, цветок, листик, фрукт, игрушка). Либо под одинаковыми листами бумаги прячете карточку с изображением чего-либо. При этом посылаете ребенку мысленно информацию о том, где именно Вы спрятали предмет (изображение), просите ребенка угадать где он. Можно играть несколько раз подряд .
9. ЕSP интуиция Угадай что – предложите ребенку два любых разных предмета, игрушки, карточки. Загадайте один из них и мысленно пошлите образ загаданного предмета ребенку, ребенок в это время должен смотреть Вам в глаза. Попросите угадать, что именно Вы загадали.
Мы играем так. Сначала прошу Катюшу посмотреть на меня, говорю “Мне нравится одна картинка, сейчас я тебе скажу какая”. мысленно передаю образ выбранной картинки. Потом достаю обе карточки и спрашиваю “Какая картинка маме нравится?”
10. Instant Memory Game (Сетка памяти) – Положите карточки (две или более) со знакомыми изображениями перед ребенком, четко назовите их по порядку. Дайте ребенку запомнить изображения в течение 5-10 секунд. Переверните карточки и попросите вспомнить что где «спряталось». Правильно угаданные карточки оставляйте открытыми, неправильно названные карточки опять переворачивайте «рубашкой» вверх. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки) накрывайте одинаковыми непрозрачными стаканчиками (баночками). Можно играть несколько раз.
Мы играем так. Я медленно раскладываю карточки по одной, четко называя. Потом повторяю еще раз по порядку, показывая пальцем. Вместе переворачиваем. Спрашиваю “Где слон?” Катя сама берет карточку, переворачивает, смотрит.
11. ing Memory Game (Абсурдная история) – Расскажите ребенку историю. При этом вместе с произношением всех существительных выкладывайте карточки с соответствующим изображением. Используйте три или более карточек со знакомыми ребенку изображениями. Дайте ребенку запомнить карточки в течение 5-10 секунд. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ – переверните карточки, попросите повторить историю, переворачивайте правильно названные картинки. ДЛЯ ДЕТОК, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ГОВОРЯТ – не переворачивайте карточки, просто перемешайте. Рассказывайте заново историю, делая паузы вместо существительных, просите ребенка показать на карточку с нужным изображением. Можно использовать любые имеющиеся в наличии карточки либо предметы (игрушки). Можно играть несколько раз.
Мы играем так. Я медленно и четко рассказываю историю, когда называю существительные – выкладываю карточки. Потом еще раз повторяю, показывая на картинки пальцем. Дальше вместе перемешиваем карточки. Говорю “А давай расскажем эту историю еще раз!”. Первую карточку обычно вытаскиваю я. Но сначала обязательно спрашиваю “О ком была история? покажи пальчиком”… пауза (покажет или нет)… ” О лягушке” (показываю карточку, достаю ее, кладу с краю). “Лягушка взяла… Что лягушка взяла? покажи пальчиком”… пауза (тут обычно Катя начинает что-то показывать)… “Правильно, яблоко” (выкладываем карточку рядом с Лягушкой) “Положила его… Куда положила? Покажи”… пауза… и т.д.
12. Photo Memory Game (Похожие картинки) – Возьмите два похожих изображения. Покажите ребенку одно из двух похожих изображения в течение 5-10 секунд. Уберите карточку и сразу же покажите уже две похожие карточки. Попросите назвать, какую карточку Вы показывали только что (одну). Можно использовать предметы (игрушки).
13. Танграм – Возьмите готовый танграм, блоки дьенеша, любые плоские геометрические фигуры. Придумайте рисунок, составьте поле – обведите имеющиеся детали и раскрасьте в нужные цвета. Ребенок должен разложить на поле соответствующие детали
14. Разрезные картинки – Возьмите готовые пазлы или сделайте разрезные картинки сами. Для этого распечатайте 2 экземпляра любой картинки. Один из них разрежьте на нужное количество деталей (2 и более). Второй дайте ребенку не разрезанным, чтобы он видел, какая картинка в итоге должна получиться. Ребенок должен собрать картинку по образцу.
15. Цветовосприятие – Распечатайте готовые палитры, отрежьте полоску с цветами от картинки, предложите ребенку найти и соединить палитры цветов, соответствующие рисункам. Можно использовать любую игру с цветами, например, сортировать любые предметы, игрушки, детали конструкторов, крышки и пр. по цветам.
16. Мандалы – Игра для детей, которые уже хорошо ориентируются в цветах. Распечатать цветные и ч/б мандалы, разрезать. Показать ребенку цветную картинку в течение 5-10 секунд. Убрать и попросить на черно-белой картинке обозначить карандашом (фломастером) либо словами цвета цветного рисунка. Мандалы можно изготовить самостоятельно. Для этого нарисовать два черно-белых изображения, один из которых раскрасить.
