Метод изучение истории развития ребенка это

Категория развития, в каком бы возрасте не находится ребенок, предусматривает непременное обращение к его истории то есть к тому пути, который он прошел до того момента когда оказался в поле зрения специалиста. Это направление в психологии получило название исторического или генетического метода, которых как уже было сказано, придерживались Блонский и Выготский. Исторический подход предполагает, что развитие происходит по определенным законам и знание этих законов позволяет строить прогнозы. Одной из важнейших задач психодиагностики является возможность предсказания поведения ребенка. Без этого качества методика не может считаться эффективной. Для обозначения тенденций движения или общего направления движения, в том числе развития общего или отдельной психической функции, принят термин тренд. В книге Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. (1978, с. 21) рассматривается общие схемы трендов теоретически возможного развития. Необходимым условием грамотного прогноза является измерение изучаемой характеристики не менее трех раз с определенными интервалами времени. В действительности, в частности студенты в своих дипломных исследованиях обычно прибегают к прогнозу только по двум точкам, соответственно результатам констатирующего и контрольного эксперимента (обычно после проведения курса коррекции), предполагая линейный характер изменений. На рисунке __ можно видеть, в чем заключается возможность ошибки при ограниченном количестве измерений. Если измерения произведены только в точках 1 и 9 по оси абсцисс и мы предполагаем линейный характер изменения во времени может создаться впечатление соответствующее увеличение измеряемого показателя. Вместе с тем оно может нарастать или более круто (штрих пунктирная линия) или, наоборот снижаться (пунктирная линия). Существуют разнообразные виды динамики процессов, например, экспоненциальной, логарифмической и т. д. Она может иметь еще более сложный характер и, следовательно, для ее оценки требуется еще большее количество измерений.
Рис. Варианты трендов психического развития.
Обращение к истории развития ребенка позволяет также установить возможные причины его актуального психического статуса. Это сведения о раннем физическом и психическом развитии ребенка, включая какие-либо вредности, факторы риска физического и биологического характера (болезни матери во время беременности), неблагополучные роды, частные заболевания, особенно связанные с нервной системой, а также психологические травмы (потеря близких, стихийные бедствия, насилие), неблагоприятные условия семейного воспитания. Отсутствие семьи также является фактором риска неблагополучного развития ребенка. В действительности часто имеет место сочетание факторов риска неблагополучного развития биологического и психологического характера. Следует помнить, что их взаимодействие может быть самым разнообразным. В одних случаях соматическая астенизация может усиливать негативные психические факторы, в других создавать как-бы иммунитет благодаря снижению реактивности нервной системы. Существует также концепция психической предрасположенности к соматических заболеваниям американских ученых Ф.Данбар (1948) и Ф. Александер (2002), согласно которой люди с теми или иными психическими особенностями предпочтительно болеют какими-либо заболеваниями. Например, высказывалось мнение о том, что люди, склонные сдерживать свои переживания, «держать их в себе» чаще страдают от инфаркта миокарда. До настоящего времени этот вопрос не является однозначно решенным, по нему имеются противоречивые экспериментальные данные. Более правдоподобной представляется другая точка зрения, согласно которой любые стрессовые факторы (вызывающие физическое и психическое напряжение в организме) при достижении определенного порога способствуют проявлению скрытой предрасположенности к той или иной болезни, расстройству. Так, существует представление о том, что заикание возникает на почве наследственной предрасположенности в результате провоцирующего действия вызывающего такое перенапряжение фактора. При таком объяснении понятно, почему среди причин возникновения заикания называют испуг («напугала собака») или даже ангину.
Чем меньше возраст ребенка, тем менее специфичными являются причины, предрасполагающие к тем или иным нарушениям развития. Поэтому и профилактика этих нарушений носит неспецифический характер.
Наблюдение
Наблюдение – это целенаправленное восприятие психической жизни человека, которое осуществляется без активного взаимодействия с ним.
Этот метод является самым доступным, поскольку инструментом диагностики в этом случае является сам исследователь, а от наблюдаемого «требуется» только находится в поле зрения наблюдателя. Он требует наиболее высокой профессиональной подготовки специалиста. Для изучения психологических особенностей для детей, он особенно ценен, так как в отношении них возможности экспериментального изучения имеют значительные ограничения по сравнению со взрослыми.
Наибольшее развитие метод наблюдения получил в рамках бихевиоральной (поведенческой) психологии, в частности, такого ее раздела как этология.
