Материалы для развития ребенка самим

Материалы для развития ребенка самим thumbnail

06.02.2020

Чем занять детей дома, в дороге, на улице

Мы живем в удивительное время, когда есть все, чтобы развивать ребенка правильно быстро и интересно. В магазине можно купить любую развивающую игру для моторики, памяти, логики, речи итд. Но! Дорогие мамочки, более половины этих игр вы можете сделать своими руками. При этом, на одну развашку у вас уйдет не более 20-30 минут, а иногда и 5-10 минут. Более того! Мы собрали коллекцию игр-развивашек для малышей 2-3 лет, 4-5 лет. Все они выглядят очень ярко, красочно и интересны детям. Можете смастерить их с ребенком в качестве поделки, а потом играть многие месяцы. Тем самым вы проведете время весело, разовьете новые навыки и сэкономите бюджет на игрушках!

Многие игры-развивашки, кстати, намного интереснее магазинных, делаются из простых материалов и нравятся детям гораздо больше! 

Интересных познавательных игр вашему ребенку!

Игры-развивашки для детей 2-3 и 3-4 лет, сделанные своими руками

Коллекция развивашек для развития мелкой моторики

1. Игра своими руками для детей из коробки и трубочек

Очень легко сделать своими руками за 10-20 минут.

Материалы: коробка из-под обуви и набор трубочек.

Сделайте отверстия на дне коробки и раскрасьте их разноцветными маркерами по цвету трубочек.

Готово! Развивашка для малышей готова! Ребенок будет с удовольствием играть каждый день по 20-40 минут в день, развивать мелкую моторику, запоминать цвета и знакомиться с новыми предметами.

2. Игра-развивашка для малышей 3-4 лет

Легко сделать своими руками.

Материалы: разноцветные крышки от бутылок и карточки.

Сделайте карточки с кружочками определенных цветов. Теперь на каждой карточке нужно разложить крышки по цвету. Если у вас 2 ребенка, играйте на время и обязательно поощряйте выигравшего и поддерживайте проигравшего малыша.

3. Развивашка для малышей 2-4 лет своими руками

Время на изготовление – 10-15 минут. 

Материалы: цветная бумага, альбомные листы, клей, канцтовары.

Нарисуйте или наклейте кружочки разных цветов на бумажном листе. Сделайте полоски из бумаги разных цветов. Готово! Дети должны наклеить концы полосок в кружки, подходящие по цвету.

4. Игрушка Лабиринт для развития моторики

На листе А4 или картоне нарисуйте или наклете лабиринт. Раскрасьте. Теперь ребенок своими пальчиками должен дойти до конца лабиринта. Дети очень любят эту игру!

5. Игра для малышей из трубочек

Материалы: трубочки и основание от рулона туалетной бумаги.

На основании валика туалетной бумаги сделайте кружочки по размеру трубочек. Готово! Получается за 7-10 минут! Теперь малыш должен вставить трубочки от отверстия валика. Развиваем мелкую моторику и учим цвета.

5. Игра своими руками из прищепок и коробки

Сегодня строим домик из прищепок. Каждая стена должна быть определенного цвета. Ребенок должен прицепить прищепки по сторонам коробок определенных цветов. Развиваем внимательность, логику, мелкую моторику и хорошо проводим время!

6. Развивашки с палочками, повтори рисунок

Нарисуйте на бумаге образцы, что должен сложить ребенок из палочек. Игра развивает не только подвижность пальчиков, но и логическое мышление.

6. Игра настолка своими руками “Лабиринт”

Сделайте лабиринт из материала или бумаги, как показано на рисунке. Можете, кстати, нарисовать лабирит самостоятельно яркими красками или фломастерами. А теперь малыш должен провести через этот лабиринт шарик, мелкую игрушку, пуговку. Очень увлекательная развивашка на моторику, логику, мыслительный процесс.

