Мероприятия направленные на творческое развитие ребенка
Валерия Евграфова
Программа по развитию творческих способностей дошкольников на занятиях и уроках творчества
Настоящая программа рассчитана на дошкольный возраст с основой на разнообразные виды деятельности, предполагая включение детей в творческую активизацию, с опорой на театральное искусство и театральную деятельность.
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у педагогов и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают человеку, в дальнейшем, приспосабливаться и подстраиваться к изменяющимся условиям жизни.
С точки зрения системного подхода некоторые динамические процессы деструктуризации личности влияют на характер дезадаптации человека, в том числе и дошкольника. Ригидность – это не только индивидуально – психологическая особенность личности, выступающая условием успешного выполнения продуктивной деятельности, как относительная неспособность личности в ходе деятельности “изменить свою психическую установку” (Warren, 1934, “реагировать на новую ситуацию” (Wand, 1955, “усвоить новые способы приспособления” (Давыдов В. В., 1983, но и способность системы реагировать на внешние изменения. Во многом она связана со свойствами нервной системы, обусловлена инертностью, глубиной установления связей и оценочными характеристиками у людей со слабой нервной системой. В ряде определений психической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективности не просто в силу неспособности или приверженности к неадекватному способу поведения, но и в силу своего нежелания приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Приспособительная функция – некий приспособительный смысл, а проявление этого смысла может быть многозначным.
Именно поэтому возникает необходимость изучения личности с точки зрения проявления и выражения определенных характеристик, таких как детская и взрослая ригидность, выступающая преградой для изменения существующих отношений. Значит, возникает необходимость создания такой программы, которая позволит развивать творческие способности, которые, в свою очередь, скорректируют влияние ригидности на развитие личности.
Основной целью программы является развитие творческих способностей ребенка. Наряду с общей целью выделяется и ряд задач, решением которых и занимается данная программа: раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, эмоциональной отзывчивости, открытости, обогащение через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности, развитие художественных, музыкальных способностей и развитие мелкой моторики.
Таким образом, реализация программы раскрывает творческие способности детей, при этом соблюдается закон природосообразности ребенка.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.).
Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, сценическому движению, пантомиме, двигательной активности, тем самым учитывается особенность дошкольника, связанная с непроизвольностью, импульсивностью, потребностью в движении.
Программапостроена по принципу блоков:
• блок 1 – период накопления (погружение)
• блок 2 – период моделирования.
Период накопления предполагает погружение в пространство творчества, через подражание, овладение формой, это школа обучения чувств ребенка. Здесь происходит освоение общечеловеческих стереотипов поведения, формируется способность к сопереживанию и подражанию. Главная роль и функциональное значение принадлежит педагогу, который на собственном примере обучает детей.
Второй период связан с самостоятельностью, инициативностью ребят. С освоением духовных ценностей через моделирование – присвоение различных общественных структур и форм общения (навык социальной адаптации, “примеркой” многообразных ликов, масок.
Работа по блокам идет как поэтапно, плавно переходя от простого к сложному, так и параллельно, как в группах (во время игр, просмотра конечных продуктов деятельности, драматизации, прослушивания сказок, так и индивидуально (отработка образов, работа над оттачиванием деталей, упражнений).
Направления программы осуществляется с помощью декоративного творчества, кукольного театра, игрушек, игр-драматизаций, игр-подражаний, сюжетно-ролевых игр.
Главной особенностей данной программы является использование на занятияхследующих видов деятельности:
• художественная,
• музыкальная,
• театральная,
• аппликационная,
• нетрадиционная и др.
Этапы работы:
1. Развитие творческих способностей через использование различных видов деятельности.
2. Коррекция ригидности, устранение коммуникативных проблем.
3. Стимулирование творческой активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.
Участники группы: старшие дошкольники.
Количество участников группы: 6–9 человек.
Содержание некоторых видов деятельности.
Художественная деятельность.
Кроме драматизации существует и художественная деятельность или изобразительная, как ее называют специалисты.
Психологи утверждают, что ребенок обладает способностью к изображению, которая выступает в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешному овладению рисованием, лепкой и другими видами изображения. Развитие таких способностей происходит в процессе развития под влиянием специального обучения, однако, наибольшее удовлетворение ребенок получает при выполнении свободной деятельности, ведь тогда он имеет возможность проявиться полностью. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений до создания образа во всем богатстве цвета, формы, ритма, пропорции и т. д.
