Метод естественного развития ребенка

Готовность ребенка к школе — один из самых волнующих вопросов для современных родителей. Большинство из них хочет дать детям хорошее образование! Для этого предлагается осознанное и системное развитие ребенка порой не с рождения, а с момента планирования беременности. Неужели все так серьезно?
Раннее развитие ребенка: необходимость или миф?
В наше время всё чаще встречается мнение, что ребёнку необходимо раннее развитие. О его важности в СМИ существует масса публикаций педагогов и психологов, авторитетных в глазах родителей. Их главная мысль: ранее развитие ребенка жизненно необходимо! Естественно, что любящие взрослые готовы на всё.
Спрос рождает предложение. И мы видим в каждом городе, районе центры развития маленьких гениев. В детских магазинах нам предлагается несметное количество пособий по раннему развитию на любой вкус и кошелёк. Заботливые мамы с воодушевлением cкупают их, чтобы ежедневно заниматься с малышами или закреплять знания, полученные в школах для малышей.
Что же предлагается заботливым родителям в большинстве случаев под «соусом» раннего развития? Обучение счёту, чтению и письму, а также энциклопедические данные по всем направлениям, начиная от сотворения вселенной и заканчивая нанотехнологиями. Всё это преподносится с пометкой «0+».
Если мы придём на занятия по подготовке детей к школе, то увидим, что дошкольников учат считать, писать, читать и сидеть красиво за партой. Если ребёнок посещает детский сад, то с каждым годом в его расписании добавляется столько занятий, что в подготовительной группе почти не остаётся времени на прогулки и игры.
Почему же, несмотря на обилие школ и методических пособий, на усилия родителей и педагогов, вопрос о снижении уровня образованности современных школьников обсуждается не только у учительских, но и стенах министерства образования. Неужели новое поколение неспособно усваивать потоки полезной информации?
Дело в том, что «РАННЕГО» развития детей не существует в принципе. Есть понятие естественного развития человека. Мы с рождения наделены желанием познавать новое. Это стремление к помогает формированию навыков, которые необходимы для достижения желаемого. А новые знания становятся базой для дальнейшего развития ребенка. И так всю жизнь. Меняется только ведущая (главная) для конкретного возраста деятельность.
Как происходит развитие ребенка
В психологии есть понятие «литический период». Это время, когда интенсивно развивается определённая психическая функция (способность нашего головного мозга). По его окончании данную функцию развить практически не возможно. И если развитие было недостаточным, то другая психическая функция, зависящая от неё, тоже пострадает в своем развитии. И в этом как раз кроется секрет хорошей успеваемости ребёнка в школе. Но чтобы этот секрет раскрыть, давайте посмотрим, какие требования необходимы для успешного обучения.
Готовность к школе: что должен уметь ребенок
Чтобы ребёнок мог успешно учиться, у него должны быть развиты:
- воображение, чтобы ясно представить изучаемый материал, запомнить его, выполнять творческие задания, проекты и т.п., найти способ, как получить новые знания самостоятельно;
- произвольность, чтобы удерживать внимание во время занятий, преодолевать препятствия и трудности;
- умение общаться с одноклассниками и учителями;
- самооценка, необходимая для осознания своих возможностей и постановки новых учебных целей и задач.
Когда ребёнок шагнёт во взрослую жизнь, для успеха в различных сферах ему будут крайне необходимы:
- креативность, которая формируется на основе воображения;
- воля, появившаяся от произвольности;
- коммуникабельность, в основе которой лежит умение общаться;
- рефлексия – производная самооценки.
Как видите, про буквы и цифры здесь ни слова.
Игра — ключ к гармоничному развитию ребенка
Чтобы развить в необходимой степени вышеперечисленные способности, нужно позволить ребёнку пройти все этапы естественного развития. Для этого необходимо создать благоприятные условия в каждом литическом периоде. Главным, единственным, незаменимым и естественным условием развития ребёнка становиться, чтобы вы думали? Игра.
Не обучение в игровой форме, а настоящая игра. Связано это с ведущей деятельностью дошкольника. В среднем до 7 лет именно игровая деятельность ведущая. В зависимости от возраста она меняет свою форму и содержание. Давайте посмотрим, как именно игры формируют нужные для успешного обучения качества личности.
