Математическое развитие слепого ребенка

Математическое развитие слепого ребенка thumbnail

ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

Многие дети с глубокими нарушениями зрения в первые годы обучения в школе испытывают большие трудности при овладении основами наук, в частности, математикой. Выполнение инструкций учителя, овладение навыками счета, решение арифметических задач, построение геометрических фигур и чертежей и многое другое вызывает у слепых детей гораздо большие трудности по сравнению с их зрячими сверстниками. Одной из основных причин этих трудностей является недостаточная подготовка слепого ребенка к школьному обучению до школы. Как правило, неподготовленными к обучению математике оказываются дети, воспитывающиеся в семье. Чаще всего это результат чрезмерной опеки родителей. Они не учитывают того, что многие понятия, приобретенные зрячим ребенком в повседневной деятельности, становятся достоянием незрячего только на специальных занятиях. В связи с этим обучение слепого ребенка в школе будет тем успешнее, чем большим объемом знаний и представлений он овладеет в дошкольном возрасте.

 В этой статье мы бы хотели обратить внимание родителей на некоторые вопросы, связанные с особенностями подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к изучению основ математики в школе.

Развитие у слепых детей элементарных математических представлений необходимо проводить в следующих направлениях: 1) ориентировка в пространстве; 2) ориентировка во времени; 3) дифференциация предметов по форме и величине; 4) установление количества.

Ориентировка в пространстве и времени требует выработки у детей правильных способов узнавания с помощью осязания и остаточного зрения и называния предметов быта, игрушек, движения в квартире, в доме, во дворе, опираясь на эти знания. Для того, чтобы ребенку было легче ориентироваться в квартире, надо размещать мебель так, чтобы она не мешала ему свободно передвигаться.

Многие предметы слепой ребенок не может обследовать целиком (например, шкаф). Чтобы помочь ребенку создать более верные представления о предмете, следует познакомить с его назначением (показать, что в одной части шкафа есть полочки, на них лежит белье, одежда и пр., в другой – висят костюмы, платья и т.п.).

 Прежде чем учить ребенка различать пространственные направления (справа, сзади, рядом, около, между, над, под и т.п.), необходимо, чтобы он умел хорошо различать правую и левую руки. С этой целью надо использовать различные жизненные ситуации: «Держи ложку в правой руке, а хлеб в левой», «Найди сама куклу, она справа от тебя» и др.

Давая детям понятия «далеко-близко», надо помнить, что для слепых малышей «близко» расположены лишь непосредственно окружающие их предметы. По мере того, как вы будете помогать расширять их пространственный мир, будет меняться и содержание понятий «далеко-близко» (магазин – близко, парк – далеко).

При ориентировке в пространстве следует обращать внимание детей не только на ощущения, получаемые с помощью осязания, но и на слуховые, зрительные (при остаточном зрении), обонятельные и температурные ощущения.

К 7 годам слепой ребенок должен знать части суток; правильно пользоваться словами «сегодня», «завтра»; знать названия дней недели; иметь представление о временах года; учиться последовательно называть месяцы; иметь представление о том, к какому времени года принадлежит каждый месяц.

Большое значение в пропедевтике математики имеет развитие у слепых детей представлений о величине предметов по различным параметрам (длине, ширине, высоте, весу, объему), сравнению звуков по громкости (громче – тише).

Сначала следует сравнивать контрастные предметы (большая и маленькая ложки, высокий стул для взрослых и низкий для детей и т.п.). В дальнейшем легко использовать предметы незначительно отличающиеся по нужному параметру (например, матрешки, кубики-вкладыши, кольца пирамид и т.п.).

Остановимся подробнее на обучении слепых детей различению и названию геометрических форм и счету предметов.

К 5 годам дети должны различать и называть плоские и объемные геометрические тела: круг, треугольник, шар, куб. К 6 годам, помимо перечисленных фигур – квадрат, прямоугольник, овал, цилиндр. Сначала следует учить детей различать формы, а потом называть их. В возрасте от 6 до 7 лет детей надо учить видоизменять геометрические фигуры: составлять из двух треугольников квадрат, из двух квадратов – прямоугольник, из частей круга – полный круг и т.п. Такие упражнения развивают логическое мышление и вырабатывают движения рук детей, подводят их к пониманию соотношения части и целого.