Для облегчения наблюдения при решении конкретных психолого-педагогических задач существуют схемы, предлагаемые различными авторами в специальных пособиях, позволяющие облегчить их решение практическому специалисту. Например, схема наблюдения поведения ребенка для определения его темперамента. Согласно этой схеме необходимо определить, как ведет себя ребенок в некоторых стандартных ситуациях (обучения, отдыха, развлечения и т.д.), отнеся его к одной из четырех рубрик.
В педагогических и психологических исследованиях применяются разнообразные виды наблюдения. По степени вовлеченности исследователя в события включенным и сторонним, по характеру взаимодействия с объектом – скрытым и открытым (явным), в зависимости от объекта – внешним и интроспективным, относительно времени исследования – однократным, периодическим и лонгитюдным, по характеру восприятия – сплошным и выборочным, по способу регистрации данных – констатирующим и оценивающим, по степени стандартизованности процедур – свободное (поисковое) и структурированное (стандартизированное).
Все они могут быть использованы как порознь так и в комплексе, дополняя друг друга.
Сделать наблюдение наиболее эффективным помогают следующие правила:
– проводить многократные систематические наблюдения данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
– не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;
– не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
– стараться быть беспристрастным;
– оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми.
Значимость метода наблюдения в открытости самой разнообразной информации, в возможности не упустить чего-то важного. Именно для реализации самых ценных его свойств следует прислушаться к совету Р. Фишера и У. Юри (1990), которые считают, что наиболее полезно в процессе диагностики иметь много вариантов. А для достижения изобилия вариантов они советуют избегать четырех наиболее типичных серьезных просчетов: 1) преждевременного суждения (предвзятости); 2) поиска единственного ответа (догматизма); 3) убежденности в невозможности «увеличить пирог»; 4) мнения что «решение их проблемы – их проблема».
Вместе с тем чрезмерное структурирование и формализация может лишить этот метод главного его достоинства – гибкости, широты охвата информации, чувствительности к новизне.
Метод наблюдения используется в диагностике лиц с речевыми нарушениями, как правило, во время первичного консультирования и в момент обследования для получения психологом дополнительной информации о поведении клиента в деятельности: о его адекватности, адаптивности, критичности, поисковой активности. Именно с помощью наблюдения получается важная, порой недоступная другим методам исследования, психологическая информация во время логопедических занятий и в период, когда ребенок предоставлен самому себе. Поведение в этих условиях существенно отличается от условий диагностического обследования своей непринужденностью, естественностью. Наблюдение за ребенком вне логопедических занятий чрезвычайно важно для определения того, насколько он использует в реальной жизни привитые ему навыки правильной речи и адаптивного поведения. Наблюдение может выявить несоответствие между тем, что говорит ребенок и его реальным поведением. Например, один ребенок может при ответе на вопросы (в процессе интервью, анкетирования или письменного опроса) преувеличивать свои переживания по поводу имеющегося у него речевого дефекта, в то время как при общении с окружающими проявляет выраженную речевую активность, не проявляет ни малейших признаков робости и смущения. Другой ребенок (что характерно для дошкольников) полностью отрицает волнение во время речи, но в то же время при выступлении перед группой смущается, краснеет, его ладони потеют.
Источник
Изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет,икохором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования, называется лонгитюдиональным исследованием. Начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, А.Н. Гвоздев), которую необходимо отличать от стратегии срезов – процедуры исследования развития какой-либо психической функции посредством сравнения показателей этой функции в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. Первоначально названная стратегия была разработана американским ученым А. Гезеллом. В рамках этого подхода ученым была создана шкала психического развития детей раннего возраста. Категория развития, в каком бы возрасте не находится ребенок, предусматривает непременное обращение к его истории, т. е. к тому пути, который он прошел до того момента, когда оказался в поле зрения специалиста. Это направление в психологии получило название исторического, или генетичес-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Рис. 1. Варианты трендов психического развития: -♦- возрастающий 1; -■■■- возрастающий 2; – -*• – убывающий кого, метода, которых, как уже было сказано, придерживались П.П. Блонский и Л.С. Выготский. Исторический подход предполагает, что развитие происходит по определенным законам, и знание этих законов позволяет строить прогнозы. Одна из важнейших задач психодиагностики – возможность предсказания поведения ребенка. Без этого качества методика не может считаться эффективной. Для обозначения тенденций движения или общего направления движения, в том числе развития общего или отдельной психической функции, принят термин «тренд». В книге Й. Шванцара.Б. Балаштик, В. Голуб и др. (1978. С. 21) рассматриваются общие схемы трендов теоретически возможного развития. Необходимое условие грамотного прогноза – измерение изучаемой характеристики не менее трех раз с определенными интервалами времени. В действительности, в частности студенты в своих дипломных исследованиях, обычно прибегают к прогнозу только по двум точкам соответственно результатам констатирующего и контрольного эксперимента (обычно после проведения курса коррекции), предполагая линейный характер изменений. На рис. 1 можно видеть, в чем заключается воз- 5 3ак. 4164 ГЛАВА 4 можность ошибки при офаниченном количестве измерений. Если измерения произведены только в точках 1 и 9 по оси абсцисс и мы предполагаем линейный характер изменения во времени, может создаться впечатление об увеличении измеряемого показателя. Вместе с тем оно может нарастать более круто (штрих-пунктирная линия) или, наоборот, снижаться (пунктирная линия). Существуют разнообразные виды динамики процессов, например экспоненциальной, логарифмической и т. д. Динамика может иметь еще более сложный характер и, следовательно, для ее оценки требуется еще большее количество измерений. Чем меньше возраст ребенка, тем менее специфичны причины, предрасполагающие к тем или иным нарушениям развития. Поэтому и профилактика этих нарушений носит неспецифический характер. **-.