Математическое развитие логики ребенка

Математическое развитие логики ребенка thumbnail

Советы родителям и примеры увлекательных заданий по математике. Занимательные задачи, головоломки, упражнения и тесты с ответами и решениями.

Попробуйте развивающий курс ЛогикЛайк!

Выберите возраст для старта

Польза занятий логикой и математикой

Элементарные математические представления помогают сформировать в детском саду. Базовые математические способности развивают в школе.

А чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслить нестандартно – обычных арифметических и геометрических задач недостаточно.

Уже в дошкольном возрасте желательно выработать привычку ежедневно выполнять задания и упражнения на развитие логического мышления.

Благодаря регулярным тренировкам:

  • ребёнок учится рассуждать, анализировать и делать правильные выводы;
  • развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;
  • успехи повышают самооценку, интерес к обучению в школе, вдохновляют на победы в математических олимпиадах и конкурсах.

Дети 5-12 лет с удовольствием проходят курс ЛогикЛайк в игровой форме. Тем временем они учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.

Математические задачи по возрасту

Заинтересовать дошкольников 5-7 лет, учащихся начальных классов проще всего. Главное – предложить разнообразные занимательные задания, сделать процесс решения задач увлекательным, с элементами игры, и обеспечить умеренную сложность задач.

Примеры заданий по возрасту

К 3-4 классу мотивация у школьника часто снижается. Родителям важно не упустить этот момент и объяснить ребёнку, зачем вообще заниматься математикой и учиться решать задачи.

Логико-математические и другие развивающие игры по возрасту

Занимательные задачи по типу

В плане регулярных тренировок в любом возрасте должно быть выполнение заданий минимум 5-7 типов. Это поможет комплексному развитию логики у ребенка, познавательных, творческих и математических способностей.

Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику и смекалку:

  • Классические логические задачи. Учат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы.
  • Арифметические ребусы. Отличная отработка ключевых мыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.
  • Задачи на закономерности, последовательности. Помогают развить аналитические способности и творческое мышление.

Примеры заданий по типу

Источник

Валентина Бочкарева

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика дает огромные возможности для развития мышления, она оттачивает ум ребенка, учит логике. Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математики. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир (Смоленцева, Пустовойт, 2000).

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений в своей работе мы применяем, как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Применяя на практике с детьми инновационные формы работы, опираясь на индивидуальные особенности их психического развития, мы осуществляем дифференцированный подход к детям, у нас в группах создано много нетрадиционного дидактического материала, который позволяет обучать детей различным формам цвету, размеру и объему, учить детей сравнивать и решать задачи.

Для совершенствования результатов работы мы используем работы З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, О. В. Пустовойт, Т. И. Тарабариной, И. В. Елкиной и другие.

Находить общий язык с каждым ребенком нам удается благодаря хорошему знанию его индивидуальных особенностей и умелому использованию разнообразных игровых приемов. В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькулятор, компьютер, как составили календарь, кто изобрел приборы для измерения, какие задачи решали в старину.

Размышления над достоинствами и недостатками каждой новой идеи, мы вместе с детьми ищем ответ на вопрос, почему необходимо было ее совершенствование. При этом важен, естественно не конкретный ответ ребенка, а развивающий эффект, достигнутый в результате общения – возникновение его познавательного интереса, развитие эвристического мышления речи, расширение опыта и самостоятельности.Важно помнить народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!»

Для успешного усвоения программы ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для детей. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержаться в разного рода увлекательном математическом материале. На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал мы включаем в ход самого занятия или используем в конце его, когда наблюдается снижении умственной активности детей. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи, шутки уместны в ходе обучения, решения арифметических задач, действий над числами, формированием временных представлений. В самом начале занятия мы используем несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». В свободное время мы тоже используем занимательные математические игры для организации самостоятельной деятельности. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданию и по собственному замыслу. В таких занятиях формируютсяважные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения таких задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Читайте также:  Положение о качественном своеобразии в развитии аномального ребенка

Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умениях их «конструировать» предметами, знаками и словами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели и другие. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью мы на занятии в доступной пониманию ребенка форме знакомим с началами геометрии. Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня детьми, помогут им завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.

