Математические понятия для ребенка в 3 года

Маслова Валентина
Математическое развитие детей 3–4 лет

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.

Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике.

Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводится один раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально.

Брать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.

Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить с зданием, построенным над ямой. С чего же начать?

Счет – это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить и логически рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна машина.

Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника. В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – дело добровольное!

Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов.Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное – организовать это в форме игры.

Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.

Советую придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине.

Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев или ниже)

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их количестве. Что важно для четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства – неравенства предметов становится необходимым. Например,мама предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!»Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача.Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни.Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём попарного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий). Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся над головой, что ниже головы

Читайте также:  Конструктор ребенку на 3 года в одессе

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц, день недели. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три – ищи!» – говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо” и др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Математические игры для детей 3-4 лет

Считаем в дороге.

Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.

Математика и пластилин.

Для запоминания цифр и геометрических фигур ребенок вместе со взрослым лепит их из пластилина. Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком.

Накрываем на стол.

Кухня это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, поручить достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать!

Сложи квадрат.

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера – скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой – уже на три. Самый сложный вариант для малыша – набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Математические сказки.

Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, – ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

• “Теремок” поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. “Колобок” и “Репка” особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? “Три медведя” – это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение “Красной Шапочки” даст возможность поговорить о понятиях “длинный” и “короткий”. Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.

• Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – “Про козленка, который умел считать до десяти”. Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.

Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, “Котята” С. Михалкова или “Веселый счет” С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева.

Вот одна из них, “Считалка для ворон”:

•Я решил ворон считать:

• Раз, два, три, четыре, пять.

• Шесть ворона – на столбе,

• Семь ворона – на трубе,

• Восемь – села на плакат,

• Девять – кормит воронят.

• Ну а десять – это галка.

• Вот и кончилась считалка.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером.

Источник

Математические игры для детей от 2 до 3 лет помогут сформировать у детей базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа. Понятие количества, или понятие «много — мало» очень важно. Освоив его, малыш сможет перейти к сравнению «больше — меньше», а затем к счету.

В возрасте 2-3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).

Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.

 Много — мало 

Чему учимся: Сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов. 
Понадобится: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков. 

Как играть: Данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» 

В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. 

Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. 

Читайте также:  Прыщики на щеке у ребенка 3 года

Варианты: Если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.

 Ягодки на ладошке 

Чему учимся: Cложению, вычитанию; прямому и обратному счету; выделению единичного объекта из множества. 

Понадобится: 2 листа бумаги, 2-3 разноцветных фломастера, цветной картон, ножницы, мисочка или ведерко. 

Как играть: Вырежьте с ребенком 5-6 картонных ягод (круги диаметром 2-3 см) красного или синего цвета. Разложите их на полу и предложите малышу походить по «лесу» и собрать ягоды. Возьмите с собой «кузовочек». Им может стать ведерко, мисочка или корзинка. 

Спойте песенку «По малинку в сад пойдем…» или любую другую песню про ягодки. Ищите ягодки и, поднимая по одной, складывайте в свой «кузовок». «Вот сколько ягодок нашли!». 

Детям очень нравится эта математическая игра, поэтому вы можете предложить своему малышу снова разложить ягодки и снова собрать их. После игры соберите ягодки в «кузовок» и уберите до следующего раза. 
Когда вы решите снова поиграть в эту игру, скажите малышу: «Давай собирать ягодки прямо в ладошки». Разложите ягодки и, собирая, кладите прямо себе в руку: «Одна, еще одна! Две! У мамы две ягодки!» А теперь кладите ягодки в ладошку малышу: «Одна, еще одна, еще одна! Вот сколько! Три! А у Дани три ягодки!» Уберите со своей ладони одну ягодку: «А теперь сколько у мамы ягодок? Одна!» Уберите еще одну и спросите: «А теперь сколько?» И покажите малышу пустую ладошку: «Нет ягодок! Ноль!» Затем можно посчитать ягодки малыша. 

Варианты: Сядьте за стол и положите перед собой чистый лист бумаги. Посадите ребенка к себе на колени. Положите на лист бумаги свою ладонь, чуть разведите пальцы и обведите руку ярким фломастером. Уберите руку с листа и удивитесь: «Ой, получилась мамина ладошка!» Если малыш не сопротивляется, обведите и его ладошку. На одном листе бумаги получилось две ладошки — большая и маленькая! Теперь повторите игру с ягодками, накладывая ягодки на нарисованные ладошки. Можно раскладывать ягоды не одного, а двух цветов — красные и синие. 

С бумажными ладошками очень легко поиграть в сложение и вычитание. Положите на ладошку одну ягодку (любого цвета). Скажите: «Вот одна ягодка. Давай положим еще одну. Сколько стало? Правильно: две!» Можно показать на пустую ладошку рядом и сказать: «А тут нет ягод. Давай положим одну? Клади одну ягодку! Теперь сосчитаем, сколько получилось: на маминой ладошке две ягодки, а на Ваниной — одна! Сколько всего? Одна, две, три ягодки!» 