Воображение
Чтобы научиться придумывать, фантазировать нужно уметь оказываться в выдуманном мире, в окружении реальных и нереальных героев, с которыми могут произойти всевозможные события.
Произвольность
Она развивается, когда дети учатся соблюдать определённые правила, сдерживают личные желания, чувства, учитывают общие интересы, действуя в паре или команде.
Умение общаться
Для этого навыка игра предоставляет все условия, где требуется умение договориться, обсудить, аргументировать свои действия, выразить свои желания, приниять точку зрения партнёра.
Самооценка
В адекватной самооценке, важно уметь смотреть на себя со стороны, узнать свои способности и интересы, понять то, как видят тебя со стороны партнёры по игре.
Игры, которые развивают: сюжетно-ролевая
Всё это с успехом развивается в ходе сюжетно-ролевых игр. Такие игры позволяют детям придумывать реальные и нереальные сюжеты: от строительства дома, покупок в магазине, до покорения замка грозного дракона и путешествия в прошлое. Дети устанавливают правила, изменяют их, корректируют, учатся совместно действовать, чтобы игра была интересной и динамично развивалась.
Но для такой сложной деятельности необходимо дорасти.
Созревание обычно происходит условно годам к 5. До этого дети осваивают умение организовать игру, быть её режиссером с различными предметами. Поэтому игра в возрасте 3-4 лет называется режиссёрско-предметной.
Игры, которые развивают: режиссёрско-предметные
В ходе такой игры для малыша не важно, что в руках у него просто палочка или кубик. Воображение помогает превратить их в слоника, богатыря или Дюймовочку, которым ребёнок в своём воображении создаёт подходящие миры, приводит к ним «друзей», из предметов, которые понравились. Действие игры разворачивается на столе, потом может переместиться на пол, затем на подоконник и на диван. Это позволяет ребёнку познавать и постигать ещё и пространство. В подобной деятельности ребёнок выступает и в роли режиссера, и в роли актёра, и в роли зрителя. А последняя роль становится основой развития его самооценки.
Но чтобы передать своим фигуркам качества героев, ребёнку необходимо иметь представления о них: он предварительно должен их «пропустить через себя». Для этого малыш проходит этап режиссёрско-образной игры.
Игры, которые развивают: режиссёрско-образные
Этот этап обычно протекает в возрасте 2,5 лет, когда ребёнок «примеряет» на себя различные образы. Можно сказать, что он играет в театре одного актёра. Мы видим, как кроха превратился в киску, также двигается, мяукает и просит молочка. А через некоторое время вместо киски пред вами воин, отважно сражающийся с врагами. Ещё пару минут, и воин «идёт» в школу или на работу.
Игры, которые развивают: предметные
Как видите, здесь без воображения не обойтись. Но и оно формируется не сразу после рождения. Это умение создавать в своей голове образы, а как их создашь, не познакомившись с источниками образов в реальности. Поэтому дети до трёх лет создают «банк образов». И задача взрослых обеспечить «приток капиталов», то есть позволить детям заниматься предметно-манипулятивной деятельностью, которая в глазах взрослых выглядит как игра.
Это весьма важный процесс. Когда ребёнок трогает, стукает, пробует, разбирает, экспериментирует, взаимодействует с предметами. Он не только знакомится и с ними. В его сознании формируется и образ предмета, и образ самого себя. Это фундамент для формирования самооценки и вообще рождения новой личности. Поэтому очень важно позволять ребёнку играть с предметами вместо заучивания букв и цифр.
Залог успешного развития ребенка
Правда, без одного очень важного условия малыш не станет познавать окружающий мир. Развитие ребенка и познание мира происходят из точки спокойствия. Обязательно нужно доверять миру. Это базовое доверие формируется как раз с момента рождения. Здесь главнейшим источником естественно развития является эмоциональное общение крохи с человеком, который о нём заботится. Обычно это мама. Поэтому лучше заменить развешивание карточек с цифрами и фигурами проявлением ласки, нежности к ребёнку. Пестование, поцелуи, улыбки и игра в «ку-ку» принесут гораздо больше пользы для успешного развития, чем приобретение абонемента в детский развивающий центр.
