Место игры в развитии ребенка
Наталья Селёдкина
Место игры в развитии личности ребенка
«Место игры в развитии личности ребёнка»
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми
Например, в игре формируется такое качество, как саморегуляция действий ребенка с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает его существенным образом интеллектуальную среду, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это особенно важно поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного продукта.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми, приводят к следующим выводам.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву заданному ребенку взрослым с помощью предмета – игрушки, она представляет собой предметно – игровую деятельность. Ее содержание представляет действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.
Следующий этап игровой деятельности получил названия отобразительной игры, в которой отдельные предметы и специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета.
Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственной предметной деятельности.
В условиях содержательного общения со взрослым ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, это новое знание он и переносит в игру.
На рубеже 1 и 2 года жизни развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и предполагаемому результату действий.
Теперь различия начинают проявляться в способах действий – наступает следующий этап развития игры: сюжетно-отобразительный, зарождаются постепенно предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета.
Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво. В психологическом ядре ролевой игры возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные игровые действия и знаниями, опытом детей. Если партнеры по игре не обладают достаточным объемом знаний, то игра ломается. Можно предположить, что из-за этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди;
В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей. Хорошая игра – действительное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре ставится просто механическим. Чтобы добиться игры подлинной, эмоциональной, насыщенной, необходимо поэтапное руководство.
Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства направленного на формирование игровой деятельности.
1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, и. т. д.
2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для вычленения главного в потоке информации, для усвоения способов воспроизводимых в игре действительности используются обучающие игры (дидактические и театрализованные). Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта во время естественного общения.
3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала.
4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта необходимо общение со взрослыми во время игрового процесса.
Все компоненты комплексного руководства важны и взаимосвязаны при работе с детьми различного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном этапе возрастного развития позволяет идти дальше, учитывал новые возможности воспитанников.
Содержание игры, нацеленное раннее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т. е. начинается сюжетно-ролевая игра. На более высоком уровне развития игры наблюдается отражение общественно-трудовых отношений людей, т. е. продолжает меняться мотив игры и ее содержание.
Сюжетные игры оказывают влияние на эстетическое воспитание, которое обеспечивается подбором игрушек, атрибутов, помещений. Немаловажное значение имеет и сама эстетика содержания игр.
Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития однако только сюжетно-ролевой игры не могут обеспечить всех задач всестороннего воспитания. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.
Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры нацеленные на физическое воспитание (подвижные, умственное (дидактические и сюжетные, и. т. д.
Все виды можно объединить в 2-е большие группы, которые отличаются степенью участия взрослого, а так же различными средствами детской активной.
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (в случае сформированности игровой деятельности) носит активный, творческий характер.
Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщают ребенку условия игры, дает фиксированную программу действий. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения.
Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер.
К этой группе игр относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры – драматизации, игры-развлечения.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания…»
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми
Например, в игре формируется такое качество, как саморегуляция действий ребенка с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает его существенным образом интеллектуальную среду, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижения общей игровой цели.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это особенно важно поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного продукта.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми, приводят к следующим выводам.
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву заданному ребенку взрослым с помощью предмета – игрушки, она представляет собой предметно – игровую деятельность. Ее содержание представляет действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.
Следующий этап игровой деятельности получил названия отобразительной игры, в которой отдельные предметы и специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета.
Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственной предметной деятельности.
В условиях содержательного общения со взрослым ребенок практически узнает название и целевое назначение предмета, это новое знание он и переносит в игру.
На рубеже 1 и 2 года жизни развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. До этого времени игра практически совпала по своему действенному содержанию с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и предполагаемому результату действий.
Теперь различия начинают проявляться в способах действий – наступает следующий этап развития игры: сюжетно-отобразительный, зарождаются постепенно предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Способность к ролевому поведению в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и, что особенно важно, благодаря пониманию ребенком назначения предмета.
Содержание игровой деятельности детей на этапе развития ролевой игры противоречиво. В психологическом ядре ролевой игры возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные игровые действия и знаниями, опытом детей. Если партнеры по игре не обладают достаточным объемом знаний, то игра ломается. Можно предположить, что из-за этого противоречия рождается потребность в приобретении знаний, источник которых – взрослые люди;
В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей. Хорошая игра – действительное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребенка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре ставится просто механическим. Чтобы добиться игры подлинной, эмоциональной, насыщенной, необходимо поэтапное руководство.
Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства направленного на формирование игровой деятельности.
1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, чтения книг, и. т. д.
2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для вычленения главного в потоке информации, для усвоения способов воспроизводимых в игре действительности используются обучающие игры (дидактические и театрализованные). Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта во время естественного общения.
3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала.
4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта необходимо общение со взрослыми во время игрового процесса.
Все компоненты комплексного руководства важны и взаимосвязаны при работе с детьми различного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном этапе возрастного развития позволяет идти дальше, учитывал новые возможности воспитанников.
Содержание игры, нацеленное раннее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т. е. начинается сюжетно-ролевая игра. На более высоком уровне развития игры наблюдается отражение общественно-трудовых отношений людей, т. е. продолжает меняться мотив игры и ее содержание.
Сюжетные игры оказывают влияние на эстетическое воспитание, которое обеспечивается подбором игрушек, атрибутов, помещений. Немаловажное значение имеет и сама эстетика содержания игр.
Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития однако только сюжетно-ролевой игры не могут обеспечить всех задач всестороннего воспитания. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.
Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры нацеленные на физическое воспитание (подвижные, умственное (дидактические и сюжетные, и. т. д.
Все виды можно объединить в 2-е большие группы, которые отличаются степенью участия взрослого, а так же различными средствами детской активной.
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (в случае сформированности игровой деятельности) носит активный, творческий характер.
Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщают ребенку условия игры, дает фиксированную программу действий. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения.
Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер.
К этой группе игр относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры – драматизации, игры-развлечения.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания…»
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе
Источник
Статья. Роль игры в развитии ребенка.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. А. Сухомлинский
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.
Игра – добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.
Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».
Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».
На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:
1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.
2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.
3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.
6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.
7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.
8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».
9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.
13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.
15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.
Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.
Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.
Источник