Массаж и закаливание ребенка до 1 года

Массаж и закаливание ребенка до 1 года thumbnail

Массаж и закаливание ребенка до 1 года

Техника общеукрепляющего детского массажа до года

Прежде чем начать выполнять массаж для новорожденных, нужно ознакомиться с основной техникой выполнения приемов. Следите за тем, чтобы первые сеансы проходили не более 5 минут. Со временем можно увеличивать время, дойдя до 15 минут. Но все же, каждый малыш индивидуален, и если он начал капризничать, стоит отказаться от сеанса.

Все выполняемые упражнения должны быть плавными, нежными и мягкими. Никаких резких движений. Выполняются четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Поглаживание. Данную технику можно применять буквально с первых дней жизни крохи. Теплые и нежные прикосновения действуют благотворно на центральную нервную систему. В первые три месяца применяют исключительно поглаживание. В дальнейшем, этим видом приема можно заканчивать последующие приемы и применять его между разминанием и вибрацией. Нежное поглаживание служит неким подготовительным процессом к дальнейшим манипуляциям.

Растирание. Данный прием рекомендуют применять, когда малышу исполнится 3 месяца. Растирание выполняется более интенсивными, но аккуратными движениями. Прием выполняется именно растирающими движениями, а не растягивающими. Растирание выполняется посредством большого пальца, либо основанием ладони.

Разминание. Прием разминание выполняется энергичными, но мягкими движениями. Помните, что кожа малыша очень чувствительная и нежна. Посредством этого приема происходит воздействие на мышцы ребенка. Первые сеансы будут неприятны малышу. Можно отвлечь ребенка яркой игрушкой, разговаривайте с ним. В последствии он привыкнет к сеансам массажа. Начинать стоит с нескольких минут, постепенно увеличивая время. Прием выполняется с помощью подушечек пальцев, нежно пощипывая кожу.

Вибрация. Прием вибрация выполняется с помощью подушечек пальцев и ребра ладони. Выполняются мягкие постукивания и поколачивания. Сильные надавливания запрещены. Как правило, прием вибрация применяют при массаже спины и груди.

Массаж ребенку 1-3 месяцев

Массаж ребенку 1 месяц практически не отличается от массажа для 2 месячного ребенка. Массаж для 3 месячного ребенка направлен на то, чтобы максимально адаптировать ребенка к окружающему миру. В этом возрасте применяется прием поглаживание.

1. Начинать стоит с рук. Сначала кладем ребенка на спину и начинаем выполнять поглаживающие движения. Движения выполняются строго от кисти к локтю, от локтя к плечу.

2. Переходим к ногам. Ребенок все так же лежит на спине. Массаж выполняется на всей поверхности бедра, за исключением области колена и передней части голени. Массаж стоп выполняется большим пальцем, круговыми движениями.

3. Массаж груди выполняется от середины к сторонам, постепенно спускаясь к животу. Здесь выполняются круговые движения по часовой стрелке. Они так же полезны и эффективны при болях в животе.

4. После можно переходить к массажу спины. Для этого выполняйте поглаживания снизу вверх, поочередно меняя ладонь и тыльную сторону руки. Пять повторов для каждого приема будет достаточно.

Массаж ребенку 4 месяцев

 Как правило, в этом возрасте малыш должен хорошо держать головку, лежа на животе. в виде растираний будет отличной подготовительной основой для мышц. Помните, начинать и заканчивать каждую процедуру стоит с приема поглаживание.

1. Также начинаем с рук. Для этого нужно большим и средним пальцами обхватить запястье ребенка и двигаться по направлению к локтю, а от локтя к плечу. Движения должны быть плавными и скручивающими. Сначала промассируйте данным образом одну руку, затем другую и переходите к массажу ног аналогичным образом.

2. Массаж стоп выполняется круговыми движениями посредством большого пальца от пяточки к пальцам. Можно добавить к основному приему легкие постукивания.

3. Массаж груди выполняется очень аккуратно и энергично. Двигаться нужно от середины груди к краю. Ни в коем случае не нужно давить. «Рисуйте» круги по часовой стрелке.

4. Растирание спины и ягодиц выполняется посредством подушечек согнутых пальцев. Руки поочередно должны двигаться, смещая кожу вверх вниз.

Массаж ребенку 5-6 месяцев

Как правило, в этом возрасте малыши переворачиваются на животик. Поэтому, мышцы живота и спины должны быть подготовлены хорошо. К основным приемам добавляется прием разминание. Значит, все упражнения выполняются по плану, только после растирания добавляется разминание.

Приемы массажа для 4 месячного ребенка аналогичны для 6 месячного.

1. Массаж ног выполняется при помощи разминания. Не забывайте, все упражнения мягкие, аккуратные и нежные.