Теперь вы знаете секрет успешного обучения и развития. Развитие ребенка — это игра. Но не просто игра, а по правилам возраста и в соответствии с периодом развития ребёнка. Пусть наши дети играют и естественно развиваются на радость нам и для собственного счастья.
Евгения Битова
- Дипломированный педагог, психолог, мотивационный тренер
- Мама четверых мальчишек
- Автор проекта: «Мамино время. Родительство в радость»
- Сайт Евгении https://happyparent.ru/
- Группа ВК https://vk.com/time_4_mom
Спасибо Евгении за столь подробный и содержательный рассказ о мифах и правде в развитии детей!
Нравится? Поделитесь материалом
- 1
Источник
Современным родителям одновременно и трудно и легко воспитывать ребенка. Трудно, потому что сейчас существует много интересных, эффективных методов развития маленького человека, в связи с чем остро встает вопрос какой из них выбрать. А легко, потому что появилось больше открытой информации и возможностей для формирования личности. Давайте рассмотрим одну из самых популярных педагогических систем, которая называется методика Монтессори.
Предыстория
Методика Монтессори появилась более ста лет назад. Ее ярым поклонником и последователем был сам Лев Николаевич Толстой. В России первые детские сады Монтессори начали открываться перед первой мировой войной. Однако их практически тут же закрывали, поскольку этот новаторский педагогический подход не соответствовал советской системе дошкольного образования. Тогда эту методику у нас не приняли, поскольку ее гуманистическая идеология на тот момент могла быть одобрена только в демократическом обществе. Тем не менее начиная с 1992 года в России все таки появляются специальные детские сады, построенные по такой педагогической системе.
Имя основательницы методики — выдающегося итальянского врача, педагога, ученого, философа и гуманистки Марии Монтессори — известно во всем мире. Изначально она работала с больными, умственно-отсталыми детьми. И когда через какое-то время ее воспитанники обогнали в развитии по всем параметрам здоровых нормальных ребят, это произвело сенсацию в области медицины и педагогики. Сама Мария Монтессори, получив такой результат, сокрушалась: «Что же такого делают с обычными детьми, если они уступают в интеллектуальном развитии детям с тяжелыми травмами головного мозга?». После этого она решила заниматься со здоровыми малышами нормальным, естественным развитием, чем привнесла инновации в образовании.
Основные принципы
Ученые выяснили, что от 0 до 6 лет у ребенка проходят так называемые сензитивные периоды. Это такое время, когда малыш абсолютно легко, без всякого напряга усваивает нужную ему информацию, он очень восприимчив к новому. Все, что попало в этот период в поле его зрения, он впитывает на всю оставшуюся жизнь. Именно тогда происходит формирование речи, восприятие порядка, развитие сенсорных чувств, движений, социальных навыков.
Если использовать это время правильно, то ребенок может достичь большого успеха в своем развитии. А в будущем он будет быстро учиться, без давления и какого-либо серьезного вмешательства взрослых. После шести лет эти периоды уходят безвозвратно, не зависимо от того, были ли они использованы на полную мощность или нет. С учетом этих особенностей и построена методика Монтессори.
Способность к познанию, саморазвитию, здоровое любопытство и любознательность заложены в человеке с самого рождения. Именно на эти качества и делала упор Мария Монтессори в своей педагогической системе. Она считала, что главное — не мешать естественному проявлению любознательности. Это значит, что малыш сам, без помощи взрослых, в состоянии познавать, разбираться в чем-то непонятном для него, выбирать интересную и полезную для себя деятельность. И именно эта самостоятельность в действиях, свобода если хотите, дает естественное здоровое и быстрое развитие ребенка.
Итак, методика Монтессори предполагает следующие принципы воспитания:
1
Ребенок сам выбирает что ему делать
Попав в специальную так называемую Монтессори среду, малыш волен в выборе своих действий, он может свободно передвигаться. Никто ему не указывает что и как делать, нет давления и наставничества со стороны взрослых.
