Медицинский контроль за развитием ребенка

Слайд 1

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №67 г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Медицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста Подготовила : заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Махалина И.А .

Слайд 2

В настоящее время число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 % от поступающих в школу. В связи с этим сохранить и укрепить здоровье детей, учитывая их индивидуальные особенности, обеспечить качественное образование без увеличения учебной нагрузки является одной из приоритетных задач дошкольного образования . В нашем дошкольном учреждении применяется система медико-педагогического контроля. В его содержание входят следующие разделы: Санитарно-гигиенический режим Организация питание Режим дня Двигательный режим Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности

Слайд 3

№ Вопросы контроля Периодичность Ответственный за проведения контроля 1 Температурный режим помещений 1 раз в месяц Заведующий, старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 2 Одежда детей и взрослых 1 раз в месяц старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 3 Режим проветривания 1 раз в месяц старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 4 Мебель и оборудование 1 раз в квартал старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 5 Освещение 1 раз в месяц старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 6 Санитарное состояние помещений и участка 1 раз в месяц Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 7 Соблюдение личной гигиены работниками детского сада Ежедневно Ст. медсестра, врач 8 Профилактический осмотр сотрудников, наличие медицинской книжки. 1 раз в квартал Заведующий, ст. медсестра 9 Соблюдение санитарно-эпидемиологических мероприятий при инфекции или эпидемии. При возникновении неблагоприятных условий Заведующий, ст. медсестра, врач Санитарно-гигиенический режим

Слайд 4

Организация питания № Вопросы контроля Периодичность Ответственные за контроль 1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кладовых, пищеблоке, группах 1 раз в неделю Заведующий, старшая медсестра, врач 2. Условия хранения и соблюдения сроков реализации продуктов питания. 1 раз в неделю Заведующий, старшая медсестра, врач 3. Качество продуктов питания Ежедневно Заведующий, старшая медсестра 4. Выполнение финансового норматива Ежедневно Заведующий, бухгалтер 5. Выполнение натуральных норм питания 1 раз в две недели Заведующий, старшая медсестра, врач 6. Нормативные показатели калорийности 1 раз в месяц Заведующий, старшая медсестра, врач 7. Закладка основных продуктов Ежедневно Сотрудники ДОУ ответственные за это мероприятие и утвержденные приказом по ДОУ 8. Бракераж готовой пищи Ежедневно Заведующий, старшая медсестра, врач

Слайд 5

Культура питания № Вопросы контроля Периодичность Ответственные 1. Режим питания В течение месяца Заведующий Зам.зав. по ВОР 2 Сервировка стола В течение месяца Заведующий Зам.зав. по ВОР 3 Подготовка к приему пищи В разные периоды (завтрак, обед, полдник) приема пищи Заведующий Зам.зав. по ВОР 4 Формирование культуры еды Заведующий Зам.зав. по ВОР 5 Роль педагога в организации Заведующий Зам.зав. по ВОР 6 Роль помощника воспитателя в организации и проведении питания детей Заведующий Зам.зав. по ВОР

Слайд 6

Режим дня № Вопросы контроля Периодичность Ответственные 1. Прием детей Ежедневно Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР, врач 2. Подготовка педагогов к работе текущего дня Ежедневно Заведующий, зам.зав.по ВОР 3. Выполнение режимных моментов в соответствии с требованиями программы, возраста, сезона 1 раз в неделю Заведующий, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра 4. Соблюдение норм учебной нагрузки на детей 1 раз в неделю Заведующий, зам.зав.по ВОР 5 Организация и проведение утренней гимнастики 1 раз в неделю Заведующий, зам.зав.по ВОР 6. Прогулка, особенности ее организации и содержания в группах разного возраста. 1 раз в неделю Заведующая, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра 7. Сон, педагогические условия организации сна. 1 раз в неделю Психолог, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра 8. Гимнастика пробуждения в системе физкультурно-оздоровительной работы группы 1 раз в неделю Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 9. Система закаливания группы 1 раз в месяц Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 10. Обучение – фактор укрепления и охраны здоровье детей 1 раз в квартал Заведующий, зам.зав.по ВОР, старшая медсестра

