Математическое развитие ребенка в системе дошкольного образования

Математическое развитие дошкольников.

Роль математики в современной науке постоянно возрастает. На сегодняшний день неоспоримым фактом является то, что математика нужна для интеллектуального развития личности.

Дошкольное образование – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».

Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

-овладение математической терминологией;

-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.

На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей. Под видами деятельности – в этом случае способами обследования, счета, измерения – понимают объективные последовательные действия, которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры и др. Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель и способы деятельности, а также правила, обеспечивающие формирование знаний.

Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает обучение счету с помощью слов-числительных.

Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями («больше – меньше», «узкий – широкий» и др.), строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький). Однако, для того чтобы ребенок усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала непосредственно – накладыванием, а потом опосредованно – с помощью измерения.

На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитатель должен ориентироваться в оценке результатов своей работы прежде всего на эти показатели, на то, как дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Уровень овладения детьми умственными операциями зависит от использования специальных методических приемов, которые позволяют детям упражняться в сравнении, обобщении. Так, дети учатся сравнивать множества по количеству, осуществляя при этом структурный и количественный анализ множества. Сравнивая предметы по форме, дети выделяют размер отдельных элементов, сопоставляя их между собою.

Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.

Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи. Этот этап делится на две стадии. На первой ребенок не может выполнить задание «2 + 2», но легко выполнит «к 2 яблокам прибавить 2 яблока». Таким образом, на первой стадии опора на зрительный образ ситуации является необходимым условием выполнения математического действия. Вторая стадия определяется как стадия абстрактной речи, когда ребенок выполняет действия на основе только называния числительных. На третьем этапе математические действия осуществляются в плане внутренней речи (П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев).

В осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность – это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребенок должен суметь оречевить это действие. На способности описать свое действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова – термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счетных операций прежде всего необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.

Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.

В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи:
1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
Для формирование словарного запаса целесообразно использовать наглядный и речевой материал: веселые стихи о цифрах; сказки, рассказы, в которых присутствуют цифры; загадки; ребусы; считалочки; поговорки; дразнилки и т.п. Все это обогащает словарный (в том числе математический) запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества, развивает объяснительную и доказательную речь. Фольклор помогает создать эмоциональный настрой, активизировать умственную деятельность ребенка.
3. Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
– названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, овал, ромб);
– элементов фигур (угол, сторона, вершина);
– вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и тд);
– сравнительных действий (больше, меньше, длиннее, короче, выше – ниже, уже – шире, толще – тоньше и др.);
– пространственных отношений (верх – низ, впереди – сзади, налево – направо, рядом – далеко и др.);
4. Активизирование умственной деятельности детей.
5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.

I. Начинается с обследовательских действий: ощупывание цифры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.

II. Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность, в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, о расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости и т.д.

III. Составление цифры из кубиков «Цифры» и составление ее из частей (конструктор «Цифры») направлены на развитие аналитико-синтетической деятельности, внимания, памяти, развитие моторики, умения ориентироваться в пространстве.

IV. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.

V. Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке. В данном задании закрепляется образ цифры, не только зрительно, но и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с ее графическим изображением.

VI. Чтение стихов про цифры, сказок, в которых есть упоминание о цифрах, скороговорок и тд. Это помогает детям увидеть необходимость знания цифр, их использование в художественном творчестве.

VII. Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.

VIII. Придумывание рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю». Такие рассказы записываются в «Книжку-малышку», которая есть у каждого ребенка в группе
По такому же принципу строится последовательность работы по знакомству с геометрическими фигурами.

В работе по активизации речевой деятельности детей на занятиях по ФЭМП целесообразно использовать блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактические пособия М. Монтессори, Ж. Пиаже, М. Фидлер и др. В процессе работы с пособиями дети учатся оречевлять свои действия, используя математические термины, сравнивать объекты по цвету, величине, количеству, форме. Создавая образы птиц, животных («Танграм»), дети вспоминают песни, стихи, рассказы, придумывают загадки.

Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Источник

Землянская Марина
Особенности математического развития и накопления математического опыта детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников математике-это очень важно для дошкольника, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых дошкольнику в школе. Непосредственно В. В. Абашина считает, что «математическое развитие дошкольника- это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у дошкольника математических представлений и понятий». Математическое развитие играет значительную роль в умственном развитии дошкольников. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических понятий и соответствующих логических операций.

Математическое развитие дошкольника дошкольного возраста будет эффективным, когда этот целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности, критичности, логичности, вариативности, рациональности и др., приведет к стимуляции и укреплению способности продуктивно оперировать математическим содержанием.

Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения дошкольника должно стать конструктивное моделирование способа деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.

Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, обеспечивающий любому дошкольнику личную линию движения, движущуюся при изучении математического содержания, мы сделаем на математическом узле с помощью системы конструктивных математических задач на материале, производимом дошкольником автономно, и тем самым приведем дошкольника к пониманию различных качеств и закономерностей математического характера.

Основной целью математического образования дошкольников является формирование элементарных математических представлений, подготовка к школе, стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля мышления). В дошкольном возрасте, чувствительным компонентом математического мышления является конструктивное мышление. За этой целью последовали А. М. Леушина, М. И. Метлина.

Анализ различных программ по математике в ДОУ показывает,что основными по своему содержанию являются представления и понятия: число, число, множество, подмножество, количество, мера, форма объекта и геометрические фигуры, пространственные представления (направление, расстояние, взаимное расположение объектов, временные представления (его измерение, особенности и пр.)

На основе представлений о множестве у детей формируются представления о числах и размерах. Изучая понятие чисел, дошкольник учится абстрагировать количественные отношения от всех остальных признаков элементов множества (размер, цвет, форма). Для этого требуется умение дошкольника выделять индивидуальные свойства объектов, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Другим направлением в обучении математике дошкольников является ознакомление их с рядом математических зависимостей и взаимосвязей.

В процессе обучения наряду с формированием у детей практических действий непосредственно формируются интеллектуальные действия, которые без поддержки взрослых дошкольник не может освоить. Именно умственное действие играет главную роль, так как объектом познания в арифметике считаются скрытые количественные отношения, методы, связи и т. д. [2, с. 57]

Математическое развитие и накопление математического опыта не ограничивается обучением дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости и пр.

Содержание, организация математического развития дошкольников с учетом возрастных особенностей в развитии практических действий детей, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических понятий. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у дошкольников привычки полноценной логической аргументации окружающего мира. Опыт обучения показывает, что развитию логического и конструктивного мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны ясность, краткость, разборчивость, точность и последовательность мышления, умение пользоваться символами.

Математическое развитие дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом, так и путем целенаправленного обучения на занятиях для формирования элементарных математических понятий. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Оптимальным направлением математического развития дошкольников является акцентуация развития конструктивного мышления дошкольника, а оптимальным средством организационно-методического характера является система логико-конструктивных заданий на математическом содержании. В соответствии с этим методическая система математического развития дошкольников.

Ряд исследователей (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин и др.) отметили, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех задач. Поэтому возникает вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у дошкольника всех необходимых оперативных структур, формирующих основу его готовности к школьной математике.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, которая долгое время была единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считалось формирование элементарных математических понятий и подготовка детей к школе. Основной формой работы является занятие, которое в определенной последовательности произведены необходимые математические знания и навыки. Часто педагог объяснял задание, показывая образец, раскрывая свойства и связи математических объектов, а дети, слушая его указания, отвечали на вопросы.

Научные позиции ученых-психологов по проблемам математической подготовки детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже,Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и др.) легли в основу современной системы раннего математического образования и развития и значительно обогатили ее.

Научные и практические исследования последних десятилетий показали, что дошкольник очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось ранее, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы.

Кроме того, исследователиВ. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие подчеркивают, что самоценность дошкольного возраста заключается в том, что позволяет дошкольнику осуществлять различные виды самостоятельной свободной деятельности. Разнообразие этих видов деятельности, проводимых ребенком самостоятельно (без каких-либо строгих правил и норм) не только дает детям много знаний и навыков, но и развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Таким образом, в дошкольном детстве косвенно непосредственно решаются развивающие и воспитательные задачи. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в школьном обучении детей.

В ходе исследования выявлено, что в соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки детей были добавлены такие,как:

-обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

-формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий;

-ориентация на развитие умственных способностей дошкольника (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т. п.);

-создание благоприятных условий для развития математических способностей дошкольника;

-развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

-овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития и др.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В процессе исследования выявлено, что в последнее время произошло обновление содержания методики предматематической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Это связано с введением новой деятельностной парадигмы образования в РФ, которая характеризуется личностно ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, постулирующей в качестве цели образования развитие личности дошкольника. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.

Система развивающего обучения математике должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Освоение обновленного содержания методики дошкольного обучения математикипозволяют наиболее полноценно реализовать современные требования: эффективно и комфортно обучать детей с разным уровнем развития и разным темпом обучения.

Следует отметить, что эффективность математического развития детей дошкольного возрастав большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.

Сравнительный анализ существующих программ в области дошкольного образования показал,что основной акцент в этих программах делается на:

-ведущую роль социокультурного контекста развития, что подчеркивает неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения (идея Запорожца об амплификации развития);

-творческий характер развития дошкольника,

-целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности;

-развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка – это способности (концепция Л. А. Венгера).

В некоторых программах представлен блок по развитию начал логического мышления. Процесс работы осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.

Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Источник