Массаж при задержке моторного развития у ребенка
Первый врач, к которому ребенок попадает на консультацию, – это педиатр. Плановое ежемесячно посещение педиатра позволяет вовремя определить есть ли задержка моторного развития у детей. Педиатры для оценки моторного развития ребёнка используют общепринятую возрастную шкалу, где каждому возрастному месяцу ребёнка соответствует определённый моторный навык.
психомоторное развитие
Сначала по возрасту ребёнок учится держать голову, затем переворачиваться, затем садиться, ползать, вставать на ноги, ходить. Но, исходя из практических наблюдений, можно отметить значительные возрастные вариации овладения навыком даже у здоровых детей. Примером этому может быть возраст начала самостоятельной ходьбы. В группе детей, находящихся под моим наблюдением, были несколько человек, которые пошли самостоятельно в 8 месяцев. Неврологи считают поздним сроком начало ходьбы 15 месяцев. После этого возраста не ходящие дети попадают в группу задержки моторного развития.
Если вам интересно оценить моторное развитие малыша самим, то можете воспользоваться тестами на 12 месяцев и оценочной шкалой, которую я составила специально для родителей. Тестирование моторных (двигательных) навыков поможет оценить соответствие общего психомоторного развития вашего ребенка возрастным нормам, продемонстрирует его успехи во время занятий и, соответственно, позволит сделать вывод о правильности выполнения и соблюдения вами рекомендаций специалистов.
Задержка моторного развития у детей может быть темповой, это бывает при неправильном уходе за ребенком, отсутствии должного внимания со стороны взрослых, отсутствия условий для активного бодрствования, у ослабленных детей после ряда инфекционных заболеваний или оперативных вмешательств, при нарушении питания: как при его недостатке, так и при избыточном питании. В этих случаях педиатр первым видит нарушения в развитии малыша, дает родителям советы по уходу и физическому воспитанию, либо при необходимости решает, к какому врачу-специалисту направить маленького пациента.
Задержка психомоторного развития
Задержка моторного развития у детей может быть не только темповая, но и психомоторная. Она может проявляться с возраста 1-2 месяцев, сначала в виде нарушения угасания безусловных врожденных рефлексов, затем в виде задержки формирования выпрямительных тонических рефлексов. Это ситуация более сложная, бывает при перинатальной патологии (т.е. поражении головного или спинного мозга ребенка во время беременности и/или родов). В этих случаях диагноз ставит невролог. Он оценивает не только моторное, но и психическое развитие ребенка, наличие у него двигательных нарушений, изменений мышечного тонуса. Из дополнительных методов обследования часто назначается чрезродничковая нейросонграфия.
Если с данными нарушениями не удается справиться в течение первого года жизни ребенка, то на втором году последствия перинатальной патологии для нервной системы могут перейти в минимальную мозговую дисфункцию(ММД).
ММД – это минимальная статико-моторная недостаточность. При расспросе родителей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. Отмечается неустойчивость, дети с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и содружественные движения пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении движений с участием мелкой моторики, нечетко выполняют координаторные пробы.
Какие специалисты могут помочь ребенку? Невролог после диагностики в сложных случаях назначает медикаментозную терапию: это могут быть препараты из группы ноотропов, витаминов, сосудистых. Физиотерапевты могут назначить курс электрофореза, озокерита, парафинотерапии, электростимуляции. Врач ЛФК, оценив двигательные стереотипы и мышечный тонус ребенка, подбирает для него комплекс гимнастических упражнений и дает рекомендации специалисту по массажу. В ряде случаев с проблемой можно справится, не применяя медикаментов, так как в приоритете остается лечебная физкультура и массаж. А чем может помочь остеопат, если есть задержка моторного развития у детей?
Рекомендации остеопата
Я, как врач с 20 летним стажем в области реабилитации детей с перинатальной патологией, в своей работе применяла все перечисленные выше методы. На сегодня могу с уверенностью сказать, что остеопатический метод коррекции нарушений хорошо сочетается с другими медикаментозными и немедикаментозными видами лечения, на порядок увеличивая эффективность терапии. В моей практике я обязательно совмещаю остеопатию с лечебной физкультурой по такой схеме:
1. диагностика соматических дисфункций и двигательных нарушений
2. остеопатическая коррекция дисфункций
3. комплекс индивидуально подобранных упражнений для выполнения на 1-2 недели
4. повторная остеопатическая коррекция дисфункций
5. новый комплекс упражнений на следующие 1-2 недели
Длительность курса будет зависеть от степени выраженности проблемы. Например, чем больше отстает ребенок в моторном и психическом развитии, тем дольше понадобиться его сопровождение по мере роста и взросления. Общие же тенденции таковы: по ходу остеопатического лечения и по мере тренировок у ребенка возрастает физическая выносливость. Малыш меньше устает во время повседневного бодрствования, хотя активность его постепенно начинает возрастать. Он реже просится на руки к родителям. У него появляются новые двигательные навыки. Лучше и легче получаются уже освоенные движения. Вместе с моторным (двигательным) развитием совершенствуются психические функции. Ребенок лучше концентрирует свое внимание. У него появляется интерес к исследованию окружающего его пространства и предметов. Он может самостоятельно занять себя игрушками. Начинают преобладать положительные эмоции – малыш чаще выглядит довольным. Во время активных игр с родителями и на самих занятиях вместо испуга и вздрагиваний появляется звонкий смех. Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, в том числе сна и бодрствования. После адекватной физической нагрузки ребенок быстрее засыпает, обычно без дополнительного укачивания. Сон становится более глубоким и продолжительным.
