Месячные у ребенка 3 года
Первые месячные – важный и волнительный этап полового созревания. Наступление менструации говорит о серьезных физиологических изменениях в организме. Для того, чтобы это событие не стало большим стрессом для девочки, ее необходимо заранее подготовить. Эта ответственная миссия ложится на плечи матери. Ведь нет надежнее и мудрее друга и советчика для девочки, чем родная мама. Некоторые родительницы также предпочитают выбирать себе в помощники медицинских специалистов: психолога и гинеколога.
Когда необходимо провести беседу о первых месячных?
Физиология женского организма устроена таким образом, что о начале первых месяных будет известно заранее. Примерно за год до наступления менструации у девочки отмечаются такие признаки:
- начинается рост волос в зоне подмышек и на лобке;
- появляются белые выделения;
- возможны угревые высыпания на лице, груди или спине;
- заметно округляются изгибы фигуры.
Эти проявления свидетельствую о том, что в организме девочки активизировались сальные железы и половые гормоны.
Возраст, который считается нормой для первой менструации, 12-14 лет. Стоит отметить также, что у представительниц современного поколения месячные могут наступить и раньше – в 10 лет. Слишком раннее (до 8 лет) или позднее (после 15 лет) проявление полового созревания является поводом для визита к гинекологу, так как может свидетельствовать о различных патологиях.
В разговоре с дочерью стоит уделить особое внимание таким пунктам:
- Правила личной гигиены. Объясните ребенку важность соблюдения правил личной гигиены в дни менструации. Расскажите об использовании прокладок и тампонов. Обратите внимание, что средства гигиены всегда должны быть при себе, так как цикл только устанавливается.
- Возникновение болевых ощущений. Дайте дочке понять, что болевые ощущения во время месячных – нормальное состояние. Расскажите вкратце о физиологии процесса, не вдаваясь в подробности. Облегчить боль поможет легкая гимнастика, что стимулирует кровообращение. В то время, как тяжелые физические нагрузки необходимо временно исключить.
- Последствия половой близости. Многие подростки начинают жить половой жизнью гораздо раньше, чем об этом думают родители. Для того, чтобы избежать нежелательной беременности или инфицирования заболеваниями, передающимися половым путем, маме стоит рассказать о последствиях интимных отношений и о правилах контрацепции.
- Календарь месячных. Расскажите ребенку о необходимости вести календарь менструации.
Тревожные признаки первых месячных
Месячные первый раз могут проходить в совершенно разных вариациях: обильные или скудные, сопровождаемые сильными или слабыми болями, длительные (7 дней) или более короткие (3-5 дней), с коричневыми или кровянистыми выделениями.
Однако, существуют тревожные признаки, которые должны стать поводом для обращения к гинекологу. К ним относят:
- Девочка резко теряет или набирает вес.
- Месячные сопровождаются очень сильной болью в животе, головокружением, рвотой, головными болями.
- Появился зуд или жжение в промежности.
- Длительная задержка (более 1,5 месяца). Стоит обратить внимание на то, что первый год менструального цикла носит нестабильный характер. Он колеблется в пределах от 21 до 40 дней.
- Длительность месячных больше 7 дней.
Информация из интернета, журналов и рассказов подружек доступна для каждой девочки. Однако, не стоит уходить от важного разговора с ребенком. Вовремя проведенная беседа поможет избежать нежелательных стрессов и серьезных последствий.
Источник
Первая менструация. Что надо знать о первых месячных?
Главная миссия каждой женщины – это рождение ребенка, а потому приход первых месячных можно считать одной из самых важных явлений в жизни девочек. Первая менструация или менархе сигнализирует о вступлении девочки в репродуктивный возраст. Отныне каждый месяц внутренняя оболочка ее матки (эндометрий) будет увеличиваться в ожидании принятия оплодотворенной яйцеклетки. Если девушка не беременеет, эндометрий отделяется от матки, разрушается и выводится из организма вместе с менструальным кровотечением, которые проходят через шейку матки и выходят из влагалища.
С наступлением первых месячных девочка вступает в детородный возраст и интимная близость с мужчиной могут привести к беременности, которая в юном возрасте крайне нежелательна. Ранние роды могут нанести вред не только здоровью девушки и ребенка, но и существенно усложнить их жизнь. Поэтому в случае раннего начала половой жизни надо думать о контрацепциях, так как забеременеть можно даже в том случае, если выделения при месячных очень скудные и менструальный цикл еще не установлен. Это очень важно знать каждой девочке старше 9 лет, чтобы не допустить нежелательной беременности в школьном возрасте, что, к сожалению, в последние годы стало не редкостью.
