Мелкая моторика рук и развитие мышления ребенка

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной возможности ребенка к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, неплохо устанавливает логические связи, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Он легче овладевает навыками письма.

Ещё В.М.Бехтеров пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движения руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М.Кольцовой, подтвердили это мнение. С ее точки зрения «проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной». Речевая деятельность детей часто развивается и под влиянием импульсов, которые поступают от пальцев рук.

Работая с ребенком, мы часто становимся свидетелями, насколько трудно некоторым детям дается рисование по образцу, изображение геометрических фигур, выполнение различных штриховок. Линии в рисунках, как правило, отрывисты, выходят за пределы контура.

Даже если ребенок любит рисовать, лепит, конструировать его графические навыки могут развиваться неправильно, если при этом не было руководства со стороны взрослого.

Выполнение ручных проб у многих детей также вызывает затруднение. Дети, которым удаются изолированные движения пальчиковых проб, как правило «говорящие» дети. Если же пальцы напряжены, или, напротив, вялые, сгибаются и разгибаются только вместе, то это «не говорящие» дети. Пока движения пальцев рук не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно.

Умение выполнять движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Работу, по развитию мелкой моторики, нужно начинать задолго до поступления в школу. Если в дошкольном возрасте упражнения даются в упрощенном варианте, доступном по возрасту, то в работе со школьниками используются более сложные игры и упражнения.

Развитие ручной моторики строится с учетом следующих принципов:

– уровневая организация движения, т.е. любое сложное движение состоит

из простых и в связи с другими двигательными актами;

– взаимосвязь между тонкой дифференциацией моторики рук и артикуляционной моторикой. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук вместе с речевым сопровождением повышают работоспособность коры головного мозга. В развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитие общей и мелкой моторики.

– взаимодействие кинестетических и кинетических основ движения, т.е. уточнение и формирование ощущений от положения кисти рук и выработка необходимого объема движения, силы, точности кисти руки находятся во взаимодействии.

Учитывая эти принципы, работа ведется по двум направлениям:

  • формирование кинестетических основ движения,
  • формирование кинетических основ движения.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и приносить радость ребенку. У детей, поступивших в первый класс, часто отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, сохраняется игровой интерес при низком познавательном. Эти дети активны, неутомимы, целенаправленны в игре, но быстро теряют интерес во время занятий. Использование игровых форм обучения позволяет ребенку действовать раскованнее, не бояться ошибиться. Их интересует процесс игры, а не результат. В игре они ощущают себя равноправными участниками с другими членами процесса.

В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать творческие способности. Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка какой-либо рифмованной истории, сказки при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», развитию межполушарных взаимодействий.

Работа по коррекции мелкой моторики проводиться по различным методикам:

  • массаж кисти и пальцев рук ребенка,
  • упражнения для кисти рук с речевым сопровождением и без него,
  • упражнения для пальцев с использование предметов: нанизывание, застегивание, работа с карандашом, пластилином, бумагой,
  • графический диктант,
  • штриховка, обводка,

Важно в работе соблюдать два правила:

  1. пальцы правой и левой рук развиваются равномерно;
  2. после каждого упражнения расслабляющее действие.

Виды игровых упражнений.

  1. Массаж кисти пальцев руки.
  • Нормализует мышечный тонус;
  • Развивает двигательные функции рук;
  • Формирует устойчивые двигательные кинестезии.

«Моя семья»

(Поочередное растирание пальцев рук от кончика к основанию)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик Я,

Вот и вся моя семья!

  1. Упражнение для пальцев руки (развитие кинестетических функций).

Ребенку предлагается с помощью различных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей, предметы. На начальном этапе упражнения дети выполняют, глядя на руку учителя и свою, позже только на руку учителя. Для поддержания интереса использую стихи, поговорки.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки, (пальцы рук сжаты в кулак, указательный

Из кустов они торчат. и средний вверх)

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

  1. Упражнения для развития пальцев с речевым сопровождением.
  2. Изображение букв пальцами рук с использованием карандаша.

Пальцы взяли молодца

С двух сторон за два конца.

Карандаш попался в плен –

Получилась буква Н.

  1. Развитие ручной моторики и артикуляционного аппарата.

