Материал к для диагностики речевого развития ребенка

В данном разделе представлена подборка методической литературы и наглядного материала для обследования речи детей разного возраста.
Вся информация представлена для ознакомления, авторские права принадлежат авторам.
Перечень материалов:
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.
2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.
3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей
5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.
7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста.
20. Мазанова Е. В. Обследование речи детей: методические указания и картинный материал
21. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения
22. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи
23. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
24. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями
25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму.
26. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
27. Ткаченко Т.А. – Альбом индивидуального обследования дошкольника.
28. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста.
29. Зайцева Е. С. Шептунова В. К. Тестовая методика обследования речи детей 4-7 лет.

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

В данном пособии представлена система обследования детей с речевыми нарушениями. В основу логопедического обследования положены общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем должно иметь свое специфическое содержание, на¬правленное на анализ речевого нарушения.
Для каждой методики обследования разработана таб¬лица, в которую можно занести результаты, а также уровни развития данной функции у детей. Фиксация результатов обследования в таблицах может существенно упростить отчетность логопеда, а также прослеживать динамику коррекционной работы. А представленный уровневый подход к диагностике речевого недоразвития может значительно облегчить сам механизм обследования-дования детей и постановку логопедического заключения. Педагог, используя балльную систему оценки ре¬зультатов обследования, может обоснованно написать заключение, а также в дальнейшем проследить результаты коррекционной работы.

2. Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1.Диагностический комплект
Диагностический комплект предлагает материал для логопедического обследования младших школьников с нарушениями письменной речи. Материалы могут быть использованы для коррекции нарушений устной и письменной речи. Рекомендуется при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи, при коррекции общего недоразвития речи.
Методика исследования предполагает:
ЧАСТЬ 1. СЛОВАРЬ
ЧАСТЬ 2. ГРАММАТИКА
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО
В комплект входят методические рекомендации к иллюстрациям.

3. Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования речи.
Логопедические карточки-1
для обследования звукопроизношения и слогового состава слов.
При помощи данного пособия можно проверить и обнаружить нарушения в звукопроизношении ребенка.
Комплект содержит 120 карточек-рисунков (на каждом листе по 4 карточки- рисунка) по группам звуков [с], [с’]; [з], [з*]; [ц], [ж], [ч], [ш], [щ]; [л], [л’], [р], [р’], [й] с разным слоговым составом (один, два, три, четыре слога). Это дает возможность проводить работу с детьми разного возраста и уровня развития речи, постепенно усложняя задания. С помощью карточек-рисунков вы смо¬жете обогатить пассивный и активный словарь детей, развить их внимание, зрительную и речевую память.
Для того чтобы заинтересовать детей, предлагаются различные языковые игры. Кроме того, в пособии представлены народные загадки, в словах-ответах которых есть необходимый звук.
Логопедические карточки-2
для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Наглядный материал пособия «Логопедические карточки-2» предназначен для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Комплект содержит 60 карточек-рисунков и методические рекомендации.

4. Бессонова Т.П, Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей

«Дидактический материала по обследованию речи детей», посвящен изучению лексического запаса, грамматического строя связной речи, а так¬же навыков письма и чтения. Пособие базируется на реко¬мендациях, опубликованных в книге «Методы обследования речи детей» под общей редакцией И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной (М., 1992 г.).
Весь языковой материал, в зависимости от уровня его
лингвистической сложности и сроков появления в речи де¬тей, распределен по трем группам: А, Б, В.

5. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
В пособии представлены мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей раз¬вития, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Мин¬обрнауки РФ № 655 от 23,11.2009 г., вступил в действие 16.03.2010 г.). Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ре¬бенка, стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состоя¬ния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.
Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и рече¬вое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и рече¬вые психические функции». Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:
• планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);
• комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическим материалам Н.В. Нищевой:
а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ¬СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

6. Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.

1. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)
2. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.
Картинный материал позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольника от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В пособии представлены методика проведения обследования и необходимые для этого предметные и сюжетные картинки.

