Массаж языка ребенку для развития

Что такое массаж для развития речи?
Как он поможет улучшить речь ребенка?
Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?
На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.
Содержание:
- Логопедический массаж. Понятие
- Требования к проведению речевого массажа
- Какой специалист назначает речевой массаж
- Показания к проведению
- Противопоказания к применению
- Массаж ладошек для развития речи
- Приемы пассивного массажа
- Приемы активного массажа
- Массаж лица для развития речи
- Массаж лба
- Массаж щек
- Массаж рта
- Массаж подбородка
- Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Логопедический массаж. Понятие
Логопедический (речевой) массаж – это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие – речь заметно улучшается.
Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).
Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.
Требования к проведению речевого массажа
Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.
Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.
Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка – например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.
Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант – в одноразовых перчатках.
Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.
Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа – например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.
Какой специалист назначает речевой массаж
Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.
Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.
Показания к проведению
Показаниями к процедуре являются такие нарушения:
- ЗРР – задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
- дислалия (нарушение произношения звуков);
- дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
- ЗПР – задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).
Противопоказания к применению
Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:
- недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины – перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
- гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
- гематомы на массируемых участках;
- инфекционные раны на коже;
- эпилепсия;
- онкологические заболевания;
- туберкулез;
- болезни сосудов или капилляров;
- острые аллергические заболевания.
Массаж ладошек для развития речи
Массаж ладошек для развития речи
В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.
Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.
Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.
Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.
Приемы пассивного массажа
- «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.
- «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.
– Сорока-сорока, где была?
– Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
- «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.
Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.
- «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.
Толстушка-ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.
- «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.
Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Приемы активного массажа
- «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)
- «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!
- «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку – массаж 1 пальчика.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
– Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
– А пойдем, – сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
- «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
Массаж лица для развития речи
Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.
Массаж лба
Массаж проводится следующим способом:
- поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
- разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
- вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.
Массаж языка
Массаж щек
Далее массируют щеки:
- разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек – от уголков рта к вискам;
- легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.
Массаж рта
Этот участок массируют так:
- поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
- аналогичными движениями массируют нижнюю губу.
Массаж подбородка
Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.
Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития
Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.
При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.
Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.
Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.
Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.
Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.
Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.
Массаж проводится так:
- Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
- Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
- Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
- Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.
Логопедический (речевой) массаж – эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции – артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.
Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.
Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.
Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа – например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Применение логопедического массажа в детском возрасте помогает повысить качество произношения, улучшить тонус мышц, участвующих в формировании речи, позволяет научиться их расслаблять. Эта процедура важна для тех детей, у которых есть проблемы с произношением. Массаж языка ребенку для развития речи дает возможность работать с недостатками речевого аппарата.
Виды логомассажа
Для работы с детьми применяются различные виды логомассажа. Наиболее распространёнными видами являются:
- традиционный;
- зондовый;
- самомассаж;
- аппаратный;
- точечный;
- массаж Дьяковой.
Логомассаж
Традиционный вариант использует классические массажные приёмы. Для зондового применяются специальные инструменты. В этом случае выполнять массаж могут только те, кто прошёл соответствующее обучение.
Самомассаж позволяет обучить пациента делать логомассаж без помощи специалиста. Для аппаратных процедур используются специальные устройства (вакуумные, вибрационные и другие).
Точечный использует для работы с детьми методы традиционной медицины.
Важно! Массаж Дьяковой представляет собой методику, которая позволяет эффективно бороться с нарушениями речи у детей.
Цели логопедического массажа
Массаж предназначен для помощи ребенку в следующих случаях:
- У малыша не получается с нужной степенью отчетливости произносить слова и предложения.
- Если ребенок страдает от заикания.
- Мышцы, которые участвуют в артикуляции, имеют недостаточно хороший тонус.
- Когда развитие речевого аппарата в возрасте до трех лет проходит с отклонениями, имеющими неясную природу.