-‘» i .-m’l . – . Контрольные вопросы 1. Дайте определение методу наблюдения, si;- :,’»!.= р-,; J 2. Назовите сферы применения метода наблюдения. 3. В чем заключается суть методов анализа продуктов дея тельности с целью психодиагностики? 4. Как может быть использован контент-анализ в работе ло гопеда? 5. Дайте определения анкетному методу обследования. 6. Приведите примеры видов анкет. f 7. Какие анкеты могут быть применены в логопедии? 8. Назовите основные виды опросников. 9. Какую основную роль выполняют проективные техники в процессе обследования? 10. Приведите примеры использования социометрии в лого педии. 11. Раскройте понятия «валидность», «надежность», «репре зентативность» . 12. В чем заключаются типичные ошибки диагностики? 13. В чем суть процедуры стандартизации? 14. Поясните, в чем заключаются трудности интерпретации. Методы психолого-педагогической диагностики и требования к ним Список литературы 1. Aemiccoe B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: На ука, 1982. 2. Апзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000. 480 с. 3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с. 4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Т. I, II. М.: Педагогика, 1982. 5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Пе дагогика, 1975. 431 с. 6. Березин Ф.Б., Мирошникив М.П., Рожанец Р.В. Методика много стороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. 176 с. 7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика ин теллекта личности. Киев: Выща школа, 1978. 142 с. 8. Бурлачук Л. Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоди агностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с. 9. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбаче ва и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 3-е изд., сте реотип. М.: Академия, 2000. 192 с. 10. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 79 с. 11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 320 с. 12. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.238 с. 13. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.; Воронеж: Моск. психол.-социальный ин-т; НПО «МОДЭК», 2001. С. 67-78. 14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с. 15. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориента ции / Ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318 с. 16. МеграбянА. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.256 с. 17. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав.: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психологии и психодиагностика. 2-е изд. М.: Просвещение, Владос, 1995. 512 с. ГЛАВА 4____________________________________________________ 18. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогическо го исследования. СПб.: Питер, 2004. 268 с. 19. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи- на. СПб.: Речь, 2000. 440 с. 20. Основы психодиагностики / Ред. А.Г. Шмелев. Ростов-н/Д.: Фе никс, 1996. 541 с. Психологическая диагностика / Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. М.; Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, МОДЕК, 1997. 367 с. Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с. 23. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О) / Пер. с англ. М.: ACT; Вече, 2001. 592 с. 24. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер. 2001. 176 с. 25. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психо логической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с. 26. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 176 с. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. 63 с. Урбах В.Ю. Биометрические методы (статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине). М.: Наука, 1964. 415 с. 29. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования лич ности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987. 236 с. 30. LLJeaHiiapa Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психи ческого развития. Прага: Авиценум. 1978. 388 с. 31. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с. 32. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие. М.: Изд- во МГУ, 1987.79 с. I’M ; Г» Глава * t t Wy’ ‘ ‘ ‘ ‘t : |
Источник
Наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка. В литературе по вопросам консультирования история развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом.
Как известно, анамнез – понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т. д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденности и т. д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненным процессом и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».
В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. По этой схеме характеристика каждого этапа развития опирается на общую структуру возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований).
Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.
Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него!!! Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у него потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т. д. Т.о., практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее -характер и средства приспособления к тем или иным трудностям.
В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии – психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят: разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т. д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и др..
Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка.
Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).
I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст па момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования
и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).
II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)
III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.
VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальныезапреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?
VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.
VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?
Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т. д.).
Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме.
Значение психологического анамнеза.
Во-первых, вместе с результатами обследования он необходим для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей).
Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.
Источник