Для занятий по развитию представлений о геометрических формах можно приобрести в «Детском мире» набор «Учись считать», в котором содержаться геометрические фигуры, изготовленные из приятного на ощупь и ярко окрашенного материала. Для этих целей могут служить и детали конструкторов и мозаик.

Но главное внимание в процессе закрепления знаний о геометрических формах необходимо уделять тому, чтобы научить детей находить в окружающих предметах знакомые фигуры: подставка для чайника квадратная, косынка треугольная, обложка книги прямоугольная, мячик имеет форму шара, карандашница цилиндрическая и т.д. Причем все эти фигуры надо давать ребенку ощупывать и самостоятельно определять их форму.

Многие дети, поступающие в школу слепых, умеют считать до 10, 20 и даже до 100. Как правило, родители этих детей считают, что этого достаточно для того, чтобы их малыши при изучении математики не испытывали трудностей. Но знать прямой счет (счет в прямом порядке) – это не значит быть готовым к изучению математики. Бывает, что ребенок запоминает числа по порядку, как стихотворение, но не умеет ориентироваться в них: не может ответить, какое из двух данных чисел больше, почему за числом 3 идет число 4, не может пересчитать предметы и т.п.

Прежде, чем учить детей считать, необходимо, чтобы они умели составлять группы из однородных предметов (кубиков, кружков, грибочков, солдатиков, палочек и. т.п.), сравнивать одну группу предметов с другой, определяя без счета количественные отношения: больше, меньше, поровну.

Для сравнения предлагайте ребенку количества, отличающиеся друг от друга на одну единицу (на один предмет) или равные. Равенство и неравенство групп предметов можно учить детей устанавливать, например, так: дайте ребенку три кубика и три кружочка, попросите расставить кубики в ряд на столе, затем на каждый кубик попросите положить по кружочку. В ходе выполнения этого задания ребенок сможет убедиться, что кубиков и кружочков равное количество.

Сравнение лучше всего проводить и закреплять в игре и в повседневной деятельности ребенка. Например, ребенок играет в куклы, их две. Дайте ему три (две, одну) конфеты и попросите каждой кукле дать по одной конфете. Затем спросите, обеим ли куклам хватит конфет, будут ли лишние конфеты и т.п. Помогите ребенку сделать вывод: «Конфет больше (меньше), чем кукол, равно числу кукол».

При знакомстве с числом «1» надо объяснять ребенку, что счет всяких предметов начинается с этого числа: один диван, один шкаф, одна машина и т.д. Говоря об этих предметах, надо показать их детям. Затем можно попросить ребенка положить на стол перед собой один кубик, одну палочку и т.п., показать один пальчик, сделать один шаг, хлопнуть один раз в ладоши, назвать по памяти какой-нибудь предмет.

Образование числа «2» можно объяснить, например, так: «Положи на стол один кубик и положи рядом с ним еще один кубик. Получилось два кубика. Как получилось число два? К одному прибавили один, получилось два. Число два состоит из одной единицы и еще одной единицы – из двух единиц».

Точно также можно объяснить образование и состав чисел три, четыре, пять. К 6 годам ребенок должен уметь считать и знать состав натуральных чисел до пяти. Например, число четыре – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3; или четыре раза по 1.

Постарайтесь довести до сознания ребенка факт о независимости числа от размера взятых для счета предметов. Покажите, что, если взять две большие и две маленькие куклы, то их будет поровну, а 2 больших кубика по количеству меньше 3 маленьких кубиков. Хотя как те, так и другие помещаются в руке ребенка. Число не зависит и от расстояния между предметами, его образующими: пять тесно поставленных кубиков по количеству больше четырех кубиков, стоящих на расстоянии друг от друга, хотя группы эти занимают равные площади (например, умещаются на ладошке ребенка).

Во время счета не следует прибегать к помощи пальцев – в школе будет трудно отвыкнуть от этой привычки. Лучше использовать разнообразные предметы: игрушечные машинки, матрешки, рыбки, кубики, палочки и т.д.