- Иногда недостатки речи могут проявляться не только в устной, но и в письменной речи. Этот массаж способен оказать помощь в тех случаях, когда дисграфия не связана с задержкой внутреннего развития.
- При дизартрии.
Ребенок не должен бояться
- Часто задержка в речевом развитии происходит одновременно с проблемами детского умственного развития. Но если малышу трудно разговаривать, но он развивается нормально (в этом случае нарушение называется «алалия»), то логопедический массаж будет ему полезен.
- Если возникла ЗРР (задержка речевого развития).
- При неправильной работе голосовых связок.
- Логопедический массаж позволит увеличить результативность проводимых с ребенком логопедических занятий.
- Эта процедура способна помочь при неконтролируемом слюноотделении у ребенка.
- Если малыш произносит слова с чрезмерным напряжением.
- При наличии ринолапии (когда при произношении слов резонирование в полости носа происходит в недостаточной степени).
- Если детские речевые нарушения обусловлены слишком короткой подъязычной уздечкой (при дислалии).
Дети, которые проходят процедуру логопедического массажа, демонстрируют прогресс в преодолении речевых недостатков.
У них отмечается следующее:
- Постепенно мышечный тонус речевых мускулов приходит в норму.
- Амплитуда движений при артикуляции становится больше.
- Уменьшается проявление различных отклонений при работе речевых мышц.
- Формируется правильная схема выполнения артикуляционных движений.
- Мышцы, которые работали ранее с недостаточной степенью сокращения, теперь работают с большей интенсивностью.
Важно! Регулярное прохождение курса логопедического массажа позволит детям ощутить значительный прогресс в развитии речевых навыков.
Зондовый логопедический массаж
Для проведения такого вида массажа необходимо пройти профессиональное обучение. Специалист должен знать, что и зачем необходимо сделать. В этом случае для работы используются специальные приспособления – зонды. При этом:
- Обкалывание языка выполняется при помощи вилочкового зонда.
- Восьмерка применяется для проведения нажатий на язык.
- Зонды-саночки имеют несколько разновидностей. С их помощью выполняется стимуляция волокон мышц при помощи надавливаний на него.
- Топорик используется для надавливающих и скользящих массажных движений.
Применяются также другие разновидности зондов для проведения массажа.
Логопедический массаж языка зубной щеткой
Проводя такую процедуру, нужно правильно выбрать зубную щетку. У нее должна быть мягкая щетина. Необходимо купить бинт, чтобы сделать несколько тампонов, которые нужно будет подложить под язык во время процедуры для того, чтобы они впитывали слюну.
При массаже языка необходимо делать кругообразные движения щеткой в поперечной направленности. При этом не должно быть сильного надавливания.
Как делать логопедический массаж самостоятельно
Важно! Когда родители проводят массаж своему ребенку, нужно с ним постоянно общаться для того, чтобы он во время процедуры чувствовал себя уверенно.
В основе всех движений при проведении процедуры лежат поглаживание и легкая вибрация. Надавливания должны делаться без усилий. Вибрация помогает лучше расслабить мышцы. Поглаживания делают осторожными круговыми движениями.
Для того, чтобы улучшить качество проводимой процедуры, родителям может быть полезно взять несколько уроков у профессионалов.
Противопоказания для массажа: когда делать не стоит
Хотя проведение такой процедуры способно оказать значительную помощь ребенку, в некоторых случаях его использование может принести вред.
При этом имеются противопоказания:
- его нельзя делать детям, которые страдают от заболеваний капилляров и крови;
- запрещено проводить тем, у кого имеются онкологические заболевания;
- при наличии склонности к образованию тромбов;
- в то время, когда малыш болеет острыми респираторными заболеваниями;
- при наличии стоматита или коньюнктивита;
- если у ребенка судороги;
Зондовый массаж
- когда малыш страдает от фурункулеза;
- при наличии порезов или других повреждений кожи, на месте которых образовались воспаления;
- при наличии синяков там, где выполняется массаж;
- когда ребенок имеет грибковое заболевание;
- если лимфатические узлы увеличены;
- массаж нельзя делать тем, у кого имеются воспаления или гнойные высыпания на коже, а также тем, кто болеет герпесом.