Изобразительное искусство вносит свой вклад и в эстетическое развитие ребенка, и в его целостное восприятие мира, и в развитие эмоциональной сферы. И, несомненно, творчество неразрывно связано с художественными способностями, приобщая к миру искусства дошкольника.
Занятия по изодеятельности основываются на обучающих и свободных тематиках, что предполагает обязательное изучение и свободу для творчества.
Музыкальная деятельность.
Музыка является также одним из способов для реализации креативности, а также возможностей для реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. По выражению Д. Б. Кабалевского, любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует его музыкальные способности, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания.
К системе музыкальных занятий можно отнести и элементы хореографических упражнений.
В раздел “Хореография”включаются:
1. музыкально-ритмические упражнения (на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения);
2. игры (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические);
3. хороводы;
4. построения, перестроения
5. задания на танцевальное и игровое творчество.
Перед выполнением движений и началом занятий необходимо обучить детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов:
• систематичность,
• постепенность,
• последовательность,
• повторность.
Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.
Система упражнений строится по принципу “от простого к сложному” с учетом необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координацией движения, согласованию их с движениями других детей, учат ориентации в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствуют освоению элементов танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. В работе над ними применяются различные игровые приемы (разыгрывание сценок, показ иллюстраций к музыке, использование игрушек в танце, инсценирование песен и другое). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.
Большое внимание на занятияхуделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения.
Театрализация.
Специфика театрального искусства, как искусства человековедения, где объектом изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем, создает особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социально-активной творческой личности.
Знакомство с основным накопительным материалом – русскими народными сказками и мини-пьесами – помогает не только ознакомить детей с фольклором, но и позволяет осмысливать характерные черты героев.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должны найти место в импровизированных постановках. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми, кроме формирования инициативности, позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Основным условием существования приведенной модели является участие воображения, как ведущего качества внутреннего духовного проявления личности в искусстве и важнейшей составляющей формирования культуры в широком смысле слова. Кроме того, включение детей в творческую деятельность побуждает развитие таких психических процессов, как произвольное внимание, память, мышление, речь.
Во время подготовки детей к театральной деятельности идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, накопление активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем.
А также эстетическое влияние оказывает спектакль,это влияние может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм.
Стоит остановиться немного и на создании игровой ситуации, ведь игра выступает как средство общения, развития и жизнедеятельности, где ребенок познает себя и свое окружение. Игра – это мощный стимулятор активности и становления ребенка на протяжении всего детства.
Таким образом, творчество неизменно присутствует в жизни детей, и задачей педагога является представить разнообразие форм и видов деятельности для самореализации ученика, особенно в условиях формирования временного детского коллектива.
Календарно-тематическое планирование.
Занятия проходят в группе 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Всего предполагается провести 38 часов за учебный год в каждой из групп учреждения дошкольного образования, в группах интенсивного психического развития 5-6 лет и 6-7 лет.
Занятия походят поочередно, логично сменяя друг друга в плане организации разнообразной деятельности, осуществляя художественную, театральную, практическую и нетрадиционную деятельность.
Тематическое планирование по творчеству в группе 6-7 лет.
№ п/п Наименование разделов и тем занятий Вид занятия Кол-во часов
1. Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”, “Автопортрет”. Тренинг на знакомство. Нетрадиционное.
Практическое. 1 час.
2. “Рисование по мокрому листу”. Оригами “Золотая рыбка”.
Музыкально-дидактические игры. Практическое. 1 час.
3. Аппликация. Флористика “Осенняя картина”. Рисование при помощи осенних листьев. Хороводы Осени. Нетрадиционное.
Практическое. 1 час.
4. Праздник Осени. Игры, драматизации, выполнение заданий по образцу. Театрализованное 1 час.
5. Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность. Нетрадиционное. 1 час.
6. Лепка из пластилина. “Любимая сказка”. Знакомство с песней “Я леплю из пластилина…”. Практическое. 1 час.
7. Театр игрушек. Знакомство с театром. Сказка “Зимовье зверей”. Проигрывание сюжета. Анализ проигрывания сказки. Театрализованное 1 час.
8. Рисование красками “Кляксография”, “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения “Название картины”. Практическое. 1 час.