17. Игры на поиск соответствия и пары – используйте любое имеющееся в наличии лото, мемори, парные картинки.
18. Математика – используйте любые имеющиеся в наличии картинки, пособия, игрушки или предметы, которые можно пересчитывать, сортировать по размеру или по признакам “один-много”, “больше-меньше”
19. Логоритмика, музыкальная пауза, танцы – слушайте любые веселые подвижные песни или мелодии, которые нравятся ребенку, пойте, танцуйте, повторяйте движения из песенок.
20. Сенсорное восприятие – Поиграйте с сенсорной коробочкой любого наполнения. Играйте с лото запахов или с лото “шумелок”. Угадывайте на ощупь предметы (крупные или мелкие) – для этого их можно поместить в мешочек или накрыть платком. Можно использовать песок (живой, кинетический).
21. Конструирование – используйте любой имеющийся в наличии конструктор, мозаику, кубики, коробки, прищепки. Постройте высокую башню, или домик для животных, или гараж для машинок, или цветочек из прищепок – всё, что вам придет в голову.
22. Рассматривание картинок – используйте любую книгу, энциклопедию, виммельбух. Рассматривайте картинки, называйте (ищите) изображения.
23. Естествознание – рассказывайте ребенку любые сведения обо всём, что может быть интересно либо Вам, либо ребенку. О природе и государствах, о флоре и фауне, о людях, явлениях, местах или предметах. Дома или за его пределами.
24. Координация и моторика – пластилиновые заплатки, канцелярские кнопки, проводилки, многоразовые наклейки, выкладывание, перекладывание любых мелких предметов, игры с пинцетом, любые другие игры на мелкую моторику.
25. Творчество Аппликации – любая аппликация на любом рисунке, коробке, ткани и т.д. или в пособии для развития. Используйте любые материалы – бумагу, крупы, сухие листья, перышки, вату, бусины, камешки, фольгу, наклейки.
26. Творчество Рисование – рисуйте всем, чем угодно на всем, где хотите: красками или карандашами на бумаге, мелом на асфальте, овощным пюре на блюде, валиками и штампами на ватмане, раскрасьте коробку или деревянную игрушку. Можно использовать раскраски, а можно творить без темы.
27. Чтение – читайте любую книгу, которая нравится ребенку или Вам: сказки, стихи, поэмы, повести, романы.
28. Еще раз выполняем п. 1 и п.2
После каждой игры не забывайте хвалить ребенка за успешно выполненное задание.
Теперь хочу дать несколько уточнений по поводу проведения занятий.
План разбит на несколько блоков
· Настройка на занятие п. 1- п. 4
· Спокойные занятия, так сказать «сидячие», которые в основном выполняются сидя (за столиком, в стульчике, на полу) п. 5 – п. 18
· Подвижные занятия п. 19 – п. 21
· Опять спокойные занятия п. 22 – п. 23 (для того, чтобы ребенок успокоился после подвижных игр. Но и не требующие большого сосредоточения)
· Творчество п. 25 – п. 26
· Завершение занятия п. 28
Мы занимаемся именно в таком порядке. Начинаем, когда дочка спокойна, например, после сна или после еды: настройка; спокойные занятия с карточками; логоритмика, танцы и песни для разгрузки и поднятия настроения; подвижные занятия; творчество. Вы можете менять местами, как целые блоки, так и занятия внутри блоков и даже играть в произвольном порядке. Но всё же моя рекомендация – сразу после Настройки выполнять пункты Интуиция, Память и Флэш-карты.
Количество игр берите в зависимости от возраста, возможностей и усидчивости своего ребенка. НЕ НУЖНО выполнять всё! Играйте в те игры, которые интересны Вам и малышу.
В одно занятие включайте НЕ БОЛЕЕ ОДНОЙ игры, которая ранее ребенку не была знакома. Если из общего списка Вы с ребенком ранее не использовали (к примеру) 10 пунктов – всё равно выберите для занятия из новых ВСЕГО ОДИН.
Деткам до года рекомендую флеш-карты показывать распечатанные.
Если вы показываете флеш-карты впервые – не нужно стремиться показать сразу 100 штук, а то и больше. Смотрите по своему ребенку. Количество увеличивается постепенно. Деткам до года можно начинать с 15-20 штук за 1 раз, увеличивайте количество не чаще раза в неделю на 5-10 штук, при условии, что ребенок выдерживает просмотр такого количества.
Разбивать занятие можно. НО каждый раз выполняйте Настройку и Завершение занятия.