Автоматизируются звуки речи и развиваются кинестетические и кинетические функции мелкой моторики.

(Пальца сжаты в кулак, средний палец поднят вверх)

Вот комарик летит, очень громко звенит -З З З

(Кистью руки выполнять вращательное движение, двигая ее вперед)

Вот змея в траве лежит, грозно, страшно нам шипит – Щ Щ Щ

  1. Графические диктанты
  2. 7. Логопедические массажные щетки, в сопровождении с чистоговорками, скороговорками.

Пальчиковые упражнения обеспечивают активность всех ребят на занятие. Дети не только пассивные участники игры, но и часто сами становятся сценаристами маленького представления. Выполнения необходимых движений требует от ребенка произвольного внимания, сосредоточенности, но дети получают огромное удовольствие от игры.

Литература.

  1. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовность к школе, -АСТ, Москва, 2007
  2. Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л. развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать, «Академия развития», Ярославль, 1998
  3. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Логопедический массаж с детьми 3-5лет, страдающих детским церебральным параличом, -«Гром – Пресса», Москва, 1999
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников, «Союз», С.-Петербург, 2001
  5. Цвынтарский В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, -Лань, С.-Петербург, 2000
  6. Цвынтарский В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем, -Лань, С.-Петербург, 2000
  7. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», №3, 2005, методический и практический журнал.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья

«Связь развития мелкой моторики с развитием речи и мышления ребёнка.»

«Истоки способностей и дарований детей находятся

на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли».

( Василий Александрович Сухомлинский)

О связи развития ручных действий ребёнка и развития его мышления и речи было замечено ещё в давние времена. На протяжении многих веков бабушки и мамы играли с ладошками, пальчиками малышей, проговаривая при этом пестушки и потешки. («Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Пальчик – мальчик, где ты был?» и др.). Так взрослые любовно и мудро помогали ребенку быстрее развиваться и заговорить.

Природа создала человека так, что ребенок ещё только родился и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачки. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушки, тянется к игрушкам. Дальше у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, игрушки-погремушки, бросает и поднимает их, рассматривает, перекладывает и т.д. Всё это помогает малышу быстрее развиваться.

Еще во втором веке до нашей эры китайским целителям было известно о влиянии на развитие мозга мануальных (ручных) действий. Ученые и специалисты утверждали, что активные игры с участием пальцев и рук приводят в отношение полной гармонии тело и разум, активизируют мозговые системы.

Намикоси Токудзиро, японский врач, в системе своих открытий и исследований создал методику оздоровления и воздействия на руки. Он доказывал, что на пальцах рук расположено огромное количество рецепторов, которые посылают свои импульсы в центральную нервную систему человека. Китайские ученые и восточные целители пришли к выводу, что каждый палец несет влияние и взаимосвязь с определенным внутренним органом.

Учёными давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Научные работы Кольцовой М. М. доказывают, что в коре больших полушариях мозга довольно обширное представление имеет каждый палец руки. М.М. Кольцова утверждает, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» -такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, «двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П.Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, которые отмечали, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Ученые-нейробиологи и психологи, которые занимаются активными исследованиями функций головного мозга и психического развития детей неоднократно доказали и подтвердили существование связи между моторикой руки и развитием речи.

На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на общее развитие ребёнка

Российский ученый Бехтерев В. М. своими многочисленными исследованиями и работами уверенно доказал неопровержимое влияние манипуляции кистей рук на речевое развитие. Совершенно простые движения рук снимают усталость, напряжение не только с рук, но и с губ, способствуют улучшению произношения звуков, то есть способствуют развитию речи.

И. М. Сеченов писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.»

В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребёнка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Итак, учёные доказали тесную взаимосвязь развития мелкой моторики с развитием речи ребёнка.

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это точные движения не только кистями, но и пальцами рук. Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Также двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей индивидуальной готовности ребёнка к школьному обучению.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты связная речь, память и внимание. Слабо развитая моторика пальцев рук даёт низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу, штриховка и т.д. Ребёнок быстро устает, у него падает работоспособность. А недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из главных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и развитие координации движения рук. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Родители совместно с работниками дошкольных учреждений должны активно заинтересовывать ребенка, превращать обучение в интересную игру, поощрять и хвалить ребенка не только за то, что он делает, но и за то, что он пытается и старается сделать.

