Метафоры о развитии ребенка


00:00 / 00:00
В этой статье вы узнаете:
- Что такое метафора и метафорическое мышление?
- Польза развития метафорического мышления.
- Как развивать метафорическое мышление с помощью сказок.
- Три упражнения – тренировка для спортсмена метафор.
Что такое метафора и метафорическое мышление
Для начала, предлагаю разобраться, а что же такое метафора и метафорическое мышление.
Итак, метафора пришла к нам из Античности. В греческом языке обозначает «перенос». И ее авторство приписывают Аристотелю, который рассматривал искусство как «подражание жизни».
Метафора – это перенос значения одного предмета на другой на основании их сходства, любого общего признака. Наш язык очень метафоричен. Частенько, согласитесь, используем идиомы, даже не придавая значения тому, что это тоже метафора.
Вот несколько простых метафор, которые, я уверена, вы употребляете в пищу:
«Золотые руки», «Время-деньги», «Мудрое решение», «Отваливаются ноги»…
А что же такое метафорическое мышление?
Метафорическое мышление – это умение находить эти самые сходства, мыслить образно, используя не только логику, но и творчество, творческие инструменты распознания.
Польза развития метафорического мышления
Пользу метафорического мышления невозможно недооценить, ведь это:
- умение объяснить сложные вещи простым языком;
- умение передать эмоции в послании;
- умение находить креативные решения;
- умение генерировать новые идеи и подходы.
Всё это пригодится в любой сфере деятельности, а также поможет быстрой адаптивности к новым событиям жизни. По-моему, чудесный коктейль навыков и умений для любого человека.
Как развивать метафорическое мышление с помощью сказок
Развивать метафорическое мышление можно с самого детства, и поможет в этом сказка.
Ведь сказка – это сложная метафора, в которой есть сюжет и скрытый смысл.
Мудрая сказка на завтрак способна наполнить волшебством весь день Александра Плотникова
Читая сказки, притчи, мифы, легенды и улавливая метафоры, разгадывая их, именно таким образом вы и ребёнок будете тренировать метафорическое мышление, а значит все больше оттачивать мастерство, создавая подобные метафоры самостоятельно.
Слушая сказки, разгадывая метафору ребенок имеет возможность приобрести мудрость и новый опыт решения той или иной задачи. Выдумывая сказки ребенок расширяет границы фантазии и творческого воображения, подбирает метафору самостоятельно. Оба варианта несут колоссальную пользу в развитии чада.
Три упражнения – тренировка для спортсмена метафор
И перед тем как перейти к выдумке сложной метафоры с сюжетом – сказки, рекомендую попробовать ввести три упражнения как ежедневные тренировки. Да-да, именно так – систематичность и маленькие шаги всегда движение в сторону успеха. Представьте себя спортсменом, который готовится к марафону, а это означает, что тренировки неотъемлемая часть программы.
Я подобрала замечательные упражнения, некоторые из них в несколько другом варианте предлагает Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Эти три достаточно простых упражнения помогут развивать фантазию, творческое воображение и метафорическое мышление.
Упражнение 1
Ежедневно выбирайте пять слов вашего утра, и расшифруйте их, только намекая на истинное название предмета.
Каша – утренняя порция красоты.
Зеркало – отражение моей улыбки.
Шоколад – сладкий легкодоступный допинг.
Упражнение 2
Сделайте фото. Ребенок может найти любую иллюстрацию в книге. И придумайте название картине так, чтобы оно отражало суть изображения, используя переносное значение. К примеру на фотографии изображен закат на море, а я назову картину «Таящий сахар». В этом упражнении возможно использование ассоциации. Ребенку так будет понятней. Воспользуйтесь вопросами: «На что похоже? Что тебе напоминает?»
Упражнение 3
Соединяйте два абсолютно несвязанных слова и объясняйте значение нового словосочетания. К примеру, слова «спорт» и «мухи». «Спортивные мухи» – это спешащие люди большого города.
Когда упражнения освоены, то каждое можно усложнить, написав небольшое эссе или сказочную историю на основании выдуманных метафор.
Вперед, приготовим вкуснейший салат из метафор вместе с детьми!
Педагог творческого развития детей и взрослых, сказкотерапевт
Источник
Мастер-класс на тему:
«Волшебство метафоры»
Метафора творит волшебство,
преображает обыкновенное и привычное в чудо, создает сказку….
Цель мастер-класса: познакомить педагогов дошкольных учреждений с приемом составления метафоры.
Вступительное слово.
Существует множество примеров, которые убеждают в том, как сильно искусство речи влияет на результат. Вот одна из таких историй. Один слепой сидел на ступеньках здания, прося подаяние. У ног его лежала шляпа и стояла табличка: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Прохожие практически не реагировали на просьбу, в шляпе лежало всего лишь несколько монет. Проходивший мимо молодой человек остановился около слепого, на мгновение задумался, а потом взял табличку и написал на ней новые слова. К вечеру шляпа была полна денег. Когда удивленный слепой вернулся домой, он попросил соседей прочитать новую надпись. Он хотел знать, какие именно слова произвели такой эффект. Надпись на табличке гласила: «Придет весна, а я ее не увижу».
Порой правильно подобранный образ, вызванная эмоция, примененная метафора склоняют мнение слушателей в нужную сторону. Делают речь красивой и наполненной.