7. Волкова Г.А. “Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи”
В пособии представлены схемы обследования детей с такими нарушениями речи, как дислалия, дизартрия, алалия и заикание. Приведены примеры логопедических заключений (диагнозов) и схемы анализа логопедических занятий.

8. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
В логопедическом пособии Профессора Г.А. Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учётом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. Наглядный материал соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

9. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Совместно с данным пособием рекомендуется использовать «О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет»

10. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. Настоящее пособие содержит разнообразные картинные задания, необходимые для обследования произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Это поможет специалистам квалифицированно оценить состояние звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста. Однако методические возможности данного иллюстративного материала значительно шире: с помощью картинок можно работать над формированием слоговой структуры, развитием словаря и правильным грамматическим оформлением детских высказываний.
Рекомендуется использовать стимульный материал совместно с методическим пособием О.Е.Громовой и Г.Н.Соломатиной “Логопедическое обследование детей 2-4 лет”, в котором впервые представлена целостная система обследования и описания звуковой стороны речи ребенка с использованием международного фонетического алфавита (МФА).

11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений.
Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

12. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
Представленная в пособии методика тестовой диагностики речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с тяжелыми нарушениями речи поможет выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

13. Кирьянова Р.А. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
В книге даны методические рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи.
Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального и медицинского обследования детей.
Представлен календарный план подгрупповой и индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми разного уровня интеллектуального и речевого развития: низкого, среднего и высокого.
Автор предлагает использовать результаты обследования детей не только в планировании, но и в комплектовании подгрупп, определении временной нагрузки, создании условий для успешной реализации общеобразовательной и коррекционной программ, создании предметно-развивающей среды, в работе с родителями.

14. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет.
В книге представлены схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывается методика исследования речевых и неречевых функций. В качестве дополнительного диагностического материала для получения информации о развитии мелкой моторики, психических функций, фонематических представлений, об умении ориентироваться на листе бумаги предлагается использовать продукты детского творчества. Игры, задания, упражнения, иллюстрации подобраны в книге с учётом возраста и структуры речевого дефекта ребёнка, а также с учётом постепенного усложнения материала. Даны примерные формулировки логопедического заключения.

15. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.

16. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР.
В книге представлен картинный материал для обследования речи детей с ЗПР. Дан картинный материал на обследование произношения слов, предложений, грамматических конструкций. Является дополнением к пособию «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития (Коненкова И. Д.)».

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
В пособии представлены: план обследования звукопроизношения, практический словесный и картинный материал для его проведения.
Пособие издано компактно для удобного использования во внестационарных условиях. В нем представлен достаточный словесный и картинный материал для предварительного обследования и анализа: общей картины звукопроизношения, состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

18. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
В пособии представлен систематизированный материал для дифференциального обследования фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие дополнено картинным материалом.

19. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста.
Карта рассчитана на 3 года; начинать можно с любого – с того года, когда ребёнка привели к логопеду: с 4, 5 или 6 лет.

Источник

Тема: Диагностика речевого развития детей

I. Изучение уровня речевой коммуникации

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

№ п/п

Критерии оценки

коммуникативных умений детей

Оценка

в баллах

Уровень речевой

коммуникации

1

Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли умеет пользоваться формами речевого этикета.

3

Высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умеет пользоваться формами речевого этикета.

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.

1

Низкий

II. Методика изучения детского словаря.

Выявление лексического запаса ребенка, особенностей понимания и употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ее методики.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ему демонстрируют предмет, картинки с изображением предметов, признаков, действий и предлагают ответить на вопросы »Что (кто) это?», « Какой?», «Что делает?». Для проверки обобщающих слов соответственно предъявляются группы предметов. В случае отсутствия слова в активном словаре дается инструкция: » Покажи то – то». Речевые и двигательные реакции детей (называние объектов или только их показ) фиксируются и затем анализируются.

При оценке словаря детей можно условно выделить несколько уровней освоения слова: нулевой – когда слово отсутствует в активном и в пассивном словаре; первый- когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания; второй– когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определенных ситуациях; третий – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщенное значение.

Данные занести в таблицы.