2
Дети обучаются самостоятельно методом «открытия», сами контролируют свои ошибки и исправляют их
Педагоги ничего не объясняют. Малыши опытным путем изучают понятия, самостоятельно работая с представленными материалами. Конечно, педагоги присутствуют в поле зрения ребенка, но их цель — дать верное направление, показать, если маленький исследователь сам об этом попросит.
3
Обязательное соблюдение определенных правил
Чтобы не возникало конфликтов и независимость не превращалась во вседозволенность, в Монтессори среде есть нерушимые правила. Например, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Или поиграл — убери за собой. Удивительно, но маленькие дети очень хорошо усваивают эти правила.
4
Разновозрастность
В одну группу собирают детей разных возрастов. Самый распространенный диапазон — от 3 до 6 лет. Так у старших появляется возможность помогать младшим, а младшим, в свою очередь, удается учиться у старших.
5
Дети — активные участники процесса
Обучением и времяпрепровождением руководит не воспитатель и взрослый, а сам малыш. Что очень важно — не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам.
6
Отсутствие оценок и соревновательности
Детей здесь не оценивают, а сравнивают их только с самими собой. Например, «у тебя сегодня получается лучше, чем вчера». Очень важно не указывать ребенку что он делает правильно, а что нет. Таким образом формирование самооценки у детей проходит более естественно и позитивно. Каждый малыш развивается в том ритме, который только ему комфортен, понятен и приятен.
Монтессори среда
Задача методики Монтессори — создать среду, в которой ребенок естественно развивается с минимальным участием взрослого, но под его внимательным наблюдением. То есть это должны быть такие время и место для малыша, когда и где он самостоятельно может выбрать вид, продолжительность и образ своей деятельности.
На практике Монтессори среда представляет собой определенное пространство, адаптированное под ребенка, под его возраст и физические показатели. Там он может сам что-либо достать, положить, повесить, закрыть, сложить и так далее. В таком месте все игрушки для него доступны. Кроме того, Монтессори среда — это абсолютно безопасное пространство, где все углы сглажены, розетки защищены, отсутствуют острые, режущие предметы.
Методика Монтессори предполагает деление пространства, где проходят занятия, на пять зон, каждая из которых отвечает за определенную сторону развития личности. Это зоны практической жизни, сенсорного развития, математическая, естественнонаучная и развития речи. В каждой такой области находятся свои специальные образовательные материалы-игры, разработанные когда-то самой Марией Монтессори. Одно занятие обычно имеет непрерывный цикл работы, длящийся три часа. За процессом следит специально обученный Монтессори-педагог.
Несмотря на свою популярность методика Монтессори не идеальна. Да, у нее есть несомненные преимущества перед другими системами:
- Ребенок образовывает себя сам — он выбирает то, что ему интересно, а не то, что хочется родителям. И игры в воспитательном процессе здесь играют наиважнейшую роль.
- Появляется понимание того, в какой сфере вашему ребенку интересно развиваться именно сейчас, раскрывается его потенциал.
- Работа проводится в тишине и спокойствии, так как каждый занят тем, что ему интересно. Детям некогда баловаться. Такая обстановка, в свою очередь, способствует развитию и познанию, а также укреплению нервной системы.
- Ребенок гораздо раньше и быстрее приучается к самостоятельности.
- Происходит формирование дисциплины. Педагоги Монтессори утверждают, что ребенок приучается к порядку несмотря на кажущуюся со стороны свободу действий, поскольку здесь существуют четкие правила поведения. В итоге малыш привыкает к тому, чтобы в разных обстоятельствах соблюдать свои правила: дома, на улице, в будущей школе и так далее.
У методики Монтессори есть и свои минусы:
Отсутствие дисциплины
То, что сторонники этой системы называют плюсом (пятый пункт из списка выше), для ее противников является минусом. Последние считают, что у ребенка, воспитывающегося в таких условиях, дисциплины нет никакой. И таким детям потом сложно адаптироваться в обычной средней школе.
Большое количество некачественных Монтессори-центров
Несмотря на то, что таких детских садов появилось очень много, найти хороший довольно сложно. Не везде вы получите квалифицированную услугу. Поэтому выбирайте из списка аккредитованных центров.
Высокая цена
Садики Монтессори самые дорогие. Специальные материалы для занятий также влетят вам в копеечку.