Дети очень любят математические праздники, которые мы проводим, как закрепляющее занятие по итогам определенной темы. Праздники строятся на игровых видах познавательной деятельности и информационно-развлекательном содержании. Эти праздники дарят детям любовь к математике. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Таким образом, мы считаем, что в процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям и желание их приобретать. Это является залогом успешного обучения детей математике в школе и способствует развитию логического мышления, творческого воображения и повышенного интеллектуального уровня детей.

Источник

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн – современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник

Елена Калинина

Развитие математических способностей дошкольников через логические игры

Читайте также:  Сшить игрушку для развития моторики у ребенка

Развитие математических способностей дошкольников через логические игры

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Это приводит к тому, что при обучении в школе запас заученных знаний кончается очень быстро, ребёнок не может самостоятельно выполнять мыслительные действия с математическим содержанием. Всё это очень быстро приводит к появлению “проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи.

В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. В работе с детьми необходимо использовать разнообразный речевой материал: веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, решение ребусов, разучивание считалок, поговорок, дразнилок. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление.

В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Организуя такую работу, основной целью является научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.

В работе с детьми рекомендуется широко использовать логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор». При совместной деятельности с детьми использовать математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность.

В своей работе следует также использовать математические упражнения, которые направлены на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. Дидактическая игра создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Очень часто использую в работе с детьми дидактические игры с математическим содержанием.

Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Обучая детей решению головоломок, следует придерживаться приему «от простого к сложному». Головоломки могут быть арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад, анаграмм). Такие головоломки предназначены для развития у детей сообразительности, логического мышления.

Детям от четырех до шести лет хорошо использовать для развитии упражнения на составление фигур из счетных палочек. Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями

В работе с детьми можно использовать считалки, которые интересны и доступны всем, при проведении занятий, подвижных игр, физкультминуток.

Огромную радость доставляют детям задачи на сообразительность. Следует начинать решать с более простых задач, которые по мере освоения можно постепенно усложнять.

Для развития у детей математических представлений используется занимательный материал, который подбирается исходя из цели образовательной области, уровня развития ребенка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.

Логические игры и упражнения направлены на умение детей мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам, находить отличия между предметами, решать устные задачи на поиск ответа путем рассуждений. Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов; чисел; арифметических действий; пространственно – временных отношений; многообразие геометрических форм. Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику.

Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логическихигр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в норме и с нарушением интеллекта

Средства, развивающие логическое мышление:

-стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации;

-игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях;

-занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности;

-загадки, задачи – шутки;

-игры-головоломки;

-игры с счетными палочками;

-разгадывание ребусов;

-блоки Дьенеша;

– палочки Кюизенера.

Важное условие для полноценного развития детей – очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.

Игры на развитие интеллектуальных способностей развивают способность анализировать сходство и различие предметов, которое совершенствуется в ходе решения задач «на сопоставление».Это интеллектуальная игра вида: «Одинаковое, разное у двух (трёх)». При выполнении заданий этого вида совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение

Очень любимы детьми логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание,такие как: “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему? “, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять … “. Она учит классифицировать и обобщать.

При использовании игр необходимо соблюдать некоторые условия:

•свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей;

• дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли;

• смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность;

• в игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;

• в игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, – это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» – поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

По сказке «Три медведя» – о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» – дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т. д.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Заключение

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно превратить его в интересную и увлекательную игру. Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т. д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.

Приложение

Упражнение “Прилагательные ассоциации”

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные.К примеру: стол – круглый; пруд – большой.

1. Снег –

2. Звезда –

3. Камень –

4. Пар –

5. Дом –

6. Трава –

7. Слово –

8. Бабушка –

9. Вода –

Упражнение “Глагольные ассоциации”

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы.К примеру: стол – стоит; пруд – блестит.

1. Человек –

2. Огурец –

3. Волк –

4. Самолёт –

5. Кузнечик –

6. Трава –

7. Облака –

8. Телевизор –

9. Вода –

10. Огонь –

Источник