9. Оригами “Стаканчик”, “Сверток”. Аппликация
“ Новогодние цепи”, “Елочные игрушки”. Разучивание новогодних песен Практическое. 1 час.
10. Подготовка к новогоднему утреннику. Репетиции, игры – драматизации, игры – соревнования. Репетиция новогодних сюжетов. Праздник “Новый год у ворот”. Театрализованное 1 час.
11. Работа над творческим воображением. Бумагопластика и сюжетная аппликация “Новогодняя картинка”, “Новогодняя ночь”. Практическое.
Нетрадиционное. 1 час.
12. Рисование карандашами и красками “Городской пейзаж”. Ориентация в пространстве. Пространственное изображение Практическое. 1 час.
13. Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. Практическое. 1 час.
14. Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. Перестроение под музыкальное сопровождение. Практическое. 1 час.
15. Кукольный театр. Сказка “Про Капризку”. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям. Театрализованное 1 час.
16. Аппликация “Открытка к 23 февраля”. Разучивание песен для пап. Праздник “23 февраля”. Практическое. 1 час.
17. Изготовление нетрадиционных сюрпризов. Сюжетная аппликация “ Бегемот-балерина”.
Подготовка к 8 марта. Праздник “ Женский день”.
Игры, инсценировки. Драматизации, элементы пальчиковой терапии. Нетрадиционное.
Практическое.
Театрализованное 1 час.
18. Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону). Практическое.
Нетрадиционное. 1 час.
19. Театр игрушек и театр актеров “Заячья капустка”. Коррекция эмоциональной сферы ребенка Театрализованное 1 час.
20. Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”. Практическое. 1 час.
21. Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”. Практическое. 1 час.
22. Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок. Практическое.
Нетрадиционное. 1 час.
23. Оригами “Птица”, “ Мальчик и девочка”.
Кукольный театр “Сказка про Пых” (коррекция страхов). Театр актеров. Сказка “Сочиняем сказку сами”. Практическое.
Театрализованное 1 час.
24. Аппликация, флористика “Цветущий сад”. Элементы тренинга на релаксацию.
Комбинированное заключительное занятие. Итоговая инсценировка детской песни, постановка мини-спектакля. Практическое.
Нетрадиционное. 1 час.
Источник
I. Введение.
Современный этап развития педагогики и школы
требует новаторских подходов к решению задач
воспитания личности ребенка. Наряду с принципом
демократизации всей системы образования,
принципом соревновательности разных моделей
школ, методов и программ воспитания, должен быть
представлен и метод креативности – ориентации
на творческие процессы в педагогике, на
формирование творческой личности.
В школе проводился опрос учащихся школ:
“Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи,
музыку, самостоятельно рисовать, изобретать,
выдумывать что-то новое?” Оказалось, что 48%
учащихся, которые, забыв, наверное, о своих
дошкольных и первых школьных годах, утверждал,
что ничего из перечисленного он не пытался
сделать. “Не пытался, потому что все равно ничего
не получится”; “Не нравится, поэтому и не
пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и
интереса к творчеству у школьников – что может
быть тревожнее для педагога! Разработка методики
по различным видам творчества – одна из задач
педагогики творчества.
При этом школа должна рассматриваться как
педагогический центр всестороннего развития
личности. Она должна обеспечивать реальные
возможности активного и творческого участия
школьников во всех видах деятельности,
координировать все влияния окружающей среды на
личность, ее формирование.
II. Воспитательное пространство как
средство развития творческих способностей
учащихся.
Среди понятий педагогики на первый план
постепенно выходят понятия “воспитательное
пространство”, “воспитывающая среда”, “среда в
среде”. Воспитательное пространство является
инструментом воспитания при условии
целенаправленного использования его
возможностей в работе с детьми. Влияние
воспитательного пространства обусловлено
восприятием его ребенком, включенностью в
процесс его создания и совершенствования.
Эффективность освоения этого пространства со
стороны ребенка зависит от того, каким он его
видит.
Выделяют следующие характеристики
воспитательного пространства:
- Воспитательное пространство – это освоенная,
природная, культурная, социальная,
информационная среда, которая приспособлена для
решения педагогических задач. - Воспитательное пространство – это результат
освоения воспитательной среды. - Воспитательное пространство не складывается
само по себе или приказом сверху. Оно рождается
внутри педагогической действительности
благодаря специально организуемой деятельности. - Воспитательное пространство может стать
средством развития творческого потенциала
личности ребенка только в том случае, если оно
будет пространством детской общности,
наполненным реальными и значимыми для детей
вопросами, на которые необходимо найти ответы,
если дети воспринимают пространство как свою
собственную территорию, за которую они несут
ответственность. - Создание воспитательного пространства
включает внутренние процессы, связанные с
выбором приоритетов педагогической
деятельности, и внешние, которые включают
освоение сообществом детей и взрослых
окружающей среды.