В норме первые месячные у девочек должны прийти в возрасте 12-14 лет, но по статистике половое созревание современных детей наступает намного раньше и появление первой менструации в возрасте 9-12 лет врачи не считают отклонением от нормы. Ничего страшного нет и в том, что девочки уже 14 лет, а менструации у нее еще не было, физиологические особенности у каждого свои.
Главные причины задержки первой менструации – это недостаточный вес и наследственность. За 2-2,5 года до наступления месячных у девочек наступает пубертатный период в развитии. В этом возрасте появляются первые лобковые и подмышечные волосы, округляются бедра и происходит рост груди. Если девочка обгоняет своих сверстниц в физическом развитии, то признаки полового созревания и первая менструация у нее наступят раньше, чем у однолеток. Соответственно, девочки с недостаточным весом отстают в половом созревании и первые месячные у них приходят намного позже.
Чаще всего сроки и признаки проявления первой менструации зависят от наследственности. Если у мамы или бабушки месячные начались рано, то в такие же сроки они будут у их дочки или внучки. Если у родительницы первая менструация началась неожиданно без предменструальных болей и смены настроения, то, вероятнее всего, ее дочка также не ощутит никаких признаков наступления первых месячных пока не обнаружит капельки крови на нижнем белье.
Чтобы первые месячные не застали врасплох, надо знать признаки, сигнализирующие о скором начале менструации и заранее подготовиться к ней. Первые месячные, как правило, не бывают слишком обильными. Крови вытекает совсем мало. В первый день на нижнем белье появятся коричневые и липкие пятна, и только затем начнет идти кровь сначала алого, а потом темно-красного цвета.
Нормальная продолжительность менструального кровотечения составляет 3-5 дней, в течение этого периода женщина теряет около 30-80мм крови. Продолжительность и интенсивность месячных также зависит от физиологических особенностей, генетической предрасположенности и образа жизни девочки. При слишком обильных или скудных выделениях необходимо обязательная консультация врача-гинеколога.
При появлении первых месячных не стоит пугаться и впадать в панику. В какой бы момент и как не началась менструация, это – естественный и неизбежный процесс для каждой женщины, благодаря которому она может подарить жизнь малышу и стать матерью. У здоровых девочек менструации проходят безболезненно или с ощущением незначительной боли внизу живота, вызванной сокращением матки.
Как правило, боли наблюдаются только в первые дни месячных, а к концу менструации исчезают. Длительность менструального цикла в среднем составляет 28 дней, но для каждой женщины он индивидуальный. Нормальным считается срок от 21 до 35 дней. Периодичность менструаций необходимо ежемесячно отслеживать, отмечая критические дни в календари красным цветом. Нерегулярные месячные и сильные боли внизу живота во время менструации могут быть симптомом различных болезней мочеполовой системы. Чтобы исключить их обязательно надо пройти обследование у врача – гинеколога.
Во время месячных необходимо особенно тщательно соблюдать гигиену, ведь в этот период повышается риск нарушения естественного баланса интимной микрофлоры и развития различных инфекций мочеполовой системы. Еще недавно гинекологи рекомендовали девушкам в критические дни использовать тампоны, а сегодня предлагают отдавать предпочтение прокладкам. По их мнению, тампоны мешают оттоку крови и могут способствовать растяжению девственной плевы.
Прокладки во время месячных надо менять через каждые 2-3 часа, а кровяные пятна в нижнем белье лучше всего отмывать в холодной воде. Во время менструации рекомендуется избегать физических и психологических нагрузок, а также не принимать ванну. Подмываться нужно под душем не менее двух раз в день, используя специальное средство для интимной гигиены.
MedUniver.com – Видео механизмов менструального цикла – почему происходит менструация?
– Вернуться в оглавление раздела “Гинекология”
Автор: Искандер Милевски
Источник
Когда ваша милая малышка начинает превращаться в подростка, важно подготовить её к изменениям, которые скоро с ней произойдут, а также успеть предупредить некоторые риски.
Наш эксперт – детский, подростковый гинеколог Галина Адиаттулина.
Время пришло
Обычно месячные у девочек наступают в 13–14 лет. Но само половое созревание начинается с роста молочных желёз (где-то в 10–11 лет), а если грудь у девочки стала расти существенно раньше, нужно обязательно обратиться к подростковому гинекологу. Кстати, этого врача девочкам надо посещать 1 раз в год, если специалист не рекомендовал иного.