Для того, чтоб определить уровень готовности и развития речи детишек первых лет жизни учеными разработан следующий метод: ребенка просят показать сначала один указательный пальчик, потом указательный и средний, а затем три пальчика – указательный, средний и безымянный. Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно – это говорящие дети. Если мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, каждый пальчик изолированно двигаться не может, мышление у этих детей затруднено – это дети не говорящие. Следовательно, пока движения пальчиков не станут свободными, мышление и речь будут затруднены. Когда движение пальчиков ладошки достигнет определенной точности, начнется формирование активного словаря. У ребенка уже сформирован достаточный пассивный словарь, он живет и общается со взрослыми и сверстниками, приобретает некий жизненный опыт. Развитая пальцевая моторика формирует и готовит почву для дальнейшего последовательного развития активной речи малыша. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Развитая мелкая моторика – это один из факторов, который способствует активному развитию речи.

Активное развитие мелкой моторики важно для всей дальнейшей жизни ребенка. Самое главное, что эта работа должна проводиться по принципу систематичности и планомерности (от простого к сложному), только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать того, чтобы ребёнок скучал и переутомлялся. . В своем развитии ребенок должен идти от простого к более сложному.

Как же лучше развивать мелкую моторику ребёнка?

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками или короткими стихами.

Специалисты давно заметили, что движения рук и пальцев, которые сопровождаются стихами, потешками, благотворно действуют на развитие речи ребёнка. Она становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями

Массаж пальчиков , ладошек, кистей рук можно и нужно проводить с помощью пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. При ежедневных занятиях пальчиковой гимнастикой по 2-5 минут у ребёнка можно значительно улучшить качество произношения звуков.

Развитию мелкой моторики рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные виды деятельности и действия с предметами.

Чем же можно позаниматься с детьми для развития мелкой моторики рук ?»

1.Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – цветок

(утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся).

2. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто и лепить из них задуманные фигурки.

3. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и крепкие, которые не разожмёшь.

4. Запускать пальцами мелкие волчки.

5. Катать по очереди каждым пальцем шарики,.камешки, мелкие бусинки и т.д.

6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно,

а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводиться сначала правой, а потом

левой рукой.

7. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и

средний), далее три, четыре, пять

8. Показать отдельно только один палец – большой.

9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

10. Махать в воздухе только пальцами.

11. Кистями рук делать «фонарики».

12. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе

13. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

15. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец

(получается колечко или спираль).

16. Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

17. Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить

механические игрушки ключиками.

18. Закручивать шурупы, гайки.

19. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

20. Складывание матрёшек.

21. Игры с вкладышами.

22. Рисование в воздухе.

23. Игры с крупой, песком, водой.

24. Мять руками поролоновые шарики, губку.

25. Шить, вязать на спицах.

26. Рисовать, раскрашивать, штриховать. Рисовать различными материалами (ручкой,

карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.)

• рисовать по образцу, не отрывая руки от бумаги

• рисовать по опорным точкам;

• дорисовывать вторую половину рисунка;

• трафареты, обводить любые плоские фигуры (снаружи и изнутри);

Также можно использовать различные нетрадиционные техники рисования.

27. Резать ножницами. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции –

аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из

цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе, можно рвать

руками бумагу и создавать коллажи и композиции..

28. Собирание мозаик и пазлов.

29. Шнуровки. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со

шнуровками.

Ниже представлены возможности развития мелкой моторики ребенка на определенном возрастном этапе.

2-3 месяца: ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики;

3-6 месяцев: направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;

8-12 месяцев: перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;

8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения; 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;

10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);

11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;

12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет;

13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;

14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;

15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;

17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке;

17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;

18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;

20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;

21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;

22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга;

2-3 года: открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест;

3-4 года: держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков;

4-5 лет: рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы, рисует простой «дом» (квадрат и диагонали), рисует человека (изображая от 2 до 3 частей его тела), копирует квадрат, звезду, дополняет три части в незавершенную картину;

5-6 лет: аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности.

Итак, сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М.Кольцова).

.

Источник