Слайд 7

Двигательный режим № Вопросы контроля Периодичность Ответственные 1. Двигательный режим группы; время двигательной активности в течение недели Сентябрь Апрель Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 2. Физкультурные занятия 1 раз в месяц Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 3. Подвижная игра 1 раз в месяц Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 4. Спортивные упражнения 1 раз в квартал Зам.зав.по ВОР 5. Спортивные игры 1 раз в квартал Зам.зав.по ВОР 6. Гимнастика после дневного сна 1 раз в месяц Старшая медсестра, зам.зав.по ВОР 7. Спортивный досуг 1 раз в месяц Зам.зав.по ВОР заведующая 8. Спортивный праздник 1 раз в год Зам.зав.по ВОР заведующая 9. Дни здоровья 1 раз в месяц Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра 10. Комплексная оценка двигательной активности детей в каждой возрастной группе ДОУ (время (по режиму), Объем двигательной активности (по шагомеру), интенсивность (пульсометрия) 1 раз в квартал Заведующий, зам.зав.по ВОР старшая медсестра, врач

Слайд 8

Медико-педагогический контроль может проводиться врачом или медсестрой совместно с заведующим или заместителем заведующего. Постоянного внимания требуют вопросы питания, режима дня, двигательного режима и организации учебной нагрузки в организованных формах обучения. В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль, который осуществляется медицинскими работниками ДОУ. В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду, проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.

Слайд 9

Медицинский контроль за физическим развитием детей в дошкольных учреждениях включает : Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви. Санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

Слайд 10

Главное внимание в процессе наблюдения за физическим развитием детей необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных формах деятельности. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей: Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража. Объёма двигательной деятельности детей с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности. Интенсивности двигательной деятельности детей с помощью метода пульсометрии (частота сердечных сокращений ударов в минуту) при выполнении различных видов мышечной деятельности. Объем двигательной активности по шагомеру Для достижения высокого уровня двигательной активности детей в дошкольном образовательном учреждении реализуются все формы двигательной активности : физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая, игровая деятельность. Возраст Теплое время Холодное время 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 11-12 тысяч 12,5-13,5 тысяч 14-15 тысяч 15,5-17,5 тысяч 18-20 тысяч 9-9,5 тысяч 10-10,5 тысяч 11-12 тысяч 12,5-14,5 тысяч 14,5-17,5 тысяч

Слайд 11

Карта контроля занятия по физической культуре учебный год 2014-2015 Ф.И.О. воспитателя Дубинкина М.И. Группа № 14 количество детей: 15 Начало режимного момента 9 ч. 35 мин. Окончание 10 ч. 00 мин. Дата 12.11.2014 Примечание Критерии: высокий уровень – 3 балла, достаточный уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл Характеристика условий проведения занятия 1.1. Соответствие требованиям СанПин (проветривание, достаточная освещенность, температурный режим, влажная уборка) 3 1.2. Состояние используемого оборудования 3 1.3. Соответствие одежды детей проводимому занятию 3 1.4. Соответствие деятельности занятия Сан. гигиеническим нормам 3 Характеристика деятельности педагога 2.1. Готовность педагога к занятию (план, оборудование) 3 2.2. Организация индивидуальной работы с детьми 3 2.3. Контроль за правильностью осанки детей во время занятий 3 2.4. Соответствие физической нагрузки нормам: в вводной части в основной части в заключительной части соотв. 2.5. Моторная плотность занятия 2.6. Развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание 3 2.7. Использование нетрадиционных форм проведения занятия 3 2.8. Подведение итогов занятия 3

Слайд 12

Характеристика деятельности детей на занятии 3.1. Активность детей на занятии при выполнении задания 3 3.2. Готовность детей к занятию (желание заниматься, эмоциональный настрой, комфортность) 3 3.3. Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? Вывод: Предложения и замечания: замечаний нет Подпись проверяющего: ____________________ Подпись проверяемого _______________________________________

Слайд 13

Учебный год 2014-2015 Карта контроля утренней гимнастики Дата № группы Ф.И.О. воспитателя Место проведения Соблюдение гигиенических требований Одежда детей Руководство воспитателя Форма организации гимнастики Помещение группы Спортивная площадка Физкультурный зал Влажная уборка Проветривание Температурные Показатели Спортивная Облегченная Подготовка педагога Одежда педагога Использование муз. сопровождения Комплекс ОРУ Ритмическая гимнастика Комбинированная