В результате занятий ребенок должен понять, что каждое новое число получается прибавлением одной единицы к предыдущему числу: к одному прибавить один, получиться два; к двум прибавить один, получиться три и т.д. Причем, следует учить считать не только в прямом порядке (1,2,3,4,5), но и в обратном (5,4,3,2,1). Делать это надо тоже на предметах, а не заучивать механически. Можно, например, предложить ребенку положить на стол 5 кубиков. Затем, убрав один из них, предложить убедиться (пересчетом) в том, что осталось 4 кубика. Затем попросить убрать еще один кубик и убедиться в том, что осталось 3 и т.д.

Кроме того, составлять и считать надо группы не только из однородных, но и разнородных предметов. Например, пусть малыш пересчитает свои любимые игрушки, среди которых могут быть машины, пистолеты, мишка и т.п.

После 6 лет аналогичную работу надо проводить над числами 6,7,8,9,10. Нет необходимости выходить за пределы первого десятка. Пусть ваш ребенок усвоит счет только в пределах десяти, но осмысленно, тогда в дальнейшем усвоение счета и операций над большими числами для него не представят значительных затруднений.

Полезно научить детей считать от заданного числа до заданного (от 5 до 9, от 3 до 7 и т.п.). Порядковый счет хорошо закреплять в игре следующего характера: надо расставить в ряд разные игрушки и попросить ребенка сосчитать их («первый, второй, третий» и т.д.). При этом следите за тем, чтобы малыш считал правой рукой слева направо, – это важный навык. Затем уберите одну из игрушек и попросите ребенка сказать, какую по счету игрушку вы убрали. Для занятий по развитию элементарных математических представлений можно использовать и двустрочные счеты, и комплект пластмассовых плоскопечатных цифр. С ними можно ненавязчиво в ходе игры познакомить дошкольника. В школе слепых детей учат писать рельефно-точечным шрифтом, однако знание плоскопечатных цифр еще до школы будет полезно ребенку, т.к. учащихся с ними также знакомят.

Готовя детей к изучению математики на специальных занятиях, закрепляя полученные знания в повседневной их деятельности, стремитесь одновременно к расширению запаса конкретных представлений ребенка о предметах окружающего мира. В школе это поможет ему и при работе с рельефными рисунками, содержащимися в учебниках математики и используемые учителем в качестве наглядного материала, и при решении задач. Представьте, как трудно понять рисунок слепому ребенку, если он никогда не видел изображенный на нем предмет; как трудно ему перевести задачу на язык математической символики, если он не понимает всех слов в условии задачи и не может представить себе ситуацию, описанную в ней. Например, в задаче идет речь о сорванных детьми с грядки морковках. Ребенок никогда не видел, как растет морковь, не знает, что она имеет ботву, даже не представляет форму моркови, т.к. в пищу ему ее подавали только в тертом виде. Естественно, что зная только слово «морковь» и вкус тертой морковки, ребенку трудно рассуждать о том, сколько морковин сорвали с грядки, тем более, что и слово «грядка» многим слепым детям до школы не знакомо.

В.З Денискина

Источник

Коррекционная работана уроках математики
со слепыми и слабовидящими детьми.

Представь, что ты попал в Страну Слепых…  
Лишь ты, один из всех, способен видеть. 
Как объяснить, необъяснимое для них? 
Как рассказать и не солгать, и не обидеть. 
(Наталья Шолохова Хитоми «Страна слепых…»)

Тема данной работы выбрана мною не случайно. Она очень актуальна для контингента обучающихся, с которыми мы работаем. Речь идет о слепых и слабовидящих обучающихся, имеющих кроме нарушения зрения вторичные отклонения в развитии. Выдающийся психолог и физиолог И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки».

Вторичные отклонения, вызванные нарушением зрения, отрицательно сказываются на усвоении общеобразовательных предметов, в том числе и математики. Трудности выполнения предметно-практических действий сдерживают формирование математических понятий и овладение чертёжно – измерительными навыками. Дефицит чувственного опыта осложняет понимание содержание арифметических задач. Фрагментарность восприятия обучающихся с нарушением зрения приводит к ошибкам опознания, следовательно, и дифференциации геометрических фигур, особенно когда варьируются их элементы. Замедленность восприятия проявляется при предъявлении наглядного материала.

Всё это приводит к тому, что слепые и слабовидящие испытывают повышенные трудности в усвоении математики по сравнению их зрячими сверстниками. И это относится к усвоению всех разделов программы.

Целью коррекционной работы, по Л.С.Выготскому, должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков: “Надо воспитывать не слепого, но  ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого – значит воспитывать глухоту и слепоту…”. Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения.