8. Самодельная игра-развивашка из макарон-трубочек

Простая игра, когда не знаешь чем занять ребенка. Наклейте на листе крупные макароны и провденьте веревочку. Ребенок должен вдеть шнурок в макароны, чтобы получился красивый рисунок. Можете заранее нарисовать схему для малыша, по которой нужно вдевать шнурок. Эта игра веселая, займет малыша более, чем на 20 мин. Развивает логику, мелкую моторику, хватательный навык.

9. Развивашка на моторику пальчиков для малышей

Сделайте аппликацию божьей коровки или яблочка, как показано на рисунке. Наклейте к изображению пробки как на фото. Теперь малыш должен украсить фото, провдев шнурок в эти пробки-завитушки.

10. Игра-развивашка для детей 3, 4, 5 лет на изучение букв.

Сделайте обозначение букв на прищепказ и коробке, как показано на фото. А теперь ребенок будет искать соответсвие букв на коробке среди прищепок. Когда он найдет нужную букву, пусть он назовет ее. Вы также можете использовать эту развивашку на изучение слогов. Напишите на коробке слоги и малыш будет искать нужные буквы и читать слоги.

Подвижные развивашки для детей 3-4, 5-6 лет

11. Подвижная развивашка “Разложи игрушки в круги”

Дети должны на время, кто быстрее разложить предметы по кружочкам на полу. Это могут быть круги, нарисованный или наклеенные из ленты овалы. Эти игры подойдут для проведения конкурсов на детском дне рождении.

12. Подвижная игра-развивашка “Следы”

Детям очень нравится подвижные игры, поэтому вы можете сделать- вырезать разноцветные следы и наложить их на полу или на земле на улице. Ребенок должен повторить то, что указано на следах. Веселая игра на развитие подвижности и мышления.

13. Подвижная разввашка “Закинь кольцо”

13. Подвижная игра-развивашка “Разложи предметы по цвету”.

Подготовьте игру, как показано на рисунке. Теперь ребенок должен разложить предметы по разноцветным квадратам в соответствии с цветом. Интересная инра на изучение цветов.

14. Игра-развивашка с кубиком

Нарисуйте классики на полу или на земле. У каждого ребенка должна быть своя дорожка. Теперь бросайте кубик и по выпавшему на кубе фигуре, ребенок должен передвигаться по совей полосе.

Игры развивашки на развитие мышления и моторики рук

15. Развивашка своими руками “Пожиратель пробок”

16. Развивашка “Разложи семечки на арбузики”

Сделайте кусочки арбуза, как показано на фото. Теперь ребенок должен разложить семечки по определенному количеству. В этой игре дети быстро учатся считать.

17. Развивашка “Ладошки” Учимся считать.”

Кидайте кубик и послу числа на стороне куба, загибайте пальчики у ладошки.

18. Игра-развивашка своими руками “Найди соответствие и разложи по рисунку”

19. Развивашка “Делаем лицо. Нвйди соответствие”

20. Развивашка “Лепим из пластилина жучков”

21. Развивашка “Учим буквы и ищем соответствие”

23. Игрушка-развивайка “Книжка для мелкой моторики” своими руками

Сейчас продают много развивающих досок для мелкой моторики. Но, дорогие мамы, вы можете смастерить такую самостоятельно, как показано на рисунке. Время конечно, придется потратить побольше, несколько часов. Но ваш ребенок будет с удовольствием играть много месяцев и развивать моторику, мышление и речь!

Как играть с ребенком в развивающие игры

Сделайте это привычкой. Наверняка, днем до обеда, у вас есть время, 1-2 часа. Играйте в подобные игры каждый день, чтобы сформировалась привычка. Можете каждый день делать новую игру, а через какое-то время повторять игры.