Слайд 14

Учебный год 2014-2015 Карта контроля прогулки Дата Группа Ф.И.О. воспитателя Педагогические требования к организации прогулки Подготовка участка к прогулке Выносной материал Одежда детей Время прогулки Самостоятельная деятельность детей Подвижные игры Трудовые поручения Наблюдение в природе Индивидуальная работа с детьми Другие формы двигательной деятельности (указать какие) Формы общения детей на прогулке Работа с ЧБ детьми Кто осуществляет контроль

Слайд 15

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям в детском саду. При этом решаются взаимосвязанные задачи – оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Слайд 16

При проведении медико-педагогического контроля наше дошкольное учреждение использует протокол ПРОТОКОЛ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ Протокол № 3 Медико-педагогическое наблюдение от «12» ноября 2014 г. Мною, медсестрою детского сада №67 проведено наблюдение на занятии физкультурой в старшей группе № 14 в количестве 15 детей. Занятие проводилось в присутствии воспитателя Дубинкиной М.И. В результате проведенного наблюдения выявлено следующее: Подготовка к занятию Занятие проводится в физкультурном зале Санитарное состояние зала Проведена влажная уборка, проветривание физкультурного зала Соответствие и опрятность физкультурной формы Все дети в спортивной форме Наличие специальной обуви Все дети в спортивной обуви Условия, в которых проходило Занятие соответствует требованиям СаНПин Соответствие места занятия количеству детей С оответствует Состояние воздуха Освещенность достаточная Наблюдения во время занятия: Занятие началось 9.35 закончилось 10.00 Наличие плана занятия у инструктора Есть, оборудование достаточное Дисциплина во время занятия Все дети дисциплинированы Имелись ли у детей признаки переутомляемости Внешних признаков утомляемости не отмечено Имели ли место во время занятия срывы. Падения, травмы Нет Общая плотность занятия: 23*100/25=92% Моторная плотность занятия: 21*100/25=84% Для наблюдения взят ребенок Шишков Серёжа, 26.08.09г Частота сердечных сокращений 100 ударов Пульс до занятия 90 уд/в минуту 1-часть Вводная часть 3 минуты ОРУ 5 минут ОД 11 минут ПИ 4 минуты 3-я часть Заключительная: С нагрузкой ребёнок справился Признаков утомляемости нет PS пришёл к N 90 ударов в минуту Замечаний по занятию нет. Медсестра МАДОУ детского сада №67 Зайцева Т.В.

Слайд 17

Для оценки правильности построения занятий, соответствия физической нагрузки функциональным возможностям детей данной возрастной группы, соответствие содержания занятий программе, уровню физической подготовленности детей используется метод индивидуального хронометража. Он включает определение времени всего занятия и отдельных его частей: вводной, основной и заключительной. При проведении хронометража отмечается рациональность использования каждой части занятия – двигательная активность. Оценка двигательной активности проводится путем вычисления общей и моторной плотности . Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%. Общая плотность = полезное время продолжительность занятия х 100 Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребёнком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженного в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 75%-80%. Моторная плотность = время движений общее время занятия х 100

Слайд 18

Для определения интенсивности мышечной нагрузки , правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали показатели частоты сердечных сокращений. При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части . Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.

Слайд 19

№ Структура занятия ЧСС 1. Вводная часть 120 ударов в минуту 2. Общеразвивающие упражнения 150 ударов в минуту 3. Основные движения 170 ударов в минуту 4. Подвижная игра 110 ударов в минуту 5. Заключительная часть 130 ударов в минуту 6. До начала занятия 90 ударов в минуту 7. Итоговые показатели 90 ударов в минуту

Слайд 20

Важным показателем является определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ Наблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления небольшая средняя Окраска кожи, лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение спокойное Значительное покраснение лица, выраженное напряжение Потливость Незначительная Выраженная потливость лица Дыхание Несколько учащенное, ровное Резко учащенное Движения Бодрые задания выполняются четко Не уверенные, не четкие появляются дополнительные движения Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от дополнительного выполнения заданий Организация работы по физическому развитию и оздоровлению не может идти сама по себе, она должна базироваться на педагогических и медицинских знаниях взаимодополняющих друг друга.

Источник

Одной из важнейших задач врача-педиатра является контроль за формированием и динамикой состояния здоровья ДиП

Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14. 03. 95 № 60 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов”

Контроль за состоянием здоровья в настоящее время проводится на основе массовых скрининг-тестов и представляет собой новый принцип организации углубленных осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов:

1 этап – обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится в основном медицинской сестрой детского учреждения; 7

2 этап – обследование детей, выполненных по скрининг-тестам, врачом детского учреждения;

3 этап – обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения (школы) на консультацию.