III. Система развития творческих
способностей учащихся в воспитательном
пространстве.
По вышеперечисленным правилам реализации
творческого потенциала воспитательного
пространства, педагогу-воспитателю необходимо
четко продумать цели своей работы.
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не
своим делом. Таланты бывают разные: талант
управления, талант общения, артистические
способности и многие другие, раскрыть которые
можно только во внеурочной деятельности. В
данном случае цель работы педагога –
формирование и раскрытие творческой
индивидуальности ученика. Реализация данной
цели подразумевает решение следующих задач:
- Создать условия для интеллектуального,
нравственного и эмоционального самовыражения
личности ребенка, для открытия и развития
способностей детей в различных сферах
деятельности. - Обеспечить педагогическую поддержку
творческих устремлений учащегося. - Способствовать повышению роли ученического
самоуправления в планировании, организации и
анализе жизнедеятельности в классе. - Обеспечить участие родителей в подготовке и
проведении ключевых воспитательных дел в классе. - Сформировать круг традиционных дел в классе,
позволяющий оптимально распределять учеников по
способностям.
Детский коллектив – коллектив, нацеленный на
творчество. Только в творческом коллективе
ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а
преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так,
чтобы всемерно развить самостоятельность и
инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе
проводятся различные мероприятия, большинство
ребят на этих мероприятиях были полноправными
хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и
средства достижения целей в воспитательном
пространстве в данном случае должны быть также
творческими:
- Педагогу необходимо научиться относиться к
ребятам как к младшим товарищам по трудной, но
очень интересной работе. - Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то
хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать
каждого в поиск того, что можно сделать
интересного и полезного для своего класса, для
окружающих людей. - Вырабатывать у детей привычку заботиться об
окружающих и думать не только о себе, но и о
других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо
и интересно. - В своей работе с детьми педагогу придерживаться
принципа: все, что дети могут сделать сами, они
должны делать самостоятельно.
Воспитательную работу строить по алгоритму:
- предварительная работа организатора;
- коллективное планирование;
- коллективная подготовка;
- коллективное проведение дела;
- коллективное подведение итогов.
Способы в воспитательном пространстве должны
соотноситься с формами. Понятие форма – означает
способ организации, способ существования и
выражения содержания, предмета, явления,
процесса. Основной формой воспитательного
процесса в школе принято считать мероприятие.
Мероприятие – организованное действие
коллектива, направленное на достижение
каких-либо целей. Мероприятие должно
реализовываться, как целенаправленное
взаимодействие учителя, классного руководителя,
воспитателя с каждым учащимся, детским
коллективом в целом, направленное на решение
поставленных воспитательных задач. В этом случае
само мероприятие выступает как форма
воспитательной деятельности, в которой
целенаправленно объединены отдельные способы ее
организации, сочетающие цели, задачи, содержание,
методы, средства и приемы. В процессе этой
деятельности создаются такие воспитательные
ситуации в жизнедеятельности коллектива,
которые своим содержанием и эмоциональным
проявлением воздействуют на личность ребенка.
В педагогике нет единого подхода к
классификации форм воспитательной работы.
Наиболее распространенной считается
классификация организационных форм воспитания в
зависимости от того, как организованы учащиеся:
массовая, групповая и индивидуальная формы.
Кроме того, существует подход к определению форм
воспитательной деятельности, связанный с
направлениями воспитательной работы.
Например, организации
познавательно-развивающей деятельности
учащихся более всего соответствуют такие формы:
викторина, аукцион знаний, заседание клуба
любознательных, конкурс проектов, конкурс
эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые
игры, смотр знаний, научные конференции, конкурс
изобретателей и фантазеров, турнир ораторов,
устный журнал, и т. д.
При осуществлении задач нравственного
воспитания и самовоспитания широко применяются
такие формы: круглый стол, пресс-конференции,
устный журнал, диспуты, вечера вопросов и
ответов, беседы на этические темы, о
самовоспитании, обзор литературы по различным
проблемам, литературно-музыкальные композиции,
практические занятия, заочные путешествия, акции
милосердия, поисковая деятельность и т. д.