Использование мною современных методов, средств и форм обучения в сочетании с целенаправленной коррекционно – воспитательной работой позволяет достичь определённых целей и задач преподавания математики в работе со слепыми и слабовидящими детьми.

Планируя коррекционную работу на уроках математики, я опираюсь, прежде всего, на возможности самого предмета.

Своеобразие курса математики состоит в том, что по своему содержанию он много даёт обучающимся в плане коррекции отклонений в их развитии и формировании компенсаторных навыков, т.е. преподавание математики для слепых и слабовидящих имеет целью решение не только общеобразовательных задач, но и специальных. Последние заключаются в коррекции вторичных дефектов развития, обусловленных отсутствием или глубоким нарушением зрения, а также в вооружении обучающихся специфическими приёмами познания, служащими

1

компенсацией слепоты и слабовидения. Они включают в себя выработку навыков обследования предметов, определённых практических навыков (наложение, измерение, конструирование, чтение рисунков и чертежей) и т.п.

В своей практике я применяю разнообразные способы проведения коррекционной работы в процессе изучения программного материала, когда обучающийся сам может научиться выполнять всё это с помощью сохранных анализаторов, которые, как правило, развиты хуже, чем у зрячих.

На уроках математики мною часто используется такая форма проверки знаний обучающихся, как математический или графический диктанты. Такие диктанты хорошо использовать для развития слухового восприятия. С этой целью я четко ориентиру обучающегося на понимание и запоминание условия задания и его выполнения, постепенно сокращая число повторов. Установка может быть следующей: «Каждому человеку очень полезно уметь внимательно слушать, а при плохом зрении тем более. Сегодня я буду читать каждое задание только один раз. Постарайтесь с первого раза понять и выполнить задание».

Рассмотрим ещё одну из возможностей развития слухового анализатора на уроках математики. Состоит он в следующем. Вызванный мною обучающийся выполняет задание в тетради (или на классной доске), при этом он вслух объясняет не только ход решения и необходимые вычисления, но и подробно поясняет запись, т.е. где ставить точку или запятую, черту дроби и т.п. Остальные обучающиеся слушают и делают записи в тетради.

Нежелательно размещать всю информацию на классной доске, так как списывание с доски быстро утомляет дефектное зрение. При списывании с доски ребёнку приходится настраивать глаза то на работу вдаль (чтение с классной доски), то на работу вблизи (в тетради). Этот процесс при слабовидении занимает значительно больше времени, чем при нормальном зрении.

Умение воспринимать на «слух» облегчает слепым и слабовидящим понимания моих инструкций, комментарий, которые являются неотъемлемым компонентом практически на всех этапах обучения. Поэтому иногда (при первичном закреплении материала) в целях развития слухового восприятия слабовидящих не делаю записи на доске, а всю работу строю, используя метод комментирования.

Одной из важнейших задач коррекционной работы со слепыми и слабовидящими является включение их в активную, самостоятельную деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта. Поэтому, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащихся. Например, такое математическое понятие как обыкновенная дробь изучается «рука в руку», постоянно сопровождаясь моим подробным словесным описанием.

Одной из задач в работе со слепыми и слабовидящими является не только охрана, но и развитие зрительного восприятия. В процессе работы с изображениями геометрических фигур учу концентрировать зрительное внимание на тех элементах, выделение которых необходимо для решения поставленной задачи. Развитие зрительного восприятия на всех уроках дает возможность сокращать время на понимание иллюстративного материала. Для качественного усвоения программного материала использую много наглядных средств обучения, трафареты геометрических фигур и отдельных предметов, также специализированный дидактический материал.

2

При систематической коррекционной работе в этом направлении формируются приемы распределения зрительного внимания, что весьма ценно при дефектном зрении.

Людям с нарушением зрения приходится хранить в памяти гораздо больше информации, чем зрячим. Для меня важно не только научить воспринимать информацию всеми сохранными анализаторами, но и запоминать её. Поэтому, упражняя различные виды памяти и используя при этом различные органы чувств обучающихся, также вношу вклад в формирование компенсаторных навыков.