Таким образом, в данной математической игре для детей, вы можете пересчитывать, складывать, вычитать ягоды одного или двух цветов на одной и двух ладошках одновременно. Не стоит брать большое количество ягод. Для освоения операций сложения, вычитания, сравнения и пересчета вполне достаточно пяти ягод.

Мишка собирает ягоды 

Чему учимся: Счету; сравнению количеств; понятиям «больше — меньше», «много — мало». 

Понадобится: Ягоды из картона одинакового размера, но разного цвета, 3 различные емкости (мешочки, тарелки, корзинки), игрушечный мишка. 
Как играть: Разложите на ковре ягоды. Ходите каждый со своей корзинкой или мешочком, пойте и собирайте ягоды: По малинку в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Мы малинку наберем, наберем, наберем. Солнышко во дворе, а в саду тропинка. Сладкая ты моя, ягодка малинка. Потом сравните, у кого ягод больше. Посчитайте их. Варианты игры: Включите в игру любителя ягод и любимца детей — мишку. Пусть он собирает ягоды, разговаривая с малышом. Скажите ребенку, что мишка очень умный и умеет считать. Спросите у мишки, где ягод больше, а где меньше и почему, а потом пересчитайте его лапой ягоды, говоря за него: «Здесь пять ягод! Много!» Пусть и малыш поиграет за мишку. Мишка может собирать ягодки разного цвета, например зеленые (1 ягода) и красные (4 ягоды). 
Данные математические игры для детей позволят с интересом освоить ребенку базовые математические понятия: количество, величина, число, состав числа.

Найди пару

Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать

Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.

◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.

Счетные палочки

Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).

◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Яблоки созрели

Игра помогает освоить счет

Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.

◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.

◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.

◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.

◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.

Помоги собрать урожай

Игра способствует разбитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.

◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.

◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Две дороги

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.

◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.

◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

◈ Покатайте машины по дорогам.

◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.

Выбери дорогу

Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.

Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.

◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.

◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.

Матрёшка

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

◈ Почти все дети любят матрешки.

◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.

Кто быстрее

Игра помогает освоить понятия «длинное» – «короткое».

Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.

◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.

◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.

◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Горка

Игра способствует развитию логического мышления.

Необходимый инвентарь: картон или дощечки.

◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.

◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.

◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.

Читайте также:  Ребенку 3 года боится детей

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.

Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.

◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.

◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Геометрические фигуры

Игра учит различать предметы по цвету и форме

Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.

◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.

◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.

◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.

Разберемся

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.

◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

Один – туда, один – сюда

Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.

Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.

◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.

◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».

◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».

Много мало

Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями

Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.

◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.

◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).

◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.

«Раз ступенька…»

Игра помогает освоить счет

◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.

◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.

Геометрический магазин

Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет

Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.

◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.

◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.

Спрячь в ладошке

Игра развивает умение соотносишь предметы по величине

Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.

◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.

◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.

◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.

◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.

Раздай тарелочки

Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»

Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.

◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».

◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».

◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».

Грибок к грибку

Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»

Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.

◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».

◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.

Подбери крышку

Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов

Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.

◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.

◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.

◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

Бабушкины блины

Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Игра. Что катится?

Знакомство с формой предметов. 
Сделайте небольшую горку из наклонной дощечки. Положите перед ребенком кубик и шарик. Предложите соревнование у кого фигурка дальше укатится с горки.

Вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его.
Сделайте вывод вместе с ребенком: “Шарик катится, а кубик нет”. У кубика есть углы, которые мешают катится, а на шарике нет. Посмотрите в коробке с кубиками, какие еще фигуры могут катится.

Игра. Строим башню

Понятие “Большой – маленький”.
Дайте ребенку кубики  разных размеров (можно из разных конструкторов) и попросите построить высокую башню.

Пусть малыш убедится на собственном опыте, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше – меньше, а еще выше – совсем маленький. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения их можно прикладывать друг к другому.
Построив башню из кубиков, можно перейти к строительству башен из плоских фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Также для этого занятия можно изготовить магнитную мозаику из геометрических фигур. Подробнее о мозайке

Игра. Забавная геометрия

Изучаем фигуры

Разложите на полу листы цветной бумаги или бумажные домики с разноцветными крышами, а на них сверху геометрические фигуры того же цвета.

Если малыш еще не разбирается в фигурах, нарисуйте на фигурках смешные рожицы и объясните, что это забавные человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша поселить в домик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.

Можно плоские фигурки строить из магнитного конструктора. Сначала плоские – квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник. Такие модели очень точно показывают, сколько граней (палочек) и углов (шариков) у каждой фигуры.

А когда освоите плоские фигуры, можно уже переходить на объемные.
Только следите за шариками, они мелкие.

Источник