Мазок у ребенка 1 5 лет

В структуре гинекологических заболеваний детского возраста воспалительные поражения гениталий занимают ведущее место. Клиническое значение указанной патологии определяется не только ее частотой, но и тем, что она может явиться причиной серьезных нарушений репродуктивной системы в дальнейшем.

У девочек допубертатного «нейтрального» периода (в среднем до 10 лет) наружные половые органы и влагалище наиболее подвержены воспалительным процессам с развитием вульвитов и вагинитов. При этом самым распространенным является сочетанное поражение, трактуемое как вульвовагинит.

Сказанное определяется прежде всего физиологическими особенностями и этапностью становления биоценоза половых путей растущей девочки.

Микрофлора вульвы и влагалища девочек в норме в зависимости от возраста

Биоценоз половых путей растущей девочки изучен достаточно хорошо, что дало возможность выработать критерии для оценки его состояния в норме и при патологии. Формирование естественной микрофлоры влагалища у здоровой девочки – сложный многофакторный процесс, в основе которого лежит взаимодействие гормональной системы с иммунологическими особенностями организма. При этом доминирующее значение имеет функциональное состояние яичников, наличие лактофлоры и состояние местного иммунитета.

У новорожденной девочки влагалище стерильно, но уже через 12 часов после рождения слизистая заселяется бактериями, среди которых преобладают лактобациллы (палочка Додерлейна). Последние расщепляют гликоген влагалищного эпителия с образованием молочной кислоты, что формирует кислую реакцию влагалищной среды, которая и защищает слизистую от контаминации экзогенными микроорганизмами.

К 20–му дню жизни материнские гормоны (прогестерон, эстрогены), обеспечивающие пролиферацию вагинального эпителия и его высокую степень насыщения гликогеном, выводятся из организма. Мазок принимает атрофический характер – эпителий истончается, лактобактерии исчезают, реакция среды становится слабо–щелочной или нейтральной. При этом влагалище заселяется кокковой и бациллярной флорой.

Обследование здоровых девочек с 2–х месячного возраста до менархе показало преобладание следующих микроорганизмов:

  • эпидермальный стафилококк – 84% случаев;
  • дифтероиды (коринебактерии) – 80%;
  • бактероиды и пептококки – 76%;
  • пептострептококки – 56%;
  • эубактерии – 32%;
  • гарднерелла вагиналис – 32 % ( в школьном возрасте);
  • микоплазма – 9% (в основном до 9 лет) случаев.

Наибольшая частота вульвовагинитов приходится на «нейтральный» период и составляет, по данным различных авторов, 82–85% в структуре гинекологической заболеваемости.

После 9 лет повышается эстрогенная секреция и вновь происходят изменения во влагалищном эпителии в виде усиления пролиферации, созревания, накопления гликогена, и к 10 годам начинается заселение лактобациллами, со смещением рН среды в кислую сторону.

К 12 годам в мазке преобладает лактофлора. Повышение эстрогенной стимуляции приводит к дальнейшему созреванию эпителия, размножению лактобацилл и к 13–14 годам рН влагалищной среды становится кислой.

Частота вульвовагинитов после 10 лет снижается до 30–40%, уступая в пубертатном периоде заболеваниям, именуемым расстройствами менструальной функции.

Классификация

В основу большинства классификаций вульвовагинитов у девочек положен этиологический принцип. Наиболее удобной для использования в практической работе является классификация, приведенная в таблице 1.

Исходя из приведенных данных следует, что к основным факторам, способствующим инфицированию половых путей у девочек, следует отнести:

  • анатомо–физиологические особенности гениталий у девочек;
  • экстрагенитальные заболевания различной природы;
  • экзогенные патологические факторы.

Имеют значение неблагоприятные социально–бытовые условия, несоблюдение правил личной гигиены.

Однако ведущая роль принадлежит причинному инфекционному фактору. В большинстве случаев (в 72%) у девочек до 10 лет этиологическим фактором вульвовагинитов является бактериальная флора, представленная:

  • кишечной палочкой у 60% больных;
  • золотистым стафилококком у 21%;
  • диплококком у 11%;
  • энтерококком у 7%;
  • хламидиями у 13%;
  • анаэробной флорой – 7%.

