Массаж ребенка после 1 года

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА К 1.5-2 ГОДАМ:

— Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.

— Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.

— В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки, подниматься и спускаться.

— Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.

— Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч, при этом сохраняя свое равновесие.

— К двум годам начинает манипулировать с предметами.

— К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.

— К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.

Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.

НЕРВНО_ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

— Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

— Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.

— К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.

— К 2 годам к существительным добавляются прилагательные.

— Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи.

— Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.

— Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме.

— Правильно указывает на знакомые предметы.

— Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.

— Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.

— Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».

-Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.

— У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии.

-Дети в этом возрасте начинают фантазировать.
——————————————————————————————
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАССАЖА В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ:

— Общее укрепление организма.

— Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).

— Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.

-Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.

— Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.

— Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения.

— Развитие координации, ловкости и чувства равновесия.
——————————————————————————————

МАССАЖ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ:

— После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.

— На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.

— Используются активно все приемы массажа.

— Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.

-Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.

— Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.

— Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа.

— До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.

—————————————————————————-При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди, желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, так как Существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день, ребёнку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже применяются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы.

1. Массаж спины (особенно тщательно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, отдельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (преимущественно накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование или лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.

2. Ягодичная область- поглаживание (круговое или X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.

3. Массаж ног проводится поочерёдно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем- другой, после этого- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев или кольцевое 1-2 раза, разминание (одной или двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной или двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), если есть время и желание- хорошо промассировать каждый пальчик. Затем следует ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием, для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза каждый приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка, поглаживание (все приёмы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.

Мне н

Источник

Развивающая гимнастика и массаж детям 1—3 лет значительно отличаются от комплексов, выполняемых ранее. В этом возрасте малыши склонны к подражанию. Кроме того, что все свои действия взрослым нужно озвучивать, их можно показывать, сравнивать с движениями животных или сказочных персонажей.

Для детей от 1 до 3 лет характерна быстрая утомляемость, однако и восстанавливают силы они достаточно скоро. Поэтому занятия должны проходить с небольшими паузами, быть достаточно разнообразными.

Массаж детский после года: особенности выполнения

Во время процедуры пассивные и активные движения должны чередоваться. Причем первые всегда необходимо выполнять перед вторыми. Если малыш 1—3 лет не хочет делать массаж, убегает, не дается, то занятие лучше всего перенести на вторую половину дня, когда непоседа уже слегка устанет и не будет так активен.

Чтобы заинтересовать карапуза сеансы можно превращать в игру, давать новую куклу, зверушку. Однако ни в коем случае нельзя заставлять детей заниматься силой или криками. Также запрещается отвлекать их внимание во время сеансов лакомствами — малыш может подавиться.

Массаж для ребенка от 1 года до 3 лет делается с целью укрепления мышц, на которые приходится наибольшая нагрузка во время хождения:

  • Нижних конечностей.
  • Спинки.
  • Животика.

Манипуляции должны подготавливать еще недостаточно развитые мышцы и связки карапуза к увеличивающимся физическим нагрузкам.

Массаж после года ребенку направлен и на профилактику возникновения патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Плоскостопия.
  • Косолапости.
  • Искривления нижних конечностей.
  • Нарушений походки, осанки.

Большое внимание необходимо уделять массажу ладошек и пальчиков, а также стимуляции мелкой моторики детей. Учеными доказана безусловная связь между воздействием на эти части тела и развитием речи у малышей.

Массаж ребенку в 1, 2, 3 года: комплекс упражнений

При проведении процедуры детям этого возраста наряду с поглаживанием, разминанием и растиранием применяются легкие ударные прикосновения. Движения повторяются по 3 раза. Рекомендуется использовать следующий комплекс:

  1. Положить карапуза 1—3 лет на животик. Делать массаж спины, уделяя особое внимание поясничной зоне. Погладить всю поверхность этой части тела. Растереть спину, применяя пиление, граблеобразные прикосновения. Сделать несколько разминаний и пунктирных похлопываний по бокам.
  2. Сделать массаж ягодиц. Погладить, растереть каждую в отдельности, фиксируя зону второй рукой. Размять, легко пощипать, похлопать.
  3. Малыш по просьбе взрослого должен имитировать, что он колет дрова. Широко расставить ноги, наклониться, а руками сделать внизу замочек. Поднимать ладошки и с наклоном их опускать. Взрослый в это время должен приговаривать: Раз — дрова, два — дрова, раскололись вот едва! Бух — дрова, бах — дрова. Не одно полено — два. Массаж для годовалого ребенка может еще не включать это упражнение. Дети постарше уже должны легко выполнять такой активный элемент комплекса.
  4. Погладить кисти рук. Сделать массаж ладошек, каждого пальчика. Погладить, пощипать область верхних конечностей по направлению от запястий к плечам.
  5. Карапуз стоит, его ручки опущены. Упражнение направлено на имитацию порхания бабочки. Сначала он должен показать, как насекомое машет крыльями — поднять ручки в стороны, помахать кистями. Потом следует его попросить сложить крылья — карапуз должен согнуть ручки, прикоснувшись пальчиками к плечам. Последнее движение должно имитировать полет бабочки — кроха бегает по комнате и размахивает руками. Массаж для 2-летнего ребенка предусматривает выполнение этого элемента полностью. Дети помладше (1 года) могут последнее движение не делать.
  6. Выполнить массаж ног. Сначала отработать заднюю поверхность каждой конечности, после этого — переднюю. Погладить, растереть, размять бедра и голени. Сделать растирания ахиллового сухожилия. Отработать с помощью всех приемов стопу.
  7. Детей просят стать маленькими, а потом большими. В первом случае непоседа должен из положения стоя присесть, во втором — выпрямиться. В 2 года детский массаж предусматривает уже полностью самостоятельное выполнение этого упражнения. Малышам помладше можно помогать, слегка их поддерживая.
  8. Взять мячик, попросить непоседу удерживать его ступнями.
  9. Погладить и растереть по часовой стрелке живот. Вокруг пупка выполнить легкие пощипывания.
  10. Сделать велосипед: малыш, лежа на спине, поочередно сгибает и выпрямляет ножки. Массаж ребенку в 1 год обязательно должен включать это упражнение. Детям нравится такой элемент. Он прекрасно разрабатывает не только мускулатуру ног, но и мышцы брюшного пресса.
  11. Продолжить массаж с помощью поглаживаний грудной клетки. Растереть граблеобразным приемом кожу в направлении от середины груди — в стороны.
  12. Дети встают на четвереньки и имитируют кошечку: опуская голову — выгибают спинку вверх, а поднимая затылок — вниз.

Выполняя массаж детям от 1 до 3 лет, необходимо ориентироваться на двигательные навыки малышей. Если карапузу недоступно какое-либо активное упражнение, нужно отложить его выполнение и заменить более легким.

Чем старше становится непоседа, тем больше рекомендуется добавлять активных и игровых элементов. Должна вестись подготовка к тому, что детский массаж от 3 лет будет практически полностью состоять из них.

В свободное от занятий время взрослым необходимо стимулировать большую физическую активность детей. Поощрять лазания, ползания, ходьбу, беганье, организовывать игры с различными предметами: мячиком, палочкой, обручем.

Источник

Физическое развитие ребенка к 1.5-2 годам:

  • Повышенная двигательная активность, которая сочетается с недостаточно хорошей координацией движений, в связи с чем дети падают.
  • Могут одновременно выполнять движения руками и ногами. Но для них это координационно сложно, поэтому чаще всего многие движения они совершают попеременно.
  • В возрасте 1,5 лет дети начинают осваивать ступеньки,подниматься и спускаться.
  • Ребенок может пройти по относительно узкой дорожке, не нарушая ее границ.
  • Ближе к двум годам может относительно далеко бросить мяч,при этом сохраняя свое равновесие.
  • К двум годам начинает манипулировать с предметами/
  • К 3 годам ребенок может выполнять практически любые активные упражнения по просьбе взрослых.
  • К 3 годам уже достаточно развита координация движений, ловкость и чувство равновесия.

Надо предоставить ребенку достаточную свободу движений, это необходимое условие для дальнейшего развития ребенка. Ограничение его подвижности недопустимо.

