Математическое развития ребенка на современном этапе
ДОКЛАД
Современное состояние методики математического развития дошкольного образования.
Актуальные направления исследовательской проблемы математического развития дошкольников
С раннего детства и до самой старости человек в той или иной мере связан с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности). Ребенок сталкивается с математикой еще в раннем детстве, математика нужна и домохозяйке (как иначе она разумно выстроит свой бюджет, включит микроволновую печь, стиральный автомат, выберет подходящий банк и т.д.), и плотнику, и бухгалтеру или экономисту, и инженеру, и программисту, и бизнесмену, и ученому, занимающемуся проблемами космоса или социума.
Предматематическая подготовка ребенка в нашей стране как в советский, так и в первые годы послесоветского периода традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам дошкольного образования (Например: Программа воспитания в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, М., 1985, 1987…). Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, много лет не допускавшей в детских садах никакой альтернативы, являлась Л. С. Метлина, ученица и последовательница A.M. Леушиной (1955, 1961, 1974), известного советского педагога – специалиста в вопросах дошкольного обучения математике, автора монографии «Обучение счету в детском саду» (1961). Как видно из названия, основной целью предматематического периода А.М.Леушина полагала обучение ребенка навыкам счета. A.M. Леушиной было написано первое в нашей стране учебное пособие для педвузов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (1974) для специальности «Дошкольная педагогика и психология» педагогических институтов.
Л.С.Метлина продолжила и развила эту тенденцию. Ее книга «Занятия по математике в детском саду» выдержала с 1977 года несколько изданий, и долгие годы была единственным и основным пособием для воспитателя в 37 организации обучения математике дошкольников, что напоминает нам ситуацию с учебными пособиями по математике для начальных классов М.И. Моро, М.А. Байтовой и др., называемыми «традиционными».
Столь же традиционным для системы ДОУ является означенное выше пособие Л.С.Метлиной. Главной целью предматематического образования, обозначенной автором в методической записке, являлась подготовка детей к школе, которую автор трактовала характерным для того периода образом: «Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с шести лет внимание к этой работе должно быть усилено. Она начинается со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах 10, измерять длину, ширину, высоту предметов и объем жидких и сыпучих тел, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. На этой основе у дошкольников формируют представления о натуральном числе (до 10), об основных величинах, о простейших геометрических фигурах и многообразии форм предметов, о пространственных направлениях и отношениях, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц)».
Курс Л.С.Метлиной является обучающей системой, четко построенной в соответствии с общепринятыми в методике правилами: программа (содержание), цели, методы, средства; системой, имеющей целью формирование у ребенка навыков счета и некоторых представлений о величинах (длине, массе, емкости) и способах их измерения, а также знакомящей детей с формой и названиями некоторых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и др.), используемых в основном как счетный материал. Становление и упрочение в отечественной педагогике новых 38 развивающих походов к процессу образования, активное внедрение в практику начального обучения развивающих технологий привело к большим изменениям как в концептуальных подходах к разработке содержания и методик обучения детей младшего возраста, так и к появлению новых требований к дошкольной подготовке ребенка. Сегодня дошкольная педагогика не может оставаться на традиционных привычных позициях, рассматривающих ребенка как объект обучения, и ставящих главной целью дошкольного обучения подготовку к школе в плане формирования предметных знаний, умений и навыков.
Как результат обновления дошкольных образовательных программ в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуальных вопросов развития дошкольного образования (в частности, разработан проект непрерывного дошкольного и начального образования).
Данные тенденции порождают ряд проблем, которые становятся актуальными как для педагогов-практиков, так и для методической науки. Эти проблемы связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей в процессе их изучения. Все эти проблемы являются абсолютно новыми и непривычными для дошкольного образования, поскольку в прежние времена дошкольная образовательная область не рассматривалась как самостоятельная, самоценная и важная сама по себе, а трактовалась только как подготовительный к школе период.
Для ребенка дошкольного возраста первоначально познавательная задача не выступает как самостоятельная, будучи тесно связана с выполнением практических действий (практической задачей) (Венгер Л.А., 1978) Однако уже в старшем дошкольном возрасте центральным моментом формирования учебной деятельности становится переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе выполнения того или иного задания, на способы выполнения этого задания, что приводит к более глубокому осознанию собственных действий и их результатов. Эта появляющаяся переориентация сознания с конечного результата на способы его достижения позволяет говорить о возможности детей старшего дошкольного возраста усваивать общие способы действий, направленные на решение группы определенных задач.
Причина подобной «переориентировки» сознания ребенка безусловно связана с формированием познавательной (а затем и учебно – познавательной) мотивации. Следующим диссертационным исследованием в этой области является работа И.И. Гончаровой «Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников» (1988). Само название этой работы говорит о приоритете внимания ее автора преимущественно к операционным компонентам учебной деятельности. Необходимыми, с точки зрения преемственного подхода, предполагаются следующие учебные 60 умения: умение понимать учебную задачу; умение действовать по правилам; умение слушать и выполнять прямые указания взрослого; умение планировать деятельность: выделять основные этапы работы, порядок и последовательность операций на каждом этапе, передавать это в речи; умение практического осуществления деятельности; правильно и последовательно выполнять все операции, учитывая условия задания, достигать результата; умение самоконтроля: сверять работу с образцом или словесным указанием педагога, осуществлять проверку не только по А результату, но и в процессе деятельности.
Список литературы
1. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание, 2000. – №2. – с. 69 – 79.