2. Массаж живота дополняется новым приемов – пощипывание вокруг пупка. С помощью этого приема можно хорошо укрепить мышцы живота. Ребенок получит от этого огромное удовольствие.

3. Массаж спины и ягодиц так же добавляется новым приемом – пиление. Пиление выполняется с помощью ребра ладони, двигаясь вверх-вниз. Завершите массаж легким поглаживанием.

Массаж ребенку 6-12 месяцев

Массаж ребенку 6 месяцев выполняется с помощью идентичных приемов, что и массаж 4 месячного ребенка. С возрастом можно увеличивать время проведения массажа. Начинать выполнять массаж лучше с самого рождения малыша, предварительно проконсультировавшись со своим лечащим врачом. можно начинать в этом возрасте и детский точечный массаж.

Читайте также:  На затылке шишка у ребенку 1 год

 Массаж и закаливание ребенка до 1 года

Закаливание

Закаливание детей до года – это очень важный момент, который никак нельзя упускать из виду. Организм новорожденного малыша очень нуждается в поддержке. 

 Закаливание воздухом

Температура в помещении, где постоянно находится новорожденный, должна быть не выше 22-24 градусов. И для закаливания можно постепенно понижать температуру на 1-2 градуса. В теплое время года форточку или дверь на балкон можно вообще не закрывать, в осенью и зимой – обязательно проветривать помещение несколько раз в день.

При переодевании ребенка ежедневно следует принимать воздушные ванны. Продолжительность первых  воздушных ванн обычно составляет 2-3 минуты. Далее их можно увеличивать, постепенно доводя до 10 минут 2 раза в день (в первом полугодии жизни ребенка) и 15 минут 2-3 раза в день – во втором полугодии. 

 Закаливание воздухом происходит и на прогулках. Первые прогулки не стоит затягивать надолго, 15 минут для начала будет вполне достаточно. Постепенно время пребывания на улице увеличивается до 1-2 часов. Летом гулять можно еще дольше.

Солнечные лучи: как закалять грудничка солнцем?

Стоит напомнить, что именно на солнце в нашем организме начинает вырабатываться столь необходимый для здоровья витамин Д. Поэтому ребенку обязательно нужно бывать на солнце. Но в этом вопросе есть несколько нюансов, о которых следует знать. Во-первых, находиться под прямыми солнечными лучами ребенку крайне вредно. Гораздо лучше для малыша побыть на прогулке в тени деревьев. Если ребенку нравятся эти процедуры, то солнечные ванны принимают 2 раза в день – до 11 и после 16 часов. Оптимальная температура все та же – 22 градуса.

Закаливание детей до года водой

Самые первые процедуры — это обычное подмывание теплой водой и умывание всех открытых частей тела. Температура воды при этом не ниже 28 градусов. Далее, можно приступить к обтиранию всего тела, в сочетании с массажем – легкими круговыми движениями по детскому телу — это дает прекрасный укрепляющий эффект. Вода для обтирания для начала должна быть примерно 34 градуса, постепенно её можно снижать до 23 (снижать температуру следует на полградуса в день). К обливанию же стоит переходить уже после того, как обтирания становятся привычными для новорожденного, и он переносит их спокойно. Температура воды снижается в обычном порядке — на полградуса в день. Начинать обливание стоит с ног, постепенно поднимаясь и затрагивая остальные участки тела.

Противопоказания

Прежде чем начать выполнять процедуру, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Если врач выявил нижеперечисленные заболевания, вам нельзя выполнять процедуру.

  • Острые лихорадочные заболевания;
  • Воспалительные поражения кожного покрова;
  • Заболевания, сопровождающие болезненностью костей;
  • Острые формы артрита, нефрита;
  • Врожденный порок сердца;
  • Выпадение органов брюшной полости;

Автор: Тимофеева Е. Н., Жигжитова Е. В.

*Настоящий документ является интеллектуальной собственностью ГБУЗ «Городская поликлиника №3» и не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и использован иным образом без разрешения ГБУЗ «Городская поликлиника №3».

Дополнительную информацию Вы можете найти на

  1. Союз педиатров России
  2. Портал о здоровом образе жизни

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период грудного возраста – 3 часть.

Лекции по здоровому ребенку – №7.

Искусственное вскармливание.