Нервно-психическое развитие

  • Активно развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие.
  • Развивается понимание речи. Хотя в 1 год дети могут говорить всего 8-10 слов, но считается в пределах нормы, когда ребенок начинает разговаривать только в 3 годам.
  • К полутора годам ребенок пытается составлять предложения из 2-3 простых слов.
  • К 2 годам к существительным добавляются прилагательные. Развитие мелкой моторики пальцев рук способствует также и развитию речи. Массаж лица также способствует развитию навыка устной речи.
  • Ребенок в этом возрасте хорошо начинает различать предметы по форме. Правильно указывает на знакомые предметы.
  • Ребенок узнает цвета и может их подобрать по просьбе взрослых.
  • Собирает пирамидки, ставит кубики один на другой.
  • Может выполнять простые поручения взрослых. Например: «Принеси пожалуйста книжку».
  • Ребенок хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя. Реагирует на другие знакомые ему имена и лица.
  • У детей с двух лет в игре начинают присутствовать сюжетные линии. Дети в этом возрасте начинают фантазировать.

Цели и задачи массажа в этом возрасте

  • Общее укрепление организма.
  • Укрепление мышц, связочного аппарата, суставов, с акцентом на область спины, живота, ягодиц и нижних конечностей (на мышцах, участвующих в прямохождении).
  • Улучшение функций и ритма дыхания. По статистике дети болеют органами дыхания чаще в возрасте от 1 года до 3 лет. Соответственно целью массажа является укрепление дыхательной системы. Дыхательная система одна из основных, которым мы уделяем внимание.
  • Профилактика нарушений осанки. Естественные изгибы позвоночника у детей этого возраста уже сформированы, но еще не закреплены.
  • Профилактика развития плоскостопия. Как правило, такой диагноз ставится в возрасте около 4 лет. До этого возраста своды стопы еще только формируются. В два года, если ставится диагноз «плоскостопие», это еще не плоскостопие, а только предрасположенность к нему.
  • Профилактика деформаций нижних конечностей. Х-, О-образные, плосковальгусные (стопа вовнутрь), плосковарусные (наружу) стопы. Это может быть вследствие рахита, слабости связочного аппарата. Большая масса тела. Нервно-мышечные нарушения. 50% результата – это работа родителей.
  • Развитие координации, ловкости и чувства равновесия.

Массаж, его особенности.

  • После года массаж начинается с больших участков тела, как у взрослых, со спины. Этой последовательности можно и не придерживаться, подходить к ребенку ВСЕГДА индивидуально.
  • На конечностях: массаж мы начинаем с ближайшего отдела к периферическим лимфоузлам, сначала – плечо, затем предплечье, кисть, сначала – бедро, затем голень, стопа.
  • Направление движения не имеет значения, в случаях нормы.
  • Используются активно все приемы массажа.
  • Количество повторения каждого приема в среднем 3-5 раз, время массажа – 30-40, минут, в отдельных случаях длительность можно увеличить до 45 минут.
  • Так как чаще всего ребенок бывает непоседлив, то время занятия с ребенком чаще всего составляет: до 1 года – около часа, а после 1 года может доходить до 1,5 часов.
  • Если ребенок во время массажа засыпает, то гимнастику лучше делать до массажа.

Выполнять массаж ребенку после года допустимо в любом положении. И лежа, и сидя, и даже – стоя! Спину лучше делать либо лежа, либо сидя.

Гимнастика от 1 года до 3 лет. Правила при выполнении гимнастики у детей.

  • Упражнения должны быть на все группы мышц.
  • Все упражнения выполняются в игровой форме.
  • Все активные упражнения, которые может выполнять сам ребенок, взрослый выполняет вместе с ним. Можно подключать других детей в этой семье, и – взрослых.
  • Количество повторений в каждом упражнении – 3-5 раз. Каждое новое упражнение повторяется сначала 1-2 раза.
  • Начинать и заканчивать занятия лучше с любимого для ребенка упражнения.
  • Гимнастику желательно выполнять в утреннее время.
  • Занятия гимнастикой должны быть регулярными, ежедневными. Одним массажем недостатки не исправить! Массаж должен идти в комплексе с гимнастикой, с активными физическими упражнениями.
  • Ребенок должен быть одет соответственно времени года. Летом упражнения можно выполнять в одних трусах и маечке. Зимой – в зависимости от температуры воздуха в помещении. Температура окружающей среды должна быть 18-20 градусов. Зимой температура в помещении для занятий может доходить до 22 градусов.
  • Перед проведением гимнастики помещение должно проветриваться в течение 15 минут. Выполняются упражнения не натощак, но после еды должно пройти не менее 1 часа, а лучше – 1,5 часа. До еды занятия заканчиваются за час. Максимум – за 30 минут.

Источник