Если у вашего ребенка есть задержка моторного развития, то в дополнение к назначениям ваших лечащих врачей вы можете использовать тренировки, описанные в моей книге, строго придерживаясь рекомендаций.
Если нужна очная консультация и остеопатическое лечение
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграм.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграм.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
Продолжаем беседу с детским неврологом Евгенией Тихомировой. Сегодня затронем животрепещущие вопросы: нужен ли массаж, зачем делать ребенку уколы, эффективен ли электрофорез и что такое ноотропы.
Массаж только по показаниям
– Есть популярный форум, где на вопросы родителей отвечают специалисты. Так вот они часто пишут, что массаж не несет никакой пользы, уколы (актовегин, кортексин) могут даже навредить, электрофорез – прошлый век, пережиток прошлого. И, тем не менее, участковые неврологи продолжают делать назначения…
– Есть термин «доказательная медицина» – медицина, основанная на исследованиях, доказывающих эффективность и безопасность. Исследования разные по уровню доказательности, есть исследования «наивысшей пробы», есть спорные, плюс личный опыт врачей, плюс экспертное мнение. Но вся проблема в том, что есть вещи, которые доказать очень сложно, и многие исследования заканчиваются фразой: «нет точных данных», «требуются дальнейшие исследования», невозможно. И многое не доказано, потому что еще не доказывалось. Вообще детскую неврология штормит от гипердиагностики и избыточного лечения до полного нигилизма. Истина где-то посередине, согласны?
Нужно учитывать еще фактор страховой медицины в зарубежных странах: массаж и физиотерапия (электрофорез, магнитотерапия) невыгодны, трудоемки и неволшебны. Никого не излечивают, однако помогают в комплексе улучшить состояние. Исследовать их эффективность неинтересно.
Исследовать эффективность массажа сложно: она зависит от мастера и его техники. Есть данные, что конкретно на темпы освоения навыков массаж не влияет. И все же он влияет на мышечный тонус и чувство своего тела. А вкупе с гимнастикой – это единственный эффективный метод повлиять на двигательные нарушения у младенцев.
Большинство моих коллег, и я в том числе, за массаж, но по показаниям. Здоровым детям достаточно маминого массажа, детям с нарушениями мышечного тонуса – профессиональный.
Автор Ксения Кудрина
Нет заговора с фармкомпаниями
– А как быть с ноотропами, уколами?
– Вокруг ноотропов (определение здесь) в нашей стране ведется много горячих споров среди врачей. Да, их назначают отечественные неврологи, потому что видят в своей ежедневной практике положительный результат. Назначают из лучших побуждений, поверьте! Нет заговора с фармкомпаниями и злого умысла.
Зарубежных исследований по ноотропным препаратам нет, в нашей стране исследования ведутся, но они не «наивысшей пробы», поэтому доказать их эффективность сложно. Они относительно безопасны, за исключением аллергических реакций и лекарственной нагрузки. Но что скрывать: они не волшебные. Ноотропы никого не смогут научить ходить, говорить, читать. Если их и назначают, то не «для стимуляции» навыков, а с целью «подпитать», наладить связи между нейронами, «полечить» пострадавший от гипоксии мозг. Страдания мозга приводят к ЗМР, поэтому лечить пытаемся именно его, а не саму задержку развития. Другой вопрос, насколько это эффективно.
Уколы – только по существенным показаниям. Есть ведь много сладких сиропов, чего детей мучить? По парадокс в том, что они «работают» – после курса часто отмечают скачок в развитии. Все дело в том, что уколы – стресс для организма, а стресс подстегивает: «таак, в меня тычут чем-то острым, надо срочно мобилизоваться и ползти-бежать в безопасное место». И все же лучше «расшевелить» ребенка новыми впечатлениями: прогулками, бассейном и пр.
Любой контакт с мамой лечит
– Чем грозит ЗМР, если время упущено?
– Самые плохие последствия – это формирование стойкого двигательного дефицита: парезы, ДЦП. Но на пустом месте ДЦП не формируется – только если есть повреждение мозга.