Последующее образование
Сложно себе представить, как после такого садика малыш будет учится в общеобразовательной школе. Педагоги Монтессори считают, что ребенок потом легко встраивается в систему нашего образования. Но школьные учителя, преподаватели младших классов возражают. Они говорят, что такого ребенка потом очень сложно убедить делать что-то по программе. Конечно, это может быть проблемой педагога, который не может заинтересовать ученика, или несовершенства системы образования… Однако помните, что вся ответственность за ребенка лежит на вас. Поэтому вы должны понимать, что если начали с самого начала идти наперекор образовательной системе, то потом будет сложно встроить в нее своего изначально «неформатно» воспитанного ребенка.
Отзывы и комментарии
Что вы думаете о методике Монтессори? Являетесь ли вы ее сторонником или противником? Поделитесь в комментариях к этой статье. Также будет интересно узнать о вашем опыте воспитания ребенка по такой системе.
Источник
Что же такое раннее развитие? Современные родители стали рано задумываться о занятиях с малышом. И в этом есть смысл, потому что современная наука доказывает важность развития мозга ребенка в раннем возрасте.
Что такое раннее развитие ребенка
Для меня раннее развитие ребенка — это систематические развивающие занятия с малышом по разным направлениям. Не путайте с ранним обучением, когда родители стремятся поскорее научить малыша читать и считать. Все-таки ранее обучение может скорее лишить малыша энтузиазма, и он будет всеми силами сопротивляться и пытаться избежать занятий.
Задача родителей состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития крохи. В первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — это активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее у каждого метода развития есть свои минусы и плюсы. О них мы с вами и поговорим.
Методика Никитиных
Семья Никитиных — первооткрыватели нетрадиционного подхода к воспитанию детей в России. Именно эта супружеская пара, воспитывающая семерых детей, еще в советские годы заговорила о необходимости раннего развития.
5 методик раннего развития детей
В чем же суть методики?
Многие из принципов, что действуют в роддомах сейчас, пошли от семьи Никитиных. Они стали рекомендовать прикладывать младенца к груди сразу после рождения, не разлучать малыша с мамой, не сразу перерезать пуповину. Дальнейшие месяцы жизни ребенка должны сопровождать физические нагрузки и закаливание.
Основные принципы методики:
- Обстановка, располагающая к разнообразной деятельности.
- Большая самостоятельность детей в занятиях и играх.
- Искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.
В методике Никитиных вы не найдете конкретных советов, в каком возрасте и какие способности лучше развивать. Елена Алексеевна и Борис Павлович считали, что нужно просто создать благоприятную атмосферу для развития ребенка. А эта атмосфера зависит от профессии и увлечения родителей.
Например, если вы играете на пианино, а ваш муж занимается боксом, то ребенок будет тоже к этому тянуться. Ну а если вы все время в телефоне, то дети — как зеркало, отражение наших привычек. Создавать обстановку нужно как можно раньше, с началом активного познания. Все игры по методике Никитиных рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок.
Но есть и минусы, на мой взгляд, у этой методики:
- Недостаточное внимание уделяется развитию речи ребенка. А сейчас все чаще встречаются дети с проблемами в речевом развитии, поэтому это очень существенный минус.
- Достаточно жесткая система закаливания ребенка
- Нет сюжетно-ролевых игр.
Методика Макато Шичиды
Каждый ребенок родился гением. И если верить Макато Шичиде, родители в силах сохранить эту гениальность, развить и подкрепить набором простых последовательных занятий.
Методика основана на стимулировании и развитии правого полушария мозга. Правое полушарие работает иначе, чем левое — собирает всю информацию о том, что когда-либо увидел, почувствовал, услышал человек и хранит все в своеобразном архиве или визуальной библиотеке. При обращении к этой информации именно образы всплывают в нашей памяти — картинки. Методика Шичиды учит ребенка обращаться в этот архив по любому поводу и без проблем использовать всю необходимую информацию. Получается, что мы учим малыша пользоваться ресурсами и возможностями своего мозга.
5 методик раннего развития детей
Что же способна развить эта методика при регулярных занятиях?
- фотопамять;
- воображение, фантазию;
- интуицию;
- логику.