Арифметические задачи являются ведущим звеном в овладении математическими знаниями. Однако этот вид заданий часто вызывает у слепых повышенные трудности. Многие обучающиеся, не понимая предметного содержания задач, решают их, опираясь на числовые данные и отдельные слова, которые привязывают к определённым арифметическим действиям. Как же помочь им преодолеть эти трудности?

Важным условием успешного решения задач является словарная работа. Её необходимость обусловлена тем, что многие слова, используемые слепыми и слабовидящими, не подкреплены достаточным запасом конкретных представлений, что приводит к различным ошибкам. Для того, чтобы незрячий мог представить себе описанную в задаче ситуацию, он должен хорошо понимать все слова текста задачи, иметь образы тех предметов (явлений), о которых говорится в тексте. Поэтому к разбору задачи, её решению я приступаю тогда, когда есть уверенность в том, что все слова её текста понятны обучающимся. Это требует разнообразной дополнительной работы и на уроках, и во внеурочное время. Важно постоянно заботится об обогащении чувственного опыта обучающихся, о расширении их познаний об окружающем путём подбора задач практического содержания.

В процессе решения задач стараюсь применять и другие возможности обнаружения в знаниях учащихся пробелов, которые должны стать предметом коррекции. Например, при оформлении решения задачи требуется дать к ней краткое пояснение и поставить вопросы к производимым действиям. При такой записи обучающиеся, которые плохо понимают содержание задачи и выбирают ход её решения, исходя только из числовых данных, делают неверные пояснения к производимым действиям или неправильно формулируют вопросы к ним. Отсюда в задачах часто встречаются несоответствие между правильно выполненными действиями с числами и неверными к ним объяснениями. Анализ формулировок вопросов, пояснений к действиям и ответов к задачам позволяет понять пробелы в понимании обучающимися различных жизненных ситуаций, значений отдельных слов и своевременно провести конкретную коррекционную работу.

Анализ обучающимися задач также является одним из видов коррекционной работы. Ведь, анализируя условие задач, они могут узнать, что скорость велосипедиста не может составлять 50 км в час (так как даже на велогонках скорость велосипедиста не превышает 45 км в час), что количество покупаемого хлеба зависит от состава семьи, что шоколадка не может стоить 45 коп. и т.п. Таким образом, из сказанного следует, что при решении задач отчётливо выделяются данные направления коррекционной работы.

Параллельно с изучением арифметических чисел на уроках математики обучающиеся продолжают знакомиться с величинами и единицами их измерения.

Основой для работы с мерами длины, площади, массы, ёмкости, стоимости

3

служат разнообразные практические упражнения (подсчет бюджета семьи, вычисление процентной ставки в банке, ремонт комнаты и т.д.), выполнение которых легко сочетаются с самыми разнообразными направлениями коррекционной работы: обогащением чувственного опыта, формированием навыков полисенсорного восприятия информации и т.д.

Так при своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде, а значит – самостоятельность.

Систематическое обращение внимания обучающихся на целесообразность прикидки результата арифметического действия способствует выработке у них навыков самоконтроля, умения анализировать и предвидеть итоги своей работы. Всё это в целом дисциплинирует любую деятельность слабовидящих, что весьма ценно для подготовки их к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проводимая мною на уроках математики, способствует развитию компенсаторных анализаторов обучающихся.

В результате коррекционной работы на уроках математики у слепых и слабовидящих развивается: слуховое восприятие, остаточное зрение, зрительные образы, внимание, память, речь, представление, мышление, тактильные ощущения, осуществляется коррекция познавательной деятельности, коррекция навыков самостоятельной работы, коррекция качеств личности.

Всё перечисленное, несомненно, может оказаться полезными в самостоятельной жизни для любого человека, а для лиц с нарушением зрения они просто необходимы и бесценны.

Литература:

  1. Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения: Методические рекомендации/.-М.:ЛПКиПРО,2002.-31 с.

  2. Литвак А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих //Особенности познавательной деятельности слепых слабовидящих: Сб. научн. Тр. ЛГПИ им. А.И. Герцена, Л., 1976.

  3. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. М., 1987.

  4. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л. С. Выготского. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924. 157 с.

4

Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области

«Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат»

ДОКЛАД

«Коррекционная работа

на уроках математики

со слепыми и слабовидящими детьми».

Выполнила учитель математики

I категории

Козлова Татьяна Александровна

Свободный 2017

Источник