Это питание ребенка смесями, при этом грудное молоко или полностью отсутствует или составляет менее 1/5 суточного объема питания. Правила проведения искусственного вскармливания: – Стерильность – обеспечивается тщательным мытьем рук, соски, соблюдения сроков и условия хранения продуктов питания. – Смесь готовят непосредственно перед кормлением. – Соски. Главное – подходящий размер отверстия. Он должен быть настолько маленьким, чтобы ребенок, прикладывал активные усилия при сосании, но мог высосать необходимое количество молока. При опрокидывании бутылки молоко из соски должно вытекать каплями. – Суточный долженствующий объем пищи такой же, как при естественном вскармливании и рассчитывается теми же способами. – Количество кормлений в сутки необходимо уменьшить на одно, если ребенок перешел на искусственное вскармливание до 2-3 месяцев жизни и кормится не менее 5 раз, не более 6 раз. – В целях коррекции витаминного и минерального состава пищевые добавки, прикормы при искусственном вскармливании вводятся на 2-4 недели раньше, чем при естественном.

Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 – месячного возраста до 1 – 1,5 лет жизни одновременно с гимнастикой. По специальным показаниям массаж назначают и раньше. Под влиянием массажа расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывается тонизирующее влияние на цнс. Процедуру выполняют ежедневно через 40-45 минут после приема пищи в течение 6-12 минут одновременно с гимнастикой. Нельзя выполнять массаж сразу после еды, а также перед сном. Хорошо сочетать массаж и гимнастику с воздушными и световоздушными ваннами. Комнату предварительно проветривают, t в ней должна быть не ниже +20 градусов. Стол необходимо накрыть одеялом, клеенкой и простыней. Руки массирующего должны быть чистыми, теплыми, без ссадин и огрубления, с коротко остриженными , без колец и часов. Присыпки и вазелин при общем массаже у детей не используют. Ребенка для расслабления мышц тела укладывают, массажист располагается напротив. Во время занятий следует разговаривать с ребенком, поддерживать у него радостное настроение. Беспокойство и плач – сигнал для прекращения массажа. Существуют следующие приборы общего и местного массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание (вибрация). Основным приемом массажа является поглаживание: им начинают и заканчивают процедуру массажа. Детям старше 3 месяцев рекомендуют выполнять растирание, разминание и легкое поколачивание.

Читайте также:  Ребенку 1 год упал с кровати головой вниз шишка

Гимнастика усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребенка. Гимнастические упражнения у детей раннего возраста по характеру движений и участию в них ребенка подразделяются на рефлекторные, пассивные и активные; по участию определенных мышечных групп различают упражнения для рук и плечевого пояса, ног и стоп, спины, позвоночника и брюшного пресса. Выполнение гимнастических упражнений направлено на развитие координации, равновесия, увеличения глубины дыхания. Предлагаемые упражнения должны соответствовать двигательным умениям детей (не возрастным, а фактическим) и не быть насильственными. Выполнять комплексы, разработанные для более старших возрастных групп, недопустимо. Необходимо строго учитывать анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, так как чрезмерная и ранняя нагрузка на нижние конечности может привести к плоскостопию, нарушению осанки и деформации костей; пассивно-вынужденные движения способствуют растягиванию суставной сумки и связок. Физиологическая нагрузка регулируется количеством повторных движений, их ритмом, продолжительностью занятий. Упражнения проводят от более легких по нагрузке к более трудным. Чтобы избежать переутомления одной группы мышц, не следует повторять упражнения более 5-6 раз. Желательно периодически менять комплексы с целью повышения интереса и уменьшения усталости. Нельзя принуждать ребенка выполнять гимнастику.

Закаливание – это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к меняющимся условиям среды, возрастает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, стимулируется физическое и нервно-психическое развитие, повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. С целью закаливания используют естественные природные факторы: воздух, солнце и воду. Оптимальный эффект наблюдается при комбинированном воздействии.

Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих правил и принципов:

– Начинать и проводить закаливание только при условии полного здоровья ребенка; – Закаливающие мероприятия должны проводиться только на фоне оптимального теплового состояния детей (начинать их в теплое время года); – Обязательным условием закаливания является положительная эмоциональная настроенность детей; – Начинать закаливание следует с индифферентных или слабых воздействий, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора; – Воздействие закаливающих агентов следует направлять к различным участкам тела; – Закаливающие воздействия не должны быть монотнными, их следует варьировать по силе, продолжительности, использовать в сочетании с физическими упражнениями или без них; – Возобновление закаливающих процедур после длительного перерыва (10 дней и дольше) следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале; – Закаливание проводятся систематически; – При проведении закаливания используется комплексное воздействие природных факторов; – Закаливающее воздействие следует индивидуализировать, т.е. дифференцировать в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, уровня закаленности. Поэтому при проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3 группы детей: 1 группа – здоровые, ранее закаливаемые дети; 2 группа – здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «групп риска»); 3 группа – ослабленные дети (часто болеющие, имеющие хронические очаги инфекции, реконвалесценты заболеваний и т.д.). При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4 градуса выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным. Выделяют 3 режима закаливания: – начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры с постоянным агентом, обязательно заканчивающиеся теплом); – оптимальный – стандартная методика; – специальный – интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции. Детям 1 группы можно сразу назначать оптимальный режим с последующим переходом на специальный. Детям 2 группы закаливание проводят с начального режима, а затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально. Детям 3 группы закаливание длительно (не менее 1,5 мес.) ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим для этой группы детей не используется. Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе (температура, площадь) и длительности воздействующего фактора с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширное поражение кожи, тяжелые травмы. Если имел место перерыв в закаливании от 5 до 10 дней, при возобновлении закаливания следует холодовые воздействия ослаблять на 2-3 градуса по сравнению с температурой, используемой при последней перед перерывом процедуре. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 градуса по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвратиться к начальной методике.