В возрасте от 10 до 15 лет среди вульвовагинитов чаще встречаются микотические, что может быть обусловлено кислой реакцией влагалищной среды, благоприятной для грибов, а также наличием взаимосвязи с предшествующей антибактериальной терапией. Согласно литературным данным, наиболее часто встречаются:

  • грибы рода Кандида у 46,7% больных;
  • кишечная палочка у 37%;
  • стафилококки у 14,5%;
  • стрептококки у 20 %;
  • ассоциации микроорганизмов у 7%.
Читайте также:  Елка для ребенка 5 лет

Следует обратить внимание на возрастание этиологической роли стрептококковой инфекции в развитии вульвовагинитов у девочек–подростков.

Несмотря на различие этиологических факторов вульвовагинитов, клинические проявления в основном идентичны (табл. 2).

Необходимые исследования для установления и подтверждения диагноза включают как общие, так и специальные методы обследования девочек (табл. 3).

При наличии клиники вульвовагинита в мазке:

– лейкоцитов больше 15 в п/зрения;

– слущенного эпителия – много;

– флора – смешанная, кокковая, палочковая, специфическая – в значительном количестве (табл. 4).

Лечение

Лечение вульвовагинитов у девочек нередко является сложной задачей, требует комплексной терапии и предполагает дифференцированную тактику. При тяжелых проявлениях воспаления, частых рецидивах, кроме соблюдения личной гигиены и проведения местного противовоспалительного лечения, необходима терапия основного заболевания, санация очагов хронической инфекции, повышение защитных сил организма (табл. 5).

Лечение вульвовагинитов у девочек нередко является сложной задачей, требует комплексной терапии и предполагает дифференцированную тактику. При тяжелых проявлениях воспаления, частых рецидивах, кроме соблюдения личной гигиены и проведения местного противовоспалительного лечения, необходима терапия основного заболевания, санация очагов хронической инфекции, повышение защитных сил организма (табл. 5).

Местная антибиотикотерапия применяется при рецидивирующем характере течения и только при идентифицированной патогенной микрофлоре с определением ее чувствительности к антибактериальным препаратам (табл. 6). При тяжелых вульвовагинитах показано парентеральное введение антибактериальных препаратов. Учитывая частоту анаэробов, участвующих в развитии вагинитов, а также тяжесть анаэробной инфекции, многие авторы рекомендуют широкое использование в его лечении метронидазола, эффективного в отношении Trichomonas vaginalis, бактероидов, фузобактерий. При наружном применении препарат обладает также антиоксидантным и противовоспалительным дерматопротективным действием. Метронидазол действует синергически с другими антибиотиками. Внутрь детям старше 15 лет назначают по 250–500 мг 2–3 раза в сут. Детям до 15 лет назначают в дозе 20–40 мг/кг в сут., в 3 приема. Свечи и вагинальные таблетки назначают по 1 шт. (500 мг) на ночь. Внутривенное введение показано при тяжелом течении инфекций, а также при отсутствии возможности приема препарата внутрь. Для детей старше 12 лет разовая доза при внутривенной инфузии составляет 500 мг, интервал между введениями 8 ч. Длительность курсов лечения и частота их проведения определяются индивидуально.

На заключительном этапе этиотропного лечения с целью коррекции вагинальных дисбиотических процессов применяются местно и энтерально такие препараты, как, бифидумбактерии, лактобактерин, биовестин–лакто.

Лечение микотического вульвовагинита у девочек

Микотический вульвовагинит в большинстве случаев является частным проявлением кандидоза, развитию которого способствуют тяжелые соматические и инфекционные заболевания, нарушение обмена, гиповитаминозы, нерациональное использование антибиотиков широкого спектра действия, иммунодефицитные состояния. В связи с этим обязательным условием эффективного лечения кандидоза гениталий является сведение к минимуму или устранение указанных факторов, что достигается:

1) лечением основного заболевания;

2) диетотерапией с ограничением продуктов, богатых углеводами;

3) витаминотерапией и иммунокорригирующими средствами;

4) десенсибилизирующей терапией.

Особенностью кандидозного вульвовагинита является упорное течение, склонность к рецидивированию. Поэтому специфическое лечение, как правило, должно быть длительным, курсовым. Количество курсов – не менее 2–3, перерыв между курсами 7–10 дней.

При микотическом поражении гениталий у девочек нередко возникают ассоциации с бактериями, простейшими. В этих случаях целесообразно применение препаратов, обладающих не только антимикотической активностью, но и проявляющих антибактериальное воздействие на грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы, а также имеющих антипаразитарное действие (табл. 7, 8).

К таким препаратам (из указанных выше) относятся:

Изоконазол – активен в отношении дрожжеподобных грибов, грамположительных микробов (стафилококки, микрококки, стрептококки).

– активен в отношении дрожжеподобных грибов, грамположительных микробов (стафилококки, микрококки, стрептококки).