Данный принцип организации медосмотра обеспечивает значительное повышение роли среднего мед. персонала детского учреждения в контроле за состоянием здоровья детей, а также обеспечивает рациональное использование рабочего времени врачей и узких специалистов при дифференцированном контроле за состоянием здоровья детей.

Скрининг-программа включает в себя:

1. Анкетный тест – опрос родителей или учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений в состоянии здоровья по ведущим системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету заполняют родители, с 5 класса – сами учащиеся.

Вопросы направлены на выявление возможной патологии со стороны нервной системы – возможной патологии со стороны сердечно-сосудистой системы, – со стороны носоглотки, – органов пищеварения, – почек, – аллергии.

Результаты анкетного опроса обобщаются медсестрой, которая отмечает знаком (+) номера вопросов, на которые получен положительный ответ. После этого врач детского учреждения анализирует результаты опроса и отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после их осмотра решает вопрос о необходимости консультации узких специалистов для дополнительных обследований.

2. Индивидуальная оценка физического развития по шкалам регрессии.

3. Измерение артериального давления (у учащихся младших классов – с учетом возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонических и гипотонических состояний.

Объективизация значений артериального давления у детей 8-12 лет достигается только при использовании “возрастных” манжеток или дополнительных расчетов с поправкой на размер окружности плеча каждого ребенка, которая тесно коррелирует с массой тела. Величины поправок, стандартизованные на базе индивидуальной оценки физического развития детей, приведены в таблице:

Поправки (в мм рт. ст.) к цифрам систолического* давления, полученного при измерении стандартной манжеткой (для детей 8-12 лет с разной массой тела)

Таблица 1

|Возраст (в |Масса тела | | |

|годах) |по | | |

| |отношению к| | |

| |стандарту | | |

|8 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |

|9 |+ 10 |+ 15 |+ 5 |

|10 |+ 10 |+ 15 |0 |

|11 |+ 5 |+ 10 |0 |

|12 |+ 0 |+ 5 |0 |

|13** |0 |0 |0 |

Примечание: * – цифры диастолического давления следует рассматривать без поправок, т. к. различия в значении диастолического давления при изменении стандартной и возрастной манжетками несущественны.

** – у детей 13 лет и старше (независимо от массы тела) истинные цифры артериального давления при изменении стандартной и возрастной манжетками не отличаются.

Артериальное давление измеряется общепринятым способом – сидя, на правой руке, после 10-минутного отдыха, по методу Короткова. Для большей точности рекомендуется 3-х кратное измерение с фиксацией показателей последнего измерения.

Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью комбинированного визуального инструментального исследования.

Тест для выявления нарушений осанки. 8

Данное тестовое обследование проводится врачом детского учреждения и включает осмотр ребенка с ответом на 10 вопросов тест-карты (таблица 2).

Таблица 2

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

|1. Явное повреждение органов движения|Да Нет |

|связанное с врожденными пороками, | |

|травмой, болезнью | |

|2. Голова, шея отклонены от средней |Да Нет |

|линии: плечи, лопатки, бедра | |

|установлены несимметрично | |

|Грудная клетка “сапожника”, |Да Нет |

|“деформированная” | |

|4. Чрезмерное уменьшение или |Да Нет |

|увеличение физиологической кривизны | |

|позвоночника: шейного лордоза, | |

|грудного кифоза, поясничного лордоза | |

|5. Чрезмерное отставание лопаток |Да Нет |

|6. Чрезмерное выпячивание живота |Да Нет |

|Нарушение осей нижних конечностей |Да Нет |

|(О-образное, Х-образное) | |

|8. Неравенство треугольников талии |Да Нет |

|9. Вальгусное положение пятки или |Да Нет |

|обеих пяток | |

|10. Явное отклонение в походке |Да Нет |

Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение – руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии – это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение – руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение – руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:

· нормальная оценка – отрицательные ответы на все вопросы

· некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра – положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно

· значительное нарушение осанки – положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза.

К истинным сколиозам относятся только те, которые сопровождаются торсией, или поворотом позвоночника относительно оси, при которой остистые отростки позвонков уклоняются в ту или иную сторону от средней полоски, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.