Раннее начало менструации может быть связано с избытком веса – у пухлых девочек первая менструация начинается раньше, чем у худеньких. Южные и восточные красавицы тоже созревают раньше, чем их ровесницы с севера. А профессиональные спортсменки, испытывающие чрезмерные физические нагрузки, наоборот, часто запаздывают в этом смысле. Большую роль играет и наследственность. Если в семье по женской линии все – «скороспелки», то долго ждать менархе (первых месячных) у наследницы, скорее всего, не придётся. Ну и вообще, сегодня срок начала менструации сдвигается в меньшую сторону. Некоторые специалисты обвиняют в этом современные продукты питания, изобилующие гормонами роста. Их употребление напрямую связано с лишним весом, а в жировой ткани находятся женские половые гормоны – эстрогены. Однако как слишком раннее (в 9–10 лет), так и, наоборот, запоздалое половое развитие (например, отсутствие менструаций к 15 годам) должно настораживать, ведь в редких случаях это может быть связано с серьёзными болезнями, поэтому лучше показаться врачу.
Поводы для обращения к детскому, подростковому гинекологу:
Считаем дни
Бытует мнение, что месячные должны ходить, как часы. Но, как показали масштабные исследования, «идеальный» 28‑дневный цикл бывает лишь у 15% девушек. Нормой считается, если от первого дня выделений до первого дня следующих месячных проходит от 21 до 40 дней, при условии, что они регулярные. Но примерно у 0,5% девушек цикл бывает менее 21 дня, а у 0,9% – более 35 дней. Кстати, длительность менструаций – тоже величина вариабельная. Норма – от 4,5 до 8 дней. Объём кровопотери – примерно 35 мл (40+/–20 мл).
Если месячные «скачут» у юной особы, это ещё не патология. Ведь в первые 6 месяцев после менархе процесс ещё устанавливается. Поэтому паниковать не стоит (если, конечно, нет других оснований). Но всё-таки важно, чтобы со временем это происходило регулярно. Если нет – обратитесь к врачу.
Хотя чаще всего нарушения менструального цикла – функциональные, иногда они могут указывать на заболевания. Среди них, например: нервная анорексия и булимия, ожирение, гипотиреоз, гиперпролактинемия, фолликулярные кисты яичников, синдром поликистозных яичников и другие.
Не жизнь, а молимина!
Месячные могут протекать практически незаметно, а могут – мучительно. Боль внизу живота вызывает избыточный синтез простагландинов, который контролируется половым гормоном прогестероном. Избыток простагландинов повышает сократительную деятельность миометрия, отсюда – спазм сосудов и боль, которую врачи-гинекологи называют дисменореей, а комплекс неприятных ощущений, которые переживает девушка в этот период, носит красивое название «молимина».
И боль, и дискомфорт при месячных так или иначе связаны с овуляцией (процессом выхода яйцеклетки, благодаря которому наступает возможность зачатия). Молимина – не редкость, среди девушек-подростков жалобы на болезненные месячные предъявляют 60–90%. 30–50% из них по этой причине пропускают занятия в школе. Но только 1 из 10 девочек по этому поводу обращается к врачу, а 70–90% борются с симптомами самостоятельно, при этом 70% принимают препараты неправильно (и не те, что надо). К тому же помимо нормальной, физиологической дисменореи бывает дисменорея вторичная. Она связана с заболеваниями (аденомиозом, эндометриозом, миомой матки, а также пороками развития половой системы). Многие полагают, что эндометриоз, при котором бывают тазовые боли, угрожает только взрослым женщинам. Это не так. У девочек-подростков он тоже встречается. Поэтому, если лекарства от болезненных месячных, выписанные гинекологом (как правило, это обезболивающие препараты (НПВС) и оральные контрацептивы), принимаемые в течение 3–6 месяцев, не помогают, надо исключить этот диагноз. Ведь, по статистике, при дисменорее, устойчивой к лекарствам, диагноз «эндометриоз» подтверждался в 70% случаев.