Данный план я разрабатывала для своей дочери. И может случиться так, что именно для Вашего ребенка кое-что не подойдет. Если какой-то пункт Вам или Вашему ребенку не нравится, не интересен, не получается или не по возрасту, попробуйте заменить чем-то, усложнить или упростить. Если и это не получается – не выполняйте совсем. Потому что занятие должно принести Вам и Вашему ребенку новые эмоции, новые знания, новые умения, радость и веселье.
ВСЕМ ПРИЯТНЫХ ИГР!
Источник
Эту статью мне надо было написать еще год назад, потому что я весь год получала вопросы, отвечала где-то в личной переписке и в дремучих постах на комментарии, но в итоге нормальной информации в свободном доступе все равно нет. Поэтому пишу сейчас. Пост актуален для заинтересованных в методике родителей, детям которых еще не исполнялся год.
Итак, в каком возрасте начинать заниматься по методике Макото Шичиды?
Шичида пишет, что занятия можно начинать уже с рождения. Но при этом его книги построены таким образом, что он приводит множество писем и рассказов людей, занимающихся по этой методике, и почти всегда речь в них идет о детях от года, а то и двух до шести. Он почти не структурирует информацию о том, как заниматься с ребенком в полгода, как в год, а как в три, за редкими исключениями.
Тем не менее, я не до конца разделяю его мнение о начале занятий сразу после рождения. Объясню, почему. Во-первых, новоявленные родители просто не готовы к этому. Они еще не знают, как и когда его надо кормить, как менять подгузники, когда укладывать спать и как организовать свой быт и сон. Они даже еще не наладили ментальный контакт со своим ребенком, не привели в порядок свои мысли и чувства. На все это им нужно время, не говоря уже об изготовлении карточек, о вникании в методику и проч. Во-вторых, примерно до трех месяцев ребенок только учится фокусировать зрение, различать цвета и формы, поэтому в раннем возрасте единственная зрительная стимуляция, которую я бы рекомендовала – это контрастные рисунки и игрушки, различные подвесные мобили и развивающие коврики с дугами. И в-третьих, с ребенком намного проще заниматься, когда он держит спину, поэтому я бы приурочила начало занятий к этапу начала ползания или сидения. В общем, потратив первые полгода на другие, не менее важные вещи, вы ничего не потеряете. Таково мое мнение.
Мы начали занятия примерно в 5-6 месяцев, с ручных показов карточек. Тогда их было еще мало, они быстро заканчивались, но я была уверена, и уверена до сих пор, что на тот момент важнее было именно приучить ребенка работать с карточками, приучить не трогать материал, если это необходимо, бережно относиться к нему, не рвать. Тоже самое я могу сказать и о книгах. И у меня это хорошо получилось.
Что можно делать до года?
1. Я считаю, что главная задача родителей с самого рождения разговаривать с ребенком, описывать ему мир вокруг, не каверкая его, не искажая факты, не сюсюкаясь в стиле: “сматли, кто это у нас тут? а это у нас ав-ав! какой халосенький ав-ав!”. Таким образом вы не только установите с ребенком тесный ментальный контакт, но и многому его научите.
2. Заниматься до года только по карточкам, когда вокруг такой большой мир, он весь новый и весь неизвестный, смысла нет. Поэтому я предлагаю до года сделать упор на накапливание пассивной лексики путем изучения быта вокруг и подкрепления его карточками. Или в некоторых случаях наоборот, изучения карточек и подкрепления его предметами быта. Например, посмотрели на карточке кастрюлю, озвучили, что это, потом пошли и нашли ее на кухне, посмотрели, тоже озвучили, и т.д. Отдельно я предлагаю превратить квартиру в новогоднюю елку.
3. Я считаю, что крайне важно научить ребенка ползать. Об этом я очень много писала в дневнике, например, вот тут и еще много где в постах того периода. Писала о мотивации, о смысле, о подборе поверхностей для ползания и пр.
4. ESP – интуиция. В самом раннем детстве ребенок все чувствует, улавливает настроения и считается, что может даже читать мысли. Поэтому, пока ребенок еще не говорит, очень важно контролировать свои мысли и стараться пребывать в позитивном настроении. Вы можете передавать ребенку визуальные образы, посылать любовь, светлые мысли или просто визуализировать красивые изображения, места, где вы были или хотели бы побывать. В дальнейшем (когда ребенок поползет или сядет), вы можете прятать один из интересующих ребенка предметов под стаканчиком и просить угадать, где он. Наша первая игра выглядела вот так.