Для более точного выявления торсии позвонков осмотр следует проводить в двух положениях: спереди и сзади.

При осмотре сзади (ребенок стоит спиной к врачу), наклоняя туловище ребенка от себя, можно выявить торсию позвоночников в грудопоясничном отделах позвоночника.

Тест для выявления плоскостопия – плантография

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского

Данный тест применяется у дошкольников в возрасте 6 лет и учащихся 11-х классов.

Обычно обследование остроты зрения, осуществляемое по специальным диагностическим таблицам Сивцева-Головина, выявляет в основном наличие уже развившейся патологии зрения. Тест А. А. Малиновского позволяет выявить детей с предрасположенностью к миопии.

Выявление предмиопии с помощью теста А. А. Малиновского включает 2 исследовательских этапа.

· определение остроты зрения (по общепринятой методике)

· выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой зрения.

Методика обследования: после определения обычным способом остроты зрения, к глазу ребенка с нормальной остротой подносится линза, сила которой соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота зрения (общепринятым способом по буквенным таблицам, ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы (каждый глаз обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы + 1,0 Д в детской оправе, с расстоянием между оптичес

Оценка результатов:

t ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10 строчку таблицы – тест отрицате

t ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9-10 строчки или вообще их различить – тест положительный (усиление возрастной рефракции – предмиопическое состояние)

Дети с предмиопией рассматриваются как “группа риска” по миопии, т. к. у них в 80 раз чаще, чем у остальных, развивается миопия. Эти дети должны направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического контроля. Обследование тестом Малиновского проводит медсестра детского учреждения. Детям с отрицательным тестом Малиновского исследование остроты зрения в школе можно проводить 1 раз в 3 года, т. е. в 4-7-10 классах. Тест для выявления нарушений цветового зрения (для школьников).

Нарушения цветоощущения играет роль при выборе профессии (шофер, аппаратчик и др.), причем, имея зачастую наследственный характер, чаще выявляются у мальчиков.

Для исследования цветового зрения используются специальные полихроматические таблицы Рабкина. В этих таблицах из кружков различных цветов, но одинаковых различают лица с нормальным цветовым зрением.

Для использования используются только I-XIII полихроматические таблицы (первая серия – основная). Исследование проводится при естественном освещении (обследуемый сидит спиной к окну, исследователь – лицом к окну). Таблицы предъявляются вертикально с расстояния 1 м по 5-6 сек. каждая.

Оценка результатов: неправильное различие даже отдельных таблиц – аномалия цветового зрения. Школьник направляется на консультацию к офтальмологу.

Исследование цветового зрения проводится в 4-м классе школы в преддверии профориентационного выбора.

Лабораторные скрининг-тесты для выявления скрининг-протеинурии и глюкозурии.

Белок и глюкоза в моче определяются медсестрой детского учреждения с помощью специальных диагностических реактивных полосок, по изменению окраски которых судят о наличии и даже ориентировочной концентрации их в моче.

Все дети со следами белка в моче направляются на дополнительное обследование для выявления причин протеинурии, а со следами глюкозы в моче на консультацию к эндокринологу.

Повышение качества и информативности медосмотров достигается также предварительным проведением всем детям лабораторных исследований: общего анализа крови и кала на яйца глистов (не более, чем за 2-3 недели до осмотра), но на сегодняшний день эти рекомендации носят лишь пожелательный характер.

В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом. Детям 8-10 лет с виде нагрузки предлагается 20 приседаний, 10-11 лет 25 приседаний, мальчикам 12-14 лет – 30 приседаний за 30 секунд.

В зависимости от характера сдвигов после функциональных проб различают благоприятную и неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы.

Благоприятной реакцией считается учащение пульса в пределах 50-70% от исходного уровня, увеличение систолического давления на 10-15 мм, умеренное увеличение пульсового давления на 20-35 мм и восстановление всех показателей в течении 2-3 минут.

Неблагоприятной реакцией считается значительное (более 70%) учащение пульса, уменьшение систолического и пульсового давления по сравнению с исходным уровнем, либо резкое увеличение систолического давления (на 25-40 мм и более) на фоне повышения диастолического, при замедленном восстановительном периоде. Снижение частоты пульса и систолического давления в период восстановления (2-3 мин. ) ниже исходных данных, также рассматривается как неблагоприятная реакция.

Источник