2. Формирование математических способностей: пути и формы (продолжение) // Ребенок в детском саду,2001. – №2. – с. 9 – 26.
3. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии, 2001. – №5. – с. 116 – 124.
4. Дошкольная математическая подготовка. Книга для воспитателя. – Мурманск: МО РШКРО, 2001.-198 с.
5. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002. – № 8. – с. 30 – 40.
Источник
Доклад «Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста»
В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качественных изменений в личности ребенка, происходящих под влиянием обучения и воспитания. Обучение только тогда будет эффективно, когда учитываются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них – программа “От рождения до школы”. В содержании образовательной области “Познавательное развитие”, направленной на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития есть раздел «Формирование элементарных математических представлений», который включает в себя:
• Количество и счет
• Величина
• Форма
• Ориентировка в пространстве
• Ориентировка во времени.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным . Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Современные требования к математическому развитию детей – это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребенка; развитие умения анализировать; развитие умения устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в школе и детском саду.
Важно правильно использовать приемы по ФЭМП
-Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
-Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
-Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
-Вопросы к детям.
-Словесные отчеты детей.
-Предметно-практические и умственные действия.
-Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
точность, конкретность, лаконизм;
логическая последовательность;
разнообразие формулировок;
небольшое, но достаточное количество;
избегать подсказывающих вопросов;
умело пользоваться дополнительными вопросами;
давать детям время на обдумывание.
Требования к ответам детей:
краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
самостоятельные и осознанные;
точные, ясные;
достаточно громкие;
грамматически правильные.
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего)
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др., рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, счёта, воссоздания, группировки, перегруппировки и т. д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: “Логические кубики”, “Уголки”, “Составь куб” и другие; из серии: “Кубики и цвет”, “Сложи узор”, “Куб-хамелеон” и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера, модели и другие).
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:
– оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;
– выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
– сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
– проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
– рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического)действия.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Таким образом, в дошкольном возрасте можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей ребёнка. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Источник
Статья посвящена проблеме математического развития дошкольников. Расмотрены современные требования к математической подготовке дошкольников в России в соответстии с различными историческими периодами.
Особенности предматематической подготовки дошкольников в современных условиях
Обучение дошкольной математике очень важно для ребенка, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, которая на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считались формирование элементарных математических представлений и подготовка детей к школе. Основной формой работы считались занятия, на которых в определенной последовательности вырабатывались необходимые математические знания и умения. Зачастую педагог показывал и объяснял задание, демонстрируя образец, выделяя свойства и связи математических объектов, а дети слушали его объяснения, отвечали на вопросы.
Таким образом, обеспечивалась учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования и детский ад превращался в «маленькую школу» с засилием в нем «учебных занятий» по математике и другим предметам с игнорированием первенствующего значения игры и других исконно «дошкольных» видов деятельности, в результате чего возникли трудности с освоением ребенком учебной деятельности в начальных классах.
Исследования последних десятилетий показали, сто маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы обучения.
Исследования Давыдова В.В. и Запорожца А. В. Подчеркивают, что дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребенку осуществлять разные виды свободно деятельности. Многообразие этих видов деятельности осуществляемых ребенком по собственному желанию (без каких-либо жестких правил и норм) не только дает детям много знаний и умений, но ии развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Развивающее – образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться именно таким опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в школьном обучении детей.
В соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки были добавлены такие, как:
– обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;
– формирование не только математических способностей ребенка, но и базовых математических понятий;
– ориентация на развитие умственных способностей: формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения;
– создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;
– развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;
– овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития.
В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии.
В последнее время произошло обновление содержания методики математической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с введением новой деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно-ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей в качестве цели образования развитие личности ребенка. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.
Эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности. Методики проведении занятий построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.
В практике работы педагогами используются логические блоки Дьенеша и цветные счетные палочки Кюизенера. Игры-занятия палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, приобрести чувственный опыт, развить желание владеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Использование логических блоков способствует логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует навыки, необходимые для решения логических задач. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Значительным потенциалом для формирования математических представлений обладают русские народные сказки. Например, рассматривая сказку «Репка» можно предложить детям ответить на вопросы:
– Кто пришел тянуть репку первым? За кем была бабка? Между кем стоит бабка? Кто стоит перед Жучкой? Кто в сказке самый высокий? Самый низкий? Сколько человек тянули репку?
Подобные вопросы позволяют формировать у дошкольников порядковую и количественную характеристику натурального числа, пространственную ориентировку, представление о величине.
Кроме сказок при обучении детей математике педагогами активно используются малые фольклорные жанры: потешки, стихи, поговорки, загадки, песенки.
Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной обстановке, работая с детьми индивидуально. Можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире), где правая варежка, а где левая.
Педагоги начальных классов отмечают, что учащиеся из групп, где использовался деятельностный метод обучения, быстрее своих сверстников (по сравнению с контрольным классом школы) усваивали учебный материал, были склонны к исследовательской деятельности, оказывались способны четко обосновать свою точку зрения. Они более самостоятельны, активны и общительны, обладают более высоким уровнем математической подготовки, с удовольствием учатся.
Список использованной литературы:
- Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. –М.: Айрис-пресс, 2005.
- Выготский Л. С. Психология. – М., 2002.
- Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – М.: Директ-Медиа, 2014.
- Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л. Математическое развитие дошкольников. СПб., 1998.
- Международный научный журнал «Инновационная наука» № 1-1/ 2017. Игракова О. В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях.
Источник