Источник

Как уже было сказано в одной из предыдущих статей, я очень люблю всякие развивашки. Когда росла первая дочь, я использовала почти все (если не все) методики в той или иной степени. Соглашалась не со всеми авторами развивающих методик, т. к. зачастую в своей работе они затрагивали не разностороннее развитие, а шли по узкой “стезе”, а я пыталась объединить множество методик в одной. Например, одна из развивающих методик учила читать детей “с пеленок”, другая делала акцент на музыкальном развитии ребенка, третья – на сенсорном развитии. Какие из авторских методик больше подойдут ребенку? У меня подрастает вторая дочь, и для меня эта тема актуальна, как никогда!

Пару слов о том, что такое раннее развитие. Говоря простыми словами, это опережающее обучение по развивающим методикам “читать, быстрее, чем ходить”, “математика с пеленок”). Я это определение не совсем приемлю, потому что считаю, что всему свое время. Но и сидеть сложа руки, и ждать когда твой трехлетний малыш заговорит, я не собиралась однозначно. Чуть позже объясню, почему. Итак, развивающие методики – какие они?

Первая и самая популярная методика, знакомая наверное всем мамам – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ. Ключевая фраза: “Помоги мне сделать это самому”. Для какого возраста: 1,5-7 лет.

В чем суть: развитие ребенка происходит благодаря развивающий среде. Для этого все развивающие материалы должны быть в свободном доступе, чтобы ребенок сам мог выбрать, чем ему заняться. Взрослый при этом – активный наблюдатель. Если ребенок столкнулся с игрой впервые, задача взрослого – помочь ему разобраться в ней, чтобы в дальнейшем ребенок сам продолжил игру методом проб и ошибок. По завершении игры задача ребенка – убрать материалы игры на место (не каждый ребенок это сделает, ведь так?). Нужно четко следить за интересами ребенка, чтобы вовремя дополнить развивающую среду необходимым материалом.

Необходимый материал: развивающая методика осноыана на специальноподобранной дидактический среде, которая требует немалые денежных вложений. Игр и игрушек много, и все они стоят немалых денег. Но тут есть один плюс: большинство последователей этой методики делают все своими руками и прибегают к помощи подручных средств. Минус этой методики: не учитывается физическое, эмоциональное и творческое развитие малыша. Так же здесь нет места ролевые играм. И это существенный пробел!

Учет особенностей: эта методика подойдет усидчивым детям, склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. Старшая дочь неусидчива, поэтому покопавшись в материалах методики, делала несколько игр своими руками, хватало их ненадолго, но дочь можно было заинтересовать.

Вывод: методику Монтессори можно адаптировать.Не обязательно заполнять разыивающую среду одними игрушками Монтессори, у нас это обычные игрушки, развивающие в том числе, все они в свободном доступе. Приучить ребенка складывать все на место сложно, но можно. И, как видите, не всем деткам эта методика подходит, не все детки усидчивы.

КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО

Эта методика мля самая любимая, так как с нее и начиналось наше знакомство с развивающими методиками. И дочке она подходила. Ключевая фраза: “В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше”.

Что развивает: интенсивное интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.

В чем суть: эта методика ставит своей задачей познакомить ребенка с множеством обобщенных по разделам понятий (животные, города, транспорт, птицы и т.д.). Автор методики Глен Доман предлагает несколько раз в день показывать в быстром темпе ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. Но карточки нельзя давать ребенку в руки, т. к. он может утратитъ к ним интерес. Подборка карточек должна постоянно обновляться. Мы кстати этого правила не придерживалась, и дочка могла сама изучать карточки при мне. Считается, что дети должны познавать мир всеми органами чувств, а в этой методике это не учитывается. И минус сей методики еще в том, что из-за пассивного способа обучения, у ребенка притупляется любознательность и инициативность. Ребенок быстро запоминает материал, но так же быстро его забывает, не имея возможности применять полученные знания на практике. К тому же обилие информации может перегрузить нервную систему ребенка.