Важно! Кроме перечисленных противопоказаний необходимо учитывать, что у малыша может быть повышенная чувствительность к такой процедуре, что не позволяет использовать при его лечении логомассаж.
Специфика логомассажа в условиях дома
При проведении процедуры родителями дома необходимо обеспечить малышу такие условия, чтобы он не испытывал страха перед процедурой. Поэтому чем младше ребенок, тем менее продолжительным должно быть занятие. Например, для грудничка достаточно на первом сеансе потратить не более двух минут, а для трехлетнего ребенка логопедический массаж языка нужно увеличить до 5 минут. Рекомендуется создать малышу обстановку, в которой он будет чувствовать уверенность – положить рядом любимые игрушки, читать ему любимую сказку.
Условия для проведения процедуры дома
Логопедический массаж для детей в домашних условиях проводится в светлом и хорошо проветриваемом помещении. Нужно, чтобы для ребенка не было причин отвлекаться. Иногда дети нервничают во время процедуры. Поэтому рекомендуется, чтобы продолжительность занятия увеличивалась постепенно, а первый сеанс массажа происходил не дольше 5 минут.
Логопедический массаж языка для детей
Для того, чтобы провести логомассаж, необходимо действовать в соответствии с пошаговой инструкцией:
Использование зонда
- Процедура начинается с того, что массажист делает щадящие поглаживающие движения по коже лица.
- Работа с продольной мышцей проводится в направлении от корня языка к внешней части.
- Логопедом выполняются надавливания на поперечные мышцы: движение начинают в центре языка и продолжают по направлению к боковому краю.
- Внутри ротовой полости проводятся поглаживания по всей ее поверхности в различных направлениях.
- Делают легкие похлопывания по поверхности языка на всем его протяжении.
- Массажист выполняет надавливания на продольную мышцу.
- Проводится обработка уздечки языка с помощью вертикальных движений.
- С использованием салфетки, сделанной из марли, делают перетирающие массажные движения.
Важно! Для того, чтобы был оказан лечебный эффект, нужно провести цикл процедур, состоящий из 10-20 сеансов. После окончания надо сделать перерыв длительностью 4-8 недель и повторить все снова.
Логопедический массаж лица для детей
Логомассаж можно проводить в домашних условиях, при этом важно создать такие условия, чтобы во время проведения процедуры малыш не отвлекался.
Технология проведения логопедического массажа лица
Проведение логопедического массажа лица для детей начинается с поглаживающих движений, которые начинаются с середины лба и делаются по направлению к височной области.
Массаж лица
При этом нужно делать поочередно то разминающие движения, то вибрационные.
При обработке щек движения направлены от уголков рта по направлению к вискам. Его делают при помощи растягивающих и разминающих движений. Затем необходимо сделать несколько поглаживающих легких движений, направленных от скул к нижней челюсти.
При массаже носа начинают с поглаживания его крыльев. Затем выполняют массирование носогубной складки, делая движения от краев носа по направлению к краям рта.
Далее проводится обработка губ. При этом массажные движения начинаются с середины верхней губы по направлению к углам рта. Затем таким же образом происходит обработка нижней губы.
Далее нужно промассировать подбородок. Его разминают, начиная с центральной части и двигаются по направлению к уголкам рта.
В заключительной части процедуры выполняют массаж шеи вдоль грудинно-ключично-сосцевидной мышцы.
На этом массаж лица заканчивается.
Проведение логопедического массажа способно существенно помочь развитию ребенка. Однако проводиться такой массаж должен качественно и в соответствии с правилами логопедии. Только при этом условии он будет эффективен.
Источник