Читайте также:  Ребенок 5 лет тошнит рвет

Миконазол – выражена активность в отношении грибов рода Кандида и грамположительной микрофлоры

Сангвиритрин – обладает широким спектром антимикотической и антимикробной активности, действуя на грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы. Активен в отношении антибиотикорезистентных штаммов микробов.

В последние годы стали применяться комбинированные препараты для лечения микотических и смешанных вульвовагинитов. Литературные данные свидетельствуют об их высокой эффективности, позволяющей добиться полного клинического и микробиологического выздоровления при отсутствии побочных реакций. В то же время сведений о применении комбинированных препаратов в педиатрической практике фактически нет, имеются лишь отдельные наблюдения.

В перерывах между курсами специфической антимикотической местной терапии проводят неспецифическую терапию широко известными средствами:

  • 2% раствором соды;
  • 20% раствором буры в глицерине;
  • жидкостью Кастеллани;
  • 1% раствором йодинола;
  • генциан–виолетом 1:5000;
  • основным фуксином 1:5000.

Вышеперечисленные средства способствуют удалению мицелия гриба, нарушают процесс прикрепления гриба к слизистым, тормозят его размножение.

Эффективность лечения микотического вульвита увеличивается при сочетанном применении антимикотических средств местно и энтерально. Общее лечение становится обязательным при неэффективности местного, в частности, при рецидивировании процесса и его генерализации.

Кетоконазол – высокоэффективный антимикотический препарат. Однако при лечении возможны серьезные побочные реакции, обладает кумулятивным эффектом. В связи с этим применение препарата ограничено.

Натамицин – малотоксичен, к нему чувствительны большинство патогенных дрожжеподобных грибов, особенно Candida albicans. По данным сотрудников кафедры педиатрии РМАПО, препарат эффективен, хорошо переносится больными, в т.ч. детьми первого года жизни, побочных реакций не отмечено.

С целью восстановления биоценоза влагалища и коррекции местного иммунитета после проведенной комплексной терапии микотического вульвовагинита целесообразно назначение эубиотиков (ацилакт, лактобактерин и др.) в свечах ректально и вагинально.

Исходя из вышеизложенного, тактика лечения вульвовагинитов у девочек должна быть строго дифференцирована и определяться как этиологическим фактором, так и состоянием макроорганизма в целом. Внедрение в практику современных антибактериальных и антимикотических препаратов позволяет не только повысить эффективность терапии воспалительных заболеваний гениталий у девочек, но и снизить число рецидивов, профилактировать хронизацию процесса, избежать отдаленных последствий перенесенного воспаления гениталий.

Литература:

1. Кохреидзе Н.А., Кравченко М.Е.. Становление вагинальной микрофлоры в возрастном аспекте // Ж. Детская больница, 2002, 3: 45–47.

2. Буданов П.В., Баев О.Р. Диагностика и варианты комплексного нарушения микроценоза влагалища // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, 2002; т.1, 2: 73–76.

3. Лебедев В.А., Давыдов А.И. Урогенитальный хламидиоз // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, 2002; т.1, 2: 25–30.

4. Коколина В.Ф., Бижанова Д.А. Диагностика и лечение вульвовагинитов // Ж. Педиатрия, 1993№ 6: 57–59.

5. Коколина В.Ф., Зубакова О.В. Диагностика и лечение урогенитальных инфекций в гинекологии детского и подросткового возраста. Методическое пособие. М. 1998.

6. Кобозева Н.В., Кузнецова М.Н., Гуркин Ю.А. Гинекология детей и подростков // Ленинград «Медицина». 1988, 126–146.

7. Кулаков В.И., Прилепская В.Н. Практическая гинекология // Москва, 2001, 177–253.

8. Серов В.Н. с соавт. Значение генитальных инфекций в формировании распространенных гинекологичесих заболеваний и их современное лечение // Информационное письмо, Москва, 1997.

Источник

Самым простым способом установления возбудителя заболевания является мазок из зева и носа. Специальным стерильным ватным тампоном с поверхности миндалин, небных дужек и слизистой оболочки носовых пазух забирается секрет, помещается в асептическую тару и отправляется в лабораторию. Там различными методами исследуют забранный материал, выделяя патогенного возбудителя, затем, при необходимости, подбирают антибиотик для лечения.

Когда назначается?

Анализ мазок у детей используется для дифференциальной диагностики заболеваний. Отправить на исследование врач может при подозрении:

  • стрептококковой ангины;
  • дифтерии;
  • коклюша;
  • менингококковой инфекции;
  • мононуклеоза;
  • золотистого стафилококка.