Деятельности, связанной с профориентацией
школьников, более всего соответствуют такие
формы: встречи с представителями разных
профессий, “В мире профессий”, “Как выбирать
профессию?”, экскурсии на производство,
игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.
При организации эстетического воспитания
широко применяются: литературные и музыкальные
вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в
музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о
музыке и живописи, праздники искусств, обзоры
журналов, выпуск рукописных изданий и т. д.
При организации физического воспитания широко
применяются игры типа “Веселые старты”, малые
олимпийские игры, туристические походы и
эстафеты, встречи с представителями разных видов
спорта, спортивные вечера и утренники, беседы и
гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.
В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное
значение имеет такая форма воспитания, как игра.
Присущая детям жажда деятельности часто находит
свое выражение в игре, заменяющей ребенку
необходимый для него труд. Всякая игра приучает
их к согласованным действиям, к точности и
своевременности перед командой или группой, за
которую они играют. В добровольном подчинении
правилам игры, без которых она перестает быть
организованным действием, утверждается и
крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре,
чаще всего представляющей собой индивидуальное
или групповое соревнование, воспитываются
волевые качества. В воспитательном процессе игра
должна отвечать следующим требованиям:
- Игра должна содействовать сплочению
коллектива. - Иметь познавательное значение.
- Активизировать общественную деятельность
детей. - Обеспечивать мыслительную активность
участников игр. - Создавать условия для детского творчества.
- Соответствовать принципу: “Как можно меньше
зрителей, как можно больше действующих лиц”.
Цель воспитательной игры: сделать
воспитательный процесс радостным, интересным,
запоминающимся для детей. Пробудить душу
ребенка, развить заложенные природой творческие
способности, научить общению, ориентированию в
различных жизненных ситуациях, воспитывать
элементарную культуру поведения– вот основные
задачи, которые реализуются в игре.
Сложные и многообразные задачи воспитания
можно решать только путем комплексного
использования различных форм организации
воспитательного процесса. Чем разнообразнее и
богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее
воспитательный процесс.
В процессе осуществления любой формы
необходимо использование пошагового комплекса
действий классного коллектива:
- Создание временной инициативной группы,
разработка плана предстоящего мероприятия. - Разработка композиции предстоящего
мероприятия. - Составление списка дел, средств, материалов,
которые потребуются для реализации задуманного. - Распределение поручений для осуществления
каждого пункта программы. - Осуществление запланированной деятельности по
подготовке к мероприятию. - Проведение мероприятия.
- Итоговое обсуждение реализации мероприятия.
Такая организация позволяет коллективу
повышать степень самостоятельности в
организации жизнедеятельности класса. Развитие
у учеников способности к взаимодействию,
самоуправлению, кооперации, развитие
индивидуальности, социальной компетенции,
ответственности – является одним из направлений
работы педагога – воспитателя по раскрытию и
развитию творческого потенциала личности
ребенка.
IV. Система работы учителя начальных
классов по развитию творческих способностей
учащихся в воспитательном пространстве через
систему внеклассных мероприятий.
Для того, чтобы обучить детей творчеству,
педагогу необходимо научиться работать
творчески самому. Подготовка к мероприятию –
процесс, требующий выбора оптимальных методов,
средств и форм воспитания.
Мероприятия творческого характера – это
мероприятия, предполагающие креативность в их
реализации и рассчитанные на использование в них
творческих возможностей учащихся.
Часы, свободные от учебных занятий, должны быть
заполнены разумно, интересно, чтобы они были
действенным средством воспитания детей. В
значительной мере это зависит от педагога, его
умения увлечь детей интересным делом, дать выход
его энергии, развить познавательные, творческие
силы, способности, расширить кругозор и сферу
общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес
и желание каждого ученика, можно и нужно
предложить несколько видов деятельности: каждый
ученик выбирает то, что ему нравится и что он
умеет.
Большую помощь в этом может оказать игра –
постоянная спутница детства. Например, конкурсы:
- “Эти забавные животные”,
- “Космические путешествия”,
- “Юные пожарные”,
- “Горячие сердца”,
- “А ну-ка, девочки”,
- “Будущие защитники Отечества”,
- “Самый, самый, самый…” и т. д.