Вывод: эту методику тоже можно адаптировать на свое усмотрение. Например, мы с дочкой просматривала картинки в спокойном темпе, я рассказывала ей по картинке. В дальнейшем дочь сама доставала карточки, раскладывала их на полу, смотрела, называла картинки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН

Это адаптированная методика Домена, немного получше “первоосновы”, так как в ней присутствует занимательность и эмоциональность.

Ключевая фраза: “Обучение должно приносить радость малышу и родителям”.

Что развивает: двигательную активность, речь, чтение, иностранные языки, логика, география, история искусства и рисование, музыка, спорт.

Необходимый материал:  автор методики считала, что с ребенком надо быть «на одной волне”. Ею была разработана система игровых упражнений, которые позволяют разносторонне развивать детей. Кстати, о своей методике Сесиль Лупан написала в своей книге “Поверь в свое дитя”, которую я с превеликим удовольствием прочитала, и из которой почерпнула много нового, и узнала о новых играх с дочкой. Эта методика нам подходила как нельзя лучше, мне просто хотелось помочь развиваться своему ребенку не в ускоренном темпе, и не по одному направлению, о чем в этой методике и было заявлено.

Вывод: по поводу адаптированности данной методики Сесиль Лупан сама дает совет, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные автором, т.к. то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другог. Золотые слова!

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Ключевая фраза: “Познакомить ребенка сразу со всеми складами русского языка”. Склад – это комбинация из согласной и гласной букв, и так же любая одиночная буква. (ла-м-па – 3 склада, э-к-ра-н – 4 склада).

Что развивает: обучение чтению и счету.

Необходимый материал:  кубики Зайцева (они все разные – по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И начать заниматься с ребенком. При этом ребенок не знает букв, и составляет знакомые слова типа мама, дом. А уже только потом учиться их читать, вернее пропевать, т. к. это гораздо эффективнее. Честно говоря, эта методика не нашла отклика в моей душе. Я искренне не понимаю, для чего так издеваться над ребенком. Да, развитие ребенка хорошо, когда оно логично! В школе у таких детей могут быть проблемы с переучиванием из “склада” в “слог”, да и с написанием слов возникнет немало споров. Я не враг своему ребенку, и учить читать ее буду по старинке, и не с 2х лет, а ближе к 5.

Вывод: адаптировать эту методику не получится. Если только построить из кубиков башенки. Не увидела в методике о раннем обучении чтению ничего полезного для ребенка. Как ее ни крути, она требует колоссальных поправок.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ

О, эти песни мы с дочкой любили! Здесь все просто: методика подразумевает собой раннее музыкальное развитие, которое называется “Музыка с мамой”. Очень много песенок: и колыбельные, и потешки, и пальчиковые игры, и подвижные игры, и игровые массажи и мн. др. Данная методика понравилась нам во всем: уж петь и плясать детки любят все! И музыкальное развитие уж точно никому не повредит.

СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА

Автор методики разработал конструкторы и головоломки, и придумал к ним сюжеты. Это очень логично: ребенок не просто играет, а помогает сказочному персонажу.

Данная методика развивает конструкторские способности, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивнивать и сопоставлять.

Игры Воскобовича стоят недешево, но при желании можно купить несколько. Одной игры вашему ребенку хватит надолго,так как пособия имеют несколько уровней сложности, позволяя ребенку постепенно усложнять ход игры.

Игры Воскобовича очень занимательны и интересны, но не всем по карману. Я старалась сделать несколько игр сама, пусть ненадолго, но ребенок увлекся.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ

Авторы – родители семерых детей – создали свою методику на основе естественного развития, она включает в себя и формирование творческих способностей, трудовых навыков и развитие природных данных.

Ключевая фраза: “Играть вместе с детьми”.

В чем суть: В методике представлен ряд игр, которые направлены на развитие логики и творчества. Родители являются активными партнерами по игре, помогают ребенку соблюдать правила, одно их которых – ребенок должен сам разобраться в игре от начала до конца. Играть в эти игры можно и нужно всей семьей.

Необходимый материал: игры по методике придется приобрести.