Минусы методики:
- Требует большего внимания и времени со стороны родителей (на мой взгляд, чересчур).
- Мало времени уделяется развитию левого полушария.
Методика Марии Монтессори
«Помогите мне сделать это самому» — вот главный девиз теории Марии Монтессори. А основу этой теории составляют 3 элемента: ребенок, взрослый и окружающая среда. Задача взрослого — организовать развивающую среду для ребенка и наблюдать за процессом обучения малыша. Монтессори считала, что у всех детей есть свои периоды развития, которые заканчиваются приобретением какого-нибудь навыка. И если ребенка удерживают от определенных действий, то природный путь этих знаний утрачивается навсегда.
5 методик раннего развития детей
Основные принципы:
- Ребенок сам себе учитель. Он имеет выбор и полную свободу действий.
- Дети учат детей, так как в группах обучаются малыши разного возраста.
- Занятия проходят в специально подготовленной среде, где в каждой зоне находятся материалы для работы.
- Главное — заинтересовать малыша, а развиваться он будет сам.
- В обучении используются только натуральные материалы.
Особое внимание предлагается уделять развитию порядка — в доме, в отношении взрослых, во времени. У ребенка свое понимание порядка, отличное от взрослого. Для него порядок— видеть вещи в окружающей среде на обычных местах, привычное отношение взрослых. Это проявляется во всем — от маминой прически до того, кто именно укладывает его спать. В методике наблюдается особый подход и к развитию чувств. Он предлагает не просто развивать их, а учить замещать.
Но и у этой методики есть свои минусы:
- принижение значения сказок. Монтессори считала, что из них ребенок может почерпнуть негативную модель поведения;
- крайний индивидуализм ребенка, который может помешать ему впоследствии в работе в коллективе;
- нет подвижных и ролевых игр.
Методика Гленна Домана
Методика раннего развития Глена Домана — одна из самых популярных в наше время. Секрет методики заключается в балансе физического и интеллектуального развития.
Наверное, самый известный раздел методики Домана — это обучение раннему чтению при помощи карточек. Когда начинать заниматься с ребенком по этой методике? Сам Доман говорил так: «Начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил. Но если вы ищете сложностей, то начинайте в 8 месяцев. И только если вы считаете себя невероятным умником, тогда можете начинать с 3 месяцев». При помощи методики Домана помимо чтения можно обучать ребенка математике.
Важно! Доман говорил, что информация, которую вы даете ребенку, должна усложняться и дополняться. То есть от слов — к словосочетаниям, от чисел — к уравнению, от изображения животного — к изображению среды его обитания.
5 методик раннего развития детей
Интересный факт: множество нобелевских лауреатов занималось по этой методике, однако ни одно исследование не подтвердило связи данной методики с гениальностью этих ученых.
Минусы методики:
- ребенок не получает сенсорного опыта, который так важен для малышей. В процессе обучения невозможно проявить творчество;
- в процессе обучения ребенок пассивен, просто наблюдает.
Методика Baby Sensory
Интересная новая методика раннего развития из Великобритании, представляющая собой первые в России развивающие занятия для детей с самого рождения, которые включают в себя разные активности, в которых малыш участвует со своими родителями. Еженедельные занятия строятся на познании мира малышами через стимуляцию органов чувств, красивые визуальные эффекты развивают зрение, а песни и музыка способствуют развитию слуха.
5 методик раннего развития детей
В России методика включает в себя три программы:
- Baby Sensory (до года) — активности, стимулирующие развитие разных органов чувств ребенка.
- Toddler Sense (1-3 года) — программа приключенческой игры.
- Mini Professors (2-5 лет) — научные опыты, адаптированные для малышей.
Все активности на занятиях специально разработаны с учетом стадий физического и эмоционального развития младенцев.
Минус методики в том, что она не так хорошо распространена в России, и знают о ней немногие.
Каждая методика раннего развития хороша по-своему, но наибольший опыт и наилучшее развитие малыш получает от общения с родителями. То, что ребенок сегодня делает с родителями, то он завтра сделает сам.
Поделись статьей в соц.сетях: Вконтакте | Однокласники
Источник: сайт
Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.
Источник