Цель этих конкурсов – формирование творческой
личности, умеющей правильно и оперативно
ориентироваться в различных жизненных
ситуациях.
Среди разного рода игр можно выделить и
классифицировать следующие:
- Игра-драматизация.
- Игра-загадка.
- Игровое моделирование.
- Игра с последующей рефлексией.
Игра-драматизация – наиболее
приемлема для младших школьников. Представляет
собой разновидность сценической игры, суть
которой разыгрывание какой- либо сценки или
стихотворения нравственного содержания для
зрителей. В процессе подготовки и проигрывания
обеспечивается двойное воздействие на личность:
исполнительская деятельность требует вхождения
в роль другого и оценки его действий изнутри,
ненавязчиво формирует отношение, позицию,
побуждает к самоанализу; с другой стороны,
дополнительное воздействие оказывает реакция
зрителей, создается единое эмоциональное
состояние, объединяющее детей.
Игра-загадка: детям предлагается
разыграть ситуации различного уровня сложности,
в которых заложены ошибочные действия. Задача
зрителей – обнаружить ошибки в поведении
действующих лиц и объяснить их или найти выход из
сложившейся ситуации. (пример: ученик проходит
мимо двух учительниц, разговаривающих между
собой и здоровается только со своим классным
руководителем).
Игровое моделирование – создание
воображаемых ситуаций нравственного выбора.
Наибольшим творческим потенциалом обладают
ролевые игры, в которых намечены лишь контуры
поведения действующих лиц, но сама ситуация
развертывается непосредственно в процессе
игрового взаимодействия. Такие ситуации требуют
от ребенка самостоятельного проектирования
своих действий на основе проникновения во
внутреннее состояние изображаемого персонажа.
Игра с последующей рефлексией
позволяет создать ситуацию приобретения
учениками определенного эмоционального опыта и
его осознания, осмысления с помощью последующей
рефлексии своих чувств и переживаний:
Игра “Слепой и поводырь”: ученики
разбиваются на пары. Один исполняет роль
“слепого”, второй – роль “поводыря”.
“Поводырь” в течение пяти минут водит своего
партнера с завязанными глазами по комнате, затем
они меняются местами. После чего учащиеся
рефлексируют свои ощущения в каждой роли.
Игра “Моющая машина”: ученики
строятся в две шеренги лицом друг к другу и
представляют, что они – моющая машина, нужно
“помыть” того, кто пройдет через нее, сделать
его более радостным, счастливым. Обсуждение
после игры позволяет ученикам разобраться в
чувствах.
Режиссерские, хореографические, литературные,
музыкальные способности эффективнее всего
реализуются в праздниках:
- “Золотая осень”,
- “Прощание с Азбукой”,
- “Праздник правил дорожного движения”,
- “Праздник здоровья”,
- “Новый год”,
- “Подарок мамам”,
- “Здравствуй, лето”,
- “Прощание с начальной школой” и т. д.
Творческий праздник для ребенка – это
творческое вдохновение его души, реализация его
мысли. Каждый праздник – это поэтапное
творчество учеников и учителя, начиная со сбора
чернового материала, его обработки, оформления,
формы представления, темы проведения, анализ
коллективного творческого дела, когда каждый
имеет свою маленькую ответственность, может
внести свою личную лепту до конечного проведения
КТД.
Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых
столов, пресс-конференций, встреч, экскурсий и
других форм воспитательной работы в развитии
личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные
формы в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2
классе, эффективно решают задачу развития
творческих способностей учащихся.
V. Заключение.
Внеклассные мероприятия позволяют учащимся
побывать в разнообразных ролевых позициях:
организатор, автор, член команды, оформитель и т.
д. Ролевые позиции являются эффективным
инструментом установления и расширения способов
взаимодействия ребенка с окружающим миром,
развития его творческих способностей,
личностного роста. Доставляя радость и
удовольствие, КТД соответствуют внутренней
мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное
развитие личности.
В классном коллективе происходит формирование
и изменение межличностных взаимоотношений,
распределение групповых ролей, выдвижение
лидеров, складываются ценностные ориентации.
Критерием успешности воспитательной работы
является динамика межличностных отношений и
удовлетворенность собой.
Чем активнее проявляются и развиваются в
воспитательном процессе творческие способности
ребенка, тем активнее и успешнее будет его
жизненная позиция в дальнейшем.
Приложение
Источник