Вывод: адаптировать методику под себя не представляет сложности, и если вам и вашему ребенку она подходит, смело можете заниматься.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Данная методика представляет собой 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета.

В чем суть: выполняя с блоками разнообразные предметные действия, дети развивают логическое мышление, творческие способности, память, внимание и воображение. В комплекте идут методические указания с играми.

Играть можно с детьми от 3 до 7 лет, но некоторые родители начинают заниматься в более раннем возрасте.

Вывод: адаптировать эту систему не получится, так как блоки всегда идут оригинальными, без возможности создания своими руками. Нам методика не подходила, поэтому конструкторские навыки моя дочь освоила по совсем другим игрушкам.

ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

В чем суть: палочки Кюизенера – это четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше число обозначается палочка, тем больше длина палочки. С помощью этих палочек у детей формируется понятия формы, цвета, размера, состава числа и многое другое, так или иначе имеющее отношение к математической составляющей.

Вывод: мы эту методику не использовали, а счет, форму и цвет предмета учили с дочкой всеми возможными способами: считали ступеньки, кубики, игрушки, цвет и форму изучали по специальным книжкам.

КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»

А с этой методики и началось наше знакомство с системами раннего развития. К сожалению, о методике я узнала,когда дочке был уже год. Хотя комплект книг от 0 до года мы стали использовать попозже.

В чем суть: методика состоит из 12 книг на каждый возраст (от рождения до поступления в школу). Эти пособия содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.

Что развивает: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. Тематика и содержание книг меняются в зависимости от возраста ребенка. На каждый возраст – свой цвет, 7 лет и 7 цветов радуги. Каждый год связан с цветным гномом. От рождения до года – фиолетовый гномик, предложит малышу рассмотреть картинки, послушать потешки. От года до 2 лет – синий гномик познакомиться с новыми словами, дети порисуют и полепят. Голубой Гномик – позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик – 3-4-летним, Желтый Гномик – 4-5-летним, Оранжевый Гномик – 5-6-летним, Красный Гномик – 6-7-летним. Чем старше ваш ребенок, тем интереснее и обширнее будут становится занятия.

Необходимый материал: пособия “Школы Семи Гномов”. Я для начала приобрела парочку пособий от 0 до 1 года, на мой взгляд самые нужные. Не стала брать все, т.к. большинство тем дочь уже знала по другим занятиям. И парочку пособий с 1 года до 2 лет.

В каждой книге этой методики есть так называемая родительская страничка, на которой объясняется, как работать с книгой, и, что немаловажно, рассказываются возрастные особенности развития ребенка. В принципе, даже если не читать родительскую страничку, заниматься с ребенком вы сможете. Это просто. К тому же каждое пособие имеет вкладку с картонной игрой.

Вывод: пособия школы 7 гномов я брала как основу, чтобы знать,чему я должна научить ребенка. Конечно, это не значит, что малыш должен знать только то, что предлагается в книге. Поэтому мы иногда прибегали к их помощи, но заниматься любили и по другим источникам.

Рисовать и лепить с помощью пособий ШСГ дочке очень нравилось. Все ярко, доступно для понимания малыша.

Какой итог можно сделать из всей статьи? Мы использовали адаптированные карточки Домана, песни Железновых и школу 7 гномов как взаимодополняющие методики. Останавливаться на какой-то одной считаю нелогично. Я не хотела научить ребенка читать и считать в 1 год, тем более обучить английскому языку с пеленок; моей целью было лишь развитие ребенка как личности, расширение кругозора дочки. Благодаря этим методикам мы с дочкой добились поставленной цели: в 2 года малышка декламировала большие стихи (Тараканище, Кошкин дом, Айболит и др.), танцевала и подпевала песенкам Железновых, а карточки помогли обогатить ее представления об окружающем мире.

А какими методиккми раннего развития увлекалась Вы или Ваши знакомые? Как развивали своих малышей? Пишите в комментариях.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!

Источник