Анализ словаря детей (понимание значения слов)

№ п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Предметы

Называет

Как узнал, выделяет признаки

правильные

неправильные

отказ

существенные и несущественные

несущественные

существенные

отказ

Всего:

III. Обследование состояния грамматических навыков детей

Методические указания:

Необходимо выявить уровень овладения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: Уложи маленького ребенка спать; Кошка поймана мальчиком; Утка убежала, прежде чем ее схватила овца; Собака кусает медведя, который схватил зайца; Собака позволяет мальчику погладить ее и др. Всего предлагается 10 предложений. Степень трудности заданий различная – в зависимости от того, предполагают ли они использование правил применения глубинных грамматических структур в разработке стратегий, поверхностных грамматических структур и от степени обобщения этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения, исходя из положенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность называния понятий. Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка составляет 10 баллов.

Задание 2. Образование формы имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задание предъявляется в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие картинки и образоватьформы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; у лисы много лисят и др.) (Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990.). Высшая оценка – 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; незначительные отклонения от нормы – 1 балл; неверные ответы – 0 баллов.

Задание 3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др. Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 – в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.

IV. Обследование состояния звуковой речи детей

Методические указания:

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику (См. следующие работы: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981; Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980; Рождественская В.И., Родина Е.И. Воспитание правильной речи. М., 1968).

Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяется набор предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях.

Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцированных звука (ш и с, ж и з, б и п, д и т, г и к, л и р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак).

При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену, но и четкость, ясность произношения звуков, их дифференциацию, особенности темпа речи и речевого дыхания.

Результаты обследования заносятся в таблицу, где знаком + отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звук, отсутствие их дифференциации; нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель.

Результаты обследования звуковой стороны речи детей можно записывать по такой форме:

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Возраст

Звуко-произ-ношение

Особенности темпа речи, речевого

дыхания

Дифференциация

Оценка речи

(в баллах)

с

ш

з

ж

ц

ч

с

щ

п

б

п

с

к

г

л

р

1

Архипов Дима

6 лет

2 мес.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

2

Иванов Саша

6 лет

2 мес.

ш, ж, щ нечетко

Быстрый темп. Говорит на вдохе

1

3

Моисеева Наташа

6 лет

3 мес.

р заменя-ет на л

+

+

+

+

+

+

2

Примечание. В таблице приведены записи речи детей для примера.

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл – 3 – соответствует высокому уровню развития звуковой стороны речи; 2 – среднему; 1 – низкому.

Оценка звуковой культуры речи детей

№ п/п

Критерии оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития

звуковой стороны

речи

1

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

Высокий

2

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков.

2

Средний

3

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания.

1

Низкий

V. Методика изучения уровня связной речи детей

Методические указания:

Для изучения уровня связной речи используется методика пересказа текста. Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильная формулировка основной мысли.
  2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).
  3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными.
  4. Грамматика – правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения.
  5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов; 2 балла – правильное воспроизведение; 1 – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему, меньше 6 баллов – низкому.

VI. Методика изучения практического осознания с детьми элементов языка и речи

Задания:

  1. Скажи одно слово.
  2. Произнеси один звук.
  3. Сколько звуков в слове «дом».
  4. Назови звуки в этом слове.
  5. Скажи одно предложение.
  6. Сколько слов в предложении: Дети любят играть.
  7. Назови первое слово, второе, третье.

Оценка:

Ответы оцениваются как верные – 1 балл и неверные – 0. Результаты обследования заносятся в таблицу.

Фамилия,

имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая

оценка

Выделение

слова

Фонемный

анализ

Анализ

предложений

Оценка 7 баллов соответствует высокому уровню осознания языковых элементов. 3-4 – среднему, меньше 3 – низкому.

Обработка и интерпретация результатов:

Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет – уровень выше среднего.

Таким образом, при итоговой оценке речевой готовности к школе ребенок может обладать одним из пяти уровней речевой готовности к школе: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего или низким.

Результаты обследования могут быть оформлены в виде итоговой таблицы.

Фамилия и возраст

ребенка

Оценка уровня речевого развития

Уровень развития речи

Речевая коммуникация

Связная речь

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Практическое осознание элементов языка

Источник