Поговори со мною, мама
Девочкам важно рассказать не только о правилах гигиены в эти дни, но и о том, как предохраняться от нежелательной беременности. Со временем надо будет посетить гинеколога и подобрать средство для контрацепции. Кстати, противозачаточные таблетки (КОК) зачастую используются не только по прямой цели, но и для решения массы других проблем. Гинекологи могут прописать их даже девушкам, ещё не живущим половой жизнью, – для улучшения состояния кожи при сильной угревой сыпи или для облегчения симптомов ПМС (таких, как боль внизу живота, раздражительность, плохое настроение, мигрень, повышенный аппетит и сонливость накануне «этих дней»). Правильно подобранные низкодозированные КОК не повлекут ни прибавку в весе, ни избыточный рост волос, зато станут хорошей профилактикой рака яичников, матки и кишечника. Однако важно, чтобы эти лекарства назначал и подбирал именно врач.
Признаки, указывающие на приближение менархе:
- скачки в росте
- рост молочных желёз (начинается с одной стороны и всегда болит),
- появление волос на лобке и подмышками,
- увеличение жирности кожи и волос,
- угревая сыпь на лице, спине и груди,
- округлившиеся формы тела,
- выделения на нижнем белье белого или прозрачного цвета,
- скачки настроения, «колючесть», резкость в общении.
Правила гигиены в эти дни:
- подмываться не реже 2 раз в день: утром и на ночь,
- использовать гигиенические прокладки (тампоны девочкам не рекомендуются!) и менять их каждые 3–4 часа (или чаще, по необходимости)
- на всякий случай пару прокладок всегда держать в школьном рюкзаке.
Смотрите также:
- Опасности менопаузы, или О чем говорят частые «приливы» →
- У курящих женщин климакс наступает на 2-3 года раньше →
- Превращение в девушку, или Чему должна научить мама →
Источник
Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.
Что такое задержка развития и виды
Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:
- ЗРР – задержка речевого развития;
- ЗПРР – психоречевого;
- ЗПР – психического;
- ЗМР – моторного;
- ЗПМР – психомоторного.
В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.
Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).
В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.
ЗРР может возникать в результате:
- поражения центральной нервной системы:
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
функция говорения, но и понимания речи другого человека);
- алалии – полное отсутствие или грубое
недоразвитие речи;
- дизартрии – неправильное произношение или
сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
- Развития функциональных нарушений в ее работе:
- заикание – частое повторение звуков, их
удлинение, постоянные остановки в речи;
- мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
сохраняется;
- судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
утрата речи.
- заикание – частое повторение звуков, их
- Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
- ринолалия – искажение многих звуков, что
обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
- механические дисплазии – изменения строения
органов, принимающих участие в произношении звуков.
- ринолалия – искажение многих звуков, что
Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:
- родовыми травмами разного рода;
- патологиями беременности;
- заболеваниями головного мозга, включая аномалии
развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли; - нарушениями слуха;
- травмами головы;
- нарушениями развития мышц лица и ротовой
полости.
Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.
Когда нужно обратиться к врачу
В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:
- отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
- не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
- возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
- ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
- активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
- в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.
При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.
Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.
Диагностика ЗРР
Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:
- оценку уровня речевого развития и степень
отклонения от нормы; - осмотр отоларинголога и проверку слуха у
сурдолога; - тесты, направленные на оценку степени понимания
речи; - психологические тесты и анализ характера
взаимодействия взрослых с ребенком; - КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиографию;
- УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.
Лечение ЗРР
Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.
Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:
- Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
- Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
- Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.
Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.
Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.
Задержка психомоторного развития (ЗПМР)
Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.
Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.
При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.
ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:
- ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
условии проведения грамотного лечения. - ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
ребенка. - ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Признаки
Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:
- апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
чувства голода или насыщения, усталость и т. д.; - слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
быстро угасать при многократном раздражающем воздействии; - отсутствие попыток поднимать голову при
переворачивании на живот.
При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.
Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:
- низкий уровень выраженной активности во время
общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов; - слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
лепета; - отсутствие способности брать предметы 2-мя
пальцами; - отсутствие попыток встать, ребенок не может
самостоятельно сесть и плохо ползает.
К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.
Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:
- эмоциональную незрелость – настроение ребенка
часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
в коллективе сверстников, например, в детском саду; - расстройство внимания – ребенку трудно
концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности); - нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
схематические рисунки; - нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать; - нарушения речи – в основном проявляются
снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР; - отставание в развитии мышления – ребенку сложно
решать логические и другие задачи; - несформированность игровой деятельности – игры
отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.
Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.
Диагностика и лечение ЗПМР
При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:
- КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиография и др.
При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:
- медикаментозную терапию – подбирается строго
индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
тяжести и возраста ребенка; - физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
мелкой моторики; - мануальная терапия – помогает устранить
имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
условия для полноценного развития ребенка; - коррекци?