Читайте также:  Ребенок 1 год не засыпает без укачивания

Закаливающие мероприятия, осуществляемые в повседневной жизни: – Поддержание температуры воздуха в помещении в пределах нормы: для детей первых месяцев жизни t воздуха в помещении не должна превышать 22 градуса, а для детей второго полугодия жизни – 20-19 градусов; – Регулярное проветривание помещения в присутствии детей; – Воздействие пульсирующего микроклимата за счет перепадов температуры воздуха в разных помещениях; – Одежда детей, обеспечивающая тепловой комфорт; – Частичные воздушные ванны в облегченной одежде; – Воздушные ванны при переодевании (3-5 минут во время подготовки ко сну); – Прогулки (3,5-4 часа) в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка; – Дневной сон детей без ночных рубашек и маек; – Сон детей в помещении с открытыми фрамугами; – Ежедневные гигиенические процедуры – умывание, мытье рук до локтя, шеи, мытье ног; – Проведение утренней гимнастики на игровых площадках; – Оптимальные санитарно-гигиенические условия внешней среды дома и в детском дошкольном учреждении.

Специальные методы и формы закаливания: – частичные и общие воздушные (летом свето-воздушные) ванны; – местные и общие водные процедуры. Специальные формы закаливания следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим.

Проведение воздушных ванн, как и прочих закаливающих специальных процедур, целесообразно осуществлять утром либо в вечернее время – в 17-18 часов, спустя 30-40 минут после кормления. В процессе проведения воздушной ванны детей первого года жизни несколько раз поворачивают со спины на живот и обратно. Противопоказания к принятию воздушных ванн: острые инфекционные заболевания, повышение t тела у ребенка по невыясненной причине.

Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. В помещении, где находится ребенок, следует создать оптимальные гигиенические условия: проветривать помещение не менее 4-6 раз в день по 10-15 минут, регулярно проводить влажную уборку. Для создания теплового комфорта ребенку необходимо правильно выбрать детскую одежду: она должна смягчать метеорологическое влияние, хорошо впитывать и испарять влагу, быть воздухопроницаемой и не стеснять движений. Начинают проводить закаливание детей до 3 месяцев при t воздуха +23 градуса, с3месдо года – +22 градуса. Каждые 3-4 дня t воздуха снижается на 1 градус и доводится до +17-18 градусов в зависимости от физического состояния и самочувствия ребенка. Облегчение одежды при проведении воздушных ванн осуществляется постепенно. Продолжительность процедуры – 5-6 минут в первом полугодие жизни и 12 минут – во втором. Прогулки на открытом воздухе начинают сразу после выписки из роддома, в осеннее-зимнее время с 2-3 – недельного возраста при t не ниже -5 градусов, после 3 месяцев жизни – не ниже -10 градусов. Длительность прогулок зимой вначале составляет 15-20 минут, затем не менее 1-1,5 часа 2-3 раза в день. В летнее время при хорошей погоде дети должны находиться на воздухе весь день.

Закаливание водой – начинают проводить с раннего возраста. Водные процедуры могут быть местными (умывание, местное обтирание, обливание ног) и общими (полное обтирание, обливание, ванна). Для умывания вначале используют теплую воду, затеи ее температуру понижают (на 1 градус каждые 2-3 дня) до 15-16 градусов. Важно умывать не только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, подмышечные впадины. Обтирание (местное и общее) начинают с 6-месячного возраста. Стартовая t – 33-32 градуса. Постепенно ее снижают детям 1-го года жизни до 28 градусов. Смоченной и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала руки (от пальчиков до плеча), через 3 дня начинают обтирать грудь, затем спину, живот, ноги и все тело. После водной процедуры растирают тело сухим махровым полотенцем. Длительность обтирания составляет 6-8 минут. Мощным закаливающим средством является ванна. Целесообразно учить плавать детей в домашних условиях, начиная с возраста 14-15 дней. Закаливание солнечными лучами детям первого года жизни не рекомендуется.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7462; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник