Материал для развития связной речи ребенку

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад» №27 г.Балахна Нижегородской области

Портфолио:

игры и упражнения для развития

связной речи детей.

Выполнил:

воспитатель МБДОУ «Детский сад» №27

г.Балахна Нижегородской области

Карпова Юлия Александровна

Балахна, 2016 год

Речевое развитие дошкольников, вернее, отсутствие у детей необходимых умений и навыков, способствующих успешному речевому развитию – глобальная проблема современности. В век компьютерных технологий дети практически перестали общаться, ну, или, по крайней мере, делать это правильно. Так как речь – основное средство социализации , мощнейший фактор успешного умственного развития, то нам- педагогам дошкольного образования- просто необходимо обратить на эту проблему особое внимание.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

– сказки;

– дидактические игры;

– театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать связную речь, её интонационную выразительность.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание. Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

У КОГО КАКОЙ ЗВЕРЬ

Цель: формировать умение детей описывать игрушки совместно с воспитателем или другим ребенком; развитие связной речи детей.

Содержание: Воспитатель и ребёнок описывают разных зверят. Начинает воспитатель:

– У меня утёнок.

Ребёнок называет свою игрушку:

– А у меня цыплёнок.

– Утёнок жёлтый.

– И цыплёнок жёлтый.

– У утёнка большие красные лапы.

– А у цыплёнка лапки маленькие. И т.д.

Сначала для сравнения берутся игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать игрушки совсем разные: лягушонок и гусёнок, медведь и заяц, курочка и козлик.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: развивать связную речь; упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».

Содержание. Участники получают по одной сюжетной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы учителя двумя-тремя предложениями.

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Цель: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Цель: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

ПРО КУКЛУ

Цель: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-четырех предложений про куклу Катю. В каждом предложении должно быть слово со звуком к. Воспитатель дает образец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т. д.

КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ

Цель: развивать связную речь детей; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.

Содержание: Воспитатель задаёт вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ даётся ленточка. В конце игры побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок.

Что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.

Что делает дворник? – подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.

Что можно делать с мячом? – играть, бросать, ловить, пинать.

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: формировать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Содержание: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное, яблоко румяное!», а хлеб как можно похвалить? Тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.

Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОДБЕРИ К НЕМУ КАРТИНКУ

Цель: Формировать умение детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; развивать связную речь детей.

Материал: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлки, дом, диван.

Содержание: Девочка рисует…. (ёлка, дом, диван)

Папа читает… (книга, журнал, газета)

Мальчик ловит… (мяч, кит, рыба, лягушка) и т.д.

МЕСТНОЕ РАДИО

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, память детей; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Материал: фанты.

Содержание: воспитатель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает воспитатель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Цель: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); развивать связную речь; развивать умение работать сообща.

Материал: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Содержание: воспитатель делит детей на две подгруппы, раздает им картинки (каждая подгруппа работает с набором картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между подгруппами, выявляется коллектив-победитель.

Источник

Дарья Мотина

Современные технологии развития связной речи у дошкольников

Мастер-класс «Современные технологии

развития связной речи у дошкольников»

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток,и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Общаясь с детьми, наблюдая за ними в начале учебного года, проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что труднее всего дети осваивают связную речь.Испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

– при описании предмета или объекта, выделении его главных свойств и призна-ков;

– при самостоятельном пересказе текста;

-не могут удерживать в памяти эту последовательность;

– четко и последовательно изложить мысль;

– выучить наизусть стихотворение.

Речь у детей односложная, состоящая лишь из простых предложений, им тяжело грамматически правильно построить распространенное предложение,причиной могут служить:

• Бедный словарный запас.

• Несформированность грамматического строя речи.

•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регу-лировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последователь-но, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно исполь-зовать в речевой работе с детьми.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах-диалоге и монологе.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Монолог – связная речь одного лица.

Основными методами формирования диалогической речи в повседневном обще-нии является разговор взрослого (воспитателя) с детьми (неподготовленный диалог) и беседа, которая в отличие от спонтанного разговора является подготовленным диалогом.

Виды связногомонологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Принятие ФГОС ДО требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

1. Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.: Воробьева Ва-лентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схема-ми, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изобра-жение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

Существуют мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цвет-ные мнемотаблицы, т. к.у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зе-леная, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа,

– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов можно широко использовать мнемотехнику. Вместе с детьми побеседовать по тексту, рассматриваем иллюстрации и отследить последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Всё перечисленное – это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Какова же последовательность работы со схемами.

1. Кто это?

2. Какого цвета?

3. Какие части тела у него есть?

4. Как животное подает голос?

5. Чем животное питается?

6. Как называется его дом?

7. Как называются его детёныши?

8. Какую пользу приносит человеку?

«Опиши фрукт или овощ»

Цель: уметь называть признаки.

Сейчас мы попробуем составить описательный рассказ по схеме тема «Овощи и фрукты».

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, проявил ак-тивность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение).

2. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем,что прежде всего:

• открываются новые творческие интеллектуальные возможности

• способствует обогащению и актуализации словаря

• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)

• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

• используется для закрепления изученной темы

• является игровым приемом

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными обла-стями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимает-ся дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн», чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз).

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столби-ком (показываю). Чтобы не ошибиться,цифры можно написать в обратном порядке – снизу вверх: от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Те-мы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 – напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу – ромашка).

2. На 2-й строке – напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белая, очаровательная).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражаю-щее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Как я люблю собирать ромашки)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

– Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи.Первой прочту свой синквей я:

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю со-бирать ромашки! Любовь!

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получают-ся синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.Можно дать работу на дом для сов-местной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и соста-вить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройден-ному материалу.

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполно-го синквейнадля определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4.Можно использовать синквейн:

– на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

5.При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Скажите, пожалуйста, для закрепления, то такое синквейн? синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

3. Часто ребёнок затрудняется в составлении связного рассказа,а ведь уже с пер-вых страниц азбуки мы встречаем задания такого типа: продолжи рассказ, составь рассказ и т. д.

Очень интересно проходит игра на развитие воображения, творческих способностей, учит детей фантазировать.

«Продолжи историю» или “Сказка наизнанку”.

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

Как мы знаем у любого рассказа,сказки есть 3 части:

1 часть – с чего все началось;

2 часть – развитие событий;

3 часть – чем закончилось.

Сначала надо вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».

Поиграем? Помните кто пришёл в гости к козлятам? Что он с ними сделал? Какая печальная сказка!

А что если…. (рассказывает сказку учитель – «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил к ним стучится….Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.

– Ой, какие гости пожаловали! На экране появляются картинки с животными.

Перенеситесь в мир детства и подумайте, что бы придумал ребёнок.

Выбирайте героя и придумайте концовку истории. Что бы вам было веселее – работайте в команде. Для этого нам нужно разделится на две команды.

Много сказок есть на свете!

Их любят взрослые и дети!

Ваши сказки просто класс!

Их послушаем сейчас!

«Ушла коза в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил к ним стучится… Одна команда придумает конец сказки с котенком, а другая с ягненком.

Козлёнок говорит: – Кто там?

За дверью отвечают: – Это я, котёнок.

Не бойтесь меня, потому что я…

Козлята пустили котёнка и….

– Какие интересные истории у вас получились! Молодцы!

Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Очень хорошо, если ребёнок сочинит своё начало истории, а вы её продолжите.

– Вот смотрите, вы с ребёнком сочинили концовку истории. Но ведь ребенок должен знать, что каждая история имеет начало, конец, середину.

4. Предлагаю вам поиграть игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать речь, воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. А теперь давайте «Сочиним вол-шебную сказку» по картинкам, которые вы нарисовали.

Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребёнка, способствуют развитию связной речи, внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники научатся слушать и понимать обращенную речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.

5. Игра «Прямой эфир»

Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем в детском са-ду». Дайте рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет.

Источник