Одним из основных направлений развития личности ребёнка является речевое развитие, в основе которого лежит активный творческий процесс овладения языком. Показателем речевого развития детей дошкольного возраста является умение правильно выражать свои мысли и чувства не только лексически и грамматически, но и ярко, точно, убедительно, используя средства выразительности речи. Одним из самых ярких образных средств языка является метафора.
Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа “побуждать детей делать сложные сравнения”, “учить детей раскрывать смысл метафор” и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Представляю Вам мастер-класс по составлению метафоры.
Ход мастер-класса.
Давайте попробуем украсить свою речь метафорами!
Алгоритм составления метафоры:
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
1. Выбрать объект 1.
2. Выявить специфическое свойство (какая?)
3. Выбрать объект 2. На что похож? С чем можно сравнить? (сравниваем по характерному признаку).
4. Где находиться объект 1? Назвать место, где располагается объект или где происходит действие.
5. Пункт 4 (можно преобразовать в прилагательное) + пункт 3 (существительное)= МЕТАФОРА
6. Употребляем метафору в предложении.
Практическая работа:
1. Берется объект 1 Снежинка. Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (какая?) – белая
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (на что похожа?) – на цветы
4. Определяется место расположения объекта 1 (где?) – в небе.
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 – цветы – небо.
Слово небо превратим в слово признак, которое будет отвечать на вопрос какие? (небесные)
Теперь соединим эти два объекта – «небесные цветы».
6. Составить предложение с этим словосочетанием «Небесные цветы» падают на мою ладонь.
Таки образом работа по составлению метафоры позволяет решить такие образовательные задачи, как обогащение словарного запаса, развитие речевого творчества, развитие воображения и творческой активности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
(Приложение. Конспект занятия с детьми по составлению метафоры)
Источник
Алтайский край
Альметьевск
Белгород
Брянск
Владивосток
Владимирская область
Волгоград
Воронеж
Екатеринбург
Ивановская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калужская
Кемерово
Кемеровская область
Киров
Краснодарский край
Красноярск
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Нижний Новгород
Новосибирск
Омск
Оренбург
Оренбургская область
Пенза
Пермь
Республика Башкортостан
Республика Крым
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Хакасия
Ростов-на-Дону
Ростовская область
Самара
Саратов
Севастополь
Смоленск
Ставропольский край
Старый Оскол
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинск
Чувашская Республика
Ярославль
Ярославская область
Алтайский край
Другой город?
г.Барнаул, ул. Антона Петрова, д. 219б, ТРЦ «Огни», 1 этаж
В наличии
Упс! ????
Поиск не дал результатов
Добавить в избранное
В избранное
Будьте первым, кому
понравилась эта книга
Кликните, чтобы добавить в список «Хочу прочитать»
Кликните, чтобы добавить в список «Прочитал»
Хочу в подарок
Расскажите своим близким о том, что хотите получить эту книгу в подарок
Вес: 0.273 кг. |
Страниц: 64 |
Размер: 187 х 215 x 9 мм
ISBN 978-5-17-126720-9
Последний тираж: 18.12.2020 г.
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Аннотация
Эмоциональном развитие ребенка – необходимая часть воспитания. Одна из важнейших задач родителей – помочь детям научиться понимать свои эмоции, верно их выражать, делиться переживаниями, замечать и учитывать чувства других.
В новой книге Ю.Б. Гиппенрейтер и А.Н. Рудакова собраны стихи русских классиков, которые приобщают читателя к поэзии серебряного и золотого веков. Интересные комментарии авторов помогают понять, что такое метафоры и другие образные средства языка, обогатить эмоциональный словарь, повысить выразительность речи, развить эмоциональный интеллект.
Книга – ценное и оригинальное пособие для развивающих занятий родителей с детьми. Может быть использована также учителями и школьниками при подготовке к урокам литературы, докладам и сочинениям.
Отзывы
Отзывы могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Вход
/
Регистрация
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Характеристики
Дата последнего тиража:
18.12.2020 г.
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Психолог, специалист по экспериментальной психологии, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор популярнейших книг по детской психологии, в которых просто и доступно рассказывает о важных достижениях современной психологии. Автор завоевавшей большую популярность книги для родителей и педагогов «Общаться с ребенком. Как?» (1994 год).
Источник
Технология обучения детей составлению метафор
Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа “побуждать детей делать сложные сравнения”, “учить детей раскрывать смысл метафор” и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
- Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
- У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
- Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
- Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
- Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна – небо после дождя).
- Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Протокол занятия с детьми
Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
– Что за птицы изображены на заснеженных елях?
– Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву “С” и ставит стрелку вправо).
– А какие они?
– Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет – “красногрудые”, и ставит букву “К” на листе бумаги).
– А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
– Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы “К” и рисует яблоко).
– Так что можно сказать про снегирей, какие они?
– Снегири красногрудые, как яблоки.
– А где снегири находятся?
– На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы “С” и рисует схематично ель).
– Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
– Произнесите эти два слова подряд!
– Яблоки заснеженных елей.
– Кто составит мне предложение с этими словами?
– В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Примеры последовательности составления метафор детьми
- Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: “слезы туч”.
Метафорические фразы: “Осенью тучи часто льют свои слезы”, “Слезы туч были очень грустными и холодными”.
- Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).
Словосочетание: “костер вечернего неба”.
Метафорическая фраза: “За лесом пылал костер вечернего неба”.
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.
Не обязательно называть детям термин “метафора”. Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания
Источник