5. Прослушивание музыки (легкая, спокойная или веселая академическая музыка, а так же музыка Альфа, о которой я писала в статьях о методе Шичиды, небольшими блоками по 15-20 минут, чтобы не перегружать нервную систему ребенка и не переводить ее в разряд фоновой музыки, когда ее просто перестаешь слышать как производственный шум. Это можно делать с рождения и даже раньше. Кстати, хоть Шичида и Ибука пишут о том, что детям не нужна адаптированная музыка, но я бы посоветовала рассмотреть вариант для новорожденных, где музыка накладывается на стук сердца или кровоток, как его слышат дети внутриутробно, это их успокаивает. Например, мелодии из сборника Happy Baby (можно найти в Контакте).
6. Прослушивание стихов (в родительском исполнении, можно читать с рождения и даже раньше).
7. Прослушивание иностранной речи в аудиозаписях: сказки, новости, песенки и пр. почти с рождения, небольшими блоками по 15 минут несколько раз в день.
8. Занятия с сенсорными коробками, крупами и другие тактильные игры (под строгим контролем взрослых). Мы начали, когда Алиса еще даже не сидела, я клала ее себе на колено животом вниз, и она шебуршала в подготовленной мной коробке с фасолью двумя руками, вот пост на момент наших шести месяцев.
9. Рисование и проба материалов (около 8 месяцев, наше вот).
10. Чтение книг с крупными картинками (мы начали около 7 месяцев).
А вот так, например, проходил наш день в Алисины пологда.
11. Постепенно ближе к году вы можете начинать показывать признаки предметов, как можно их сортировать по тем или иным критериям, искать пары, группировать птичек с птичками, а цветочки с цветочками, и так далее.
12. Последнее, но самое важное – это необходимость создания в своем доме благоприятной атмосферы для развития, ауры, если так можно сказать. Дружелюбный настрой, родительский пример и любовь – вот, что должен видеть ребенок в кругу своей семьи, он должен понимать, что внутрисемейному климату ничто не угрожает. Ребенок, постоянно пребывающий в напряжении из-за родительских конфликтов вряд ли способен усваивать что-то еще, слишком много энергии тратится на детские переживания, особенно если это касается обстоятельств, на которые он не способен повлиять. Именно поэтому в вашей семье полностью должны быть исключены яркие конфликты, агрессия и ярость, нервозность, а все выяснения отношений перенесены на время детского сна. Находите время обниматься и целоваться при ребенке, говорить друг другу теплые слова, работайте над собой и своими эмоциями, это не только укрепит вашу семью, но и создаст благотворную среду для того, чтобы потом гордиться своим ребенком.
По каждому из вышеперечисленных пунктов я готова говорить очень долго, рассказывая, как все это полезно и правильно, приводя примеры, доводы и ссылки на источники, но, надеюсь, что этого не потребуется)
Что делать, если ребенок не хочет и как быть, если он все рвет?
Правило одно: не раздражаться, ребенок очень чувствителен к вашей нервозности. Просто продолжайте. Я, например, никогда не давала карточки в руки. Я сажала дочку на колени, вытягивала руки так, чтобы она не могла дотянуться, и демонстрировала. Удобно выбрать местом для ежедневных занятий детский стульчик, и таким образом немножко ограничить ребенку свободу действий. В любом случае, карточки надо показывать на безопасном для глаз ребенка расстоянии, так что если ребенок во время вашей демонстрации дотягивается до карточек, значит вы что-то делаете не так.
Если после года вы захотите показывать ребенку карточки на экране компьютера, а ребенка будет интересовать только клавиатура, в этом случае ответ будет таким же: сажайте ребенка дальше от монитора, минимальное расстояние от монитора до ребенка – 60 см. Клавиатуру при этом можно закрыть каким-нибудь журналом или папкой, чтобы она не отвлекала внимание.
Резюмируя все вышесказанное
Мое мнение – заниматься надо начинать примерно в возрасте около полугода, на компьютерные показы (например, на www.Supermom.ru) переходить только к году, чтобы зрение ребенка окрепло.
Более-менее полноценные занятия по Шичиде начались у нас примерно в год, когда Алиса смогла следовать некоторым простейшим правилам, понимать задачу, например, найти пару, отыскать предмет, найти соответствие и пр. Тогда к просмотру карточек присоединились подобного рода задания, занятия стали более длительными и полноценными.
Тем не менее, мне известно, что в школах Шичиды занимаются даже шестимесячные дети. Кроме просмотра карточек, конечно, они мало что могут делать в этот момент, но вспоминая Выготского с его зоной ближайшего развития, именно это и провоцирует скорейшее понимание происходящего и блестящие результаты. Поэтому я всегда даю задания чуть сложнее, но помогаю Алисе справиться или делаю что-то за нее, но в ее присутствии и с ее непосредственным участием.
Надеюсь, мой опыт кому-нибудь поможет. По крайней мере, если бы я сейчас воспитывала второго ребенка, то я бы делала все то же самое)
Источник