Материал из зева и носового хода исследуют для подтверждения аллергической природы какого-либо заболевания. Также в лабораторию могут направить анализ для подтверждения или опровержения носительства определенного микроорганизма.

Читайте также:  Танакан ребенок 5 лет

Алгоритм забора

Для того, чтобы анализ оказался достоверным, нужно правильно к нему подготовиться. Если нужна какая-либо специфическая подготовка, доктор обязательно про нее расскажет. В противном случае, нужно придерживаться общих рекомендаций.

Подготовка

Несоблюдение перечисленных пунктов может дать ложноположительный или ложноотрицательный результаты:

  • За 6-14 суток до сдачи анализа прекращается прием антибиотиков;
  • За 5-7 суток прекращается использование местных лекарственных средств (антисептиков, жидкостей для ополаскивания, мазей, гелей);
  • Непосредственно в день сдачи анализа нельзя чистить зубы, употреблять пищу;
  • Рекомендуется воздержаться от использования жевательных резинок и освежителей для полости рта.

Если все правила соблюдены, то остальное зависит только от правильности алгоритма забора мазка.

Из зева

Процесс забора мазка из зева полностью безболезненный, но раздражение структур глотки может вызвать неприятный рвотный рефлекс у ребенка. Пациент усаживается на кушетку, запрокидывает голову назад открывает рот. Медицинская сестра шпателем фиксирует язык, стерильным ватным тампоном на длинной палочке забирает секрет и эпителий с миндалин. Далее тампон помещается в пробирку со специальной жидкостью. Она нужна для предотвращения преждевременной гибели бактерий. В течении двух часов забранный материал отправляется в лабораторию.

Из носа

Перед процедурой забора мазка из носа при необходимости удаляется скопившаяся слизь. Пациента усаживают, запрокидывают голову, чтобы улучшить обзор носового хода. Кожа носа обрабатывается антисептиком. Поочередно в каждую ноздрю вводится тампон и прокручивается, для лучшего контакта со слизистой. Далее все происходит так же, как и при заборе мазка из ротоглотки.

Результаты

Забранный материал наносится на предметное стеклышко, окрашивается специальным красителем и фиксируется. Наиболее популярна в лабораториях окраска по Граму. Она помогает выявить на этапе микроскопирования особенности строения клеточной стенки бактерий. Дифференцируют так называемые грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы.

Для лучшего обзора на стекло наносится капля иммерсионного масла. Далее врач-лаборант с помощью микроскопа изучает мазок. Любое дальнейшее исследование материала проводится на основе полученных при микроскопировании данных. Изучают размер, цвет, расположение бактерий в мазке, способность к передвижению.

Посев

Суть посева заключается в том, что выделенные микроорганизмы помещаются на питательную среду. В зависимости от ожидаемых результатов, используют красный кровяной агар, среду Сабуро, среду Эндо, шоколадный агар и другие.

  1. Чашки Петри с субстратом до засева флоры должны быть полностью стерильны.
  2. Засеянный агар помещается в термостат на несколько дней. В термостате круглосуточно поддерживается температура, близкая к температуре тела человека.
  3. После прорастания на питательном материале колоний бактерий, они снова забираются на микроскопическое исследование.
  4. Медработником описывается интенсивность и характер роста колонии бактерий, а также высеянные микроорганизмы.
  5. Все данные записываются в бланк для лечащего врача.
  6. При необходимости, проводят анализ на антибиотикорезистентность.

Помимо роста на стерильной среде, бактерии помещают на среду с различными классами антибиотиков. При отсутствии роста на таком материале, бактерия считается чувствительной к терапии данным классом лекарственных препаратов. При незначительном росте, считают частично резистентной. При активном прорастании колоний – абсолютно резистентной. Лечение такими препаратами не приведут к выздоровлению, а только усугубят течение заболевания.

Расшифровка

Если патологические микроорганизмы не выявлены, то результат анализа является отрицательным. При таком раскладе терапевту следует искать причину заболевания среди вирусов. Или же это может быть проявлением аллергической реакции организма на чужеродные антигены.

Положительный результат подразумевает наличие в мазке патогенной микрофлоры. Согласно виду обнаруженной бактерии устанавливается окончательный диагноз и подбирается оптимальное лечение.

При проявлении первых симптомов заболевания у ребенка, важно вовремя обратиться к своему лечащему врачу. Самолечение может привести к усугублению течения болезни, а время, так важное для быстрейшего выздоровления без последствий, уже будет потеряно.

Источник