«Золотое время» для реабилитации после тяжелых родов: с 4 до 12 месяцев, на этом этапе должны быть приняты все возможные меры, чем больше будет сделано, тем лучше конечный результат.
Если причина – состояния и болезни, которые лечатся (тот же рахит, целиакия, ВПС, эпилепсия и пр.) – нужно вовремя диагностировать и лечить. И не терять время! Задержка моторного развития переходит в задержку психического развития.
– Существуют ли безопасные рекомендации? Для мам, которые просто не могут ничего не делать.
– На самом деле, эффект плацебо работает и с детьми: любое взаимодействие с мамой лечит, мама «заряжает» ребенка своими установками. Безопасны и эффективны:
- Гимнастика – на укрепление мышц, на обучение навыку через многократное повторение, на развитие вестибулярного аппарата
- Плавание
- Занятия: по Глену Доману, по Монтессори, по логоритмике Железновой, по сенсорной интеграции и прочим методикам. Да, уже с полугода дети все впитывают. Главное, не переборщить с ранним развитием.
- Витамин Д
- Полезная еда: овощи, рыба, грудное молоко и все остальное.
Начало здесь.
Если хотите регулярно получать наши статьи – присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook
Автор фото Ксения Кудрина
я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени – мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» – это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества – на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…
Источник
Содержание
- Моторное развитие и его особенности
- График моторного развития ребенка
- Признаки задержки моторного развития
Рождение ребенка – праздник, который ждут с нетерпением родители. Однако, кроме радости от присутствия малыша, нужно и ухаживать, заботиться о нем. Самым напряженным можно назвать период до года. В это время все внимание родителей должно быть устремлено на наблюдение за тем, что умеет, чему ребенок научился за месяц, неделю, день…
Моторное развитие и его особенности
Моторные навыки ребенка, в первую очередь, зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, которые отвечают за осанку и равновесие. Даже если они работают хорошо, малыш не будет двигаться и сидеть тогда, когда мышечная структура не будет готова к удержанию веса и выполнению необходимой работы для передвижения.
Ребенок начнет хватать игрушки, сидеть, ползать, ходить только тогда, когда его тело и мозг достигнут определенного развития. Все это зависит от:
- здоровья родителей до зачатия;
- генетических факторов;
- предрасположенности семьи ребенка к разным заболеваниям;
- наличия или отсутствия хронических недугов матери до беременности;
- инфекционных острых болезней в процессе вынашивания;
- употребления алкоголя и курения родителями.
Начнет ребенок ходить в 7 месяцев и 3 дня либо в 11 месяцев и 6 дней зависит от программы моторного развития, которая им унаследована. Когда малыш начинает рано ходить, то соответственно, он рано приобретет и другие навыки. Однако, не доказано, что те дети, которые пошли рано, станут в будущем лучшими танцорами или спортсменами, чем те, кто научился ходить позднее.
График моторного развития ребенка
Малыш на 1 месяце жизни имеет повышенный тонус сгибательных мышц, вследствие чего его движения несколько ограничены. Работают только мышцы, отвечающие за жизненно важнейшие функции. Именно с 1 месяца начинается их развитие, и происходит это постепенно. Самыми первыми начинают созревать шейные мышцы.
На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике. Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность. Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию. В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.
В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.
На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.
На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.
6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.
Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.
Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.
В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.
9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.
На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.
В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.
Вышеописанная последовательность показывает, каким является порядок развития моторных навыков. Когда малыш по поведению и моторному развитию отличается от других детей, это не говорит о том, что он отстал в развитии. Помимо стандартного графика развития, каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности. Однако, когда он к определенному возрасту не имеет сформировавшихся моторных функций и навыков, то это считается задержкой развития моторики малыша.
Признаки задержки моторного развития
Для того чтобы определить нарушения в моторном развитии малыша, необходимо знать по каким признакам оно определяется. Они проявляются уже тогда, когда ребенок еще не ползает, ходит, сидит и играет с игрушками.
Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:
- в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
- в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
- в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
- в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
- в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
- в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
- в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
- в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
- в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
- в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
- в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.
Стоит заметить, что формирование хватательных движений, умение ходить, играть с игрушками окончательно происходит на 2 – 3 году. Однако, для того чтобы выявить нарушения моторного развития у грудничков, определиться с причиной и провести своевременную терапию, следует делать профилактические осмотры как педиатру, так и неврологу на 1, 3, 6 и 12 месяцах.
Как правило, по большей части симптоматика задержки проходит самостоятельно после достижения ребенком определенного возраста. Если отклонения серьезные, то назначаются сосудистые и витаминные препараты, и обязательно массажи. Когда ситуация крайне тяжелая, то используют рефлекторные стимуляции и ноотропы.
Бэби-кинг
Источник